Фотография урока русского языка на тему: «Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове»
материал

Данный файл содержит фотографию урока русского языка на тему «Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове». Здесь запечатлены ключевые моменты урока, такие как организация работы с учебными материалами, взаимодействие учителя и учащихся, использование наглядных средств и педагогических технологий. Фотография иллюстрирует динамику учебного процесса, разнообразие методов и форм деятельности, а также атмосферу активного и заинтересованного обучения. Этот материал служит визуальным подтверждением эффективной организации урока и профессионального подхода учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фотография урока русского языка на тему:

«Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове»

Цель: закрепление правописания приставок и суффиксов.

Тип урока: урок рефлексии.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, интерактивная доска.

Количество детей в классе: 34

Присутствовало на уроке: 30

Таблица 2.

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационный момент (создание доброжелательной атмосферы урока, нацеленности на работу)

Приветствуют учителя. Положительно настраиваются на урок. Обращают внимание на опрятность своего рабочего места.

Приветствует учащихся. Создает благоприятную атмосферу урока           Мотивирует их на деятельность. Обращает внимание детей на опрятность рабочих мест.

Актуализация знаний (повторение пройденного материала, выполнение заданий, взаимоконтроль и взаимооценивание)

Повторяют правило из учебника. Дети, которых назначил учитель, раздают карточки с заданием на парты. Дети говорят учителю, что на прошлом уроке они выполняли работу над ошибками и изучали особенности безударных гласных в значимых частях слова.

Просит детей вспомнить изученный материал ранее. Для это учитель говорит детям открыть правило в учебнике и повторить его. После этого учитель выбирает по одному ребенку от каждого ряда и просит их раздать карточки с заданием (1 карточка на парту). Спрашивает детей, что они проходили на прошлом уроке.

Постановка учебной цели (учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель)

Определяют тему урока: в каких значимых частях слова есть орфограммы. Определяют цель: закрепление правописания приставок и суффиксов.

Исходя и того, что было изучено ранее учитель организует определение темы и цели урока с помощью наводящих вопросов.

Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации в ходе анализа, который учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно)

Записывают в тетрадях: 12 декабря, Классная работа. Записывают буквы и символы за учителем, после чего записывают однокоренные слова с суффиксами -ик-; -ищ- и выделяют их. Списывают предложение, вставляя пропущенные буквы, а выделенные слова разбирают по составу в тетрадях. 2 ребенка выходят к доске и разбирают слова по составу, а остальные дети проверяют их, а также желающие рассказывают учителю алгоритм разбора слова по составу. Дети озвучивают главную особенность суффикса -ёнк-: является показателем детенышей животных.

Говорит детям записать число, классная работа в тетради, а учитель в это время запишет это на доске. Далее учитель организует минутку чистописания. Для этого учитель прописывает буквы и символы на доске, тем самым показывая детям, как правильно записать их в тетради, после чего учитель говорит детям записать однокоренные слова с суффиксами -ик-/-ищ-, а также выделить эти суффиксы в записанных словах. Выводит на экран предложение с заданием: спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разберите по составу. Назначает 2 детей, которые выйдут к доске и разберут слова по составу у доски, а остальные будут выполнять это задание в тетради. Спрашивает у детей алгоритм разбора слова по составу, слушает ответы желающих. Спрашивает у детей особенности суффикса -ёнк-. Учитель устраняет пробелы в знаниях детей, которые касаются данной темы, а также помогает им, если возникают трудности. Учитель обращает внимание детей на то, что если они что-то не понимают, то сразу же могут обратиться к нему за помощью.

Открытие нового знания

Отгадывают загадки. Озвучивают, какие орфограммы выделены в словах. Кто-то из детей выразительно читает текст. Рассказывают правила списывания текста, после чего списывают его. Обязательно указывают автора при списывании. Рассматривают схему. Открывают учебник и читают правило, рассказывают про разделительные Ь и Ъ знаки после приставки; орфограммы в корне слова и суффиксе; правила решения орфографической задачи; что такое орфограмма.

Отображает загадки на экране и просит детей их разгадать: В жарком лете я стою, шапкой небо достаю и т.д. Озвучивает слова: гОра, вОда, слеД и выводит их на экран, спрашивает: какие орфограммы выделены в этих словах. Предлагает детям текст и назначает 1 читающего. Спрашивает у детей как правильно списывать текст. Говорит детям списать данный текст в тетрадь, отметить орфограммы в словах и выделить ту часть слова, в которой она находится. Показывает схему: орфограммы в частях слова. Просит открыть учебник на странице 94 и прочитать правило: какие приставки встречаются, а также повторить правило про приставки -раз-/-рас-, затем учитель спрашивает у детей что может встречаться после приставки; какие орфограммы могут быть в корне слова, в суффиксе; как решить орфографическую задачу; что такое орфограмма.

Самостоятельная работа с проверкой в классе

Обращают внимание на положение за партой своего тела и поведение на уроке. Желающие рассказывают учителю и товарищам правила работы в парах. Выполняют задание в карточках. Проводят проверку вместе с учителем.

Напоминает детям о правильном расположении за партой и правилах поведения. Организует работу в парах, спрашивает у детей правила работы в парах. Рассказывает детям, зачем им раздали карточки и какова суть задания. После выполнения детьми задания, учитель проводит проверку

Систематизация знаний

Переписывают текст в тетрадь, выделяют орфограммы и ту часть слова, в которой эта орфограмма находится. Один ребенок выходит к доске и выполняет это задание.

Возвращает детей к индивидуальной работе. Говорит, что детям необходимо переписать текст из карточки в тетрадь и выделить все известные им орфограммы, а также те части слова, в которых они находятся. Одного ребенка учитель вызывает к доске, чтобы потом учащиеся смогли проверить свои ошибки. (Учитель использует дифференцированные задания, поэтому каждая карточка была индивидуальной)

Рефлексия

Подводят итог урока, отвечают на вопросы учителя, с помощью цветных смайликов определят, насколько они довольны своей работой на уроке.

Организует подведение итогов урока вместе с детьми. Задает вопросы по типу: Выполнили ли мы цель урока?                         Довольны ли вы своей работой на уроке? Если нет, то почему?

Объяснение домашнего задания

Записывают домашнее задание, по мере необходимости задают уточняющие вопросы.

Учитель объясняет детям, что дома им надо будет найти 2 интересных задания по сегодняшней теме урока для своего соседа по парте и оформить их в виде карточки.

Оценивание

Оценки получают дети, которые отвечали у доски и активно работающие ребята.

Учитель оценивает работу детей, которые отвечали у доски, а также работу активно отвечающих.

Вывод:

Цели и задачи урока были четко сформулированы и поставлены перед учениками на начальном этапе, что способствовало ясному пониманию ими ожидаемых результатов. Ученики знали, что им предстоит научиться определять способ решения орфографической задачи в зависимости от положения орфограммы, а также закрепить навыки самостоятельного анализа слов.

Содержание урока полностью соответствовало поставленным целям и задачам. В ходе урока использовались материалы и задания, направленные на развитие умений выявлять орфограммы и выбирать правильный способ их решения, что подтверждает логическую связь между содержанием и поставленными задачами.

Учитель удачно сочетает методы и приемы на разных этапах урока: для организации опроса – фронтальные вопросы и устные ответы, для изучения нового материала – объяснение с использованием наглядных пособий и таблиц, для закрепления – самостоятельная работа и парные задания, для рефлексии – обсуждение и подведение итогов. Такой разноплановый подход способствует активному вовлечению учеников и эффективному усвоению материала.

Формы организации деятельности разнообразны и оправданы: фронтальная работа для объяснения новых правил, парные задания для закрепления навыков, индивидуальные упражнения для учета индивидуальных особенностей учеников. Это обеспечивает дифференцированный подход и повышает мотивацию к обучению.

Время на каждом этапе было грамотно распределено: вводная часть – 10 минут (организационный момент, актуализация, определение темы и цели урока, проблемная ситуация), изучение нового материала – 15 минут, закрепление (систематизация) – 15 минут, рефлексия и подведение итогов урока – 5 минут. Такой тайминг позволил сохранить динамику урока, обеспечить достаточную проработку каждого этапа и избежать переутомления учеников.

Средства наглядности и ТСО были использованы рационально: учитель применял карточки и схемы, что способствовало лучшему восприятию материала. Педагогические технологии, такие как использование парной работы и интерактивных методов, активно внедрялись, что повысило мотивацию и эффективность обучения.

Обучающиеся имели возможность проявить творческий подход: работали с раздаточным материалом, что способствовало развитию их креативности и самостоятельности.

Дифференцированный подход был реализован через задания разного уровня сложности: для сильных учеников – более сложные задания, для слабых – поддерживающие упражнения и подсказки, что обеспечило индивидуальный подход и поддержку каждого ребенка.

Стиль общения учителя – демократический. Он активно поощрял инициативу, уважительно относился к мнению учеников, соблюдал педагогический такт, создавая атмосферу доверия и взаимного уважения.

На уроке соблюдались гигиенические условия: комфортная обстановка, правильное освещение, вентиляция. Способы поддержания работоспособности включали короткие перерывы, смену видов деятельности и использование активных методов работы, что помогало сохранять внимание и энергию учеников.

Задачи образования, воспитания и развития были успешно реализованы: формирование орфографической грамотности, развитие познавательного интереса и самостоятельности, воспитание ответственности за качество своей работы.

Объем и сложность домашнего задания были правильно определены: задания соответствовали уровню подготовленности учеников, инструктаж – четким и понятным, что способствовало успешному выполнению и закреплению материала дома.

Нельзя оставить без внимания и речь учителя, которая соответствовала всем нормам, была в меру эмоциональной и адаптированной для детского восприятия данной возрастной группы. Дети хорошо усвоили материал, который был предоставлен учителем, и были увлечены работой в течение всего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

Конспект урока русского языка по теме «Освоение способа действия для определения падежей»

Ознакомление  учащихся с названием падежей и их вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении....

Урок русского языка во 2 классе "Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами».

Мастер-класс был показан на городском семинаре по теме " Изучение словесности и формирование учебной культуры лицеистов". Включает в себя конспект урока, технологическую карту урока и презентацию....

Урок Русского языка по теме-Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и в корне слова.

На уроке, по данной теме учащиеся научатся:формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;развива...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.

    Стать грамотным - непростая задача, но  по силам любому человеку, она требует проявления качеств сильной личности, таких как целеустремленность, упорство и дисциплиниров...

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.

  Наша задача сегодня  через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической гр...