Ориентирование на местности без карты. Определение направлений, измерение углов.
презентация к уроку

Шерстнёв Эдуард Валерьевич

Ознакомить учащихся со способами определения направлений сторон горизонта. Научить измерять расстояния до объектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл topografiya_7_klass_2.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Тема №2: « Ориентирование на местности без карты » Занятие № 2: «Измерение расстояний различными способами»

Слайд 2

2 Определение расстояний до объектов СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ (РАССТОЯНИЙ) ДО ОБЪЕКТОВ НА МЕСТНОСТИ: ГЛАЗОМЕРНО; ПО ЛИНЕЙНЫМ РАЗМЕРАМ ОБЪЕКТОВ; ПО ВИДИМОСТИ (РАЗЛИЧИМОСТИ) ОБЪЕКТОВ; ПО УГЛОВОЙ ВЕЛИЧИНЕ ИЗВЕСТНЫХ ПРЕДМЕТОВ; ПО ЗВУКУ.

Слайд 3

3 Определение расстояний до объектов ГЛАЗОМЕРНО. Простой и быстрый способ. главное в нем – тренированность зрительной памяти и умение мысленно откладывать на местности хорошо представляемую постоянную меру (50, 100, 200, 500 м).

Слайд 4

4 Определение расстояний до объектов НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ: – чем ближе расстояние, тем яснее и резче нам кажется видимый предмет; чем ближе предмет, тем он кажется больше; – более крупные предметы кажутся ближе мелких предметов, находящихся на том же расстоянии; – предмет более яркой окраски кажется ближе, чем предмет темного цвета; – ярко освещенные предметы кажутся ближе слабо освещенных, находящихся на том же расстоянии; – во время тумана, дождя, в сумерки, пасмурные дни, при насыщенности воздуха пылью наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные и солнечные дни; – чем резче разница в окраске предмета и фона, на котором он виден, тем более уменьшенными кажутся расстояния; так, например, зимой снежное поле как бы приближает находящиеся на нем более темные предметы ;

Слайд 5

5 Определение расстояний до объектов – предметы на ровной местности кажутся ближе, чем на холмистой, особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через обширные водные пространства; – складки местности (долины рек, впадины, овраги), невидимые или не полностью видимые наблюдателем, скрадывают расстояние; – при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя; – при наблюдении снизу вверх – от подошвы горы к вершине, предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз – дальше; – когда солнце находится позади разведчика, расстояние скрадывается; светит в глаза – кажется большим, чем в действительности; – чем меньше предметов на рассматриваемом участке (при наблюдении через водное пространство, ровный луг, степь, пашню), тем расстояния кажутся меньше.

Слайд 6

6 Определение расстояний до объектов 2. ПО ЛИНЕЙНЫМ РАЗМЕРАМ. Чтобы определить расстояние этим способом, надо: – держать перед собой линейку на расстоянии вытянутой руки (50–60 см от глаза) и измерить по ней в миллиметрах видимую ширину или высоту предмета, до которого требуется определить расстояние; – действительную высоту (ширину) предмета, выраженную в сантиметрах, разделить на видимую высоту (ширину) в миллиметрах и результат умножить на 6 (постоянное число), получим расстояние. Например , если столб высотой 4 м (400 см) закрывается по линейке 8 мм, то расстояние до него будет 400 х 6 = 2400; 2400: 8 = 300 м. (действительное расстояние).

Слайд 7

7 Определение расстояний до объектов ДЕРЖАТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ЛИНЕЙКУ НА РАССТОЯНИИ ВЫТЯНУТОЙ РУКИ (50–60 СМ ОТ ГЛАЗА) И ИЗМЕРИТЬ ПО НЕЙ В МИЛЛИМЕТРАХ ВИДИМУЮ ШИРИНУ ИЛИ ВЫСОТУ ПРЕДМЕТА, ДО КОТОРОГО ТРЕБУЕТСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ РАССТОЯНИЕ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ВЫСОТУ (ШИРИНУ) ПРЕДМЕТА, ВЫРАЖЕННУЮ В САНТИМЕТРАХ, РАЗДЕЛИТЬ НА ВИДИМУЮ ВЫСОТУ (ШИРИНУ) В МИЛЛИМЕТРАХ И РЕЗУЛЬТАТ УМНОЖИТЬ НА 6 (ПОСТОЯННОЕ ЧИСЛО), ПОЛУЧИМ РАССТОЯНИЕ

Слайд 8

8 Определение расстояний до объектов 3. ПО УГЛОВОЙ ВЕЛИЧИНЕ. Для применения этого способа надо знать линейную величину наблюдаемого предмета (его высоту, длину либо ширину) и тот угол (в тысячных), под которым виден данный предмет. Тогда расстояние до наблюдаемого предмета определяется по формуле: Р=Вх100/У , где Р – расстояние до предмета; В – одна из линейных величин; У – угол, под которым видна известная наблюдателю линейная величина предмета (объекта); 1000 – постоянный коэффициент.

Слайд 9

9 Определение расстояний до объектов Например , высота железнодорожной будки составляет 4 м, разведчик видит ее под углом 25 тысячных (толщина мизинца). Тогда расстояние до будки составит: 4*1000 = 4000/25=160 м. Или разведчик видит танк «Леопард-2» под прямым углом сбоку. Длина этого танка – 7 м 66 см. Предположим, что угол наблюдения составляет 40 тысячных (толщина большого пальца руки). Следовательно, расстояние до танка – 191,5 м. Чтобы определить угловую величину, надо знать, что отрезку в 1 мм, удаленному от глаза на 50 см, соответствует угол в две тысячных (записывается: 0-02). Отсюда легко определить угловую величину для любых отрезков. Например, для отрезка в 0,5 см угловая величина будет 10 тысячных (0-10), для отрезка в 1 см – 20 тысячных (0-20) и т. д.

Слайд 10

10 Определение расстояний до объектов 4. ПО ВИДИМОСТИ (РАЗЛИЧИМОСТИ) ОБЪЕКТОВ

Слайд 11

11 Измерение углов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского проекта с использованием регистратора данных «Лабдиск» в начальной школе. Ориентирование на местности с определением географических координат.

Теоретические основы описываемого эксперимента.   Географические координаты. Параллель и меридиан можно провести через любую точку земного шара. Вместе с тем, через каждую точку можно провес...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Сравнение и измерение углов"

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Сравнение и измерение углов" по системе Занкова...

Урок-соревнование по окружающему миру по теме "Изображение Земли на карте и глобусе. Ориентирование на местности"

Урок-соревнование по окружающему миру по теме "Изображение Земли на карте и глобусе. Ориентирование на местности" 3 класс ПНШ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Ориентирование на местности"

Технологическая карта урока  Учителя: Протасова Е.М.Класс  2УМК  «Школа России»Предмет: «Окружающий мир»Тема: «Ориентирование на местности»Тип урока Открытие нового знанияМесто и роль у...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Ориентирование на местности»

познакомить учащихся с прибором для определения сторон горизонта - компасом, учить им пользоваться; учить определять стороны горизонта по местным признакам;обучать различным способам ориентирования на...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Ориентирование на местности»

Цели деятельности учителяПознакомить учащихся с прибором для определения сторон горизонта - компасом, учить им пользоваться; учить определять стороны горизонта по местным признакам; обучать различным ...

Технологическая карта урока математики "Измерение углов" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о способах измерения углов.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) сформировать у учащихся умение переносить на измерение углов известные...