Воспитание на основе истории и культурных традиций своего народа учащихся начальной школы.
материал
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
«Храни огонь родного очага!»
Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он.
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учили в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять...
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
О.Фокина (1975)
Своё выступление я хочу начать со слов В.А. Сухомлинского: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Слово «патриотизм» происходит от латинского слова «patris», что означает «родина», «отечество». Подлинными патриотами нашей страны на протяжении всей ее истории были и остаются создатели материальных ценностей, создатели и носители лучших черт национальной культуры. Они составляют большинство народа России. А Родина - это, прежде всего, народ. Чувство национальной гордости - неотъемлемая часть патриотизма. Это гордость за свой народ, за его вклад в развитие культуры, в прогресс человечества.
Формирование у учащихся уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе.
Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игра - могут решить эту задачу. В каждом из этих видов деятельности школьник может совершить патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. В процессе учебно-воспитательной работы учащиеся получают знания о прошлом и настоящем нашей страны, народов других стран, познают процесс развития России. Патриотические убеждения по мере перехода учащихся из класса в класс углубляются и становятся все более стойкими. Большое значение в воспитании патриотических убеждений имеют чувства. Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре. У учащихся воспитывается уважение к народам и национальным традициям разных стран, мировой науке и культуре.
Воспитание патриотизма достигается всей многообразной учебно-воспитательной работой, осуществляемой школой, семьей, общественными организациями. Чувство любви к Родине начинает формироваться у школьника в раннем детстве, под влиянием семьи, всей окружающей обстановки. Родители воздействуют на своих детей не только словом. Они воспитывают патриотические чувства личным примером служения Родине, своим трудом, общественной активностью, заинтересованностью в благе народа. Но многие родители не ограничиваются этим и используют в целях воспитания у своих детей патриотизма такие средства, как беседы, посещение музеев, выставок, прогулки по городу, экскурсии.
Большие возможности в формировании у учащихся патриотических взглядов и убеждений имеют учебные предметы, преподаваемые в школе. К числу таких предметов относятся Окружающий мир, литературное чтение и ОРКиСЭ, обладающие большим воспитательным потенциалом.
На протяжении всего курса изучения Окружающего мира учащиеся знакомятся с различными уголками нашей страны. В формировании образа Родины большую роль играет изучение природных объектов. Природные объекты обладают большими воспитательными ценностями. Они связывают школьников с историей, культурой, национальными традициями, памятниками архитектуры - всем тем, что воспитывает патриотизм. Без созерцания детьми природных объектов невозможно их воспитание патриотами своей страны. Английский философ Джон Рескин писал: «Может быть, в этом созерцании картин родной природы заключается источник многих великих идей, руководящих миром и основа патриотизма. Пейзаж является любимым обличьем матери-родины. И чем прекраснее будет эта картина дикой природы, тем сильнее мы будем любить родину, образом которой он является». Любовь к Родине и любовь к природе - вещи взаимосвязанные. Без любви к природе невозможна любовь к Родине. Поэтому эколого-воспитательную ценность природы можно рассматривать как составную часть воспитания патриотизма.
Природа во всех своих нетронутых человеком участках есть великий музей, необходимый для нашего дальнейшего просвещения и умственного развития. Красивые природные ландшафты всесторонне положительно влияют на человека: во-первых, вызывают положительные эмоции; во-вторых, снимают стресс, восстанавливают силы; в-третьих, усиливают познавательные функции. Нет ни одной области культуры, которая бы не черпала формы и вдохновение из природы. Многие нации используют образы природы как символы государств.
Близкие сердцу картины родной земли часто связаны у нас с воспоминаниями детства. Они служат точкой опоры на крутых поворотах судьбы и в особо трудные моменты жизни. Как важно беречь нам в облике России все, что может тронуть человеческое сердце и оставить по себе благодарную память! Надо говорить школьникам не только о красоте нашей страны, но и о том, что надо непременно беречь уникальные ландшафты и дорогие сердцу черты природы. В России есть опыт сохранения дорогих мест. Главным экспонатом этих священных для пас уголков является бережно сохраненный пейзаж.
Чтобы быть патриотом, надо хорошо знать свою страну. Представление о Родине начинает складываться у школьников с первой школьной беседы об окружающем мире. Школьники должны вырастать сыновьями своей страны, способными гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его. Вся наша жизнь в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы выражается дорогим словом Родина. Любить ее невозможно заставить указом или распоряжением. Любовь к Родине надо воспитывать.
Человек живет не только в биологической среде, где его окружают растительный и животный мир, воздух, вода, но и в духовной сфере созданных предшествующими поколениями культурных ценностей. Мир вокруг нас прекрасен не только тем, что мы видим, но и тем, что знаем и помним о нем. Принцип верности духовному историческому наследию России требует воспитания, ориентированного на традиционные для России ценности: воспитания духа любви к России, стремление служить Родине. С помощью современных информационных и педагогических технологий школьникам должна быть предоставлена возможность ощутить себя частью единства исторической России.
Образ Родины постепенно отпечатывается в душе каждого человека с момента его рождения, углубляясь на протяжении всей жизни. Образ многогранный и емкий, с которым каждый из нас неразлучен. Каждое новое поколение обогащает образ Родины новым содержанием. Люди, которые не любят историю своей страны и не берегут памятники прошлого, не могут гордиться славными традициями нашего народа. Обращение к прошлому России - не отказ от нового, это новое понимание старого. Память о прошлом - не только средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Она цементирует связь поколений, является могучим средством гражданского воспитания. Память эта многолика. Она предстает в облике старых и новых городов, в архитектурных комплексах и отдельных зданиях, в произведениях живописи, скульптуры, в книгах и предметах быта и так далее. Эти памятники встречаются везде - в крупных городах и малых селениях, на всех географических широтах, во всех поясах и зонах. Архитектурные изюминки радуют глаз, создают контраст с современностью, благодаря которому проглядывает глубина времени. Особенно много памятников прошлого в тех местах, которые исторически сложились как центры наиболее интенсивного культурного развития. Судьба этих центров складывалась по-разному. Но живые, ощутимые следы истории здесь сохранились. В этих местах века слились в особый сплав, сохранивший архитектурные шедевры, чудеса фольклора, замечательные вышивки, удивительные образцы резьбы по дереву и многое другое.
В современных учебниках по ОРКиСЭ имеется много информации о культурном наследии. В текстах учебников, знакомящий школьников с историческими памятниками, монастырями, церквями, музеями деревянного зодчества, усадьбами и дворцами, оборонительными сооружениями, памятниками гражданской архитектуры и т.д.
Национальная культура - самое великое и устойчивое народное богатство. Ее недаром называют «второй природой», которую создает сам человек и в которой с наибольшей полнотой отражается его отношение к миру, к жизни. В интересе к прошлому современный человек стремится нащупать корни многих нынешних явлений. Яркой самобытной страницей вошла русская культура в историю мировой культуры. Народная в своей основе, она оказывала и ныне оказывает разностороннее влияние на культурный прогресс всего человечества. Она отличается ясной национальной определенностью и в то же время интернациональна по своей сути. Сложные нити многовекового взаимодействия связывают русскую национальную культуру с культурой других народов. Взаимодействия, но не подражания: культурные достижения и традиции, выработанные другими пародами, творчески осваивались на русской почве, обогащались в слиянии с ее самобытными элементами.
Особое место среди культурных ценностей любого народа занимают памятники архитектуры. Архитектура больше других видов искусства связана с развитием производства, в ней воплощены не только эстетические представления определенной эпохи, но и свойственный этой эпохе уровень материальной культуры. На древних камнях поныне остались четко читаемые следы истории, следы ветров и бурь, шумевших над страной.
Одной из основных черт русского искусства, донесенных до нас в памятниках, является неразрывная слитность всего русского искусства с родной природой, блестящая увязка любого сооружения с пейзажной средой, в которой это сооружение должно жить: с рельефом местности, с простором неба и полей, с зеркальным сверканием рек и озер, с густотой и нежной зеленью лесов. Многие древние постройки ценны не только исключительными архитектурными достоинствами, но и тем, что построены они в неповторимой и прочной связи с окружающим ее пейзажем. Исторические и архитектурные памятники теряют свои достоинства вне природной среды. Древняя архитектура всегда начиналась с выбора места, и выбор этот в значительной степени определял и саму архитектуру, и те выразительные средства, к которым она прибегала.
Русская архитектура любой эпохи выступает перед нами как искусство, соединяющее в себе пейзажные мотивы с выразительными средствами зодчества, живописи, прикладного искусства, скульптуры, резьбы. И при этом - ничего лишнего.
Особо следует отметить великолепное качество исполнения памятников русской архитектуры. В них искусство сливается воедино с поразительно высоким строительным мастерством, с трудовым опытом народа. К сожалению, мы не знаем имен многих древних зодчих и строителей, но творения их рук, дошедшие до нас, не могут никого оставить равнодушными. Красоту-, полученную в наследство от- прошлого, мы должны сохранить как самый дорогой капитал. Рассматривая и изучая памятники архитектуры, мы вспоминаем мастеров, сотворивших чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Это нужно внушать ученикам со школьной скамьи. Без должного воспитания невозможно беречь реликвии ни семейные, ни государственные. Надо помнить, что дети наши должны вырастать патриотами, знающими цену трудам предшествующих поколений.
Десятки лет в России звучал безмолвный вопль камней изуродованных храмов, святынь религиозной культуры. И сегодня скорбные контуры заброшенных церквей в бесчисленных селах и городах напоминают нам скорее о вражеском нашествии, чем о постыдных деяниях своих соотечественников. Кажется, это непостижимо уму - не могли же нормальные люди опуститься до столь ужасного погрома, разразившегося над религией, искусством, традициями.
Сколько храмов в прошлом красовалось по всей Руси! Больших и малых, с разным приходом и доходом, но все они верой и правдой служили народу, селянам и горожанам, исстари являясь центрами духовной культуры наших предков. Строили их всем миром, на пожертвования прихожан. Храмы России, несмотря на все невзгоды, стоят прочно и основательно. Даже израненные. Но ранило их не время, не ветер и непогода, а людские руки. Не те, что сначала любовно сложили, а те, которые потом безжалостно сокрушили. Это были руки разных поколений. Каждый разрушенный храм - это потеря кусочка нашей исторической памяти. За что надо было губить эту красоту? Ладно, неумно искореняли религию, насаждали атеизм, повсеместно закрывали церкви, но зачем было разрушать здания? Чтобы, не дай бог, храмы напоминали нам о прошлом? Но прошлое - это паша история, и, разрушив любые стены, историю все равно не перечеркнешь.
Памятники прошлого внушают уважение к народу - его создателю. Искусство России обращено против национализма, ибо глубоко воспринимает и воспринимало национальные ценности, созданные другими народами. Охрана искусства, сохранение памятников культуры составляет великую задачу каждого народа и особенно нашего многонационального государства. Многонациональность нашей страны требует особого внимания ко всему, что способствует взаимопониманию между народами. Без этого невозможна и национальная индивидуальность.
Культуры разных народов развиваются в общении друг с другом. Если этого общения нет, культура умирает, пропадают ее национальные черты. Национальные особенности обогащаются в общении с другими культурами, представляя собой переработку предшествующего опыта. Если этот опыт замкнут сам по себе, не связан с культурой других стран и народов - он весьма незначителен.
Живя в сегодняшнем дне, всецело захваченные его бурным темпом, мы часто не подозреваем даже, насколько активно включается в атмосферу этой жизни память прошлого. Она окружает нас повсюду, разными путями сливается с сегодняшним днем, влияет на наше мироощущение, становится неотъемлемой частью той социально-исторической и культурной среды, в которой мы существуем, трудимся, мыслим, в которой формируются новые явления современности, новая культура. У каждого поколения есть часть его собственной жизни, уже ушедшая в историю. Нить времен не прерывается только потому, что человечество помнит свое прошлое и постоянно опирается на его уроки, на его опыт.
Пусть же никогда не будут забыты дороги и тропы к памятникам нашей Родины, к историческим монументам, к местам национальной славы! Сохранить память о прошлом - наша святая обязанность. Нашим будущим владеет молодежь. Гармоническое развитие личности является залогом сознательного и творческого отношения к культурному наследию России. Надо возрождать у школьников гордость за нашу страну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области
Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский...

Культурно-смысловые занятия для учащихся начальной школы.
Данное занятие можно использоватьна уроках окружающего мира, на уроках технологии. А так же для занятих с группой продленного дня....

«Формирование духовной культуры младших школьников на основе изучения традиций своего народа»
Вопросы совершенствования воспитательного процесса в учебных заведениях и поиск наиболее эффективных путей для достижения его конечной цели – формирование личности будущего гражданина, патриота ...
Проект "Охрана природы в культурных традициях марийского народа"
В настоящее время на планете актуальна проблема охраны окружающей среды. Люди, наконец, осознали, что если мы не спасем чистоту Природы, то сами погибнем вместе с ней. Ученые до сих пор спорят о путях...
Курсовая работа "ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ русского НАРОДА"
курсовая работа...

изучение истории страны через метод погружения в истории своей семьи в начальной школе.
Изучать историю своей семьи необходимо, потому что именно она даёт повод для гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же , как деды. Каждый, кто узнает о про...

