Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.
статья на тему

В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_liceistov.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №143» САО г. Омска

Формирование духовно – нравственных качеств личности лицеистов

   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми, резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей.

   Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.  Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, детях.

   В Стандартах второго поколения в разделе «Принципы и особенности организации содержания духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся говорится, что духовно – нравственное воспитание должно  быть ориентировано на идеал, как «высшую ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшую норму нравственных отношений, превосходную степень нравственного о должном. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно – нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира».

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Основной целью является совершенствование системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы в лицее решаются следующие задачи:

  1. продолжить создание системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
  2. повышать качество духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания лицеистов;
  3. превратить лицей в центр духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения;
  4. развивать традиции патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания обучающихся лицея;
  5. формировать принципы здорового образа жизни у детей и подростков;
  6. внедрять инновационные формы и направления воспитательной работы;
  7. повышать роль психолого-педагогической службы в формировании детских коллективов и в индивидуальном развитии ребенка;
  8. оказывать помощь семьям лицеистов в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организации и развитии психолого-педагогического просвещения родителей; усиления роли семьи в воспитании детей;
  9. формировать патриотические чувства и сознание обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, город, лицей, семью;
  10. воспитывать личность гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов страны;

. НАПРАВЛЕНИЯ

Для решения поставленных задач выбраны следующие направления:

  1. воспитание гражданина и патриота нашей Родины через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
  2. организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций школьников, их интересов и склонностей; обеспечение вариативности воспитательных систем;
  3. развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
  4. усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятиях спортом;
  5. оказание содействия родителям в организации обучения лицеистов.

МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей, классных руководителей по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
  2. Проведение проблемных семинаров с учителями и обучающимися.
  3. Усиление внимания вопросам воинского, трудового героизма народов, населяющих Россию, бессмертных подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны, в «горячих точках» страны /Митинг Памяти у стелы 381 Гвардейской бригады, классные часы по значимым и памятным датам в истории России, ежегодные конкурсы сочинений о Великой Отечественной войне: «Войною опалённые сердца», «Мы никогда не видели войны», «Герои Великой  Отечественной в моей семье», конкурс сочинений об учителях «Учитель, перед именем твоим…», о родном крае, об Омске, конкурс стихов о героях Великой Отечественной войны, месячник военно – патриотического воспитания, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных действий, шефство над ветеранами, переписка с выпускниками лицея, служащими в рядах Российской армии, акция «Посылка в армию», кинолекторий  «Равнение на Победу», организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных празднованию дня Победы, конкурсов патриотической песни  «Когда поют солдаты», выставка детского художественного творчества и рисунков «Наша память о защитниках Отечества», «Юный патриот»/.
  4. Проведение спортивно-оздоровительных игр и соревнований, ежегодные лицейские осенние и весенние кроссы лицеистов с участием родителей, «День здоровья», спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», конкурс семейных презентаций «Моя спортивная семья», конкурс стихов о спорте и ЗОЖ, конкурс мультимедийных презентаций «Здоровый образ жизни», неделя здорового образа жизни, неделя «Спорт – это жизнь!».
  5. Формирование научно-информационной и методической базы по вопросам духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся для использования в учебно-воспитательном процессе.
  6. Организация и проведение внешкольных мероприятий, выпусков лицейской газеты «Лига».
  7. Организация и проведение семинаров по проблеме сохранения и развития национальной культуры в урочной и внеурочной деятельности.
  8. Лицейские олимпиады по русскому языку и литературе под девизом «За духовное богатство молодого поколения».
  9. Проведение русских народных  праздников «Капустки», Масленица, Святки ,Пасхальный праздник, Сороки.
  10. Диспуты, беседы, круглые столы по духовно-нравственной и гражданско-патриотической тематике для старшеклассников.
  11. Проведение родительского всеобуча по проблемам воспитания  «Роль семьи в воспитании духовно – нравственных качеств младших школьников», «Духовно-нравственное воспитание детей в современных условиях», родителький обмен опытом семейного воспитания по данному напрвлению.
  12. Шефство над Павловской малокомплектной школой, Сергеевской СШ Оконешниковского района.
  13. Знакомство с историей родного края, народными традициями Сибири, Прииртышья.

   Совместно с методистом ОООО «Центр славянских традиций» Коноваловой Надеждой Олеговной учителем начальных классов лицея Нестерко Надеждой Владимировной была разработана программа по формированию духовно – нравственных качеств личности младших школьников «Моя Родина – Сибирь». При составлении программы были использованы материалы комплексных фольклорно - этнографических экспедиций по Западной Сибири. Программа получила положительную оценку доктора филологических наук, профессора ОмГПУ Козловой Н. К. и рекомендована к реализации в общеобразовательном процессе.

   Учебный план программы рассчитан на детей 7 - 12 лет (обучающихся начальной школы) со сроком обучения 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и своё место в нём.

     1 класс «Зачин дело красит» - программа первого года обучения вводит ребят в круг вопросов, которые будут обсуждаться на протяжении последующих четырёх лет: человек и природа, человек и семья, человек и родная земля.

     2 класс «С сибирским задором по родным просторам». В центре внимания знакомство с традиционной одеждой сибиряков, мир крестьянского жилища, календарно – обрядовые праздники, детский фольклор Омского Прииртышья

     3 класс «Делу - время, потехе – час».  Дети знакомятся с народными приметами, обычаями, традициями, народным календарём, как устроен трудовой год сельского жителя, с детскими играми и забавами.

     4 класс «От  земли сибирской до великой матушки Руси».  На данном этапе обучения ребята знакомятся с семейным укладом, обрядами, обычаями, которые сопровождают человека с рождения, народными костюмами, историей России, Сибири, Прииртышья в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества.

Формы проведения:

  1. Народоведческий курс.
  2. Мастерская.
  3. Праздник.

Блоки теоретических знаний переходят к занятиям в мастерской, а праздник становится их логическим заключением.

   На занятиях народоведческого курса дети знакомятся с историческими фактами, событиями реальной жизни, фрагментами художественных произведений, с различными жанрами народного фольклора Сибири, России, соответствующими возрасту научными статьями.

   Основные формы организации занятий -  рассказ учителя, урок - путешествие, когда дети вместе с родителями, ясным утром отправляются в путешествие по Сибирской старине (Большеречье, Конезавод); урок - экскурсия в Сибирский культурный центр, Центр славянских традиций, где дети познакомились с историей родного края, с предметами быта наших предков, культурными и фольклорными традициями, получили практический опыт - под руководством мастера гончарного дела изготовили глиняную посуду; урок – практическое занятие, на котором ребята учились запрягать коня, узнали как называются предметы упряжи, мальчики под руководством кузнеца выковали подкову счастья, а на прощание мастер рассказал народное поверье: злой дух не проникает в дом, если на двери подкова. Но нужно правильно её подвешивать: «клещами» вверх, тогда добрые силы, спустившись с неба, зайдут в подкову и останутся в доме. Если же «клещи» смотрят вниз, то добрые силы уйдут в землю.

   Так частичка народной традиции появилась в доме у каждого ребёнка и в классной комнате.

   На занятиях курса «Народоведение»  учителями начальных классов материал рассказывается небольшими порциями, тем самым даётся маленьким слушателям возможность эмоционально откликнуться, выразить появившееся отношение, впечатление в рисунках, лепке, аппликации, беседе, обмене впечатлениями /1-2 классы/.В 3 и 4 классах ребята получают возможность самостоятельно подготовить материал и рассказать его друзьям, поучаствовать в викторинах, провести исследовательскую работу, представить свои исследования на НОУ.

   На занятиях мастерской ребята получают уникальную возможность своими руками изготовить поделку к народному празднику, узнать о её происхождении и бытовании, знакомятся с народными играми, плясовыми песнями и припевками, разучивают загадки, скороговорки, потешки, частушки.

   Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, в котором принимают активное участие родители, например «Капустки», «О чём поёт сибирский самовар», «Покровская ярмарка», «Широкая Масленица», «Жаворонки весну кличут», «Сороки». Работа по изучению народных традиций получила продолжение и в среднем звене, также наши ребята с интересом путешествуют по родному городу, посещают музеи, выставки. Накопленные знания, наблюдения представляют в исследовательских работах на НОУ «Шаги в науку»

   Изучение народной культуры, истории края, города, области не только способствует развитию личности лицеистов, их познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает  вести работу по сплочению классных коллективов, уважения к окружающим людям, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

  1. Разработка и внедрение в образовательный процесс сценариев деловых игр по экологическому, правовому воспитанию, культуре поведения.
  2. Проведение лицейских предметных недель.
  3. Установление и развитие связей с учебными заведениями, социумом.
  4. Развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности лицеистов.
  5. Размещение материалов на лицейском web-сайте.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
  2. создание условий для развития духовной личности;
  3. поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива, оптимизация учебного процесса, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья лицеистов;
  4. повышение компетентности детей и подростков, родителей в области нравственности;
  5. рост социальной активности обучающихся.

Конечным результатом должны стать положительная динамика роста патриотизма, гражданственности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций

Выступление на районном методическом объединении...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций...

Нравственное воспитание младших школьников в духе народных традиций

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого по...