План работы по дополнительному образованию "Юные экологи"
материал
План работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № _____от ________2025г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»
возраст обучающихся: 8-10 лет
срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Валиуллина Л.Ф, педагог дополнительного образования
г. Нефтеюганск – 2025
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебно-тематический план | 5 |
3. | Содержание программы | 8 |
4. | Методическое обеспечение программы | 9 |
5. | Список литературы | 10 |
- Пояснительная записка
Программа «Юные экологи» разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 24.11.22г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Минпросвещения от 27.07.2022
- Уставом КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» имеет экологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. В настоящее время вопросы воспитания в этом направлении является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Данная программа является новой ступенью в обучении детей с ОВЗ. Обучающиеся понимают практическую ценность природы для жизни людей, осознают её эстетическое, санитарно – гигиеническое значение, но недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду. Занятия в кружке будут чередоваться с экскурсиями, проводимыми на учебной экологической тропе, разработанной на территории школы-интерната. На учебных занятиях проводится демонстрация таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал. Все это позволит обучающимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость её охраны и бережного отношения к ней.
Педагогическая целесообразность программы в том, что многие темы программы самым тесным образом переплетены с окружающим природным миром, тем самым программа способствует закреплению базовых знаний обучающихся, применению их в практической деятельности и созданию целостного восприятия мира.
1.2. Актуальность программы «Экология и творчество» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Цель программы : обучающийся, имеющий базовую экологическую грамотность, имеющие представления о живой и неживой природе, соблюдающие нравственное поведение в мире природы и людей.
Задачи:
- Формирование представлений обучающихся об окружающем мире живой и неживой природы;
- Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе родного края.
- 1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 8-10лет.
- 1.5. Срок реализации программы: 1 учебный год
- 1.6. Ожидаемые результаты.
- Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный. Ожидаемые личностные и предметные результаты (минимальный и достаточный уровни) представлены в таблице 1.
- Таблица 1.
- Ожидаемые результаты освоения дополнительной образовательной программы
Минимальный уровень | Достаточный уровень | Личностные результаты |
Знают: - Представления о явлениях и объектах живой и неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. | Знают: - Представления о явлениях и объектах живой и неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. - Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. | - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - испытывает потребности в новых знаниях; - стремится помогать окружающим. - не мусорит на улице - не ломает деревья. |
1.7. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входная диагностика – проводится на первом занятии в целях определения стартового уровня образовательных возможностей обучающихся; в форме опроса и в рамках вводного практического занятия.
Для отслеживания результативности образовательного процесса и выявления творческого роста, обучающихся используются:
- текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем Программы осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Проводится в формах: опроса и практической работы.
- промежуточный контроль – проводится в конце полугодия с целью выявления уровня усвоения Программы. Осуществляется в форме: опроса и практической работы.
- итоговый контроль реализации Программы – оценка уровня и качества освоения обучающимися Программы по завершению периода обучения по Программе. Форма контроля: опроса и практической работы.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- достаточный - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже достаточного - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.
- Учебно-тематический план
№ | Разделы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Введение. | 2 | 2 | |
2. | Что такое экология | 8 | 4 | 4 |
3. | Растительный мир ХМАО. Разнообразие царства растений. | 10 | 3 | 7 |
4. | Цветы - флористика. | 4 | 2 | 2 |
5. | Крупинка к крупинке получается картинка. | 6 | 2 | 4 |
6. | Ёлочка нарядная. | 2 | 1 | 1 |
7. | Птицы наши друзья. | 10 | 3 | 7 |
8. | Животные. | 10 | 6 | 4 |
9. | Я и мое здоровье. | 6 | 2 | 4 |
10. | Загрязнение окружающей среды. | 6 | 0 | 6 |
11. | Подведение итогов. | 2 | 2 | |
Всего | 66 | 27 | 39 |
Календарно-тематический план
№ | Дата | Тема | Кол -во часов | Форма занятия |
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы. Техника безопасности на занятиях кружка. | 1 | Теория | ||
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы. Техника безопасности на занятиях кружка. Прогулка по Экологической тропе. | 1 | Теория | ||
Что такое экология. Экология и мы, жители планеты Земля. | 1 | Теория | ||
Что такое экология. Экология и мы, жители планеты Земля. | 1 | Теория | ||
Место человека в мире природы. | 1 | Теория | ||
Место человека в мире природы. | 1 | Теория | ||
Экологическая тропа. Экскурсия. | 1 | Практика | ||
Экологическая тропа. Экскурсия. | 1 | Практика | ||
Экологическая тропа. Экскурсия. | 1 | Практика | ||
Экологическая тропа. Экскурсия. | 1 | Практика | ||
Разнообразие царства растений. Какие бывают растения? | 1 | Теория | ||
Разнообразие царства растений. Какие бывают растения? | 1 | Теория | ||
Деревья и кустарники нашего края. | 1 | Теория | ||
Поделка из природного материала. | 1 | Практика | ||
Поделка из природного материала. | 1 | Практика | ||
Поделка из природного материала. | 1 | Практика | ||
Поделка из природного материала. | 1 | Практика | ||
Поделка из природного материала. | 1 | Практика | ||
Эти удивительные растения. Конкурсная программа «Угадай цветок». | 1 | Практика | ||
Эти удивительные растения. Конкурсная программа «Угадай цветок». | 1 | Практика | ||
Понятие «Флористика». | 1 | Теория | ||
Понятие «Флористика». | 1 | Теория | ||
Насекомые. Аппликация «Бабочка». | 1 | Практика | ||
Аппликация «Петушок» | 1 | Практика | ||
Где берутся крупы. Развитие сельского хозяйства. | 1 | Теория | ||
Где берутся крупы. Развитие сельского хозяйства. | 1 | Теория | ||
Понятие мозаика. Аппликация из крупы «Улитка». | 1 | Практика | ||
Окраска макаронных изделий. | 1 | Практика | ||
Изготовление «Бус». | 1 | Практика | ||
Аппликация из крупы «Ёжик». | 1 | Практика | ||
Акция «Не рубите ёлки» | 1 | Теория | ||
Изготовление ёлок из природного материала. | 1 | Практика | ||
Птицы нашего края. Зимующие птицы. | 1 | Теория | ||
Птицы нашего края. Зимующие птицы. | 1 | Теория | ||
Птицы нашего края. Зимующие птицы. | 1 | Теория | ||
Жизнь птиц зимой. Изготовление кормушек для птиц. | 1 | Практика | ||
Покормите птиц зимой. | 1 | Практика | ||
Аппликация из природного материала «Птичка» | 1 | Практика | ||
Викторины: «Как ты знаешь птиц». | 1 | Практика | ||
Викторины: «Как ты знаешь птиц». | 1 | Практика | ||
Раскраска «Разнообразие птиц». | 1 | Практика | ||
Раскраска «Разнообразие птиц». | 1 | Практика | ||
Многообразие животного мира. | 1 | Теория | ||
Многообразие животного мира. | 1 | Теория | ||
Животные, занесенные в Красную книгу. | 1 | Теория | ||
Животные, занесенные в Красную книгу. | 1 | Теория | ||
Собака – друг человека. Разные породы собак. | 1 | Практика | ||
Аппликация из природного материала «Собака» | 1 | Практика | ||
Кошки, которые нас окружают. | 1 | Теория | ||
Кошки, которые нас окружают. | 1 | Теория | ||
Аппликация из природного материала «Кошка» | 1 | Практика | ||
Значение животных в жизни человека. | 1 | Практика | ||
Я и мое здоровье. Организм здорового человека. | 1 | Теория | ||
Я и мое здоровье. Организм здорового человека. | 1 | Теория | ||
Ваша кожа. Кожа - зеркало здоровья. | 1 | Практика | ||
Ваша кожа. Кожа - зеркало здоровья. | 1 | Практика | ||
«Заповеди здорового питания». | 1 | Практика | ||
«Заповеди здорового питания». | 1 | Практика | ||
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. | 1 | Практика | ||
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. | 1 | Практика | ||
«Мы за чистоту планеты» | 1 | Практика | ||
«Мы за чистоту планеты» | 1 | Практика | ||
Конкурс рисунков | 1 | Практика | ||
Конкурс рисунков | 1 | Практика | ||
Экскурсия | 1 | Теория | ||
Подведение итогов. | 1 | Теория |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы педагога дополнительного образования
Данная методическая разработка, возможно, будет полезной при составлении плана воспитательной работы педагогами....

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год.
План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год....

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2017-2018 учебный год.
План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2017-2018 учебный год....

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2018-2019 учебный год.
План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2018-2019 учебный год....

План работы по дополнительному образованию.
План работы по дополнительному образованию "Родничок"...

План воспитательной работы объединения дополнительного образования
В 2019 - 2020 учебном году в условиях ФГОС приоритетными направлениями в воспитательной работе являются:Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитан...

