Использование компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе на уроках литературного чтения
статья (3 класс) на тему

Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учёта индивидуально-личностных особенностей учащегося. Появляется новая цель образовательного  процесса - формирование компетенций и компетентностей учащегося, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Белгорода

Использование компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе на уроках литературного чтения

выступление на заседании методического объединения

 учителей начальных классов

Учитель начальных классов:

Иванова Людмила Анатольевна

2017 – 2018 учебный год

Использование компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе на уроках литературного чтения

“Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”.

Древняя китайская мудрость

В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учёта индивидуально-личностных особенностей учащегося. Появляется новая цель образовательного  процесса - формирование компетенций и компетентностей учащегося, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Одним из способов формирования ключевых компетенций являются компетентностно-ориентированные задания. Вместе с тем, таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного, поэтому их составление достаточно трудоёмко и требует от учителя знаний особенностей компетентностно-ориентированных заданий.

Прежде чем разработать и внедрить в урок компетентностные задания,  нужно изучить методику по теме «КОЗ». Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций, помогают формировать ключевые компетенции.

Понятие "Компетентностный подход" получило распространение в связи с модернизацией образования.

Самый важный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство  считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

Основные группы ключевых компетенций:

  • Информационная
  • Коммуникационная
  • Компетентность разрешения проблем

Признаки компетентно-ориентированного задания:

  • Во-первых, это деятельностное задание;
  • Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
  • В  третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
  • В-четвёртых, его структура задаётся определёнными элементами

Требования к КОЗ:

  • задание требует продвижения от воспроизведения известного образца                         к самостоятельному пополнению знания.
  • задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов               к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес.
  • задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки                     и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения,  призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой,  коммуникативной задачей,  объемом, форматом.
  • задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения  эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.

Структура КОЗ достаточно чётко определена:

  • Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение
  • Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания
  • Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания
  • Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке
  • Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.

         Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.        Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике.

          Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературного чтения позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Задания                           в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических                             и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.

Примерные компетентностно-ориентированного задания к урокам литературного чтения

Задание 1

Сказка  это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. Сказка может быть написана в стихах или в прозе. В ней присутствует некое волшебство (вымысел). Сказка относится к устному народному творчеству, но бывают и литературными, т.е. написанные автором. По структуре сказка делится на завязку, зачин и кульминацию.

Прочитай три текста один за другим. После прочтения каждого текста запиши в таблицу свои наблюдения. Их нужно отмечать знаком «+», если то, что должно быть в сказке, есть в тексте, и знаком «-», если того, что есть в сказке, в тексте нет.

Когда ты заполнишь всю таблицу, запиши, какой из этих трех текстов – сказка. Помни, что сказкой мы можем называть только такой текст, в котором есть все, что должно быть в сказке.

№ текста

Что

должно

быть в сказке

Текст № 1

Текст № 2

Текст №3

Присутствует волшебство

Есть завязка, зачин, кульминация

Учит добру

Сказка – это текст №_____ .

Текст № 1

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.

Текст № 2

"Синие листья" В.А. Осеева

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Текст № 3

«Вершки и корешки»

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

- Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.

Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.

Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

- Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.

На другой год говорит мужик медведю:

- Давай, Миша, опять вместе сеять.

- Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.

- Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.

И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей.

Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

                                               Модельный ответ

№ текста

Что

должно

быть в сказке

Текст № 1

Текст № 2

Текст №3

Присутствует волшебство

-

-

+

Есть завязка, зачин, кульминация

-

-

+

Учит добру

+

+

+

Сказка – это текст № 3

Критерии оценки Баллы

Правильно заполнены все графы таблицы 9 баллов

Правильно определена жанровая форма текста 1 балл

Максимальное количество 10 баллов

Задание 2.

Писатель Григорий Остер в начале своей книги «Вредные советы» написал: «Книга для непослушных детей, послушным детям читать запрещается».

Кратко сформулируйте советы непослушным детям и запишите их в таблицу. Подумайте, какие совет ты дал бы писатель ребятам, которые хотят быть послушными, и запишите рядом с каждым вредным советом

Используя получившиеся советы и текст «Что такое памятка», напишите

памятку для одноклассников о том, как нужно вести себя с друзьями, родителями и другими людьми.

Советы

№ стихотвор.

Вредный совет

Полезный совет

Стихотворение № 1

Не бери чужое, если

На тебя глядят чужие.

Пусть они глаза закроют

Или выйдут на часок.

А своих чего бояться!

Про своих свои не скажут.

Пусть глядят. Хватай чужое

И тащи его к своим.

Стихотворение № 2

Если вы по коридору

Мчитесь на велосипеде,

А навстречу вам из ванной

Вышел папа погулять,

Не сворачивайте в кухню,

В кухне - твердый холодильник.

Тормозите лучше в папу.

Папа мягкий. Он простит.

Стихотворение № 3

Не соглашайся ни за что

Ни с кем и никогда,

А кто с тобой согласен, тех

Трусливыми зови.

За это все тебя начнут

Любить и уважать.

И всюду будет у тебя

Полным полно друзей.

Стихотворение № 4

Если вы собрались другу

Рассказать свою беду,

Брать за пуговицу друга

Бесполезно - убежит,

И на память вам оставит

Эту пуговицу друг.

Лучше дать ему подножку,

На пол бросить, сверху сесть

И тогда уже подробно

Рассказать свою беду.

Стихотворение № 5

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: "пожалуйста", "спасибо"

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Что такое памятка?

Памятка- это краткий документ, который содержит разные сведения для выполнения каких-то действий. Человек, который пользуется этим документом, должен поступать именно так, как написано в памятке.

Памятка представляет собой перечень правил, которыми надо руководствоваться. Эти правила могут быть расположены в любом порядке. Например, если мы пишем памятку для пешехода, то неважно, что будет написано сначала – правила о том, как переходить через улицу, или о том, как обходить стоящий транспорт.

Советы № стихотворения

Вредный совет

Полезный совет

1

Всегда бери чужое и тащи к себе

Никогда не бери чужого

2

Веди себя дома, как на улице

Дома веди себя спокойно, не кричи, не бегай

3

Всегда спорь со всеми, ни с кем не соглашайся

Отстаивай свою точку зрения спокойно, умей выслушать других

4

Убеждай всех в соей правоте, даже через кулаки.

Никогда не дерись с ребятами, даже если очень злишься.

5

Не стоит говорить всем вежливые слова, они придуманы не для тебя

Старайся всегда быть вежливым, особенно в гостях.

Памятка для одноклассников, о том, как нужно вести себя с друзьями, родителями, другими людьми.

(заголовок может быть сформулирован иначе при сохранении общего смысла)

  1. Никогда не бери чужого.
  2. Дома веди себя спокойно, не кричи, не бегай.
  3. Отстаивай свою точку зрения спокойно, умей выслушать других.
  4. Никогда не дерись с ребятами, даже если очень злишься.
  5. Старайся всегда быть вежливым, особенно в гостях.

Критерии оценки

Баллы

Правильно дан вредный совет

Максимальное количество баллов

1 балл

7 баллов

В памятку включены полезные советы

Для памятки отобраны только те советы, которые относятся к сфере отношений между людьми.

Максимальное количество баллов

2 балла

5 баллов


7 баллов

Документу дан заголовок

Рекомендации предоставлены по пунктам

Максимальное количество баллов

4 балла

3 балла

7 баллов

Задание № 4

Прочитай рассказ С. Бабенко « Тюе – Тас ». Найди описание майского дня. Опиши это же место, но в осенний день.

Задание № 5

Сказка А. Платонова «Разноцветные бабочки». Напиши письмо. Что написал Тимоша маме, когда был вдали от нее?

Задание № 6

Используя свои знания о животных, об их повадках и стихотворение А. Барто «Думают ли звери», опишите что бы они рассказали о вас, если бы умели говорить. Чтобы мы от них услышали, как им жилось в доме человека?

Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире.

                               Использованные источники

  • Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - М.: Аркти, 2009.
  • Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2009 г. – №5.
  • Лезина О. М. Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературного чтения в младшей школе [Текст] / О. М. Лезина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2014 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой.  — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 147-150.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

УМК «Перспективная начальная школа» Разработка урока литературного чтения в 3 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»Разработка урока литературного чтения в 3 классе.А.С. Пушкин "Зимнее утро"...

Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературного чтения

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.1 классКт...

«Как развивать творческие способности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения» .

       Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного...

Учебно-методическое пособие по изучению народных сказок в начальной школе на уроках литературного чтения.

Постепенное изучение учащимися сказок (народных, литературных) строится по определенной системе, основанной на постепенном освоении конкретных читательских умений. Изучение может происходить по-разном...

Формирование навыков сознательного чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения

Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать...