Нравственное воспитание младших школьников в духе народных традиций
учебно-методический материал на тему

Макаренко Наталья Александровна

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2017_2.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших школьников в духе народных традиций

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

Нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией.

Нравственное воспитание – это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и др.

Все это обусловило выбор направления деятельности: нравственное воспитание младших школьников на основе их приобщения к  народным традициям.

Отсюда, цель воспитательной работы: воспитание нравственной, социально - адаптированной личности на традициях народной культуры. 

Народное творчество близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа), именно, поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Поэтому, начинается изучение культурных традиций с начальных классов,  прививается детям культура своего народа. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, даст возможность детям лучше понять и принять традиции своего народа.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари.

Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Необходима целенаправленная работа  по нравственному воспитанию учащихся на народных традициях.

С этой целью нами разработаны программы  «Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников» и методическое пособие «Азбука народных праздников», приложение к нему. В приложении - примерные выпуски газет «Праздничный хоровод», которые позволяет педагогам расширить знания учащихся об истории возникновения народных праздников, традициях народного застолья.

Их содержание используем в своей работе по  освоению учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории возникновения народных праздников; игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с сезонными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.

Вышеперечисленные  программы и методическое пособие получили положительные отзывы, рецензии: специалиста МОУ ДПОС «Ресурсного центра» г.о. Тольятти Чижменко Г.П. от 07.04.2011года; кандидата педагогических наук, доцента ФГБОУ ВПО Тольяттинского государственного университета Смирновой Е.В. от 03.03.2011 г; 21.04.2012 г.; доктора педагогических наук, директора Тольяттинского института технического творчества и патентоведения, патентного поверенного РФ З.Ф.Мазура.

Первоначально «Азбука народной культуры»  - это дополнительная образовательная программа (реализация в кружке «Азбука народной культуры»); в настоящее время -  программа внеурочной деятельности (реализация на внеурочной деятельности), предназначенная для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, рассчитана на 4 года обучения при одном занятии. Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю по 1 академических часу (40 минут). За год 34 часа (34 учебных недель), за четыре года 136 часов.

Благодаря этой программе, у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками, многообразием культуры и традиций России и своего края.  Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, обрядах, в фольклоре. Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа «Азбука народной культуры», которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории своего рода, деревни, края, страны, игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с православными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.

В качестве основных условий в данном курсе рассматриваются:

  • знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;       
  • знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;       
  • организация экскурсий в музеи и места русской славы;     
  • проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к  истории народа, знание истории;     
  • исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села;    
  • проектная деятельность.      

Формы работы:

  • игры-викторины, театрализованные игры-викторины, составление игротеки;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии;
  • праздники;
  • музыкальная гостиная;        
  • театрализованное представление;  
  • исследовательская деятельность.

На  различных этапах внеклассных занятий по курсу компьютерная техника применяется в качестве источника информации, наглядного пособия, тренажёра, используются ресурсы Интернет.

В организации воспитательной работы используются ресурсы Интернет. Это различная, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных занятий, родительских собраний на тему о нравственном воспитании посредством изучения народных традиций, а иногда и готовые разработки мероприятий, обмен опытом с коллегами на страницах собственных сайта и блога.

Методический материал «Азбука народных праздников» составлен для организации учебно-воспитательного процесса с учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования рассчитан на 2 года обучения при одном занятии в неделю.

Приведем на работу по методическому пособию на примере. Тема  «Вот и пасха к нам пришла». 

Крестьяне говорили о Пасхе:

В светлое воскресение солнышко играет.

Вешнее солнышко землю воскресает.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной   недели – Чистый Четверг (день очищения от     грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью.

Начиная с Чистого Четверга начинают готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красить яйца и печь куличи. 

Главным предметом пасхального обряда стало крашеное яичко. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Окрашенное красной краской, оно означало возрождение человеческого рода ценою крови Христа.

Непременным угощение в пасхальный день являются пшеничный кулич и творожная (сырная) пасха  как скромное питание пустынников, в числе которых некоторое время довелось быть и Иисусу Христу. Пастухи обычно питались лепешками и  овечьим сыром.

Пасха - самый продолжительный в году праздник. Он дополнился весенними и обрядами и игрищами.

Практическое занятие (раскраска пасхальных яиц). Отбираются лучшие рецепты.

На втором занятии - народные игры на Пасху (разучивание).

Долго длится зимняя пора - уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы. Надоели людям вьюги и метели. Все мечтают о тепле, о весне. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег.

Весенних игр в деревнях было много. Они разыгрывались целыми селеньями, и участвовали в них десятки человек. Игры были веселые, звонкие да задорные. Радовался народ, что перезимовали, дождались, наконец, апреля месяца. Вот как играли в далекой древности в русскую игру «Дударь».

В центр хоровода ложится мальчик с дудочкой-дударь. Хоровод покуплетно перечисляет действия дударя, которые тот выполняет.

Ой, уж наш дударь на травке лежит,

Люли, люли, люли, на травке лежит.

Ой, уж наш дударь ногой шевелит,

Люли, люли, люли, ногой шевелит.

Ой, уж наш дударь головкой кивнул,

Люли, люли, люли, головкой кивнул.

Ой, уж наш дударь сел да чихнул,

Люли, люли, люли, сел да чихнул.

Ой, уж наш дударь на ножки встал,    

Ой, уж наш дударь на дуде заиграл,

Люли, люли, люли, на дуде заиграл.

Ой, уж наш дударь подружку нашел,

Люли, люли, люли, подружку нашел.

Ой, уж наш дударь плясать пошел,

Люли, люли, люли, плясать пошел.

Игра «Баня-бабаня»

Тай, тай, налетай

В интересную игру,

А в какую не скажу!

Догадайтесь сами,

Девочки с усами,

Мальчики с косами!

В конце занятия отбирается материал для выпуска№2 газеты «Праздничный хоровод».

В первой апробации «Азбука народных праздников» - дополнительная образовательная программа (реализация в кружке «Азбука народных праздников»), во второй -  программа внеурочной деятельности (реализация на внеурочной деятельности), предназначенная для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ, рассчитана на 2 года обучения при одном занятии в неделю.

«Азбука народных праздников» рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, данная программа может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования, а её материалы могут быть использованы в любом общеобразовательном учреждении для организации учебно-воспитательного процесса.

Направленность программы – духовно-нравственная.  Данная программа направлена на передачу духовного опыта русского народа, способствующего восстановлению связей между поколениями и формирование активной, творческой личности.

 Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории возникновения народных праздников; игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с сезонными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.

Отличительной особенностей программы «Азбука народных праздников» является  активное включение детей в мир народных традиций, включение их в процесс познания окружающего мира, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении задач познания, осмысления и принятия новых знаний и нравственных и эстетических ценностей. Данная программа имеет просветительскую и практическую направленность – выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод» (выходит  2 раза в год).

Формы и режим  занятий: групповая, индивидуальная, по подгруппам, коллективная. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными.

Формы проведения занятий: игры, викторины; составление сборника рецептов, гаданий; коллективно-творческая работа; лекция; проектная деятельность; исследовательская деятельность; презентация работ; выпуск газеты.

Воспитание нравственности и культуры поведения, актуально всегда, чтобы достичь этой цели, нужно время. Кому–то, чтобы стать добрым и отзывчивым, честным и справедливым, скромным и любящим Родину нужно сделать один шаг, а кому–то придется преодолеть долгий путь. Только при целенаправленной работе педагога по нравственному воспитанию учащихся в сотрудничестве с учащимися, родителями, социума приводит к становлению нравственной социально-адаптированной личности.

Приведем пример знакомства учащихся с фольклором при проведении праздников.

Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической или религиозной тематикой, нужно вызвать интерес к событию или явлению, которое положено в основу сценария, организовать глубокое осмысление его детьми как на занятиях по курсам: «Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников», так и в повседневной жизни. Во время чтения произведений детской литературы или рассказов учителя, используя материал методическое пособие «Азбука народных праздников», например, на историческую тему, следует использовать все средства выразительности.

Проведение праздника – это естественный итог совместной проектной деятельности детей и взрослых. Эта деятельность включает в себя такие этапы подготовки: первый этап – это выбор исследовательских заданий. От педагога дети узнают о приближающемся празднике, о его сути в народном календаре. Второй этап – это творческое воплощение полученной информации.

Перед тем  как нарушить традицию празднования Нового года, учитель рассказал ребятам, как их отмечали наши предки, и предложила им выбор: или отмечать традиционно новогодний праздник или подготовить святки. Предложение о проведении святок было принято. Ребята готовились, жили этим праздником.

Праздник получился веселый - и играми, колядками, песнями, сценами деревенской жизни, чаепитием, блинами. Для учителя же был итог: дети в подготовительный период к празднику были более управляемы, нас сплотило одно важное интересное дело. Все стали лучше понимать друг друга.

В познавательном и воспитательном отношении народные праздники имеют,  считаю, большой смысл. Они наполняют души детей радостью творческой подготовки к ним, предвкушением необычайности. В них просыпается дух творчества. В старину эти праздники изначально были связаны с трудом, надеждой  людей на лучшее. А сейчас широко открываются детские души. В них пробуждается степенность и неторопливость, чувство достоинства и раскованность, так свойственные нашим предкам. А чего стоят необычные для современного слуха обращения: «Судари, сударыни, милости просим». С каким удовольствием произносили их ребята, обращаясь во время праздников,  друг к другу.

Знакомство с народными традициями не ограничивается только проведением праздников и проходит в  следующих формах:

  • игры - викторины, составление игротеки;
  • коллективные творческие дела;
  • конкурсы;
  • экскурсии, поездки, походы в театр;
  • театрализованные представления;
  • творческие,  исследовательские проекты;
  • участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
  • презентация работ; выпуск газеты «Праздничный хоровод».

Таким образом, используются разнообразные, доступные и интересные детям формы организации работы в классе.

Ведущий метод организации жизнедеятельности класса - индивидуальная и коллективная разработка, реализация творческих проектов. Организация воспитательного процесса с использованием проектной деятельности в начальной школе способствует: обеспечению целостности разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности.

Анализируя проделанную работу по нравственному воспитанию младших школьников посредством изучения народные традиции, можно сказать о следующих успехах: сделано четыре выпуска периодической газеты «Праздничный хоровод»; дети активно участвовали в конкурсах, имеют дипломы победителей, призеров, лауреатов разного уровня (городского, регионального всероссийского). Вышеперечисленные программы и методическое пособие получили высокую оценку на мероприятиях  городского, регионального, всероссийского, международного уровня.

           

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников».

доклад на тему:«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников»....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.

В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....

патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций

Выступление на районном методическом объединении...

Нравственное воспитание младших школьников на народных традициях

Происходящие в наше время изменения в социально-экономической, политической сферах Российского государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения. В нашем обществе на протяжен...

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций

Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций...