Таблицы Шульте
презентация к уроку

В.Светлана

Тема: Таблицы Шульте как инструмент экспресс-диагностики свойств внимания и нейродинамики.

Целевая аудитория: Специалисты психолого-педагогического профиля (школьные психологи, дефектологи, нейропсихологи).

Содержательное наполнение:

  1. Теоретический блок: Сущность методики, история создания, связь с оценкой произвольного внимания и работоспособности.

  2. Практический блок: Стандартная и модифицированные процедуры. 

  3. Интерпретационный блок: Количественная и качественная обработка данных. Формирование диагностических гипотез на основе динамики выполнения.

  4. Прикладной блок: Роль методики в комплексном обследовании. Примеры формулировок в заключении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsy_shulte.pptx57.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика Таблицы Шульте 2-4 класс Учитель-дефектолог Васильева С.В

Слайд 2

Теоретический блок Цель: Сформировать у специалистов (психологов, дефектологов, педагогов) комплексное представление о методике «Таблицы Шульте » как об эффективном инструменте экспресс-диагностики свойств внимания и нейродинамических характеристик психической деятельности, а также сформировать практические навыки её проведения, анализа и интерпретации. Задачи: Теоретическая: Раскрыть сущность, историю создания и научно-теоретические основы методики «Таблицы Шульте ». Методическая: Обучить стандартизированной процедуре проведения методики в различных модификациях (классическая, красно-черная таблица Горбова ). Аналитическая: Научить алгоритму количественной и качественной обработки результатов, формированию диагностических гипотез на основе полученных данных. Прикладная: Продемонстрировать место и роль методики в комплексном психолого-педагогическом обследовании, особенности использования в работе с разными категориями (дети, взрослые, лица с ОВЗ). Сущность и история: Определение методики как способа оценки скорости ориентировочно-поисковых движений взора, переключаемости внимания и умственной работоспособности. Автор – немецкий психотерапевт Вальтер Шульте (1955 г.). Модификация – «Таблицы Горбова » (красно-черные) для диагностики переключения внимания. Диагностируемые функции: Основные: Устойчивость и произвольность внимания, скорость зрительного поиска, эффективность переключения. Дополнительные ( нейродинамика ): Врабатываемость: Динамика от первой таблицы ко второй. Работоспособность: Общее время выполнения и равномерность скорости. Психическая устойчивость/истощаемость: Динамика от первой таблицы к последней (рост времени, увеличение ошибок). Эмоциональная устойчивость (качественный анализ). Преимущества методики: Простота и скорость проведения. Наглядность и объективность результатов. Возможность проведения повторных замеров (тренировка, оценка динамики).

Слайд 3

1 15 8 13 2 20 4 22 5 18 25 14 3 12 10 16 9 19 7 24 6 23 11 17 21 Практический блок

Слайд 4

1 15 8 13 2 20 4 22 5 18 25 14 3 12 10 16 9 19 7 24 6 23 11 17 21

Слайд 5

1 15 8 13 2 20 4 22 5 18 25 14 3 12 10 16 9 19 7 24 6 23 11 17 21

Слайд 6

Интерпретационный блок 1. Количественный анализ (ключевые показатели): T общее: Среднее время поиска одной таблицы. Сравнение с возрастными нормами. Динамика (T1, T2, T3, T4, T5): Оптимальная: T1 > T2, далее стабильные или незначительно растущие показатели (вработался и стабильно работал). Истощаемость: Прогрессивное увеличение времени от таблицы к таблице (T5 >> T1). Мотивационный спад или импульсивность: Резкое увеличение времени на одной из средних таблиц. Формула эффективности (Э): Э = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5. - Оценка равномерности темпа. Количество ошибок (пропуск цифр, повторное указание). 2. Качественный (поведенческий) анализ: Стратегия поиска: Систематичный (построчный/ столбцовый ) или хаотичный. Работа глаз и пальца: Синхронность, необходимость использования пальца как внешней опоры. Признаки утомления: Учащение морганий, зевоты, жалобы, снижение концентрации, увеличение пауз. Эмоциональные реакции: Раздражение, азарт, самоподбадривание .

Слайд 7

Прикладной блок 1. Сферы применения: Нейропсихологическая диагностика: Оценка состояния лобных долей мозга (произвольная регуляция) и затылочных долей (зрительный гнозис). Психолого-педагогическое обследование: Выявление причин учебных трудностей (невнимательность, медленный темп, утомляемость). Профориентация и отбор: Для профессий, требующих высокой концентрации и скорости реакции. Скрининг СДВГ: Оценка импульсивности и дефицита устойчивого внимания. 2. Особенности применения с разными группами: Дети: Обязательная тренировочная попытка, игровая формулировка инструкции. Лица с ОВЗ: Учет зрительных и моторных возможностей, возможное упрощение (использование таблицы 3x3). Взрослые: Акцент на оценку работоспособности в условиях стресса или монотонности. 3. Формулировка выводов для заключения (примеры): Вариант 1 (Высокая устойчивость и эффективность) Обследуемый демонстрирует высокую устойчивость и хорошую работоспособность внимания. Время выполнения таблиц равномерно и соответствует возрастной норме (среднее время – 35 сек.). Отмечается стабильная динамика (Т1=38 сек., Т2=34 сек., Т3=33 сек., Т4=36 сек., Т5=35 сек.) и целенаправленная, систематичная стратегия поиска. Данные показатели свидетельствуют о сформированности произвольной регуляции деятельности и высокой психической устойчивости. Вариант 2 (Затрудненная врабатываемость, слабость активации) В ходе выполнения задания выявляется значительная затрудненность врабатываемости: время поиска по первой таблице резко увеличено (72 сек.) при последующей стабилизации темпа (Т2=45 сек., Т3=42 сек.). Это может указывать на трудности мобилизации, медленное включение в новую деятельность или высокий уровень первоначальной тревожности. После периода адаптации ресурсы внимания и работоспособность выходят на оптимальный уровень. Вариант 3 (Импульсивность, нарушение контроля) Выполнение методики характеризуется выраженной неравномерностью темпа и наличием импульсивных ошибок (два повторных указания одной цифры). Наблюдается «рваный» ритм работы: периоды высокой скорости (Т2=28 сек.) чередуются с резкими спадами продуктивности (Т4=65 сек.). Такая динамика в сочетании с ошибками свидетельствует о слабости функций контроля и программирования деятельности, что характерно для синдрома дефицита внимания с импульсивностью. 4. Важное правило: Методика используется только в комплексе с другими тестами. Её данные формируют гипотезу, которую необходимо проверять дополнительными методами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Таблицы Шульте"

Таблицы Шульте для развития темпа восприятия информации....

Таблицы Шульте для скорочтения

Таблицы Шульте для скорочтения...

Таблицы Шульте для скорочтения 2

Таблицы Шульте для скорочтения 2...

" Использование таблиц Шульте в начальных классах как средство освоения навыка скорочтения".

Основной причиной низкой скорости чтения у детей психологи называют узкий охват (угол) зрения. Как развить более широкое поле зрения у ребенка  для увеличения скорости чтения?На помощ...

Методы и приемы по совершенствованию навыка чтения учащихся начальной школы (таблица Шульте)

Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством у...

Таблицы Шульте

Таблицы можно использовать на этапе подготовки к чтению....