План конспект «Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам».
план-конспект
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.67 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
в объединении «Школа туризма»
Педагог дополнительного образования: Сергеева Татьяна Александровна
Тема занятия: «Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам».
Продолжительность:2 академических часа (90 минут), с перерывом 10 минут.
1. Методическая информация
· Цель занятия: Сформировать у обучающихся представление о топографических знаках как основном языке карты и научить их распознавать основные группы знаков.
· Задачи:
· Образовательные:
· Дать определение понятиям «местный предмет» и «топографический знак».
· Познакомить с классификацией топографических знаков (масштабные, внемасштабные, линейные, пояснительные).
· Научить «читать» основные топографические знаки, относя их к конкретным объектам на местности.
· Развивающие:
· Развивать пространственное мышление, внимание, память.
· Развивать умение анализировать и сравнивать (сопоставлять знак и реальный объект).
· Развивать навыки работы в группе.
· Воспитательные:
· Воспитывать интерес к топографии и туризму.
· Формировать уважение к труду картографов.
· Воспитывать аккуратность и внимательность при работе с картой.
· Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).
· Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.
· Оборудование и материалы:
· Для педагога: Ноутбук, проектор, экран, презентация «Топографические знаки», большая плакатная топографическая карта, набор карточек с топографическими знаками.
· Для обучающихся: Тетради, ручки, простые карандаши, ластики, раздаточный материал («Справочник юного топографа» – таблица с группами знаков), контурные карты (или чистые листы бумаги).
---
2. Ход занятия
I. Организационный момент (3 минуты)
· Педагог: «Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии в «Школе туризма». Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к работе: тетрадь, ручка, карандаш. Прежде чем мы начнем, давайте настроимся на плодотворную работу. Сегодня нас ждет очень важная и интересная тема – мы начнем изучать язык, на котором «разговаривают» все карты в мире. Этот язык понимают туристы, путешественники и военные по всему миру. И мы с вами тоже научимся его понимать».
II. Актуализация знаний (7 минут)
· Педагог: «Давайте вспомним, с чем мы работали на прошлых занятиях. Ответьте на мои вопросы».
· Фронтальная беседа (вопросы к группе):
· «Что такое географическая карта?» (Ожидаемый ответ: уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков).
· «А что такое план местности?» (Ожидаемый ответ: чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе).
· «Чем план отличается от карты?» (Подводя к правильному ответу: «Правильно, план более подробный, на нем изображен маленький участок, и здесь не учитывается кривизна Земли, как на карте»).
· «А теперь представьте: нам нужно нанести на карту этот кабинет. Мы можем нарисовать каждый стол и стул в его реальных размерах? А если мы захотим нанести на карту целый лес? Каждое дерево?» (Учащиеся приходят к выводу, что это невозможно).
· Педагог: «Совершенно верно! Для этого люди и придумали специальные условные обозначения – топографические знаки. Это и есть та азбука, без которой не обойтись ни одному туристу».
III. Изучение нового материала (35 минут)
1. Блок: «Что такое местные предметы и топознаки?» (10 минут)
· Педагог (объяснение у доски/экрана с презентацией): «Давайте разберемся с основными понятиями. Всё, что нас окружает на местности – деревья, реки, дома, дороги, мосты – это местные предметы. Они бывают естественные, созданные природой (лес, река, гора), и искусственные, созданные человеком (деревня, шоссе, линия электропередач).
Чтобы эти предметы нанести на карту, используют топографические знаки (или сокращенно «топознаки»). Это специальные условные рисунки, символы. У них есть свои правила:
1. Они должны быть простыми и легко запоминаться.
2. Каждый знак что-то означает, на карте нет ничего лишнего.
3. Они должны оставаться читаемыми, даже когда карту сильно уменьшают».
· Мини-практикум (работа с плакатной картой): «А теперь давайте попробуем стать «первооткрывателями». Вот эта большая карта. Кто сможет найти и показать нам знак, который, по-вашему, может обозначать реку? (Учащийся показывает). А лес? (Другой учащийся показывает). Почему вы так решили? (Выслушивает предположения). Отлично! Ваша логика верна! Река – длинная и извилистая, потому и знак такой. А лес – это большая площадь, поэтому его закрашивают зеленым цветом».
2. Блок: «Группы топографических знаков» (25 минут)
· Педагог: «Чтобы легче было запомнить все топознаки, их разделили на четыре группы. Давайте познакомимся с каждой. Откройте свои «Справочники юного топографа» (раздаточный материал).»
· Масштабные (площадные) знаки: «Представьте себе большое озеро или лес. Они занимают определенную площадь. Знаки для таких объектов называются масштабными или площадными. Это значит, что границы этого объекта мы рисуем на карте в точном соответствии с масштабом. Посмотрите на карте: вот контур леса – он повторяет его реальные границы. Внутри контура мы ставим пояснительный знак (елочка – хвойный лес) или просто закрашиваем его зеленым цветом. К этой же группе относятся болота, луга, сады».
· Визуализация: Показать на карте или слайде пример леса и озера, обвести их контур.
· Внемасштабные (точечные) знаки: «А теперь представьте колодец в деревне или отдельно стоящее могучее дерево-ориентир. Они очень важны, но слишком малы, чтобы изобразить их в масштабе. Для таких объектов придуманы внемасштабные знаки. Они показывают точное местоположение объекта (точка на карте – это и есть место объекта), но не его размер. Запомните: у многих таких знаков есть «точка привязки». Например, у знака «отдельное дерево» эта точка – в основании черточки. Именно это место точно соответствует его положению на местности».
