План работы по дополнительному образованию "Юные экологи"
материал

Лена Фаритовна Валиуллина

План работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu_yunye_ekologi.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

УТВЕРЖДЕНА

приказом № _____от ________2025г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»

возраст обучающихся: 8-10 лет

срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Валиуллина Л.Ф, педагог дополнительного образования

г. Нефтеюганск – 2025

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебно-тематический план

5

3.

Содержание программы

8

4.

Методическое обеспечение программы

9

5.

Список литературы

10

  1. Пояснительная записка

Программа «Юные экологи» разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 24.11.22г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Приказ Минпросвещения от 27.07.2022
  • Уставом КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» имеет экологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. В настоящее время вопросы воспитания в этом направлении является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Данная программа является новой ступенью в обучении детей с ОВЗ. Обучающиеся понимают практическую ценность природы для жизни людей, осознают её эстетическое, санитарно – гигиеническое значение, но недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду. Занятия в кружке   будут чередоваться с экскурсиями, проводимыми   на учебной экологической тропе, разработанной на территории школы-интерната. На учебных занятиях проводится демонстрация    таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал. Все это позволит обучающимся познать красоту   и уникальность природы, понять необходимость её охраны и бережного отношения к ней.

Педагогическая целесообразность программы в том, что многие темы программы самым тесным образом переплетены с окружающим природным миром, тем самым программа способствует закреплению базовых знаний обучающихся, применению их в практической деятельности и созданию целостного восприятия мира.

1.2. Актуальность программы «Экология и творчество» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.


 

Цель программы : обучающийся, имеющий базовую экологическую грамотность, имеющие представления о живой и неживой природе, соблюдающие нравственное поведение в мире природы и людей.

Задачи:

  • Формирование представлений обучающихся об окружающем мире живой и неживой природы;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе родного края.
  • 1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 8-10лет.
  • 1.5. Срок реализации программы: 1 учебный год
  • 1.6. Ожидаемые результаты.
  • Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный. Ожидаемые личностные и предметные результаты (минимальный и достаточный уровни) представлены в таблице 1.

  • Таблица 1.
  • Ожидаемые результаты освоения дополнительной образовательной программы

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Личностные результаты

Знают:

- Представления о явлениях и объектах живой и неживой  природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Знают:

- Представления о явлениях и объектах живой и неживой

природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

- Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

- умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать;

 - избегает конфликтных ситуаций;

- испытывает потребности в новых знаниях;

- стремится помогать окружающим.

- не мусорит на улице

- не ломает деревья.

1.7. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входная диагностика – проводится на первом занятии в целях определения стартового уровня образовательных возможностей обучающихся; в форме опроса и в рамках вводного практического занятия.

Для отслеживания результативности образовательного процесса и выявления творческого роста, обучающихся используются:

  • текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем Программы осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Проводится в формах: опроса и практической работы.
  • промежуточный контроль – проводится в конце полугодия с целью выявления уровня усвоения Программы. Осуществляется в форме: опроса и практической работы.
  • итоговый контроль реализации Программы – оценка уровня и качества освоения обучающимися Программы по завершению периода обучения по Программе. Форма контроля: опроса и  практической работы.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- достаточный - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже достаточного - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях. 


 

  1. Учебно-тематический план


п/п

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение.

2

2

2.

Что такое экология

8

4

4

3.

Растительный мир ХМАО. Разнообразие царства растений.

10

3

7

4.

Цветы - флористика.

4

2

2

5.

Крупинка к крупинке получается картинка.

6

2

4

6.

Ёлочка нарядная.

2

1

1

7.

Птицы наши друзья.

10

3

7

8.

Животные.

10

6

4

9.

Я и мое здоровье.

6

2

4

10.

Загрязнение окружающей среды.

6

0

6

11.

Подведение итогов.

2

2

Всего

66

27

39

Календарно-тематический план


п/п

Дата

Тема

Кол -во часов

Форма занятия

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы. Техника безопасности на занятиях кружка.

1

Теория

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы. Техника безопасности на занятиях кружка. Прогулка по Экологической тропе.

1

Теория

Что такое экология. Экология и мы, жители планеты Земля.

1

Теория

Что такое экология. Экология и мы, жители планеты Земля.

1

Теория

Место человека в мире природы.

1

Теория

Место человека в мире природы.

1

Теория

Экологическая тропа. Экскурсия.

1

Практика

Экологическая тропа. Экскурсия.

1

Практика

Экологическая тропа. Экскурсия.

1

Практика

Экологическая тропа. Экскурсия.

1

Практика

Разнообразие царства растений. Какие бывают растения?

1

Теория

Разнообразие царства растений. Какие бывают растения?

1

Теория

Деревья и кустарники нашего края.

1

Теория

Поделка из природного материала.

1

Практика

Поделка из природного материала.

1

Практика

Поделка из природного материала.

1

Практика

Поделка из природного материала.

1

Практика

Поделка из природного материала.

1

Практика

Эти удивительные растения. Конкурсная программа «Угадай цветок».

1

Практика

Эти удивительные растения. Конкурсная программа «Угадай цветок».

1

Практика

Понятие «Флористика».

1

Теория

Понятие «Флористика».

1

Теория

Насекомые. Аппликация «Бабочка».

1

Практика

Аппликация «Петушок»

1

Практика

Где берутся крупы. Развитие сельского хозяйства.

1

Теория

Где берутся крупы. Развитие сельского хозяйства.

1

Теория

Понятие мозаика. Аппликация из крупы «Улитка».

1

Практика

Окраска макаронных изделий.

1

Практика

Изготовление «Бус».

1

Практика

Аппликация из крупы «Ёжик».

1

Практика

Акция «Не рубите ёлки»

1

Теория

Изготовление ёлок из природного материала.

1

Практика

Птицы нашего края. Зимующие птицы.

1

Теория

Птицы нашего края. Зимующие птицы.

1

Теория

Птицы нашего края. Зимующие птицы.

1

Теория

Жизнь птиц зимой. Изготовление кормушек для птиц.

1

Практика

Покормите  птиц зимой.

1

Практика

Аппликация из природного материала «Птичка»

1

Практика

Викторины: «Как ты знаешь птиц».

1

Практика

Викторины: «Как ты знаешь птиц».

1

Практика

Раскраска «Разнообразие птиц».

1

Практика

Раскраска «Разнообразие птиц».

1

Практика

Многообразие животного мира.

1

Теория

Многообразие животного мира.

1

Теория

Животные, занесенные в Красную книгу.

1

Теория

Животные, занесенные в Красную книгу.

1

Теория

Собака – друг человека. Разные породы собак.

1

Практика

Аппликация из природного материала «Собака»

1

Практика

Кошки, которые нас окружают.

1

Теория

Кошки, которые нас окружают.

1

Теория

Аппликация из природного материала «Кошка»

1

Практика

Значение животных в жизни человека.

1

Практика

Я и мое здоровье. Организм здорового человека.

1

Теория

Я и мое здоровье. Организм здорового человека.

1

Теория

Ваша кожа. Кожа - зеркало здоровья.

1

Практика

Ваша кожа. Кожа - зеркало здоровья.

1

Практика

«Заповеди здорового питания».

1

Практика

«Заповеди здорового питания».

1

Практика

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами.

1

Практика

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами.

1

Практика

«Мы за чистоту планеты»

1

Практика

«Мы за чистоту планеты»

1

Практика

Конкурс рисунков

1

Практика

Конкурс рисунков

1

Практика

Экскурсия

1

Теория

Подведение итогов.

1

Теория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Юный эколог"

План работы кружка "Юный эколог"...

План воспитательной работы педагога дополнительного образования

Данная методическая разработка, возможно, будет полезной при составлении плана воспитательной работы педагогами....

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год.

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год....

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2017-2018 учебный год.

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2017-2018 учебный год....

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2018-2019 учебный год.

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2018-2019 учебный год....

План работы по дополнительному образованию.

План работы по дополнительному образованию "Родничок"...

План воспитательной работы объединения дополнительного образования

В 2019 - 2020 учебном  году в условиях ФГОС приоритетными направлениями в воспитательной работе  являются:Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитан...