Обучение и воспитание младших школьников на основе народных традиций
статья по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_i_vospitanie_na_tradiciyah.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

    Обучение и воспитание младших школьников на основе народных традиций

            В своей работе я решаю проблемы  развивающего и воспитывающего обучения на основе народных традиций,  направленные на развитие общекультурных компо-нентов в содержании образования, на формирование личной зрелости обучаемых, возрождение из забвения истории и культуры русской земли, русского народа, восста-новление национальных русских традиций.

        Цель моей работы:

  1. содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравствен-ному развитию детей;
  2. воспитание патриотизма, гражданственности и реализации личности ребёнка в интере-сах общества в соответствии с традициями и обычаями своего народа;

      Обучение и воспитание на основе народных традиций строится мною на здоровьесберегающих технологиях  и личностно ориентированном обучении, которое направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующи-мися ценностными ориентациями и склонностями с тем,  чтобы жить полной, осмысленной, творческой жизнью. Личностно ориентированное обучение создаёт условия для повышения уровня познавательной активности учащихся за счёт включе-ния в учебный процесс и воспитательную работу всех видов сохранившегося фольклора и творчества тесно связанных с русскими традициями; развитие исследова-тельской и творческой деятельности ребёнка.

              Воспитание в системе личностно ориентированного обучения мною рассматри-вается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятель-ности,  в социуме и в семье.

              Благоприятным в этом плане является региональный компонент: в содержании образования введён специализированный курс:

  1. «Этика и этикет»;
  2. третий час физкультуры с интеграцией традиционной народной культуры. (1-4 классы);
  3. внедрение школьной программы по воспитанию;
  4. во внеурочной деятельности детей и в школе и во внешкольных учреждениях.

      Задачи моей работы:

-   формировать положительную мотивацию к обучению;

  1. приобщить учащихся и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни;

  -   формировать личность школьника, ориентированной на высокие нравственные качества русского человека;

 -   фактическое накопление знаний по этнической культуре, получение дополнительных знаний при интеграции основ этнической культуры в предметные курсы, умение применять полученные знания в жизни.

                Воспитание и обучение младшего школьника на традициях русского народа я реализую по направлениям.

  1. Народный календарь.
  2. Народный быт.
  3. Устное народное творчество.
  4. Детский фольклор.
  5. Инструментальное творчество.
  6. Традиционные промыслы.
  7. Народный театр.

       Использую следующие формы работы: игры, импровизации, встречи, праздники, посиделки, концерты, вечера, рабочие беседы, фестивали, ярмарки, экскурсии в музеи, посещение передвижных театров.

            На помощь мне в различных направлениях воспитывающей деятельности приходит педагогика сотрудничества – это открытость работы администрации, классного руководителя, учителей и учащихся. Педагогика сотрудничества рассматривается в плоскостях: учитель – учащийся, классный руководитель – учащийся, учащийся – учащийся, классный руководитель – родитель. Идеи этой педагогики вошли во все современные педагогические технологии.        

           Главной  задачей моей воспитательной деятельности было создание такой воспитательной среды, которая была бы направлена на развитие личности ребёнка с одновременным формированием сплочённого детского коллектива.

          Одной из эффективной формой внеклассной работы является классный час. Его тему, содержание определяем совместно с учащимися. Классный час – это время общения, одно из звеньев воспитательной работы с детьми. При подготовке классного часа, в процессе его проведения у нас нет скучающих, пассивных детей, и он всегда содержит рефлексивную часть.  

Такая работа способствует раскрытию талантов, развитию коллективизма. Так, общими усилиями поставили музыкальную сказку «Красная шапочка», «Теремок», «Лиса и заяц». Представления получаются зрелищными, надолго запоминаются. Всегда участву-ет весь класс.

        Благоприятный психологический климат обусловлен тесной связью  учителя с родителями учащихся. Взаимоотношения строю как равный с равным, как коллега с коллегой, как равнозаинтересованные союзники на взаимном доверии и  доброжелатель-ности. Совместную деятельность с каждой семьёй строю на том положительном, что имеется в ребёнке, показывая пути его развития.

           Дети моего класса с большим интересом занимаются в школьных  кружках «Умелые руки» и «Кузовок», который способствует развитию творческих начал, овладе-нию навыкам ручного труда, формирует художественный вкус, даёт возможность глубже познать традиции русского народа, его промыслов, культуры. Работы кружковцев занима-ют призовые места в выставках и конкурсах.

        Творческие работы моих учеников стали основой раздела «Русская старина» школьного краеведческого музея «Край, в котором я живу». Ребята поддерживают тесную связь с данным музеем, являясь не только  активными посетителями, слушателями, исследователями, но и  собирателями экспонатов.

         Привожу выдержку из материалов краевой научно-практической конференции «Классный руководитель - ключевое звено в общей системе воспитания образовательного учреждения» « С.С.Левицкая – учитель начальных классов. Под её руководством в классной комнате старина «оживает»: дети поют песни, водят хороводы, закликают весну, изготавливают поделки в различных стилях русского прикладного творчества… За 4 года работы по школьной программе воспитания её ученики своими руками наработали столько материалов по русским традициям, что они составили цельную новую экспо-зицию музея.» (Хлебова В.Н. «Школьный музей как центр воспи-тательной работы школы» с.145,2006г.)                                                                 

        Постоянно веду работу, направленную на повышение педагогической культуры отцов и матерей, используя коллективную систему обучения групповые и индивидуаль-ные консультации, лектории, беседы, родительские собрания, открытые уроки, встречи «за круглым столом», вечера отдыха, посещение семьи учащегося, дни «открытых две-рей», педагогические практикумы, праздники. Этому способствует реализация школьной программы по воспитанию учащихся на традициях русского народа, когда главная роль отводится семье.  В первую очередь, это совместное проведение праздников народного календаря: Осенины, Святочные посиделки, Масленица, Пасха, где родители активные участники, а не зрители. В ходе подготовки совместных праздников родители получают большой объём информации от своих детей. Происходит передача народных традиций от взрослых к детям. Такая совместная деятельность классного руководителя, учащихся и родителей благотворно воздействует на создание особого творческого микроклимата в классном коллективе, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимоподдержку, а главное видят результаты совместной творческой работы .Считаю, что только сотрудничество, сотворчество способствует тому, чтобы сделать совместную деятельность учеников, учителей, родителей содержательной, интересной, радостной. Ведь кто, как не родители заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств.

          Метод экспресс-опроса и анкетирование показывают что:

  1. «дети с большим желанием посещают школу»,
  2. «ребёнок рассказывает что-то новое о русских традициях»,
  3. «знает больше меня о христианских праздниках».

Оценка родителей совместной работы показывает, что я, как учитель и  классный руководитель, выбрала верное направление на изучение русской национальной культуры в разных формах и способах, имеющую позитивные результаты.

           Ребята с большим удовольствием поддерживают связь с детскими садами

«Теремок» и «Светлячок». Во время встреч с дошколятами ребята показывают театрали-зацию сказок, разучивают русские народные игры, дарят малышам поделки, изготовлен-ные своими руками.

        С помощью родителей и вместе с ними мы совершаем увлекательные и познава-тельные экскурсии на природу, предприятия, краеведческие музеи соседних районов, бассейн, новогодние ёлки, которые расширяют общий кругозор повышая уровень иссле-довательской деятельности, коммуникативные способности, эстетической, культуроло-гической направленности учащихся.

        В ходе работы с классным коллективом сформировались традиции класса:

   -праздник рождения класса;

   -поздравление учащихся класса с днём рождения;

   -обращение друг с другом по имени;

   -совместные мероприятия родителей и детей;

   -еженедельная работа с дневниками учащихся;

   -праздник «Вот и стали мы на год взрослее».

            Результатом моей работы является: 

   - защищённость и комфортность ребёнка в классе;  

   - сформированность классного коллектива;

   - активная творческая и социальная позиция класса;

   - воспитанность учащихся;  

   - дети ведут шефскую работу;

   - стремятся к знаниям;

   - проявляют инициативу в проведении и подготовке внеклассных мероприятий;

   -удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.

        

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.

В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....

патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций

Выступление на районном методическом объединении...

Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских традиций

Материал для самообразования педагогов начального обучения...

Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских народных традиций.

Любить Родину-значит быть патриотом. Воспитание патриота в современных условиях, стержнем которого были бы этнокультурные традиции русского народа. Приобщение к этнокультурным традициям русского народ...

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских культурных традиций"

Формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества....

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций...

Нравственное воспитание младших школьников в духе народных традиций

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого по...