«Воспитание нравственности младших школьников на основе изучения народных традиций, праздников, обрядов» (из опыта работы)
статья (4 класс)

Моисеева Оксана Геннадьевна

В данной работе я делюсь своими наработками в воспитании нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области

имени дважды Героя Советского Союза Скоморохова Н.М.»

Выступление на РМО

«Воспитание нравственности

младших школьников на основе

изучения народных традиций,

праздников, обрядов»

(из опыта работы)

Подготовила  Моисеева О.Г

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 3

 г. Красноармейска»

2019 – 2020 уч.год

«Без памяти исторической – нет традиций,

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности,

Без духовности – нет личности,

Без личности – нет народа».

       Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.

      В нашей школе я преподаю предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Этот предмет, как никакой другой дает нам возможность прикоснуться к культуре, поближе узнать о народных традициях.

      Вся работа в данном направлении ведётся на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся и программы гражданско-патриотического воспитания.

        Самая первая тема «Россия – наша Родина» уже знакомит детей с культурными традициями нашей многонациональной страны. После разбора темы урока, детям предлагается дома посоветоваться с родителями и назвать несколько традиций, принятых в их семье.

        Совместно с родителями был проведен классный час на тему: «Традиции нашей семьи». Родители приняли активное участие. Многие принесли традиционные блюда с рецептами, некоторые пели частушки, даже танцевали. Родители с детьми играли в игры и разгадывали ребусы. Такие совместные мероприятия позволяют сплотить коллектив и приобщиться к народной культуре.

         Именно праздники концентрируют в себе все элементы народной культуры.
Используя народный опыт, мы помогаем детям творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, приобщиться к радости коллективного сотворчества.

          За время моей работы были проведены такие праздники ,как «Масленица», «Проводы зимы», «Колядки»

           В этом году у нас запланировано внеклассное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», где мы планируем с родителями включить спортивные соревнования народов мира. Я думаю, мероприятие пройдет очень увлекательно.

            Для начальных классов ведущей деятельностью является как игровая так и учебная деятельность, поэтому мы стараемся включать духовно-нравственный материал в проведение различных уроков, и во внеурочную деятельность.

На уроках окружающего мира мы проходим такие темы, как «Добрый человек придет, словно свету принесет». На уроке разбираются различные ситуации с участием сверстников.

          В прошлом году дети подготовили проект: «Чай – любимый напиток в моей семье». Ученики очень познавательно рассказали о семейных традициях в выборе чая, принесли в класс заварку и сладости. Все дети с удовольствием продегустировали все виды чая.

На уроках литературного чтения – это, конечно же, устное народное творчество.

Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы нравственные чувства ребёнка.

В процессе исследования, я  пришла к выводу, что произведения устного народного творчества являются благодатным материалом для воспитания нравственных чувств младших школьников.

На уроках технологии мы с классом изготавливали кукол – оберегов, браслеты – фенечки, что вызвало огромный интерес у детей.

На уроках математики  - вспоминаем пословицы, где встречаются числа, например:

Число «2»

Два сапога — пара.

Между двух огней.

На два слова, на два фронта.

Объясняется смысл пословицы, что несет за собой оттенки нравственного воспитания.

Частушки, где встречаются числа:

Я примерный ученик
Всю таблицу знаю
5*5=25,
6*6 -не знаю

Ученики вспоминают сказки, где встречаются числа: «Два Мороза», «Волк и семеро козлят», а также данный материал вводится в содержание задач, ребусов или в зашифрованные задания.

В изобразительном искусстве – это, конечно, же, орнамент.

Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры чаще всего на одежде. В нашем классе прошел проект «Я сотворю орнамент сам». Ученики придумывали орнаменты для своих близких людей, объясняли их смысл.

Заключение

Говоря о народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции России, потому что это часть нашей истории, нашего быта.

Есть такая вещь, которая никогда не исчезнет в наших сердцах. Это память. Память о своих предках. Мы должны помнить свои корни и должны пожить так, чтобы нас помнили.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

В данной статье раскрываются формы и методы  воспитания нравственных качеств младших школьников на примерах краеведческого и культурно-патриотического напрвлений патриотического воспитания...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.

В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....

патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций

Выступление на районном методическом объединении...

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций...

Конспект внеурочного занятия по лепке "Народные традиции.Праздник Масленица".

Конспект внеурочного занятия "Народные традиции. Праздник Масленица" для учащихся 2 класса....

Презентация к занятию "Народные традиции.Праздник Масленица".

Презентация к внеурочному занятию по лепке "Народные традиции. Праздник Масленица"...