Логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью
консультация

Логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo_rabota_s_detmi_s_uo.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевая консультация «Логопедическая работа с детьми с умственной отстало- стью (легкой степени) тяжести»

№ п\н

Структурные компо- ненты консультации

Содержание

1

Ключевые слова, отоб- ражающие контент (со-

держание)консультации

Умственная отсталость. Коррекционно- логопедическая работа и комплексный подход в фор-

мировании компонентов речи.

2

Краткая аннотация кон- тента консультации

Сетевая консультация содержит сведения о наруше- ниях речи у школьников с умственной отсталостью; специфика коррекционно-логопедической работы и как она связана с развитием познавательных процес- сов и с коррекцией недостатков психомоторного раз-

вития.

3

Запрос на консультиро- вание

  1. Что понимается под умственной отсталостью?
  2. Что необходимо знать об особенностях нарушений речи у умственно отсталых детей?
  3. Как построить логопедическую работу с умственно отсталыми учащимися?
  4. Как выстроить систему коррекционно- логопедической работы?

-формирование грамматического строя речи;

- развитие навыков словоизменения и словообразова- ния;

-развитие связной речи.

#1050;онтент консультации

Выделяются разные уровни порождения речевого высказывания: мотивацион- ный, смысловой, языковой, сенсомоторный.

Как и всякая деятельность, речь характеризуется мотивированностью, целена- правленностью, определённой структурой. В системе порождения речевого высказы- вания могут нарушаться одно или несколько звеньев, а иногда несформированными оказываются все звенья этой системы. И тогда коррекционная работа направляется на формирование отсутствующего компонента.

Особенности нарушений речи УО детей.Уровни речевого развития детей с идио- тией, имбецильностью, дебильностью различаются. Интеллектуальная недостаточ- ность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Речевые нарушения у школьников носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функцио- нальная система. При УО все компоненты речи: её фонетико- фонематическая сторо- на, лексика, грамматический строй. У УО детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. У школьников с олигофренией очень мед- ленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, домини- рование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обознача- ющих действие, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность ре- чевого общения (Певзнер М.С, Правдина Е.А., Петрова В.Г., Рубинштейн С.Я., Суха- рева Г.Е.).

У УО школьника в силу недоразвития коры головного мозга медленно развива- ется словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстра-

гируются от конкретной ситуации, их речь сводится к использованию заученных ре- чевых шаблонов.

Особенности логопедической работы с УО учащимися. Большое внимание уделяется коррекции произношения, расширению словаря, построению фразы, со- ставлению несложных рассказов по картинке. Это всё приводит к положительным сдвигам в речи УО воспитанников. У них увеличивается словарь, появляются умения составлять предложения и отвечать на вопросы по содержанию простой сюжетной картинки. В школах проводятся занятия с логопедом как фронтальные, так и индиви- дуальные.

Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми:

  1. Весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формировани- емыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
  2. На каждом логопедическом занятии идёт коррекция нарушений не только фо- нетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
  3. Необходимо на логопедических занятиях использовать разнообразную нагляд- ность.
  4. Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учёт особенностей ребёнка его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механиз- мы.
  5. Нарушение речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и руч- ной моторики. В занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, за- дания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
  6. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элемен- тов новизны по содержанию и по форме.
  7. Очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.).
  8. Необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ре- бенка с одной формы на другую.
  9. Нужно подбирать дозировку задания и речевой материал.

Система коррекционно-логопедической работы

Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с про- граммой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Основными задача- ми коррекционно-логопедической работы являются:

-практическое усвоение лексических и грамматических связей языка;

-формирование правильного произношения;

- развитие связной речи.

Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:

-занятия по формированию лексико-грамматических средств языка;

-занятия по формированию словарного запаса;

-занятия по формированию грамматического строя;

- занятия по формированию звуковой стороны речи

-занятия по развитию связной речи

На занятиях можно использовать различныек виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности координации движения пальцев рук. Также можно выполнять упражнения общего характера:

-конструирование из кубиков домиков, башен (сначала по образцу, затем по па- мяти);

-раскладывание и складывание разборных игрушек (матрёшек, пирамид, чаше-

чек);

  • складывание из палочек, спичек геометрических фигур;
  • расстегивание пуговиц, зашнуровывание;
  • работа с мозаикой.

Развитие ритма подготавливает учащихся к работе над звуко-слоговой структу- рой слова, над ударением, интонацией.

Сначала нужно тренировать учащихся на восприятие и воспроизведение звеньев из одинаковых количественных ударов.

Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов

Развитие дыхания необходимо проводить длительный выдох без участия речи. Следить, чтоб школьник не поднимал плечи, не напрягал мышцы дыхательного аппа- рата.

Развитие речевого дыхания и голоса необходимо вводить голосовые упражне- ния. Нужно обращать внимание на различную высоту, силу, тембр голоса.

Развитие артикуляторной моторики отводится развитию мимических движе- ний, движений языка, губ. Все нужно проводить в игровой форме.

Методика коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи необходимо проводить в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, расширения семантики слова, усвоения слов обобщающего значения. На логопедиче- ских занятиях уточняем значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, по- суда, мебель и т.д. В логопедической работе по обогащению словарного запаса особое внимание требует словарь (глаголы и прилагательные). Изучаем основные цвета (бе- лый, черный и т.д.), величину, вкусовые качества. Провожу работу над прилагатель- ными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево- дере- вянный)

Развитие навыков словоизменения и словообразования

В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, изменение глагола в прошедшем времени по лицам, числам и ро- дам. Закрепляем формы множественного числа. Изучаем и закрепляем дифференциа- цию глаголов совершенного и несовершенного вида (Мальчик рисует дом. Мальчик нарисовал дом).

Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени (Мальчик спал, девочка…)

Развитие связной речи

На занятиях должны использоваться вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"

Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....

Логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью в условиях ФГОС

Логопедическая работас детьми с умственной отсталостью в условиях ФГОС...

Папка Проекты для работы с детьми с умственной отсталостью(интеллектуальным нарушением)

Проекты  совместной с родителями деятельости  воспитателя по  формированию  социально-нравственного  поведения  младших школьников...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ull; Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);• Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;• Научить детей верить в себя...

Инновационные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью

Инновационные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью...

Логопедическая работа с детьми, с умственной отсталостью

Дети с умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо выступает недоразвитие речи....