Обобщение опыта
материал (4 класс)
Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоархангельская средняя № 1»
Обобщение опыта на тему:
«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»
Подготовила: Рыбий Е.Е.,
учитель начальных классов
2024 год
Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения».
Цель: познакомить с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.
Задачи: показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Я хочу начать свой доклад со слов основоположника педагогики Яна Каменского: «Читать и не понимать – тоже, что совсем не читать».
Формирование и развитие функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной сфере.
Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. С этой целью в 1 классе проводится диагностика детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие речевого слуха.
Исходя из результатов проведенной диагностики и собственного анализирования, можно сделать вывод, что обычная подача программного материала не сможет реализовать главную цель, а именно развитие литературных способностей младших школьников и приобщение их к литературе. И только лишь интересные, развивающие задания творческого характера могут решить эту задачу.
Средства формирования читательской грамотности. Оценка достижения планируемых результатов обучения.
- Литературные диктанты.
Виды литературных диктантов: информационный, литературоведческий, лексический.
Информационные диктанты включают имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
Информационный диктант с дополнением « Я знаю фамилии русских поэтов».
Учитель диктует имя и отчество поэта, учащиеся записывают имя, отчество и самостоятельно дописывают фамилию.
Александр Сергеевич, Фёдор Иванович, Николай Алексеевич, Апполон Николаевич, Афанасий Афанасьевич.
Самопроверка информации по интерактивной доске, учебная литература.
Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Иванович Тютчев, Николай Алексеевич Некрасов, Апполон Николаевич Майков, Афанасий Афанасьевич Фет.
Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия.
2 класс. Пословица, песня, загадка, шутка, потешка, скороговорка, рассказ, басня.
Например: Запиши названия данных литературных жанров.
– один из видов народной повествовательной литературы, произведение в прозе или реже в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях иногда фантастического характера (Сказка)
– короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль (Басня)
Самопроверка по учебной литературе.
Для закрепления литературоведческих понятий можно использовать, упражнения в форме таблицы.
Соедини стрелочкой слово с определением.
Абзац | Писатель, который сочиняет басни. |
Баснописец | Прозаическое произведение, в котором автор рассказывает о каком- либо событии из жизни героя. |
Рассказ | Часть текста от одной красной строки, до следую щей. |
Лексические диктанты включают слова и выражения из словарей, которые даны в учебниках и учебных хрестоматиях.
Например: Допиши предложения.
Поклажа – это ________________________
Пятак – это ________________________
Самопроверка по учебной литературе, словари.
Место проведения литературных диктантов на уроке.
– в начале урока (этап повторения изученного);
– в середине урока (этап изучения нового материала);
– в конце урока (во время обобщения материала).
Приёмы формирования читательской грамотности.
С целью развития стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, креативность, самостоятельность, ответственность, строю свою работу на уроке, используя приёмы Технологии «Развития критического мышления» через чтение и письмо, которая представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Рассмотрим несколько приёмов данной технологии.
Приём «Ассоциации».
Даёт возможность определить тему урока, развивать воображение, интуицию.
Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.
Например:
– Почему именно так называется произведение?
– Что может произойти в рассказе с таким названием?
Упражнение «Ассоциативная цепочка».
На уроках литературного чтения использую тематические ассоциативные цепочки. Учащиеся выстраивают цепочку по заданной теме.
При работе по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Можно выстроить следующую линейную цепочку: таяние льда, бурление воды, тепло, ручьи, трава, солнце, пение птиц, праздники, каникулы.
Приём «Чтение с остановками».
На начальной стадии урока, обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении, на основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определённо невозможно, (толстые) вопросы.
Рассмотрим данный приём, на примере изучения сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
Вопросы предлагаются в таблице, В левой части таблицы, простые «тонкие» вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», а в правой части – «толстые» вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Тонкие? | Толстые? |
– Кто главный герой? – Кого обидела Федора? – Куда ушла посуда? | -Дайте объяснение, почему это произведение называется «Федорино горе»? – Почему от Федоры убежала посуда? – Что Федоре надо делать, чтобы подобная ситуация не повторилась? |
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём работы с пословицами. Логическо-поисковое задание.
Развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
Задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объясните смысл наиболее понравившихся.
Рефлексия.
Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.
Существует огромное количество методов и приёмов по формированию читательской грамотности школьников и каждый педагог сам выбирает тот путь к достижению цели, который будет эффективным именно для его обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