· Визуализация: Показать знаки: колодец, отдельное дерево, геодезический пункт. Подчеркнуть, где находится «точка привязки».
· Линейные знаки: «Есть объекты, которые имеют большую длину, но очень маленькую ширину. Это дороги, реки, линии электропередач, изгороди. Их изображают с помощью линейных знаков. Длина таких объектов соответствует масштабу карты (мы можем измерить по карте, сколько километров составляет дорога), а ширина – нет. Она всегда условна. Посмотрите: знак шоссе – это две тонкие параллельные линии, а грунтовой дороги – пунктирные линии».
· Визуализация: Сравнить на слайде или карточек знаки шоссе, тропы и ЛЭП.
· Пояснительные знаки и подписи: «Эта группа – самая простая для понимания, но не менее важная. Эти знаки ничего не обозначают сами по себе, а лишь дают нам дополнительную информацию о других объектах. Стрелка на реке показывает направление течения. Цифра у моста – его длину и ширину. Подпись «Бер.» внутри контура леса говорит нам, что это березняк. Подпись «С.» у названия деревни означает, что это село».
· Визуализация: Показать примеры на карте или слайдах.
· Работа с раздаточным материалом: «Давайте вместе посмотрим на ваши «Справочники». Вот здесь в таблице собраны примеры знаков для каждой группы. Найдите знак «родник». К какой группе он относится? (Внемасштабный). А знак «луг»? (Масштабный). Молодцы!»
· Физкультминутка (на рабочем месте) (2 минуты)
· Педагог: «Ребята, давайте представим, что мы уже на привале после долгого похода. Встали, потянулись, как высокие сосны, которые мы сегодня изучали. Посмотрите налево – там течет река (повороты головы). Посмотрите направо – а там лиственный лес. Улыбнулись солнышку. Вдохнули свежий лесной воздух. Выдохнули усталость. Молодцы! Садитесь поудобнее, мы продолжаем».
---
IV. Перерыв (10 минут)
---
V. Практическая часть. Закрепление изученного (30 минут)
1. Упражнение «Сортировка» (10 минут)
· Педагог: «А теперь проверим, как вы запомнили группы знаков. Объединитесь в пары (или группы по 3 человека). Каждая группа получает конверт с карточками, на которых нарисованы разные топознаки. Ваша задача – разложить их на 4 кучки: Масштабные, Внемасштабные, Линейные, Пояснительные. На выполнение задания 5-7 минут. Приступайте!»
· Педагог ходит по классу, наблюдает, при необходимости задает наводящие вопросы: «Почему ты решил, что этот знак линейный? А как мы определим, что знак внемасштабный?»
· Проверка: «Давайте проверим! Возьмем знак «отдельный камень». К какой группе его отнесли? (Внемасштабный). Верно! А знак «линия электропередач»? (Линейный). А подпись «0,5/12» у моста? (Пояснительный). Молодцы, вы прекрасно справились!»
2. Упражнение «Юный картограф» (15 минут)
· Педагог: «Теперь самое интересное – вы сами создадите карту! У каждого на столе чистый лист (или контурная карта) и карандаш. Слушайте задание внимательно, я буду диктовать объекты, которые вам нужно нанести. Не забывайте подписывать объекты, где это необходимо».
· Задание (педагог диктует медленно, при необходимости повторяет, можно вывести на экран):
1. «В северной части вашей карты нарисуйте смешанный лес (используйте соответствующий площадной знак и пояснительный значок – елочку и березку)».
2. «Через этот лес с запада на восток протекает река. Нарисуйте ее и подпишите название «Быстрая». Не забудьте стрелку – течение направлено на восток».
3. «Через реку перекиньте мост. Используйте внемасштабный знак».
4. «От моста на юг идет шоссе. Нарисуйте его».
5. «У развилки, где от шоссе отходит грунтовая дорога, стоит отдельно стоящее дерево. Обозначьте его».
6. «На востоке, рядом с грунтовой дорогой, обозначьте деревню с названием «Заречье»».
· Педагог ходит по классу, проверяет правильность выполнения, помогает исправить ошибки, хвалит за аккуратность.
3. Мини-игра «Угадай знак» (5 минут)
· Педагог: «Ребята, остались последние силы? Давайте поиграем! Я показываю карточку с топознаком, а вы поднимаете руку и говорите, что это, и к какой группе он относится. Кто готов?»
· Педагог показывает 5-7 знаков (например: родник, болото, тропа, хвойный лес, железная дорога). Самые активные и внимательные получают словесное поощрение: «Отлично!», «Правильно!», «Ты сегодня очень внимателен!».
VI. Подведение итогов. Рефлексия (5 минут)
· Педагог: «Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги».
· Обобщающая беседа (вопросы к группе):
· «Так для чего же нужны топографические знаки?» (Чтобы читать карту, ориентироваться на местности).
· «На какие группы мы их разделили? В чем главное отличие масштабного знака от внемасштабного?» (Масштабный передает форму и размер в масштабе, внемасштабный – только точное местоположение).
· «Как вы думаете, пригодятся ли эти знания в настоящем походе?»
· Рефлексия: «Ребята, перед вами на столах лежат три смайлика. 🙂 – «Все понял, было интересно». 😐 – «Было трудно, но я старался». 😞 – «Ничего не понял, было скучно». Поднимите тот, который соответствует вашему настроению после нашего занятия. (Педагог анализирует результат). Спасибо за вашу честность! На следующем занятии мы обязательно еще раз повторим самые сложные моменты».
· Объявление домашнего задания.
VII. Домашнее задание (2 минуты)
· Педагог: «Ваше домашнее задание будет следующим:
1. Обязательная часть: выучить в «Справочнике» по 5 топознаков из каждой группы (всего 20). Будьте готовы, что на следующем занятии мы проведем маленький блиц-опрос.
2. Творческая часть (по желанию, но я буду очень рада, если кто-то выполнит): нарисовать план-схему своей комнаты или двора, придумать и использовать свои условные знаки. Не забудьте сделать «легенду» – расшифровку ваших знаков.
Спасибо вам всем за активную работу! Было очень приятно с вами заниматься. До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов
План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов . Презентация прилагается....

План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"
Тема урока: Знаки и символы Тип урока: Урок - игра Формы: смотр знаний, игра, работа в группах. Цель: закрепить представления де...

План-конспект урока по обучению грамоте на тему "Закрепление изученного" (ОС "Планета Знаний").
Целью данного урока является создание условий для тренировки учащихся в чтении слогов и слов.В ходе урока решаются следующие задачи:1. предметные: учить составлять слова из слогов и читать их;2. лично...

План - конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Польза овощей и фруктов"
Данный урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида. Урак был дан как мастер - класс для педагогов, на курсах повышения квалификации по программе: "Современные образов...
План-конспект интегрированного урока по предметам "Окружающий мир + русский язык" (2 класс)
Данный материал - конспект интегрированного экспресс урока по темам; окружающий мир "Лес- природное богатство" + русский язык "Однокоренные слова"...

План-конспект урока русского языка в 4 классе "Знаки препинания в сложном предложении"
Основной целью урока было формирование умения ставить знаки препинания в сложном предложении....

План конспект к уроку по предмету "Коррекционно-развивающие занятия". 1 класс коррекционной школы. Тема: "Формирование представлений: «больше», «меньше», размер предмета".
Основными целями проведения коррекционно-развивающих занятий являются: 1.развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти); 2.коррекция и развитие эмоцио...
