«Формирование духовной культуры младших школьников на основе изучения традиций своего народа»
статья на тему

Нигматуллина Лемара Ремзиевна

Вопросы совершенствования воспитательного процесса в учебных заведениях и поиск наиболее эффективных путей для достижения его конечной цели –  формирование личности будущего гражданина, патриота своей страны - сегодня чрезвычайно  актуальны и требуют новых подходов к системе воспитательной работы.Поэтому задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и является одним из главных направлений воспитательной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh_vospitanie.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема

воспитательной работы:

«Формирование духовной культуры младших школьников на основе изучения традиций своего народа»

«Величие народа не измеряется его численностью;

единственной мерой служит его умственное развитие

и его нравственный уровень»

В. Гюго

Вопросы совершенствования воспитательного процесса в учебных заведениях и поиск наиболее эффективных путей для достижения его конечной цели –  формирование личности будущего гражданина, патриота своей страны - сегодня чрезвычайно  актуальны и требуют новых подходов к системе воспитательной работы.

Отсутствие идеалов в обществе, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению людей. Из нашей речи исчезают слова: добро - как источник радости; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Люди  стали нетерпимы друг к другу, жестокосерднее, исчезла духовность, не стало доверия друг к другу, хотя идеалом нашей страны всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Поэтому задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и является одним из главных направлений воспитательной работы. В «Национальной доктрине развития образования» подчеркивается, что в Украине «…воспитание должно быть направлено на привлечение граждан к глубинным пластам национальной культуры и духовности, формирование у детей и молодежи национальных мировоззренческих позиций, идей, взглядов и  убеждений на основе ценностей отечественной и мировой культуры». Система духовно – нравственного воспитания охватывает весь педагогический процесс и основывается на Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях АР Крым.

Духовность – свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ. Без духовности нельзя совершать подвиги и нести жертвы. Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живёт такая личность Я предполагаю, что духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только ведут к определённому виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.  Таким образом, можно кратко дать ответ – духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек, обладающий этим качеством души.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения  знаний и умений у человека на основе задатков формируется духовная культура.

  На протяжении многих лет проблема формирования духовной культуры учащихся привлекала к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии. Влияние духовного воспитания на успешное развитие школьников отмечалось такими педагогами, как Я.А.Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другими. Я же в своей педагогической деятельности опираюсь на работы современного мыслителя, доктора педагогических наук  М.А.Хайруддинова по этнопедагогике крымскотатарского народа (изучение народных и национальных особенностей воспитания), которые являются хорошим подспорьем в организации воспитательной работы в  классах с крымскотатарским языком обучения, а также на рекомендации педагогов Н.Ф. Ивковой, Т.А. Падалки по гражданскому образованию. 

Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры школьников является изучение традиций своего народа.

Каждый народ индивидуален и каждый ребенок вправе, быть воспитанным на основе своих  национальных традиций и культуры. Именно поэтому в классе работаю над проблемой: формирование духовной культуры на основе изучения традиций своего народа.

По мнению М.А.Хайруддинова, традиция – важнейший элемент духовности. Соблюдение народных традиций помогает сохранить национальное достоинство, а именно:

  • этические нормы - честность, самоконтроль, дисциплинированность, уважение к старшим, трудолюбие, стремление овладения новыми знаниями, осуждение индивидуализма и т.д.;
  • гармонию с природой – бережное, заботливое отношение к земле, животному и растительному миру;
  • гармоничные отношения людей друг с другом – уважение, любовь, забота, добрососедство, родственные связи, семейное устройство, воспитание детей, социальная сплоченность, милосердие, взаимопомощь  и т.д.;
  • речевые нормы – обращение, приветствие, поздравления, соболезнования и т.д.;
  • нормы быта - поступки, поведение людей, нравственные устои и т.д..

Таким образом, можно сделать вывод, что использование национально-культурных ценностей в воспитании является важным условием духовно-нравственного благополучия народа.

Воспитательный процесс  строится по общесистемному принципу, согласно которому каждая система является элементом другой, более мощной, а, значит, все воспитательные направления  взаимосвязаны.

Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что воспитание духовной культуры переплетается с остальными направлениями воспитательной работы (согласно Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях АР Крым).

Что же является содержанием данных направлений воспитания?

  1. Воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирования любви к родному краю.

– ценностное отношение личности к обществу и государству, «малой» и «большой» родине,  формирование уважительного отношения к старшему поколению, уважительное отношение к символике Украины и Крыма;

Тематика мероприятий: «Легенды Крыма», «Я – маленький гражданин Украины», «Каждый ребенок имеет право», «Люби и знай свой родной край», «Законы жизни нашего класса», «Традиции моей семьи» и т.д.

 - ценностное отношение к культуре и искусству в процессе изучения исторического и культурного наследия народов, населяющих полуостров;

Тематика мероприятий: «В царстве искусства», «Свет сказки», «Учимся этикету», «Культура поведения», «Народные ремесла», «Я рисую мир», «Мои увлечения», «Культура телефонного общения» и т.д.

- ценностное отношение к природе;

 Тематика мероприятий: экскурсии по родному краю «Этот удивительный мир», «Горные легенды Крыма» и т.д.

  1. Воспитание толерантности

- ценностное отношение к людям…..

Тематика мероприятий: «Терпение – это алмаз», «Древо моей семьи», «Фотографии из семейного альбома», «Урок дружбы», игры разных народов, «Национальное многоцветье» и т.д.

  1. Воспитание жизнестойкости

- ценностное отношение ребенка к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей человеческой ценности….. …..

Тематика мероприятий: DVD-проект «Азбука здоровья» и т.д.

- ценностное отношение ребенка к себе, формирование «Я-концепции»…..

Тематика мероприятий: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Чудо-шашки»,«Живые родники», «Школьные подмостки», «Планета юных мастеров», «Рисуют дети на планете мир» и т.д.

- ценностное отношение к труду

Тематика мероприятий: «Все профессии нужны, все пргфессии важны», «Подарок собственными руками, «Город мастеров» и т.д.»

Основные направления воспитательной работы

  1. Гражданско-патриотическое
  2. Духовно-нравственное
  3. Художественно-эстетическое
  4. Спортивно-оздоровительное
  5. Научно-познавательное
  6. Трудовое
  7.  Экологическое
  8. Работа с родителями

       Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Воспитательные ценности включают превалирование духовного начала над материальным; формирование твердого, жизнестойкого характера; человечности, целеустремленности, самостоятельности, креативности, уравновешенности, солидарности, взаимоуважения. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому в процессе воспитания создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

Работу строю по следующим принципам:

Принцип открытости.

Мои ученики  планируют жизнь в классе совместно с классным                 руководителем, внося свои коррективы и предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний.

Принцип привлекательности будущего дела.

     Увлекаю учащихся конечным результатом выполненного дела.

Принцип деятельности.

    Школьнику предоставляется возможность активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в классе, школе.

Принцип свободного участия.

     Предлагая ребятам участие во внеклассных мероприятиях, учитываю их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Принцип обратной связи.

      Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися обязательно обсуждаем, что получилось и что не получилось.

Принцип успешности.

     Считаю важным видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.

Принцип сотворчества.

    Предоставление учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случаи нельзя поступать с позиции сил, всякая настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.

Формирование духовной культуры осуществляется с помощью различных методов и форм: разъяснений, рассказов, обсуждений, анализа литературных произведений,  размышлений, аналитических суждений с привлечением собственного опыта, тренингов, игр и т.д.

Воспитание тесно переплетается  с учебой. Поэтому духовное  воспитание ведется и на уроках.

Уроки чтения:

  • изучение произведений устного народного творчества
  • чтение произведений на различную тематику (о родном крае, о взаимоотношениях людей, об отношении к природе, животным),
  • анализ содержания произведений,
  • выделение положительных и отрицательных сторон поведения героев,
  • разбор характера героев,
  • сопоставление себя с героем произведения,
  • создание иллюстраций к произведениям и т.д.

Уроки крымскотатарского, украинского, русского языков:

  • словарная работа (значение, происхождение, слова-синонимы, антонимы и т.д.),
  • работа над предложением (составление, разбор, определение цели высказывания и т.д.),
  • работа с текстами (диктанты, сочинения, изложения, озаглавливание, составление, разбор и т.д.),
  • работа с наглядно-демонстрационным материалом (картины, рисунки и т.д.),
  • работа с раздаточным материалом (карточками, перфокартами и т.д.) и т.д.

Курс «Я и Украина»:

  • изучение материала о родине, ее красоте, величии, о бережном и заботливом отношении к природе,
  • изучение культурных традиций народов Украины и Крыма,
  • изучение материала о животном и растительном мире нашей страны,
  • усвоение социальных и моральных правовых норм ит.д.

Уроки изобразительного искусства, музыки:

  • изучение культурного наследия своего народа,
  • сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусств,
  • создание новых образов и т.д.

Уроки трудового обучения:

  • изучение традиционных видов декоративно-прикладного искусства,
  • сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.
  • создание произведений декоративно-прикладного творчества и т.д.

Уроки физической культуры:

  • изучение народных подвижных и спортивных игр,
  • проведение спортивных соревнований, эстафет, праздников,
  • участие в походах, экскурсиях и т.д.

Считаю, что для воспитания духовной культуры учителю необходимо воспитывать у своих ребят не только наблюдательность за внешними явлениями действительности, но и прислушиваться и присматриваться к собственному и эмоциональному внутреннему миру.

Для развития эмоциональной отзывчивости большое значение имеет освоение школьниками одного и того же жизненного содержания, выраженного при помощи различных видов искусства, например изобразительного искусства, литературы, детского кино, музыки. Так, на уроке родного языка школьники знакомились со стихотворением Э.Керменчикли «Баарь мевсими» («Весна»). На уроке музыки они разучивали крымскотатарскую песню «Баарь кельсе». Для активизации образных представлений и необходимых зрительских ассоциаций я показывала учащимся картину с тем же названием. Учителю важно добиться того, чтобы дети не формально знакомились с предлагаемыми им образами художественных произведений, а постарались эмоционально погрузиться в то настроение, которое могут возникать у человека с приходом весны. Хорошей проверкой того, насколько хорошо дети почувствовали эмоциональное значение художественных образов, предложенных для ознакомления произведений искусств, может служить не только собственное выразительное исполнение песни, но и сочинение на тему «Весна»

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

– сплоченность классного коллектива;
– развитость способностей учащихся;
– сформированность культуры в целом;
– проявление индивидуальных особенностей ученика;
– совершенствование собственного здоровья;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– социализация человека в обществе;
– повышение уровня воспитанности.

И в заключение хочу отметить, что воспитание происходит, по мнению А.С.Макаренко, «на каждом метре земли». Действительно, каждый метр земли, каждый наш шаг способствуют формированию духовной культуры.

Использованная литература

  1. Падалка Н.Ф., Ивкова Т.А. Сборник материалов к урокам гражданского образования – Симферополь: Крымское учебно-методическое государственное издание, 2005.
  2. Хайруддинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар. – Симферополь: «Тезис», 2010.
  3. Хайруддинов М.А. Этнопедагогика крымскотатарского народа. – Киев: Науковый свит,2002.
  4. http://www.inter-pedagogika.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовной культуры младших школьников

Народ, который думает на один год вперёд -выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Основой...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.

В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....

«Воспитание экологической культуры младших школьников на основе изучения предметов начальной школы, а также во внеурочной деятельности».

Основная цель экологического воспитания -формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

В статье описываются формы работы по формированию экологической культуры младших школьников на основе краеведческоно материала...

Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала

В процессе  эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассни...