Образовательные программы "Чудо-песок"
учебно-методическое пособие

Сакова Любовь Леонидовна

Образовательные программы "Чудо-песок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obraz_prog_chudo-pesok_20-24.zip700.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного  образования 

Дом Детского Творчества

   

Принята на методическом совете                                                                                            Утверждаю                                                                                                                                     МКУДОДДТ                                                                                                       Директор  МКУДОДДТ

Протокол № …                                                                                                     Приказ №

от «___»______2021г.                                                                                           от«__»_______2021г                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                               

                                                                             

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно – эстетической  направленности

(адаптированная)

 «Чудо – песок»

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 2 года

 

 

                                                                                                  Автор – составитель:

 Сакова Любовь Леонидовна

педагог дополнительного

                                                                                                   образования  

р. п. Гари

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

 Пояснительная записка………………………………………………………………………..3

 Цель и задачи программы……………………………………………………………………..9

 Содержание программы………………………………………………………………………10      

 Планируемые результаты…………………………………………………………….. ……..27

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 Условия реализации программы……………………………………………………………...28

Формы аттестации……………………………………………………………………………...30

 Методические материалы……………………………………………………………………...29

Список литературы……………………………………………………………………………..31

 Приложения…………………………………………………………………………………….32

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Направленность.

 Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему раскрыть в себе творческие способности, открыть в сердце доброту и красоту, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном мире. Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной  является рисование песком «Sand-Art», «Пескография» (рисование песком).  

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудо – песок» относится к художественно – эстетической  направленности и ориентирована на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Данная программа разработана для  детей с ограниченными возможностями здоровья,  направлена на интересы и потребности родителей таких обучающихся . Содержание программы направлено на расширение представления обучающихся о способах и приемах изображения песком, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.  

 

   Актуальность. 

       Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.  В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей с  различными  нарушениями здоровья.  Такие дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная терапия. Рисование песком – пескография – является новым видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности ребёнка. Уникальные свойства песка (сыпучесть, мягкость, приятная шершавость) при рисовании песком на световых столах завораживающе действуют и на детей, и на взрослых. Таким образом, пескография способствует преодолению стрессовых состояний у детей, а также тренирует координацию и моторику рук. Создание рисунков на песке (или песком) помогает обучающимся концентрировать внимание и память, развивать творческое воображение и мышление, фантазию, пространственное восприятие – все это способствует гармоничному развитию личности ребенка.  Рисование песком особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых  детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.  

      Программа «Чудо-песок» является первой в пгт Гари программой, разработанной для реализации в системе дополнительного образования, основанной на технологии рисования на световых столах. Занятия по данной программе сводятся к нестандартному набору изобразительных материалов (песок мелкий кварцевый для рисования на световых столах и песок крупный кварцевый для  песочницы). А также данная программа сочетает в себе педагогические (художественные) и арт-терапевтические («арттерапия» в переводе с английского означает лечение искусством) техники.

     Программа является модифицированной. Составлена на основе программ:  «Песочная терапия для детей с ОВЗ»Е.Р.Залужьевой; «Песочная фантазия» Е.М. Козаковой; «Песочные приключения» А.В. Корсаковой, «Чудеса из песка» О.А. Могильченко.

        Нормативно-правовое обеспечение.

Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудо – песок» разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ; «Об образовании в Российской Федерации»  
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (с изменениями на 30 сентября 20 20 г.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»)
  • Конвенция о правах ребенка ООН (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  • Устав МКУ ДО ДДТ от 2017 г.

    Адресат программы.

 Программа предназначена для детей 7-12 лет, имеющих различные отклонения в развитии. Определяя содержание коррекционной  работы,  важно  учитывать комплекс возрастных и психологических особенностей таких детей.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1.Наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире.

2. Темп выполнения заданий очень низкий.

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого.

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).

5. Низкий уровень развития речи, мышления.

6. Трудности в понимании инструкций.

7. Инфантилизм (незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам).

8. Нарушение координации движений.

9. Низкая самооценка.

        10. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается изменение в настроении.

11. Высокий уровень психомышечного напряжения.

       12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

       13.Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро          становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство

      14.У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

 Форма обучения – очная, изредка очно-заочная с применением дистанционных технологий.

 Программа  реализуется на государственном языке Российской Федерации -  русском.

Режим занятий

Год обучения

Кол-во детей

в группе

Периодично сть

в неделю

Продолжит

ельность занятия

Количество часов

в неделю

Количество часов

в год

1

 5-6 чел

2

45 мин

2

72

2

 5-6 чел

2

45 мин

2

72

 Ограничением к посещению  занятий будет наличие у ребёнка аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.  В ходе занятий проводятся минутки релаксации, игры для снятия напряжения и предотвращения утомляемости,   дыхательные упражнения, упражнения для глаз.

 Срок реализации программы - 2 года

        Объем программы.

Содержание программы выстроено  поэтапно:   1 этап - «Азбука песочного рисования» первый год обучения – предполагает освоение навыка  рисования песком, работу в песочнице. 2 этап – «Пескография» второй год обучения  – формирование и развитие художественных навыков в рисовании песком на световом столе.

 Общий объём программы составляет 144 часа, из них: первый год обучения рассчитан на 72 часа,  второй год обучения  рассчитан тоже  на 72 часа.

            Уровень сложности.  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудо – песок» (адаптированная)  относится к стартовому (ознакомительному) уровню сложности. Планирование по программе адаптируется под индивидуальные возможности детей с ОВЗ.

         Новизна данной программы заключается в использовании терапии рисование песком как способа психологической работы с детьми.  

  Формы организации образовательного процесса: фронтальная, групповая и индивидуальная.

 - Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.  - Групповые игры  с песком  направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

 Виды занятий: учебные занятия, конкурсы, выставки, фотовыставки, арт-сказки.  Занятия с использованием элементов дистанционных технологий: медиа-ресуры, как источники информации; экран для демонстрации изображений; создание портфолио и презентаций

Методы, используемые при организации занятий с обучающимися: словесные, наглядные, практические, игровые, арт-терапевтические.  Наглядные методы: наглядно-слуховые (прослушивание музыки в аудиозаписях), наглядно-зрительные (дидактический материал). Тактильно – мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение). Словесные методы: объяснение (объяснение, указания, вопросы, пояснения, уточнения). Практические методы: метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий). Игровые методы: занятия носят игровое содержание, помогают заинтересовать и активизировать обучающихся, наладить  дружеские отношения, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции. Арт-терапевтические методы: пробуждение ярких, эмоциональных чувств и переживаний, побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости.

Формы подведения итогов реализации программы

  • наблюдение за деятельностью обучающихся, изменениями в поведении, в творческой деятельности;
  • опросы и беседы с обучающимися, родителями;
  • анализ уровня развития творческого мышления, воображения, восприятия ,мелкой моторики пальцев рук  в начале курса  обучения и  по его окончанию.

К окончанию освоения программы предполагается, что обучающиеся, выполнившие полностью программу занятий, будут иметь более высокий уровень развития познавательной, коммуникативной и продуктивной деятельности.  

         Формами фиксации и предъявления результатов освоения программы являются: создание портфолио каждого обучающегося и итоговая выставка лучших творческих работ в конце учебного года.

    Портфолио создаётся педагогом путём фотосъёмки выполненной работы на каждом занятии. Фотографии в электронном виде сохраняются в именной папке каждого воспитанника на компьютере педагога для того, чтобы в конце года обучения передать цифровое портфолио родителям (на флэш-карте или отправить по электронной почте – на их выбор).    Итоговая выставка лучших детских работ проводится в форме мультимедийной презентации на ежегодном отчетном концерте ДДТ.  

 

Цели и задачи программы

    Цель программы – воспитание творческой личности ребенка, развитие её личностных качеств посредством приобщения к искусству пескографии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:               

 Обучающие:  

1.Обучить техническим приемам и способам изображения с использованием песка.

 3. Познакомить детей с особенностями песка, его свойствами

 2.  Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

3. Познакомить с  базовыми приемами создания песочных картин на световых столах

 Развивающие:

 1. Развивать художественно-творческие, индивидуальные способности  ребенка

 2.Развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое  мышление  и пространственное  воображение

3. Развивать дикцию, выразительность речи

4. Развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний

5. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

Воспитательные:

1. Воспитывать  аккуратность, целеустремленность  

2. Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3.  Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

4. Воспитывать нравственные качества личности ребенка

Коррекционные:

  1. Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка
  2.  Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса    манипулирования песком и от рисования
  3.  Гармонизировать психоэмоциональное состояние детей
  4.  Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке

Учебный (тематический) план

п/п

Название этапа

Количество часов/год

обучения

Формы контроля

 1 год

 2 год

 Всего

1

  «Азбука  песочного рисования»  

72

 72

      144

Педагогическое наблюдение, диагностические занятия

2

   «Пескография»

72

72

 

144

 

Педагогическое наблюдение  диагностические занятия

                            Итого в год

144

144

 

Учебный (тематический) план первого года обучения

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

 Вводное занятие 

«Здравствуй, песок!»

1

 1

-

Анкетирование

тестирование

2

  Обучающие игры

«Знакомство с песочной феей»

15

4

11

Педагогическое наблюдение

3

 Познавательные игры

« Кто это был?»

21

 

8

14

Педагогическое наблюдение

4

«Азбука песочного рисования»

«Здравствуй, песочная страна. Тайные следы и отпечатки»

9

 

3

 6

Педагогическое наблюдение , игра-путешествие

5

Песочные картинки

растений

«Деревья: такие разные»

6

 2

 3

Педагогическое наблюдение

6

Песочные картинки

подводного мира

«Обитатели морей и океанов»

5

 

 1

 3

Педагогическое наблюдение, промежуточная диагностика  

7

Песочные картинки животных и птиц

«Птицы и насекомые»

 6

  2

4

Педагогическое наблюдение

8

Картинки песочных пейзажей

«Городской и сельский пейзажи»

5

2

3

Педагогическое наблюдение

   Итоговая диагностика

9

Выставки, конкурсы, праздники

4

 

1

 

3

 

Выставка

 

           

                      ИТОГО

72

24  

 

   48

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения

  1.  Вводное занятие.  

  Теория: Знакомство с целями, задачами и содержанием программы.  Техника безопасности и правила работы  с песком.

Практика: просмотр образцов изделий, презентаций с  песочными рисунками. Входная диагностика.  

   2.Обучающие игры.  

«Знакомство с песочной феей»

Теория : Повторение правил техники безопасности при работе с песком. История возникновения песка. Свойства песка

Практика. Упражнение «Чувствительные ладошки»  

  «Необыкновенные следы»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Чтение сказки  о лесных жителях.  

Практика: Имитация следов разнообразных животных и птиц на песке.  

 «Добрый лес-старый лес»

  Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Прослушивание голосов звуков леса.  

Практика: Выполнение рисунка «Лесные дали» по образцу, следуя за педагогом.

 «Песочный дождик»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Беседа на тему «Животные жарких стран»

Практика: Упражнение «Песочный дождик»

   «Узоры на песке»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну».  Где можно встретить замысловатые узоры?

Практическая работа. Создание различных узоров и рисунков 

 «Украсим ковер для песочной феи»

Теория:  Что такое орнамент? Приемы   рисования  узоров, завитков, плавных линий.  

Практическая работа. Украшение ковра песочной феи

 «Волшебная поляна»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Чтение сказки «Маша и медведь» . Приемы  рисования ягод, грибов

Практика: Рисование различных ягод, грибов

 «В гости к песочным жителям»

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Пальчиковая гимнастика «Черепашка».  

Практика: Строим песочный город.

  «Песочные прятки»

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну».  Учить искать двумя руками в  песочнице  твердые камушки, ракушки

Практика:  Педагог прячет камушки в песок, а дети их находят.

 «Прятки со сказочными героями»

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну».  Учить искать картинки сказочных героев, спрятанные в песке

Практика: Игра «Найди сказочного героя».  Педагог прячет  картинки сказочных героев  в песке, а дети находят их.

 «Загадки с пальцами»

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну».  Пальчиковая разминка «Дружная семейка»

Практика. Дети делают отпечатки пальцев рук на песке, с указанием названий пальчиков. Рисуют цветок с помощью ладошки.

«Секретное задание»

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Загадки о школьных предметах.

Практическая работа.  Найти «отгадку» в песке.

«Раскопки с картинками»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Загадки про овощи, фрукты

Практическая работа. Дети  раскапывают «отгадку»  (с помощью кисточки) и находят различные картинки с овощами, фруктами.

«Дождик – ручеёк».

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Повторить свойства мокрого песка.

Практика: Упражнения на мокром песке

 «Необычные следы»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Беседа о динозаврах .  

Практика: Имитация следов  динозавров   на песке.  

3.  Познавательные игры .  

« Кто это был?»

 

  Теория:   Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Звукозаписи голосов животных.

Практика. Определить животное по звукам и нарисовать его.

«Отпечатки» » (с помощью формочек)

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

 Практика: Работа с мокрым песком. Определить где, чьи отпечатки.

«Песочные домики».  

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»

Практика. Дети строят домики для героев сказки и определяют их место в песочнице.

 «Цветик- семицветик»  

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Чтение сказки «Цветик- семицветик»

Практика:  Рисование цветов различной формы.

 «Угадай, чей след».

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Беседа о животных.

Практика: Игра «Угадай, чей след на песке?»

 «Украшение отпечатка ладошки»

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Разминка пальчиковая «Ладушки»  

Практика: Дети рисуют отпечатки ладошек  и украшают их бусинами, пайетками, пуговицами

 «Узоры из камешков»

  Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Беседа о видах камней.

Практика: Дети создают  картинки, рисунки на песке, используя камешки

 «Мы исследователи»

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну».  Чтение отрывка из сказки «Незнайка в солнечном городе»

Практика: Дети  моделируют на песке  маршрут сказочного героя.

 «Сочиняем сказки»

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну».  Что такое сказка? Беседа.

Практика: Изобразить на песке сказку.  

« Жили у бабуси два веселых гуся»        

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну».  Продолжать   учить   использовать    ладонь    как    изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.  

Практика: Дети моделируют на песке сказку  

 « Солнышко, куда ты прячешься?»

        

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну».  Учить рисовать лучики прерывистыми линиями и сплошными. Закрепить навыки рисования кругов

 Практика:  Дети рисуют солнце.

«Кораблик в море».

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну».  Закрепить умение рисовать различные  волнистые линии,        ребром ладони, указательным пальцем.        

Практика. Дети  моделируют море и кораблик.

 «Мы -путешественники»

Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну» Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Просмотр мультфильма «Даша-путешественница»

Практика: Дети моделируют путешествие Даши на песке.

«Теремок»

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Продолжать   учить   использовать    ладонь    как    изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.  

Практика: Дети моделируют на песке сказку  

   «Спасение принцессы»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Сказка про принцессу.

Практика. Рисунок замка принцессы. .

  « Кто служит в армии?»        

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну».

Продолжать знакомить детей с профессиями военных. Учить передавать образы солдат разных родов войск.

 Практика: рисование солдат и военной техники

 

  «Эхо»

Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Просмотр  мультфильма про эхо.

Практика:  рисование портрета «Эха».

 «Какой отличается?»

Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ритуал входа в «Песочную страну». Повторение звуков гласных и согласных.

Практика:  Педагог произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов и написать его на песке.  

4.Азбука песочной анимации.  

  «Здравствуй, песочная анимация. Тайные следы и отпечатки»

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Беседа: «Рождение песка» (Как появился песок, возраст песка, как образуется песок)  «Как можно рисовать на песке?» (просмотр видеороликов с песочной анимацией, выполняемой ребенком и взрослым)

Практика. Игра – знакомство с песком. Работа с фоном, учимся насыпать  песок разными способами.

 «Волшебные точки»

 Теория:   Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Все начинается с точки. Сказка про точку. Игра "Раз, два, три! Где точки живут, назови.". Инструменты для изображения различных линий и штрихов. Техники создания выразительного образа с использованием в изображении точки .

Практика.   Рисование точек

 «Ожившие линии»

 Теория:  Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Приѐмы рисования линиями. Рисование линий разной длины, толщины, направленности и формы. Техники создания выразительного образа с использованием в изображении  , линии .

Практика.  Рисование линий

 «Послушные штрихи »

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Приѐмы рисования   штрихами.  Рисование штрихов  разной длины, толщины, направленности и формы.

Практика. Рисование штрихов

 «Превращения кружка»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ознакомление с     приемами рисования круга

Практика: Рисование круга

 «Занимательный квадрат и веселый прямоугольник»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Приемы рисования квадрата и прямоугольника

Практика. Рисование квадрата и прямоугольника

 «В стране песочной графики»

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Закрепление  приемов рисования геометрических фигур, линий, штрихов

Практика: Игра – путешествие « По стране песочной графики».

5.Песочные картинки растений.  

 «Деревья: такие разные»

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Беседа о деревьях. Ознакомление   с приемами рисования деревьев

Практика: Рисование деревьев.

«Цветы: в жизни, и в сказке»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Презентация «Сказочные цветы» .Ознакомление   с приемами рисования цветов

Практика. Рисование цветов.

«Фруктово-овощные истории»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Игра «Овощи-фрукты» .Ознакомление   с приемами рисования овощей и фруктов.

Практика:  Рисование овощей и фруктов.

6. Песочные картинки подводного мира.  

«Обитатели морей и океанов»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком Беседа « Морские  обитатели». Ознакомление   с приемами рисования морских обитателей

Практика: Рисование морских обитателей.

«Подводное царство»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ознакомление   с приемами рисования  подводных  обитателей

Практика.  Рисование подводных  обитателей.

7.Песочные картинки животных и птиц.  

«Птицы и насекомые»

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Ознакомление   с приемами рисования   птиц и насекомых

Практика: Рисование   птиц и насекомых.

«Домашние животные»

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком.Ознакомление   с приемами рисования  домашних животных

Практика: Рисование  домашних животных.

«Звери»

Цель: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Беседа о лесных животных.  Ознакомление   с приемами рисования   зверей

Практика.  Рисование   зверей

8.Картинки песочных пейзажей.  

«Деревенский пейзаж»

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Презентация «О пейзаже». Ознакомление   с приемами рисования деревенского пейзажа

Практика: Рисование деревенского пейзажа.

«Городской пейзаж»

Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Беседа о городском пейзаже. Ознакомление   с приемами рисования  городского пейзажа

Практика: Рисование  городского пейзажа

«Космическое путешествие»

 Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с песком. Презентация «Загадочный космос». Ознакомление   с приемами рисования  космоса, планет

Практика: Рисование  космоса, планет

 9.Выставки, конкурсы, праздники

Теория: Подведение итогов года, рефлексия деятельности

Практика: Участие в конкурсах разного уровня. Участие в мероприятиях ДДТ. Презентация работ. Проведение игровых программ в каникулярное время Просмотр презентации с работами детей. Подготовка и репетиции с детьми к мероприятиям объединения и ДДТ.

 

     

 

Учебный (тематический) план второго года обучения

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Формы    контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.  

Техника безопасности.

1

1

-

 Анкетирование тестирование

2

 «Осенняя пора, очей очарование»

8

1

7

Педагогическое наблюдение

3

 В мире животных

 10

2

7

Педагогическое наблюдение

4

  Зимушка-зима

9

2

8

Педагогическое наблюдение

5

 Подводное царство

 10

2

 8

Тематическая игра

Промежуточная диагностика

6

 Весна пришла

9

2

3

Педагогическое наблюдение

7

 Космос глазами детей

 8

2

6

Педагогическое наблюдение

8

 Пасха-великий праздник

 9

2

7

Педагогическое наблюдение

9

 С днем Победы

 6

2

 4

Педагогическое наблюдение

Итоговая диагностика

10

 Выставки, конкурсы, праздники

2

1

1

Итоговая    выставка

 

                                               Итого:

72

 17

 55

 

Содержание учебного (тематического плана) 2 года обучения

  1.  Вводное занятие.  

  Теория: Знакомство с целями, задачами и содержанием программы.  Техника безопасности и правила работы  с песком.

Практика: просмотр образцов изделий, презентаций с  песочными рисунками. Входная диагностика.  

  1. «Осенняя пора, очей очарование»

 

Теория : Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой пескографии – рисование песком (одного цвета) на световых столах. Просмотр фотографий знаменитых художников песочной анимации, просмотр видео-слайдов. Обучение технике выполнения фона для рисования на песке.

 Практика:  Выполнить рисунок на песке по собственному замыслу  

   «Отпечатки осени»

 Теория: Беседа об осени, лиственных деревьях. Просмотр и беседа презентации о неповторимости и красоте осенних листьев. Загадки про лиственные деревья.

 Практика: Выполнение творческих композиций из отпечатков осенних листьев на песке. Закрашивание их цветным песком, способом – щепотью.

Дополнение рисунка: стеклянными камешками, декоративными глазками,

осенними листочками. Создание условий для эмоционального комфорта, применение спокойной фоновой музыки.

«Листопад»

Теория:  Техника  выполнения мозаики цветным песком на картоне. Инструктаж по ТБ при работе с клеем и песком. Просмотр фотографий, детских работ. Просмотр учебных таблиц и беседа об осенних листьях.  

Практика: выполнить мозаику на трафарете.

   

  «Настроение погоды»

Теория:  Беседа о состояниях погоды: солнечная, пасмурная и т.д. Прослушивание разных музыкальных композиций: грустных, весёлых, шум дождя, пение птиц.

 Практика: Освоение навыка выполнения рисунка: солнце, трава, деревья, облака, радуга, дождик на фоне из песка пальцем, кулачком.

 

«По грибы, да по ягоды»

Теория: Беседа о походах в лес по грибы да ягоды. Просмотр фотографий и демонстрационного материала (трафаретов). Игра на распознание, запоминание съедобных и несъедобных грибов и ягод. Обучение техники выполнения мозаики на трафарете.

Практика:  Поэтапное выполнение трафарета под музыку «Звуки природы».

  «Яблонька»

Теория:  Беседа о яблоне, её плодах, в каких сказках встречается. Обучение техники рисования дерева на песке.

 Практика:  Выполнение яблоньки. Дополнение  рисунка камешками, стеклянными – яблоками, листиками.

«Яблочки на блюдце»

Теория: Повторяем знания о яблоне. Просмотр демонстрационного материала, детских работ.  ». Повторение техники мозаики  цветным песком на картоне.

 Практика: Выполнение самостоятельной работы, по замыслу.  

 

 «Колючий ежик»

Теория:  Знакомство с ёжиком. Беседа о ёжиках и их причастности к природе Прослушивание музыки про ёжика.

Практика:  Выполнение рисунка самостоятельно по собственному замыслу.  

  

  1. «В мире животных»

«Еловый лес»

Теория:  Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование песком. Беседа о хвойных деревьях. Просмотр иллюстраций, фото.    Создание условий для эмоционального комфорта. Применение спокойной фоновой музыки.

 Практика: Выполнение рисунка самостоятельно по собственному замыслу

 «Филин и сова»

Приветствие. Ученики прослушивают аудио-звуки: шорох крыльев во время полёта совы (филина) и отгадывают, что им слышится, а также тему урока. Беседа и рассказ о филине и сове, их отличия и сходства, а так же причастие к природе. Просмотр иллюстраций, фотографий. Освоение навыка рисования на песке обеими руками одновременно.  

Практика: Выполнение самостоятельной работы, по замыслу.

  

 «Портрет мамы»

Теория:  Приветствие. Просмотр видео - животные и их детёныши под песенку о мамах. Беседа о мамах и о празднике – День матери. Просмотр фотографий. Загадки про мам и пап. Игра, мастер-класс «Причёска для мамы»  

Практика. Выполнение самостоятельной работы, по замыслу.

 «В спячке»

Теория:  Приветствие. Ученики выполняют вместе с педагогом разминку, гимнастику пальчиков на фоне из песка, для мелкой моторики. Беседа и рассказ о впадающих в спячку зимой животных. Просмотр фотографий, иллюстраций.  Педагог выполняет рисунок вместе с обучающимися.  

Практика: Рисунок по замыслу

«Избушка на курьих ножках»

Теория: Приветствие. Беседа и рассказ о сказках.  Занятие на отработку навыка выполнения прямых линий, маленьких кругов.

 Практика: Рисунок по замыслу

 «Веселый зоопарк»

Теория: Приветствие. Беседа о зоопарке. Поэтапное выполнение рисунка – жирафа. Поиск идей. Гармоничное сочетание разных изобразительных техник

рисования песком на стекле. 

 Практика: Рисунок по замыслу

«Веселая ферма»

Теория:  Приветствие. Прослушивая и отгадывая голоса животных (домашних),  обучающиеся  называют тему занятия. Беседа о домашних животных и птицах их причастие к природе и к человеку. Просмотр фотографий, иллюстраций.

Практика: Рисунок гусей совместно с  педагогом  под песенку «Жили у бабуси…» Упражнение с применением массажного мячика: преврати облако в овечку, овечку в барашку.

4. «Зимушка-зима»

 «За окном»

Теория:  Приветствие. Ученики выполняют вместе с учителем разминку, гимнастику пальчиков на фоне из песка. Беседа о том, что можно увидеть в окне. Просмотр фотографий, иллюстраций. Обучающиеся выполняют вместе с  педагогом разминку, гимнастику пальчиков на фоне из песка, для мелкой моторики. Создание условий для эмоционального комфорта.

Практика: Рисунок по замыслу .Применение спокойной фоновой музыки

«Украшение для елки»

Теория: Приветствие. Беседа о празднике – Новый год и Рождество. Загадки. Поэтапное

выполнение рисунка: Приветствие. Беседа о празднике – Новый год и Рождество. Загадки

Практика: Выполнение  еловых веток, шишек, украшений. Игра «Нарядим ёлочку».  Использование декоративных стеклянных камешков.  Новогодние музыкальные композиции для фона.

 «Снеговик у дома»

Теория Приветствие. Беседа о зимних забавах. Просмотр иллюстраций. Игра «Найди нос снеговика». Пальчиковая гимнастика на фоне из песка для мелкой моторики.

Практика: Поэтапное выполнение кругов разных размеров, кулачком и подушечками пальцев. Рисунок по замыслу. Использование декоративных стеклянных камешков. Приятная музыка для фона

 

5.«Подводное царство»

Теория:   Приветствие. Беседа и загадки об обитателях подводного мира. Просмотр фотографий, иллюстраций. Гимнастика для развития мелкой моторики .Игра «Что поймал рыбак?»  

Практика. Рисунок осьминога - кулачком и большим пальцем, черепашки и медузы – указательным пальцем и мячиком, совместно с учителем. Рисунок по замыслу Использование декоративных стеклянных камешков, ракушек. Создание условий для эмоционального комфорта. Применение спокойной фоновой музыки «Звуки морских глубин».

«Корабли»

Теория:   Приветствие. Прослушивание ауди - шум волн и голос капитана корабля.

Отгадывание название темы урока. Беседа и рассказ о кораблях, парусниках, пароходах.. Игра « Путешествие бумажного кораблика».

Практика: Поэтапное выполнение рисунка на фоне вместе с  педагогом

«То ли кит, то ли остров»

Теория:   Приветствие. Беседа и рассказ о китах. Поэтапное выполнение рисунка вместе с педагогом. Остров превращается в кита. Осваиваем и отрабатываем навык выполнения рисунка разными техниками: подчищение широкой частью кисти, рисунок указательным пальцем и несколькими пальцами одновременно. Применение большого мячика для изображения волн и маленького для облаков. Изображение птиц – щепотью.

Практика: Рисунок по замыслу.

«Лебединое озеро»

Теория: Приветствие. Беседа о лебедях. Ученики перечисляют, в каких сказках встречается лебедь. Просмотр фотографий, иллюстраций. Поэтапный  рисунок лебедя вместе с педагогом.

Практика: Рисунок по замыслу

 

«Черепашка»

Теория:  Приветствие. Беседа о морской и сухопутной черепашке, их отличия. Просмотр фотографий, иллюстраций. Повторяем и закрепляем навык выполнения рисунка черепашки на песке. Гармоничное сочетание разных изобразительных техник

рисования песком на стекле.        

Практика: Рисунок по замыслу

 6.«Весна пришла»

   Теория:  Приветствие. Беседа про весну.  Педагог загадывает загадку вслух. Группа делится на две команды и соревнуется, кто быстрее нарисует отгадку, применяя

приобретенные ЗУН.

Практика: Рисунок по замыслу

«Женский день-8 марта»

Теория:  Приветствие. Рисунок цветов в разной технике с применением разных предметов: стаканчики, мячики. Беседа о мамах и бабушках. О Международном празднике – 8 марта. Просмотр фотографий, иллюстраций. Педагогический показ.

Практика: Рисунок по замыслу.

 

7. «Космос глазами детей»

Теория : Приветствие. Беседа и рассказ о Юрии Гагарине, космосе и планетах. Загадки о космосе. Просмотр фотографий, иллюстраций.  Самостоятельное творческое отражение представлений о космических тел, разными изобразительно - выразительными средствами.

Практика: Рисунок по замыслу.

«Белка и Стрелка»

Теория:  Приветствие. Беседа и рассказ. Рисунок на фоне из песка. Просмотр иллюстраций, фотографий Белки Стрелки. Поэтапный рисунок собак в космосе вместе с педагогом.

Практика Рисунок по замыслу.

8. «Пасха-великий праздник»

Теория: Приветствие. Рисунок к празднику Светлой Пасхи. Беседа о празднике. Просмотр детских рисунков, иллюстраций. Рисунок на фоне из песка и струйным способом из кулачка..

Практика: Рисунок по замыслу

 

9.  «С днем Победы»

Теория: Приветствие. Просмотр иллюстраций, беседа о празднике 9 мая. Просмотр иллюстраций. Поэтапный рисунок танка на фоне вместе с обучающимися. Поиск средств выразительности рисунка. Отработка приобретённых навыков в технике рисования песком на фоне.

Практика: Рисунок по замыслу

10. Выставки, конкурсы, праздники

Теория: Подведение итогов года, рефлексия деятельности

Практика: Участие в конкурсах разного уровня. Участие в мероприятиях ДДТ. Презентация работ. Проведение игровых программ в каникулярное время Просмотр презентации с работами детей. Подготовка и репетиции с детьми к мероприятиям объединения и ДДТ.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Метапредметные: умение планировать пути достижения цели и выбора наиболее эффективных способов решения учебных задач, развитие  навыка поиска информации из разных источников, развитие навыков межличностного общения; приобретение опыта представления результатов своего труда.

Личностные: расширение представлений о себе, своих возможностях; адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности; удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении; повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности; формирование ценностных ориентаций, улучшение   психосоматического  состояния; развитие  мелкой моторики рук.

Предметные: владение на уровне индивидуальных возможностей техническими  приемами рисования песком; умение выстраивать композиции на песке; создание  песочных картин на световых столах; формирование познавательной         активности через ознакомление с техниками пескографии: рисование цветным песком и мозаика на трафаретах; владение  техническими приемами  выполнения рисунка песком (на песке) одного цвета;  

        

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Условия реализации программы

 Для реализации данной программы необходимо:

 - светлое, просторное помещение (кабинет);  

- качественное электроосвещение;

- столы и стулья;

- шкафы  для фигурок, предметов  и игрушек  

 - для индивидуальной защиты одежды детей спецодежда: фартуки

- розетка для светового стола

 - затемняющая  ролл-штора.

  - кисточки, расчёски, деревянные палочки;

-  сита для просеивания песка;

-  ноутбук, экран

     В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Предназначен он для индивидуальной работы. Материал – дерево. Цвет – голубой. Для групповой работы  рекомендуется использовать песочницу размером  100 х 140 х 8 см.  Песочница заполняется одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу речным песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

    Также для занятий необходим  световой стол с крышкой ,  размером 50х75х10, (где 50х75 –размер поля, а 10 – высота борта;  кварцевый песок для него.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир:

  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
  • жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
  • посуда;
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
  • транспортные средства(наземный, водный, воздушный транспорт);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни

 

Методическое обеспечение программы

Для проведения занятий необходимо иметь различные демонстративные наглядные пособия и дидактические материал:

  • материалы по технике безопасности;
  • материал из истории  появления песка  
  • диагностические материалы  для контроля знаний, умений, навыков;
  • дидактические игры и упражнения по мелкой моторике
  • физкульминутки
  • игровой материал
  • карточки с нарисованными фигурами  
  • наглядный иллюстративный материал
  • дыхательные упражнения
  • настенные плакаты «Базовые технические приёмы в рисовании песком»
  • видеотека (обучающие видеофильмы, примеры работ художников песочной анимации)
  • фонотека (подборка музыкальных произведений разных жанров)
  • альбом с фотографиями песочных рисунков
  • репродукции, альбомы по живописи и графике.
  • наборы картинок по темам занятий (овощи, фрукты, насекомые, транспорт, дома  и т.д.).
  • пособия по изобразительному искусству.

 

Формы аттестации и контроля

Отслеживание результатов реализации программы осуществляется через педагогический мониторинг. Он позволяет не только отслеживать результативность образовательного процесса, но и корректировать  образовательную деятельность. Педагогический мониторинг  включает в себя: 

Входной контроль. В начале учебного года ребенок проходит   тестирование для установления уровня   развития  творческого мышления, воображения, восприятия, развития мелкой моторики пальцев рук.

Текущий контроль.  Осуществляется на каждом занятии. Педагог следит за развитием  интереса ребенка к песочным играм, за обогащением его речи, за выразительностью творческих работ.

Итоговый контроль.  Проверяется степень усвоения материала за длительный период: тестирование, диагностика, участие в выставках.   .

 

 

 

Список литературы, рекомендованной педагогу

 

  1.   Войнова А. Песочное рисование - Феникс, 2014 г.
  2.   Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница— М.: ИНТ, 2010.
  3.   Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
  4.    К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.
  5.   Макарова Е. А., Балаева Н.А. Программа «Путешествие по Песочной стране» (по развитию творческого мышления посредством использования метода «Sand Art» с детьми старшего дошкольного возраста) – Санкт-Петербург, 2014.
  6.   Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике., Спб.-2013 г.
  7.   Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. – М., 1995.
  8.   Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. –  Спб.: Речь, 2007.
  9.   Соснина М.В. Метод sand-art. Ресурсы рисования песком., Спб – 2012.
  10.   Юсов Б.П. Когда все искусства вместе: Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: пособие для учителя / Б.П.Юсов, Т.Г. Сухова. – М.: ИЦЭВ РАО, 1995.

Список литературы, рекомендованной  родителям

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия Петропавловск, 2010 – 74с.

.

  1. Шорохова О.А Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи детей. — М.: ТЦ Сфера, 2009г.  

