«Виды ориентирования. Ориентирование с помощью карты в походе. Непрерывное чтение карты. Способы определения точек стояния. Движение по легенде».
план-конспект урока
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
объединение "Школа туризма"
Пдо Сергеева Татьяна Александрова
Тема: «Виды ориентирования. Ориентирование с помощью карты в походе. Непрерывное чтение карты. Способы определения точек стояния. Движение по легенде».
Хронометраж: 2 академических часа (90 минут):
· I часть: 35 минут
· Перерыв: 10 минут
· II часть: 35 минут
· Заключение: 10 минут
Цель: Сформировать у обучающихся систему знаний и первичных умений по технике ориентирования с использованием топографической карты в походных условиях.
Задачи:
· Образовательные: Изучить виды и технические приемы ориентирования, принципы непрерывного чтения карты, способы определения точки стояния, правила движения по легенде.
· Развивающие: Развивать топографическое мышление, пространственное воображение, аналитические способности и внимание к деталям.
· Воспитательные: Воспитывать аккуратность, ответственность за принятые решения и уверенность в действиях в незнакомой местности.
Оборудование:
· Для преподавателя: Интерактивная доска/экран и проектор, презентация, крупномасштабные топографические карты (1:50 000 – 1:100 000) разных районов, планшет, компас, линейка, маркеры.
· Для обучающихся: Топографические карты (одинаковые для практических работ), карандаши, ластики, линейки, планшеты (или твердые папки), компасы.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (10 минут)
(0-2 минуты) Организационный момент.
"Добрый день! На прошлых занятиях мы с вами научились «читать» условные знаки и ориентировать карту. Сегодня мы перейдем к самому главному – тому, как сделать карту вашим главным помощником в походе, чтобы вы всегда знали, где находитесь и куда идти дальше."
· Отмечаю присутствующих. Объявляю тему: «Виды ориентирования и работа с картой в походе». Кратко озвучиваю цель: "Наша задача – научиться непрерывно «разговаривать» с картой на одном языке, предвидеть ошибки и уверенно определять свое местоположение".
(2-10 минуты) Актуализация опорных знаний.
· Задаю вопросы, вовлекая аудиторию в диалог:
· "Представьте, что вы в лесу. Как, не используя карту и компас, вы примерно определите стороны горизонта?" (Жду ответы: по солнцу, мху на деревьях, муравейникам и т.д.). "Правильно, это называется общее ориентирование. Но для точного движения его недостаточно".
· "Что такое азимут?" (Жду ответ). "Хорошо. А какие самые надежные ориентиры на местности, которые легко найти на карте?" (Направляю ответы: линейные – дороги, реки; точечные – мосты, здания; площадные – озера, населенные пункты).
· Резюмирую: "Итак, вы уже многое знаете. Теперь мы соберем эти знания в стройную систему и добавим к ним профессиональные приемы, которые используют опытные туристы и спортсмены-ориентировщики".
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (70 минут)
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК (25 минут до перерыва)
(10-35 минуты) Подробное изложение нового материала.
· 1. Виды ориентирования.
· "Давайте структурируем наши знания. Ориентирование можно разделить на три типа":
· Общее : "Определение сторон света и общего направления. Помогает, например, выйти к железной дороге или большой реке, если вы заблудились. Но не дает точности".
· Детальное (точное): "Это наша основная работа в походе. Мы точно знаем свое местоположение на карте (точку стояния) и точно выдерживаем путь к цели с помощью карты, компаса и глазомера. Этому мы и учимся сегодня".
· Спортивное ориентирование: "Это отдельный вид спорта на скорость. Мы будем активно использовать его технические приемы, но наша главная цель в походе – не скорость, а надежность и безопасность".
· 2. Непрерывное чтение карты.
· "Это ключевой навык, который отличает новичка от опытного туриста. Запомните: карту нельзя убирать в рюкзак до следующего привала".
· Объясняю суть: "Это процесс постоянного диалога между картой и местностью. Он идет в двух направлениях":
1. «Карта -> Местность»: "Вы смотрите на карту и предвосхищаете, что должны увидеть впереди. «Через 200 метров наша тропа должна пересечь ручей». Вы поднимаете голову и ищете этот ручей. Нашли – значит, все в порядке".
2. «Местность -> Карта»: "Вы видите характерный объект – высокую вышку на холме. Вы сразу находите его на карте. Это мгновенно привязывает вас к местности".
· Делаю акцент на важности: "Почему это так важно? Это система раннего предупреждения об ошибках. Вы не ждете, пока заблудитесь, вы предотвращаете потерю ориентации. Это экономит силы, время и нервы".
· 3. Способы определения точек стояния (привязки).
· "Точка стояния (ТС) – это ваше местоположение, отмеченное карандашом на карте. Как ее найти?"
· Объясняю способы, показывая на карте:
1. По ближайшим ориентирам: "Самый простой. Вы стоите на мосту, у развилки дорог, у одинокого дерева. Просто находите этот объект на карте – вот ваша ТС".
2. Промер расстояния: "Вы движетесь по линейному ориентиру – дороге, просеке. Зная, откуда вышли, и замерив пройденное расстояние (шагами или по времени), вы откладываете это расстояние на карте и находите ТС".
3. Засечка по направлению (азимутальная): "Вы видите удаленный, но четкий ориентир (вершину горы). Берете на него азимут. На карте от этого ориентира проводите обратный азимут (±180°). Вы находитесь где-то на этой линии. Для точности нужен еще один ориентир".
4. Боковая засечка (пересечение): "Самый точный способ. Вы берете азимуты на два разных удаленных ориентира. На карте от каждого проводите линии обратных азимутов. Точка их пересечения – ваша ТС. Идеально делать это с помощью планшетки".
5. Обратная засечка: "Менее точна без специального оборудования. Вы определяете азимуты с двух известных точек на себя".
· 4. Опрос местных жителей.
· "Это ценный источник информации, но обращаться с ним нужно осторожно. Помните: любые слова нужно перепроверять по карте и на местности!"
· Даю правила:
· "Уточняйте местные названия: «А как вы этот овраг называете?»".
· "Переводите их единицы измерения: «километр» может быть любым. Лучше спрашивать: «Сколько минут идти до речки?» или «Дойти до большого дуба, а потом?»".
· "Будьте критичны к словам «недалеко», «прямо» и «там не пройти»".
· 5. Сходные (параллельные) ситуации.
· "Это классическая ошибка, «ловушка» для туриста. Вы принимаете один ориентир за другой, похожий на него. Например, перешли не через тот ручей, потому что они на карте выглядят одинаково".
· "Как избежать?"
· "Используйте не один, а цепочку ориентиров".
· "Обращайте внимание на детали: форма изгиба реки, характер пересечения троп, второстепенные объекты рядом".
· "Работает принцип «Непрерывного чтения карты» – вы просто не допустите такой ошибки, потому что постоянно контролируете путь".
· 6. Движение по легенде.
· "Легенда – это ваш пошаговый сценарий движения. Она незаменима в сложных условиях (ночь, туман, густой лес), а также для движения группы, когда не все имеют карты".
· Показываю на слайде или доске структуру легенды:
· "Маршрут разбит на отрезки от одного контрольного пункта (КП) до другого".
· "Для каждого отрезка указывается:
1. № КП и его описание (например, «КП-1 – северный угол поляны»).
2. Азимут (направление движения от этого КП).
3. Расстояние (в метрах или парах шагов).
4. Подробное описание действия («Двигаться по тропе вдоль ручья 300 м до каменной насыпи»)".
· "Преимущество: вы тратите меньше времени на анализ карты в движении, действуете быстрее и увереннее".
(35-45 минуты) ПЕРЕРЫВ (10 минут)
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК (35 минут после перерыва)
(45-60 минуты) Упражнение 1: «Отбор основных контрольных ориентиров».
· Цель: Научиться «фильтровать» карту, выделяя самые надежные ориентиры для контроля пути.
· Ход работы:
1. Раздаю всем одинаковые карты с заранее нанесенным маршрутом (линией) длиной 5-7 км.
2. Формулирую задание: "Ваша задача – разбить этот маршрут на 4-5 участков и для каждого участка выбрать не более 3-х основных контрольных ориентиров. Это должны быть самые надежные «вехи», мимо которых невозможно пройти, не заметив".
3. Подчеркиваю критерии: "Ориентир должен быть однозначным (не «какой-то холм», а «холм с обрывом к югу»), заметным и расположенным вблизи линии пути".
4. Даю 10 минут на самостоятельную работу. Хожу по аудитории, отвечаю на вопросы, помогаю сомневающимся.
· Обсуждение результатов (5 минут):
· Вызываю одного-двух обучающихся к большой карте. "Итак, покажи нам свой первый участок и назови свои контрольные ориентиры. Объясни, почему выбрал именно их?".
· Сравниваем варианты разных участников. "Посмотрите, Вася выбрал ориентир «пересечение просек», а Маша – «дерево с сухим верхом у тропы». Какой ориентир надежнее и почему?" (Подвожу к выводу, что искусственные и линейные объекты надежнее природных и точечных).
· Резюмирую: "Правильно выбранные контрольные ориентиры – это каркас вашего маршрута. Они держат вас в рамках и не дают сбиться".
(60-80 минуты) Упражнение 2: «Отыскание сходных ситуаций и определение способов привязки».
· Цель: Развить умение предвидеть «ловушки» карты и оперативно выбирать способ определения своего местонахождения.
· Ход работы:
1. Делю группу на мини-команды по 2-3 человека.
2. Раздаю карты (можно те же) с отмеченными точками (А, Б, В – для поиска сходных ситуаций; Г, Д, Е – для привязки).
3. Часть А (10 минут): «Охотники за двойниками». "Найдите на карте участки, которые топографически похожи на окрестности точек А, Б, В. Это – «параллельные ситуации», ваши потенциальные ловушки. Запишите, по каким конкретным признакам вы сможете отличить нужную точку от ее «двойника»?" (Например: "У точки А река делает плавный изгиб, а у «двойника» – коленообразный; рядом с точкой А есть отмель, а у «двойника» – нет").
4. Часть Б (10 минут): «Стратегия привязки». "Для точек Г, Д, Е определите и запишите план действий: какой способ привязки будет здесь самым быстрым и надежным и какие именно ориентиры вы для этого используете?".
· Точка Г: на берегу озера. (Ожидаемое решение: «Привязка по ближайшим ориентирам – мыс и впадающий ручей»).
· Точка Д: в однообразном лесу вдали от троп. (Ожидаемое решение: «Боковая засечка по азимутам на две вершины, видимые сквозь деревья» или «Промер расстояния от последнего известного ориентира – моста»).
· Точка Е: на перекрестке полевых дорог. (Ожидаемое решение: «Привязка по ближайшим ориентирам – сам перекресток и сарай в 200 м к востоку»).
· Презентация и разбор (10 минут):
· Вызываю по одному представителю от каждой группы для краткого отчета.
· "Команда 1, какую «ловушку» вы нашли для точки Б и как из нее выбраться?".
· "Команда 2, ваш способ привязки для точки Д? Почему вы отвергли другие способы?".
· Активно комментирую ответы, подчеркиваю удачные находки и тактически верные решения.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10 минут)
(80-85 минуты) Закрепление и рефлексия.
· Задаю итоговые вопросы по кругу:
· "Сформулируйте одним предложением, что такое «непрерывное чтение карты»?".
· "Какой способ привязки вы бы использовали, оказавшись на лесной поляне без четких ориентиров?".
· "В чем главная опасность «сходной ситуации»?".
· "Что вам показалось сегодня самым сложным/интересным/полезным?".
(85-88 минуты) Домашнее задание.
· "Для закрепления материала дома вам нужно:
1. На полученном фрагменте карты начертить маршрут длиной 3-4 км.
2. Составить для него подробную легенду (не менее 5 КП).
3. Для трех произвольных точек на маршруте письменно описать план действий по определению своей точки стояния, оказавшись там".
(88-90 минуты) Инструктаж и завершение.
· "Следующее наше занятие будет практическим выездом. Мы с вами отработаем все сегодняшние приемы в реальном лесу. Поэтому обязательно возьмите с собой удобную обувь и одежду, не боящуюся сырости. Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс Окружающий мир Тема: Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта.
Окружающий мир. 2 класс(2 четверть, 19 декабря 2011г)Учитель начальных классов: Аверина Любовь ВладимировнаТема: Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта...

Проверочная практическая работа по теме " Ориентирование с помощью компаса"
Проверочная практическая работа по теме " Ориентирование с помощью компаса"...

« Оказание индивидуально- ориентированной социальной помощи обучающихся с ОВЗ»
Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окру...
Использование компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе на уроках литературного чтения
Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учёта индивидуально-личностных особенностей учащегося. Появляется новая цель образовательного п...

Сообщение на тему: « Оказание индивидуально- ориентированной социальной помощи обучающихся с ОВЗ»
Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ...

Урок по литературному чтению.2 класс. Тема "Точка зрения. Олег Кургузов «Сухопутный или морской?» Поход в Музейный Дом картина Никифора Крылова «Зимний пейзаж»
Материал к уроку...

Ориентирование на местности без карты. Определение направлений, измерение углов.
Ознакомить учащихся со способами определения направлений сторон горизонта. Научить измерять расстояния до объектов...
