Игры с детьми ТМНР
консультация

Урывина Анастасия Васильевна

Игровая деятельность — эффективное средство коррекции психофизического развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Игра позволяет постоянно учиться, тренировать уже имеющиеся навыки и формировать новые, помогает развивать понимание себя и других, а также предметов и окружающих явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osoben_igry_s_tmnr.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития игровой деятельности у детей с ТМНР

Игровая деятельность – это важный этап в развитии психики и становления личности каждого ребёнка. У детей с ТМНР часто несформированными оказываются элементарные игровые действия, не возникает потребность в игре, не обнаруживается интерес к игровому процессу, поэтому овладеть игровой деятельностью в условиях школы-интерната помогает обучение.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования (дети с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Психические заболевания всегда складывают картину поведения детей. Соматические заболевания практически постоянно являются спутниками общего состояния здоровья учеников школы-интерната. Это подверженность простудам, ОРЗ, ОРВИ, заболевания внутренних органов и тд. Тяжёлое множественное нарушение развития-это совокупность различных психофизических нарушений, преимущественно, вследствие органического поражения центральной нервной системы; высокая степень выраженности нарушений, в первую очередь интеллекта; потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении.

Типологические особенности детей с ТМНР:

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-дети с расстройствами аутистического спектра

- тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

-дети с сочетанными нарушениями развития

Игра не только приносит удовольствие, но и поддерживает социальное развитие ребенка при взаимодействии с другими людьми, которые разделяют его интересы. Задача окружающих взрослых — создать оптимальные условия экспериментальной и исследовательской деятельности ребенка, поддержать его интерес и инициативу, а также обеспечить интересную и безопасную среду. Если ребенок проживает в стационаре, эти задачи становятся зоной ответственности сотрудников учреждения, в первую очередь воспитателей и ухаживающего персонала.

Игровая деятельность реализуется на всех уроках и коррекционных занятиях. Очень важным является подбор игр. Модификация игр проводится в соответствии с одним из главных принципов коррекции- снижение уровня требований. Если ребёнок не может выполнить задание в предлагаемом варианте, педагог упрощает и снижает требования.

В других случаях, когда ребёнок справляется с поставленной задачей, можно предложить игры более сложного уровня.

Игровой материал должен быть доступен для ребёнка с любым видом нарушения;

-следует структурировать содержание игры;

-соблюдать соотношения занимательных и обучающих моментов

Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, обязательно нужно проработать инструкцию, предъявляемую ребёнку, провести словарную работу

Ребёнку во время игры необходимо чувствовать искреннюю симпатию и заинтересованность педагога к нему. Речь должна быть ласковой и эмоциональной. У всех детей с ТМНР разный уровень обучаемости, поэтому приходится использовать различные способы взаимодействия с ребёнком. Такие как, работа по образцу, по инструкции, с помощью учителя. У детей с ТМНР искажённое сенсорное развитие.

Для развития зрительного восприятия и элементов логического мышления используется комплект геометрических фигур, дидактические игры, видеоматериалы. Для развития слухового восприятия, формирование умения вслушиваться, проводятся игры на узнавание знакомых звуков и голосов, различение звуков и голосов по громкости. Игры и упражнения на звукоподражание птицам, животным, нравятся детям, с желанием воспринимают, играют.

Для создания игровой среды оптимальным будет зонирование пространства учреждения (группы): выделение мест для игры на полу (на ковре), для игры с настольными играми, пространства для индивидуальной и

групповой игровой деятельности, продуманное размещение игр, определяется место проведения игр на улице.

Игровые действия обязательно должны сопровождаться речью.

Пальчиковые игры присутствуют на каждом уроке. Характеризуя состояние мелкой моторики у детей с ТМНР можно выделить следующие нарушения: слабость моторики пальцев и кистей рук;

-отклонения в координации движений

-медлительность и нечёткость движений

- нет согласованности в действиях обеих рук

-с большим трудом формируется техника письма

На уроках письма используются такие упражнения :

-удержание вложенного в руку предмета разной формы

-перекатывание карандаша

-перекладывание предмета из одной руки в другую

-бросание предмета в различные ёмкости

- сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты.

-рвать, разглаживать, комкать бумагу

-ощупывание, разминание, раскатывание пластилина, теста

-катание различных мячей в руках

-собирание пирамидки

-нанизывание колечек, бусинок

-рисование в воздухе, использование магнитных наборов.

Дидактическая игра как средство обучения может быть использована при усвоении любого программного материала, быть одним из занимательных элементов на уроках. В дидактической игре создаются такие условия, в которой каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами приобретая собственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для умственно отсталого ребёнка эмоциональная сторона организации игры- важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребёнка положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность вэрослого. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить для развития познавательной деятельности и служить для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, работать в коллективе, умения ждать, стремиться к общей цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

Подражание - один из основных способов усвоения общественного опыта ребёнком. Таким путём он учится усваивать бытовые навыки и овладевать речью. Но само подражание складывается у ребёнка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны учителя. Научить умственно отсталого ребёнка подражать одна из важнейших задач начального этапа обучения. Ребёнку легче подражать движениям, чем подражать действиям с предметами. Если ребёнок не подражает данному движению в процессе игры, педагог должен взять его руки в свои, и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это воспроизвести самостоятельно. 

Всё, что дети смогут услышать, увидеть, тактильно и эмоционально ощутить, является для них необходимой информацией о мире. Без специального обучения дети с тяжёлыми множественными психофизическими нарушениями не овладевают способами, приёмами игры. Для развития детей с ТМНР важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно-конструктивные, подвижные, пальчиковые. Основным принципом работы педагога является принцип дифференцированной и индивидуальной коррекционной помощи, которую необходимо осуществлять в повседневной работе. Все виды продуктивной деятельности призваны развивать мелкую моторику рук детей. Развитие мелкой моторики не просто помогает укрепить руки детей, сделать их более гибкими и умелыми, что благотворно влияет на общее развитие ребёнка, но помогает стать более уверенными и самостоятельными, а это помогает им адаптироваться в ближайшем для них окружении. Стимулирование и организация двигательной активности каждого ребёнка является необходимым условием при проведении игры.

Для того, чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребёнка необходимо выполнять следующие условия: игры должны быть разнообразными по содержанию, эмоциональными (чтобы ребёнок радовался, игра должна приносить удовольствие, радость. Игра должна быть познавательной, обучающей. Ребёнок должен учиться чему-то новому и закреплять приобретённые навыки. Должен учиться решать, мыслить. При проведении игр необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Так как в классе обучаются дети неоднородные по возрасту и психофизическому состоянию класс делится на 2 группы. Игры проводятся соответственно возможностям каждой группы. В одной группе дети могут и показать, и сказать коротким словом, фразой, то в другой группе дети испытывают трудность при овладении той или другой игрой. В этом случае учитель должен оказывать помощь, использовать подсказки.

Ребёнок с проблемами в развитии получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций, игра всегда приносит радость, удовольствие. Игра без радости перестаёт быть игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры с детьми.

В данном  материале использованы игры на  развитие речевого дыхания (развтие фразовой речи, правильного построения речи , развитие ритмичной и выразительной речи ), голоса (тембр голоса, сил...

Памятка для родителей Как играть с детьми в народные игры

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в по­коление, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались ...

«Дидактические приемы формирования познавательной и активной деятельности с детьми ТМНР»

Развитие познавательных навыков у детей с ТМНР — это одна из основных целей работы воспитателей и специалистов в условиях ЦССВ.  Познавательная активность умственно отсталых детей край...

Коррекционно-педагогическая работа с детьми ТМНР по формированию коммуникативной деятельности

Общение, как неотъемлемая форма жизнедеятельности людей, является непременным условием организации процесса социальной реабилитации детей с ТМНР.В процессе общения у ребенка формируется активная речь,...

Мастер - класс Мнемотехника с детьми ТМНР

Мастер - класс Мнемотехника с детьми ТМНР...

Игровые технологии на уроках окружающего природного мира с детьми ТМНР .

Мир не стоит на месте, игры и игровые технологии играют неотъемлемую роль в нашей повседневной жизни, они выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности....