«Виды ориентирования. Ориентирование с помощью карты в походе. Непрерывное чтение карты. Способы определения точек стояния. Движение по легенде».
план-конспект урока

Сергеева Татьяна Александровна
«Виды ориентирования. Ориентирование с помощью карты в походе. Непрерывное чтение карты. Способы определения точек стояния. Движение по легенде».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_vidy_orientirovaniya_.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 объединение "Школа туризма"

Пдо Сергеева Татьяна Александрова

Тема: «Виды ориентирования. Ориентирование с помощью карты в походе. Непрерывное чтение карты. Способы определения точек стояния. Движение по легенде».

Хронометраж: 2 академических часа (90 минут):

· I часть: 35 минут

· Перерыв: 10 минут

· II часть: 35 минут

· Заключение: 10 минут

Цель: Сформировать у обучающихся систему знаний и первичных умений по технике ориентирования с использованием топографической карты в походных условиях.

Задачи:

· Образовательные: Изучить виды и технические приемы ориентирования, принципы непрерывного чтения карты, способы определения точки стояния, правила движения по легенде.

· Развивающие: Развивать топографическое мышление, пространственное воображение, аналитические способности и внимание к деталям.

· Воспитательные: Воспитывать аккуратность, ответственность за принятые решения и уверенность в действиях в незнакомой местности.

Оборудование:

· Для преподавателя: Интерактивная доска/экран и проектор, презентация, крупномасштабные топографические карты (1:50 000 – 1:100 000) разных районов, планшет, компас, линейка, маркеры.

· Для обучающихся: Топографические карты (одинаковые для практических работ), карандаши, ластики, линейки, планшеты (или твердые папки), компасы.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (10 минут)

(0-2 минуты) Организационный момент.

 "Добрый день! На прошлых занятиях мы с вами научились «читать» условные знаки и ориентировать карту. Сегодня мы перейдем к самому главному – тому, как сделать карту вашим главным помощником в походе, чтобы вы всегда знали, где находитесь и куда идти дальше."

· Отмечаю присутствующих. Объявляю тему: «Виды ориентирования и работа с картой в походе». Кратко озвучиваю цель: "Наша задача – научиться непрерывно «разговаривать» с картой на одном языке, предвидеть ошибки и уверенно определять свое местоположение".

(2-10 минуты) Актуализация опорных знаний.

· Задаю вопросы, вовлекая аудиторию в диалог:

  · "Представьте, что вы в лесу. Как, не используя карту и компас, вы примерно определите стороны горизонта?" (Жду ответы: по солнцу, мху на деревьях, муравейникам и т.д.). "Правильно, это называется общее ориентирование. Но для точного движения его недостаточно".

  · "Что такое азимут?" (Жду ответ). "Хорошо. А какие самые надежные ориентиры на местности, которые легко найти на карте?" (Направляю ответы: линейные – дороги, реки; точечные – мосты, здания; площадные – озера, населенные пункты).

· Резюмирую: "Итак, вы уже многое знаете. Теперь мы соберем эти знания в стройную систему и добавим к ним профессиональные приемы, которые используют опытные туристы и спортсмены-ориентировщики".

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (70 минут)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК (25 минут до перерыва)

(10-35 минуты) Подробное изложение нового материала.

· 1. Виды ориентирования.

  · "Давайте структурируем наши знания. Ориентирование можно разделить на три типа":

    · Общее : "Определение сторон света и общего направления. Помогает, например, выйти к железной дороге или большой реке, если вы заблудились. Но не дает точности".

    · Детальное (точное): "Это наша основная работа в походе. Мы точно знаем свое местоположение на карте (точку стояния) и точно выдерживаем путь к цели с помощью карты, компаса и глазомера. Этому мы и учимся сегодня".

    · Спортивное ориентирование: "Это отдельный вид спорта на скорость. Мы будем активно использовать его технические приемы, но наша главная цель в походе – не скорость, а надежность и безопасность".

· 2. Непрерывное чтение карты.

  · "Это ключевой навык, который отличает новичка от опытного туриста. Запомните: карту нельзя убирать в рюкзак до следующего привала".

  · Объясняю суть: "Это процесс постоянного диалога между картой и местностью. Он идет в двух направлениях":

    1. «Карта -> Местность»: "Вы смотрите на карту и предвосхищаете, что должны увидеть впереди. «Через 200 метров наша тропа должна пересечь ручей». Вы поднимаете голову и ищете этот ручей. Нашли – значит, все в порядке".

    2. «Местность -> Карта»: "Вы видите характерный объект – высокую вышку на холме. Вы сразу находите его на карте. Это мгновенно привязывает вас к местности".

  · Делаю акцент на важности: "Почему это так важно? Это система раннего предупреждения об ошибках. Вы не ждете, пока заблудитесь, вы предотвращаете потерю ориентации. Это экономит силы, время и нервы".

· 3. Способы определения точек стояния (привязки).

  · "Точка стояния (ТС) – это ваше местоположение, отмеченное карандашом на карте. Как ее найти?"

  · Объясняю способы, показывая на карте:

    1. По ближайшим ориентирам: "Самый простой. Вы стоите на мосту, у развилки дорог, у одинокого дерева. Просто находите этот объект на карте – вот ваша ТС".

    2. Промер расстояния: "Вы движетесь по линейному ориентиру – дороге, просеке. Зная, откуда вышли, и замерив пройденное расстояние (шагами или по времени), вы откладываете это расстояние на карте и находите ТС".

    3. Засечка по направлению (азимутальная): "Вы видите удаленный, но четкий ориентир (вершину горы). Берете на него азимут. На карте от этого ориентира проводите обратный азимут (±180°). Вы находитесь где-то на этой линии. Для точности нужен еще один ориентир".

    4. Боковая засечка (пересечение): "Самый точный способ. Вы берете азимуты на два разных удаленных ориентира. На карте от каждого проводите линии обратных азимутов. Точка их пересечения – ваша ТС. Идеально делать это с помощью планшетки".

    5. Обратная засечка: "Менее точна без специального оборудования. Вы определяете азимуты с двух известных точек на себя".

· 4. Опрос местных жителей.

  · "Это ценный источник информации, но обращаться с ним нужно осторожно. Помните: любые слова нужно перепроверять по карте и на местности!"

  · Даю правила:

    · "Уточняйте местные названия: «А как вы этот овраг называете?»".

    · "Переводите их единицы измерения: «километр» может быть любым. Лучше спрашивать: «Сколько минут идти до речки?» или «Дойти до большого дуба, а потом?»".

    · "Будьте критичны к словам «недалеко», «прямо» и «там не пройти»".

· 5. Сходные (параллельные) ситуации.

  · "Это классическая ошибка, «ловушка» для туриста. Вы принимаете один ориентир за другой, похожий на него. Например, перешли не через тот ручей, потому что они на карте выглядят одинаково".

  · "Как избежать?"

    · "Используйте не один, а цепочку ориентиров".

    · "Обращайте внимание на детали: форма изгиба реки, характер пересечения троп, второстепенные объекты рядом".

    · "Работает принцип «Непрерывного чтения карты» – вы просто не допустите такой ошибки, потому что постоянно контролируете путь".

· 6. Движение по легенде.

  · "Легенда – это ваш пошаговый сценарий движения. Она незаменима в сложных условиях (ночь, туман, густой лес), а также для движения группы, когда не все имеют карты".

  · Показываю на слайде или доске структуру легенды:

    · "Маршрут разбит на отрезки от одного контрольного пункта (КП) до другого".

    · "Для каждого отрезка указывается:

      1. № КП и его описание (например, «КП-1 – северный угол поляны»).

      2. Азимут (направление движения от этого КП).

      3. Расстояние (в метрах или парах шагов).

      4. Подробное описание действия («Двигаться по тропе вдоль ручья 300 м до каменной насыпи»)".

  · "Преимущество: вы тратите меньше времени на анализ карты в движении, действуете быстрее и увереннее".

(35-45 минуты) ПЕРЕРЫВ (10 минут)

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК (35 минут после перерыва)

(45-60 минуты) Упражнение 1: «Отбор основных контрольных ориентиров».

· Цель: Научиться «фильтровать» карту, выделяя самые надежные ориентиры для контроля пути.

· Ход работы:

  1. Раздаю всем одинаковые карты с заранее нанесенным маршрутом (линией) длиной 5-7 км.

  2. Формулирую задание: "Ваша задача – разбить этот маршрут на 4-5 участков и для каждого участка выбрать не более 3-х основных контрольных ориентиров. Это должны быть самые надежные «вехи», мимо которых невозможно пройти, не заметив".

  3. Подчеркиваю критерии: "Ориентир должен быть однозначным (не «какой-то холм», а «холм с обрывом к югу»), заметным и расположенным вблизи линии пути".

  4. Даю 10 минут на самостоятельную работу. Хожу по аудитории, отвечаю на вопросы, помогаю сомневающимся.

· Обсуждение результатов (5 минут):

  · Вызываю одного-двух обучающихся к большой карте. "Итак, покажи нам свой первый участок и назови свои контрольные ориентиры. Объясни, почему выбрал именно их?".

  · Сравниваем варианты разных участников. "Посмотрите, Вася выбрал ориентир «пересечение просек», а Маша – «дерево с сухим верхом у тропы». Какой ориентир надежнее и почему?" (Подвожу к выводу, что искусственные и линейные объекты надежнее природных и точечных).

  · Резюмирую: "Правильно выбранные контрольные ориентиры – это каркас вашего маршрута. Они держат вас в рамках и не дают сбиться".

(60-80 минуты) Упражнение 2: «Отыскание сходных ситуаций и определение способов привязки».

· Цель: Развить умение предвидеть «ловушки» карты и оперативно выбирать способ определения своего местонахождения.

· Ход работы:

  1. Делю группу на мини-команды по 2-3 человека.

  2. Раздаю карты (можно те же) с отмеченными точками (А, Б, В – для поиска сходных ситуаций; Г, Д, Е – для привязки).

  3. Часть А (10 минут): «Охотники за двойниками». "Найдите на карте участки, которые топографически похожи на окрестности точек А, Б, В. Это – «параллельные ситуации», ваши потенциальные ловушки. Запишите, по каким конкретным признакам вы сможете отличить нужную точку от ее «двойника»?" (Например: "У точки А река делает плавный изгиб, а у «двойника» – коленообразный; рядом с точкой А есть отмель, а у «двойника» – нет").

  4. Часть Б (10 минут): «Стратегия привязки». "Для точек Г, Д, Е определите и запишите план действий: какой способ привязки будет здесь самым быстрым и надежным и какие именно ориентиры вы для этого используете?".

     · Точка Г: на берегу озера. (Ожидаемое решение: «Привязка по ближайшим ориентирам – мыс и впадающий ручей»).

     · Точка Д: в однообразном лесу вдали от троп. (Ожидаемое решение: «Боковая засечка по азимутам на две вершины, видимые сквозь деревья» или «Промер расстояния от последнего известного ориентира – моста»).

     · Точка Е: на перекрестке полевых дорог. (Ожидаемое решение: «Привязка по ближайшим ориентирам – сам перекресток и сарай в 200 м к востоку»).

· Презентация и разбор (10 минут):

  · Вызываю по одному представителю от каждой группы для краткого отчета.

  · "Команда 1, какую «ловушку» вы нашли для точки Б и как из нее выбраться?".

  · "Команда 2, ваш способ привязки для точки Д? Почему вы отвергли другие способы?".

  · Активно комментирую ответы, подчеркиваю удачные находки и тактически верные решения.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10 минут)

(80-85 минуты) Закрепление и рефлексия.

· Задаю итоговые вопросы по кругу:

  · "Сформулируйте одним предложением, что такое «непрерывное чтение карты»?".

  · "Какой способ привязки вы бы использовали, оказавшись на лесной поляне без четких ориентиров?".

  · "В чем главная опасность «сходной ситуации»?".

  · "Что вам показалось сегодня самым сложным/интересным/полезным?".

(85-88 минуты) Домашнее задание.

· "Для закрепления материала дома вам нужно:

  1. На полученном фрагменте карты начертить маршрут длиной 3-4 км.

  2. Составить для него подробную легенду (не менее 5 КП).

  3. Для трех произвольных точек на маршруте письменно описать план действий по определению своей точки стояния, оказавшись там".

(88-90 минуты) Инструктаж и завершение.

· "Следующее наше занятие будет практическим выездом. Мы с вами отработаем все сегодняшние приемы в реальном лесу. Поэтому обязательно возьмите с собой удобную обувь и одежду, не боящуюся сырости. Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс Окружающий мир Тема: Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта.

Окружающий мир. 2 класс(2 четверть, 19 декабря 2011г)Учитель начальных классов: Аверина Любовь ВладимировнаТема:  Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта...

Проверочная практическая работа по теме " Ориентирование с помощью компаса"

Проверочная практическая работа по теме " Ориентирование с помощью компаса"...

« Оказание индивидуально- ориентированной социальной помощи обучающихся с ОВЗ»

Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окру...

Использование компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе на уроках литературного чтения

Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учёта индивидуально-личностных особенностей учащегося. Появляется новая цель образовательного  п...

Сообщение на тему: « Оказание индивидуально- ориентированной социальной помощи обучающихся с ОВЗ»

  Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ...

Ориентирование на местности без карты. Определение направлений, измерение углов.

Ознакомить учащихся со способами определения направлений сторон горизонта. Научить измерять расстояния до объектов...