Главные вкладки
Финансовая грамотность
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект занятия к курсу ВД "Финансовая грамотность"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-расследование к курсу внеурочной деятельности «Мир финансов» с использованием технологии ТРИЗ для учащихся 4 класса начальной школы. Автор -Тунгусова Людмила Александровна.
Актуальность формирования основ финансовой грамотности у младших школьников сегодня не вызывает сомнений. Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: они являются активными участниками потребительского рынка, имеют карманные деньги, слышат разговоры взрослых о заработной плате, кредитах, планировании бюджета. Однако стихийно полученные экономические представления часто бывают фрагментарными, искаженными и не складываются в целостную картину. Перед образовательной системой стоит важная задача: не просто дать ребенку набор фактов о деньгах, а сформировать у него системное, осмысленное понимание финансовых процессов, развить навыки ответственного и рационального поведения в мире финансов.
К сожалению, несмотря на востребованность, существует острая нехватка качественных методических материалов по курсу «Финансовая грамотность» для начальной школы. Большинство существующих разработок носят либо сугубо теоретический, назидательный характер, либо предлагают детям набор разрозненных игр и задач. Такой подход не позволяет добиться главного – сформировать у ребенка гибкое финансовое мышление, способность видеть не только очевидные, но и скрытые причинно-следственные связи в мире экономики. Ученик может заучить, что «деньги зарабатывают на работе», но не понимает всей цепочки: труд -создание ценности - получение дохода -распределение средств - удовлетворение потребностей.
Для преодоления этого методического пробела была избрана педагогическая технология ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач. Изначально созданная Генрихом Альтшуллером для инженеров-изобретателей, ТРИЗ давно и успешно адаптирована для дошкольного и школьного образования. Её ключевая суть заключается не в передаче готовых знаний, а в обучении способам самостоятельного добывания информации, анализа проблем и поиска эффективных решений через раскрытие внутренних противоречий системы.
Использование методов ТРИЗ на уроке финансовой грамотности позволяет трансформировать абстрактные экономические понятия в увлекательное расследование. Вместо пассивного слушателя ребенок становится «финансовым сыщиком», который с помощью специальных инструментов сам раскрывает «тайны» семейного бюджета. Такой подход обладает рядом неоспоримых преимуществ:
1. Формирование системного мышления. Ребенок учится видеть любой объект (например, кошелек) как часть большой системы (семейный бюджет, экономика страны), анализировать его прошлое, настоящее и будущее.
2. Развитие диалектического взгляда на проблемы. Через решение противоречий (например, «деньги должны быть в кошельке, чтобы их тратить, и не должны быть, чтобы их не украли») дети понимают, что большинство жизненных ситуаций не имеют однозначного ответа, и учатся находить оптимальные решения.
3. Активизация познавательной деятельности. Методы ТРИЗ превращают обучение в творческий процесс, где нет места скуке. Каждый этап урока – это шаг в расследовании, который мотивирует ребенка думать, выдвигать гипотезы и ошибаться, находя в ошибках новые возможности для поиска.
4. Связь с реальной жизнью. ТРИЗ-подход позволяет говорить с детьми на сложные финансовые темы на понятном им языке, опираясь на их личный опыт, что обеспечивает глубокое усвоение и практическую направленность знаний.
Таким образом, данный урок-расследование «Загадка семейного кошелька: Откуда берутся деньги?» представляет собой попытку компенсировать дефицит эффективных методических материалов через интеграцию инструментов ТРИЗ в содержание курса финансовой грамотности. Целью является не просто выдача информации, а воспитание мыслящего, творческого и финансово ответственного человека, способного ориентироваться в сложном мире экономических отношений уже с младшего школьного возраста.
Применение методов ТРИЗ в уроке:
1. Прием маленьких человечков - анализ движения денег
2. Системный оператор - изучение денег во времени
3. Решение противоречий - понимание финансовых дилемм
4. Ресурсный подход - классификация источников доходов
5. Метод фантазирования - проектирование финансового будущего
Такой подход развивает системное мышление, учит видеть причинно-следственные связи и находить нестандартные решения финансовых вопросов.
Конспект урока-расследования с использованием технологии ТРИЗ
Тема: «Загадка семейного кошелька: Откуда берутся деньги?»
Цель: Через методы ТРИЗ сформировать у учащихся системное понимание источников доходов семьи.
Задачи:
Образовательная:
-сформировать основные знания источников доходов граждан;
-дать понятие путей увеличения доходов семьи;
-научить рассчитывать доходы семьи.
Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию познавательной активности и самостоятельности обучающихся.
Оборудование:
· Мультимедийная презентация
Ход урока-расследования
ЭТАП 1. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - "Прием маленьких человечков" (5 минут)
Слайд 1: Заголовок "Загадка семейного кошелька" + изображение кошелька с вопросительным знаком
Учитель: "Сегодня мы становимся финансовыми сыщиками! Наша задача - раскрыть главную загадку: откуда в кошельке появляются деньги?"
Проблемная ситуация:
"Представьте:вечером кошелек был пуст, утром - в нем деньги. Кто эти "маленькие человечки", которые приносят деньги? Давайте исследуем!"
Примерные ответы детей:
· "Их родители кладут!"
· "Их снимают в банкомате!"
· "Их дают на работе!"
Учитель: "Отлично! Но откуда деньги у родителей? Давайте используем наш детективный метод - "Прием маленьких человечков"!"
ЭТАП 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ - "Волшебный экран" (Системный оператор) (15 минут)
Слайд 2: Схема "Прошлое-Настоящее-Будущее" семейных финансов
Задание "Проследим денежный след":
Прошлое (где были деньги ДО кошелька?):
Примерные ответы детей:
· "В банке - потому что мама снимала зарплату!"
· "В кассе на работе - потому что папе выдали аванс!"
· "В пенсионном фонде - потому что бабушке перечислили пенсию!"
Настоящее (что происходит СЕЙЧАС?):
· "Деньги лежат в кошельке"
· "Мама планирует, на что их потратить"
· "Деньги ждут своей очереди на покупки"
Будущее (куда денутся деньги ПОТОМ?):
· "Уйдут в магазин за продуктами"
· "Превратятся в билеты в кино"
· "Станут новой одеждой"
Слайд 3: Заполненная схема системного оператора
ЭТАП 3. РЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ - "Противоречия в финансах" (10 минут)
Противоречие: "Деньги должны быть в кошельке Денег не должно быть в кошельке"
Учитель: "Разбираем финансовое противоречие! Почему деньги одновременно должны быть и не должны быть в кошельке?"
Примерные ответы детей:
· "Должны быть, чтобы купить еду!"
· "Не должны быть, чтобы их не украли!"
· "Должны быть немного на каждый день!"
· "Не должны лежать долго, чтобы не обесценились!"
Решение противоречия через ТРИЗ:
Учитель:"Правильно! Решение - принцип дробления: небольшая сумма в кошельке на ежедневные расходы, основные деньги - в банке!"
ЭТАП 4. РЕСУРСНЫЙ АНАЛИЗ - "Виды доходов" (10 минут)
Слайд 4: Карта "Ресурсы семейного бюджета"
Метод "Да-Нет-ка":
Учитель загадывает вид дохода,дети задают вопросы:
Пример диалога:
· "Этим платят за работу?" - "Да"
· "Платят каждый месяц?" - "Да"
· "Это пенсия?" - "Нет"
· "Это зарплата?" - "Да! Верно!"
Слайд 5: Классификация ресурсов:
· Трудовые ресурсы: зарплата, премия
· Социальные ресурсы: пенсия, пособия
· Капитальные ресурсы: доход от вкладов
· Прочие ресурсы: подарки, находки
ЭТАР 5. ФАНТАЗИРОВАНИЕ - "Финансы будущего" (7 минут)
Слайд 6 Метод "Золотая рыбка":
Учитель: «Представьте, что у вас есть золотая рыбка, исполняющая финансовые желания. Но есть правило: желание должно быть реалистичным и достижимым!"
Примерные ответы детей:
· "Хочу, чтобы родители получали зарплату вовремя!"
· "Хочу, чтобы бабушка имела хорошую пенсию!"
· "Хочу научиться сам зарабатывать на карманные расходы!"
ЭТАП 6. РЕФЛЕКСИЯ - "Финансовый компас" (3 минуты)
Слайд 7: Компас с направлениями:
· Север: "Отлично ориентируюсь в финансах!"
· Восток: "Вижу основные источники доходов"
· Запад: "Есть над чем поработать"
· Юг: "Только начинаю разбираться"
Учитель: "На какую сторону света показывает ваш финансовый компас?"
Примерные ответы детей:
· "Мой компас показывает на Север - я теперь все понимаю!"
· "Мой компас на Востоке - я вижу, откуда деньги, но не все понял"
Список литературы
- Гловели Г. Д., Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ООО ВАКО, 2018. — [Укажите количество страниц, если известно].
- Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: Рабочая тетрадь (4 класс). — М.: ООО ВАКО, 2018. — [Укажите количество страниц, если известно].
- Кузнецова Е. В., Чубиркина И. А. Первое знакомство с языком финансов: учебные кейсы как средство освоения финансовой грамотности в начальной школе // Школьные технологии. – 2021. – № 4. – С. 72–82. – Текст : непосредственный.
- Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 с.
- Перевозникова Н. А. Формирование у младших школьников предпосылок финансовой грамотности // Начальное образование. – 2022. – № 3 (110). – С. 46–51. – Текст : непосредственный.
- Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. — М.: Альпина Диджитал, 2017. — 513 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности
Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...

Учебно-методическое пособие по финансовой грамотности финансовая грамотность Монеты Технологическая карта
занятие по программе внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)
Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «Введение в финансовую грамотность», 1 класс)
Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся. Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...

Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)
Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2. Научить ...
- Мне нравится (1)