Список литературы, рекомендованной обучающимся

             1.Сокольникова Н.М. « Изобразительное искусство. Основы рисунка»,2009г    

  2.Развивающие игры для детей. Справочник. – М., 2011г

Интернет-ресурсы

  1. http://www.sandtheatre.ru/sand-art.html - сайт «Песочный театр»
  2. http://www.sandproject.ru/sp/sand_show  - сайт «Песочное шоу»
  3. http://www.sandartist.ru/o-nas/marinasand  - сайт «Мастера песочного искусства»
  4. http://sandart.in.ua - сайт «Песочное искусство»
  5. http://winzavod.tvorchmaster.ru - сайт «Творческие мастерские»
  6. https://docplayer.ru/44052432-Palchikovye-igry-ekaterina-zheleznova-palchikovye-igry-dlya-malyshey-ot-2-do-5-let-chast-1.html   (пальчиковая гимнастика Е.С. Железновой)
  7. http://30astr-dou127.caduk.ru/88-programma-kruzhka-pesochnaya-animaciya.html
  8. http://cholga.ucoz.ru/blog/pesochnaja_animacija_risovanie_peskom_metod_sand_art/2014-05-05-11
  9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/10/08/metodika-risovaniya-peskom

Приложение 1

Календарный учебный график

Год обучения первый

Группа 1  

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

1

Сентябрь

3

Групповая

1

Вводное

Анкетирование

тестирование

 

2

Сентябрь

4

Групповая

1

Знакомство с песочной феей

Сообщение новых знаний

3

Сентябрь

10

Групповая

1

Необыкновенные следы

 Практическая работа

4

Сентябрь

11

Групповая

1

Добрый лес-старый лес

Педагогическое наблюдение

5

Сентябрь

17

Групповая

1

Песочный дождик

Педагогическое наблюдение

6

 Сентябрь

18

Групповая

1

 

Узоры на песке

Педагогическое наблюдение

7

 Сентябрь

24

 

Групповая

1

 

Украсим ковер для песочной феи

Педагогическое наблюдение

8

 Сентябрь

25

 

Групповая

1

 

Волшебная поляна

Педагогическое наблюдение

9

Октябрь

1

Групповая

1

 

В гости к песочным жителям

Педагогическое наблюдение

10

  Октябрь

2

Групповая

1

 

Песочные прятки

Педагогическое наблюдение

11

Октябрь

 8

 

Групповая

1

 

Прятки со сказочными героями

Педагогическое наблюдение

12

  Октябрь

9

 

Групповая

1

1

Загадки с пальцами

Педагогическое наблюдение

13

Октябрь

15

Групповая

1

1

Секретное задание

Педагогическое наблюдение

14

  Октябрь

16

Групповая

1

1

Раскопки с картинками

Педагогическое наблюдение

15

Октябрь

 22

Групповая

1

1

Дождик-ручеек

Педагогическое наблюдение

16

  Октябрь

23

 

Групповая

1

1

Необычные следы

Педагогическое наблюдение

17

 Ноябрь

 

12

 

Групповая

1

1

Кто это был?

Педагогическое наблюдение

18

 Ноябрь

13

 

Групповая

1

1

Отпечатки(с помощью формочек)

Педагогическое наблюдение

19

 Ноябрь

 

19

 

Групповая

1

1

Песочные домики

Педагогическое наблюдение

20

 Ноябрь

20

Групповая

1

1

Цветик-семицветик

Педагогическое наблюдение

21

  Ноябрь

26

27

Групповая

1

1

Угадай, чей след

Педагогическое наблюдение

22

 Декабрь

3

4

Групповая

1

1

Украшение отпечатка ладошки

Педагогическое наблюдение

Промежуточная диагностика

23

Декабрь

10

11

Групповая

1

1

Узоры из камешков

Педагогическое наблюдение

24

 Декабрь

17

18

Групповая

1

1

Мы-исследователи

Педагогическое наблюдение

25

Декабрь

24

25

Групповая

1

1

Сочиняем сказки

Педагогическое наблюдение

26

  Декабрь

31

 

Групповая

1

1

Жили у бабуси 2 веселых гуся

Педагогическое наблюдение

27

  Январь

14

15

Групповая

1

1

Солнышко, куда ты прячешься?

Педагогическое наблюдение

28

Январь

 21

22

Групповая

1

1

Кораблик в море

Педагогическое наблюдение

29

Январь

28

29

Групповая

1

1

Мы –путешественники

Педагогическое наблюдение

30

Февраль

4

5

 

Групповая

1

1

Теремок

Педагогическое наблюдение

31

Февраль

 11

12

Групповая

1

1

Спасение принцессы

Педагогическое наблюдение

32

Февраль

18

19

Групповая

1

1

Кто служит в армии?

Педагогическое наблюдение

33

Февраль

25

26

Групповая

1

1

Эхо

Педагогическое наблюдение

34

 Март

4

5

Групповая

1

1

Какой отличается

Педагогическое наблюдение

35

 Март

 11

12

Групповая

1

1

Здравствуй, песочная анимация!

Педагогическое наблюдение

36

 Март

 18

19

Групповая

1

1

Волшебные точки

Педагогическое наблюдение

37

Апрель

 1

2

Групповая

1

1

Ожившие линии

Педагогическое наблюдение

38

Апрель

8

Групповая

1

Послушные штрихи

Педагогическое наблюдение

39

Апрель

 9

Групповая

1

Превращения кружка

Педагогическое наблюдение

40

Апрель

 15

 

Групповая

1

Занимательный квадрат и веселый прямоугольник

Педагогическое

наблюдение

41

Апрель

 16

 

Групповая

1

В стране песочной графики

Педагогическое

Наблюдение

42

Апрель

  22

Групповая

1

Песочные картинки растений

Педагогическое

Наблюдение

43

Апрель

 23

 

Групповая

1

Цветы в жизни в сказке

Педагогическое

Наблюдение

44

Апрель

 29

Групповая

1

 Фруктово-овощные истории

Педагогическое

Наблюдение

45

Май

30

Групповая

1

Обитатели морей и океанов

Педагогическое

Наблюдение

46

Май

 6

Групповая

1

Подводное царство

Педагогическое наблюдение

47

Май

 7

Групповая

1

Птицы и насекомые

Педагогическое наблюдение

48

Май

 13

Групповая

1

Домашние животные

Педагогическое наблюдение

49

Май

 14

Групповая

1

Звери

Педагогическое наблюдение

50

Май

20

Групповая

1

 Деревенский пейзаж

Педагогическое наблюдение

51

Май

 21

Групповая

1

Городской пейзаж

Педагогическое наблюдение

52

Май

27

Групповая

1

Космическое путешествие

 Итоговый контроль

53

Май

 28

Групповая

1

Выставки, конкурсы, праздники

 Итоговая выставка

Приложение 2

Календарный учебный график

Год обучения  второй

Группа 1  

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

1

Сентябрь

2

Групповая

1

Вводное

Анкетирование

тестирование

 

2

Сентябрь

3

9

Групповая

1

1

Отпечатки осени

Сообщение новых знаний

3

Сентябрь

10

16

Групповая

1

1

Листопад

 Практическая работа

4

Сентябрь

17

23

Групповая

1

1

Настроение погоды

Педагогическое наблюдение

5

Сентябрь

24

30

Групповая

1

1

По грибы, да по ягоды

Педагогическое наблюдение

6

  Октябрь

1

7

Групповая

1

 1

 Яблонька

Педагогическое наблюдение

7

  Октябрь

8

14

 

Групповая

1

 1

 Яблочки на блюдце

Педагогическое наблюдение

8

Октябрь

15

21

 

Групповая

1

1

 

 Колючий ежик

Педагогическое наблюдение

9

Октябрь Ноябрь

22

5

Групповая

1

 1

В мире животных

Педагогическое наблюдение

10

 Ноябрь

11

12

Групповая

1

 1

Еловый лес

Педагогическое наблюдение

11

 Ноябрь

18

19

 

Групповая

1

1

 Филин и сова

Педагогическое наблюдение

12

   Ноябрь

25

26

 

Групповая

1

1

 Портрет мамы

Педагогическое наблюдение

13

 Декабрь

 2

3

Групповая

1

1

 В спячке

Педагогическое наблюдение

14

 Декабрь

9

10

Групповая

1

1

 Избушка на курьих ножках

Педагогическое наблюдение

15

 Декабрь

 16

17

Групповая

1

1

 Веселый зоопарк

Педагогическое наблюдение

16

 Декабрь

23

24

 

Групповая

1

1

 Веселая ферма

Педагогическое наблюдение

17

   Декабрь

 

30

31

 

Групповая

1

1

 Украшение для елки

Педагогическое наблюдение

18

  Январь

13

14

 

Групповая

1

1

 За окном

Педагогическое наблюдение

19

  Январь

 

 20

21

 

Групповая

1

1

Снеговик у дома

Педагогическое наблюдение

20

  Январь

 27

28

Групповая

1

1

Подводное царство

Педагогическое наблюдение

21

 Февраль

 10

11

Групповая

1

1

 Русалки

Педагогическое наблюдение

22

 Февраль

 17

18

Групповая

1

1

Корабли

Педагогическое наблюдение

Промежуточная диагностика

23

Февраль

 24

25

Групповая

1

1

Лебединое озеро

Педагогическое наблюдение

24

  Март

3

4

Групповая

1

1

Черепашка

Педагогическое наблюдение

25

Март

10

11

Групповая

1

1

Женский день-8 марта

Педагогическое наблюдение

26

Март

17

18

 

Групповая

1

1

Весна пришла

Педагогическое наблюдение

27

Март

 24

25

Групповая

1

1

Весенние цветы

Педагогическое наблюдение

28

Апрель

  1

7

Групповая

1

1

Космос глазами детей

Педагогическое наблюдение

29

Апрель

 8

14

Групповая

1

1

Белка и Стрелка

Педагогическое наблюдение

30

Апрель

 15

21

 

Групповая

1

1

Пасха-великий праздник

Педагогическое наблюдение

31

Май

  5

6

Групповая

1

1

С Днем Победы

Педагогическое наблюдение

32

 Май

12

13

Групповая

1

1

Радуга-дуга

Педагогическое наблюдение

33

 Май

 19

20

Групповая

1

1

Бабочки

Педагогическое наблюдение

Итоговая диагностика

34

  Май

 26

27

Групповая

1

1

Выставки, конкурсы, праздники

 Выставка итоговая

Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия

Что        это        может        быть?

(зрительно)

Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные

фигуры,напримердвойной круг, десятиконечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.

Как        можно        использовать этот предмет?

Детям предлагается назвать как можно больше способов использования

какого-либо предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др

Рисование «Чего на свете не бывает?»

Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят

и пр.

«Что недорисовано?»

На предлагаемых картинках дети определяют, что художник забыл нарисовать, - оценка целостного восприятия

Диагностика мелкой моторики пальцев рук

Тест «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько

лучше, чем на левой

Тест «Силуэты»

Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке. Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами. Время выполнения задания - 15 мин. Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 15 предметов высокий уровень; 10-12 предметов - средний; 5-6

предметов - низкий

Тест «Дорисуй предметы» Методика «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко)

Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурами (контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования:

Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина.

Обработка и анализ результатов.

Количественная оценка степени оригинальности производится подсчётом количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки

в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

  1. тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей;
  2. тип – Так же  изображается отдельный объект, но с  разнообразными

деталями;

  1. тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
  2. тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р: девочка гуляет с собакой);
  3. тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребёнок

(кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных

элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:

Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение;

Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;

Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.

Сводная таблица уровня развития  обучающихся

           Начало года

Середина года

        Конец года

Общее кол-во  детей в

группе

Кол-во детей

         %

Кол-во детей

       %

Кол-во детей

          %

Кол-во обследованных

детей

Из них высокий

уровень

Из них средний

уровень

Из них низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

            Таблица для фиксации результатов диагностики образовательных результатов

№ п/ п

Ф. И.

ребенка

Наименование критерия

 Уровень развития  

творческого

Освоение и владение техникой и соблюдение всех правил безопасности и аккуратности в пескографии

Уровень     развития  мелкой моторики

Уровень развития восприятия

Уровень развития  воображения

Вх.

Проме.

Ит.

Вх

Промеж.

Ит.

Вх.

Промеж.

Ит.

Вх.

Промеж.

Ит.

Вх.

Промеж

Ит

 «Азбука песочного рисования »

1

-

-

-

-

2

  « Пескография»

1

1

2

3

2

1

Итого баллов по

критериям

1

2

3

4

 

 

 

 

   

  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Мезенцевой С.А., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательно

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Мезенцевой С.А., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образователь...