Фотография урока русского языка на тему: «Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове»
материал
Данный файл содержит фотографию урока русского языка на тему «Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове». Здесь запечатлены ключевые моменты урока, такие как организация работы с учебными материалами, взаимодействие учителя и учащихся, использование наглядных средств и педагогических технологий. Фотография иллюстрирует динамику учебного процесса, разнообразие методов и форм деятельности, а также атмосферу активного и заинтересованного обучения. Этот материал служит визуальным подтверждением эффективной организации урока и профессионального подхода учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фотография урока русского языка на тему:
«Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове»
Цель: закрепление правописания приставок и суффиксов.
Тип урока: урок рефлексии.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, интерактивная доска.
Количество детей в классе: 34
Присутствовало на уроке: 30
Таблица 2.
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный момент (создание доброжелательной атмосферы урока, нацеленности на работу) | Приветствуют учителя. Положительно настраиваются на урок. Обращают внимание на опрятность своего рабочего места. | Приветствует учащихся. Создает благоприятную атмосферу урока Мотивирует их на деятельность. Обращает внимание детей на опрятность рабочих мест. |
Актуализация знаний (повторение пройденного материала, выполнение заданий, взаимоконтроль и взаимооценивание) | Повторяют правило из учебника. Дети, которых назначил учитель, раздают карточки с заданием на парты. Дети говорят учителю, что на прошлом уроке они выполняли работу над ошибками и изучали особенности безударных гласных в значимых частях слова. | Просит детей вспомнить изученный материал ранее. Для это учитель говорит детям открыть правило в учебнике и повторить его. После этого учитель выбирает по одному ребенку от каждого ряда и просит их раздать карточки с заданием (1 карточка на парту). Спрашивает детей, что они проходили на прошлом уроке. |
Постановка учебной цели (учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель) | Определяют тему урока: в каких значимых частях слова есть орфограммы. Определяют цель: закрепление правописания приставок и суффиксов. | Исходя и того, что было изучено ранее учитель организует определение темы и цели урока с помощью наводящих вопросов. |
Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации в ходе анализа, который учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно) | Записывают в тетрадях: 12 декабря, Классная работа. Записывают буквы и символы за учителем, после чего записывают однокоренные слова с суффиксами -ик-; -ищ- и выделяют их. Списывают предложение, вставляя пропущенные буквы, а выделенные слова разбирают по составу в тетрадях. 2 ребенка выходят к доске и разбирают слова по составу, а остальные дети проверяют их, а также желающие рассказывают учителю алгоритм разбора слова по составу. Дети озвучивают главную особенность суффикса -ёнк-: является показателем детенышей животных. | Говорит детям записать число, классная работа в тетради, а учитель в это время запишет это на доске. Далее учитель организует минутку чистописания. Для этого учитель прописывает буквы и символы на доске, тем самым показывая детям, как правильно записать их в тетради, после чего учитель говорит детям записать однокоренные слова с суффиксами -ик-/-ищ-, а также выделить эти суффиксы в записанных словах. Выводит на экран предложение с заданием: спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разберите по составу. Назначает 2 детей, которые выйдут к доске и разберут слова по составу у доски, а остальные будут выполнять это задание в тетради. Спрашивает у детей алгоритм разбора слова по составу, слушает ответы желающих. Спрашивает у детей особенности суффикса -ёнк-. Учитель устраняет пробелы в знаниях детей, которые касаются данной темы, а также помогает им, если возникают трудности. Учитель обращает внимание детей на то, что если они что-то не понимают, то сразу же могут обратиться к нему за помощью. |
Открытие нового знания | Отгадывают загадки. Озвучивают, какие орфограммы выделены в словах. Кто-то из детей выразительно читает текст. Рассказывают правила списывания текста, после чего списывают его. Обязательно указывают автора при списывании. Рассматривают схему. Открывают учебник и читают правило, рассказывают про разделительные Ь и Ъ знаки после приставки; орфограммы в корне слова и суффиксе; правила решения орфографической задачи; что такое орфограмма. | Отображает загадки на экране и просит детей их разгадать: В жарком лете я стою, шапкой небо достаю и т.д. Озвучивает слова: гОра, вОда, слеД и выводит их на экран, спрашивает: какие орфограммы выделены в этих словах. Предлагает детям текст и назначает 1 читающего. Спрашивает у детей как правильно списывать текст. Говорит детям списать данный текст в тетрадь, отметить орфограммы в словах и выделить ту часть слова, в которой она находится. Показывает схему: орфограммы в частях слова. Просит открыть учебник на странице 94 и прочитать правило: какие приставки встречаются, а также повторить правило про приставки -раз-/-рас-, затем учитель спрашивает у детей что может встречаться после приставки; какие орфограммы могут быть в корне слова, в суффиксе; как решить орфографическую задачу; что такое орфограмма. |
Самостоятельная работа с проверкой в классе | Обращают внимание на положение за партой своего тела и поведение на уроке. Желающие рассказывают учителю и товарищам правила работы в парах. Выполняют задание в карточках. Проводят проверку вместе с учителем. | Напоминает детям о правильном расположении за партой и правилах поведения. Организует работу в парах, спрашивает у детей правила работы в парах. Рассказывает детям, зачем им раздали карточки и какова суть задания. После выполнения детьми задания, учитель проводит проверку |
Систематизация знаний | Переписывают текст в тетрадь, выделяют орфограммы и ту часть слова, в которой эта орфограмма находится. Один ребенок выходит к доске и выполняет это задание. | Возвращает детей к индивидуальной работе. Говорит, что детям необходимо переписать текст из карточки в тетрадь и выделить все известные им орфограммы, а также те части слова, в которых они находятся. Одного ребенка учитель вызывает к доске, чтобы потом учащиеся смогли проверить свои ошибки. (Учитель использует дифференцированные задания, поэтому каждая карточка была индивидуальной) |
Рефлексия | Подводят итог урока, отвечают на вопросы учителя, с помощью цветных смайликов определят, насколько они довольны своей работой на уроке. | Организует подведение итогов урока вместе с детьми. Задает вопросы по типу: Выполнили ли мы цель урока? Довольны ли вы своей работой на уроке? Если нет, то почему? |
Объяснение домашнего задания | Записывают домашнее задание, по мере необходимости задают уточняющие вопросы. | Учитель объясняет детям, что дома им надо будет найти 2 интересных задания по сегодняшней теме урока для своего соседа по парте и оформить их в виде карточки. |
Оценивание | Оценки получают дети, которые отвечали у доски и активно работающие ребята. | Учитель оценивает работу детей, которые отвечали у доски, а также работу активно отвечающих. |
Вывод:
Цели и задачи урока были четко сформулированы и поставлены перед учениками на начальном этапе, что способствовало ясному пониманию ими ожидаемых результатов. Ученики знали, что им предстоит научиться определять способ решения орфографической задачи в зависимости от положения орфограммы, а также закрепить навыки самостоятельного анализа слов.
Содержание урока полностью соответствовало поставленным целям и задачам. В ходе урока использовались материалы и задания, направленные на развитие умений выявлять орфограммы и выбирать правильный способ их решения, что подтверждает логическую связь между содержанием и поставленными задачами.
Учитель удачно сочетает методы и приемы на разных этапах урока: для организации опроса – фронтальные вопросы и устные ответы, для изучения нового материала – объяснение с использованием наглядных пособий и таблиц, для закрепления – самостоятельная работа и парные задания, для рефлексии – обсуждение и подведение итогов. Такой разноплановый подход способствует активному вовлечению учеников и эффективному усвоению материала.
Формы организации деятельности разнообразны и оправданы: фронтальная работа для объяснения новых правил, парные задания для закрепления навыков, индивидуальные упражнения для учета индивидуальных особенностей учеников. Это обеспечивает дифференцированный подход и повышает мотивацию к обучению.
Время на каждом этапе было грамотно распределено: вводная часть – 10 минут (организационный момент, актуализация, определение темы и цели урока, проблемная ситуация), изучение нового материала – 15 минут, закрепление (систематизация) – 15 минут, рефлексия и подведение итогов урока – 5 минут. Такой тайминг позволил сохранить динамику урока, обеспечить достаточную проработку каждого этапа и избежать переутомления учеников.
Средства наглядности и ТСО были использованы рационально: учитель применял карточки и схемы, что способствовало лучшему восприятию материала. Педагогические технологии, такие как использование парной работы и интерактивных методов, активно внедрялись, что повысило мотивацию и эффективность обучения.
Обучающиеся имели возможность проявить творческий подход: работали с раздаточным материалом, что способствовало развитию их креативности и самостоятельности.
Дифференцированный подход был реализован через задания разного уровня сложности: для сильных учеников – более сложные задания, для слабых – поддерживающие упражнения и подсказки, что обеспечило индивидуальный подход и поддержку каждого ребенка.
Стиль общения учителя – демократический. Он активно поощрял инициативу, уважительно относился к мнению учеников, соблюдал педагогический такт, создавая атмосферу доверия и взаимного уважения.
На уроке соблюдались гигиенические условия: комфортная обстановка, правильное освещение, вентиляция. Способы поддержания работоспособности включали короткие перерывы, смену видов деятельности и использование активных методов работы, что помогало сохранять внимание и энергию учеников.
Задачи образования, воспитания и развития были успешно реализованы: формирование орфографической грамотности, развитие познавательного интереса и самостоятельности, воспитание ответственности за качество своей работы.
Объем и сложность домашнего задания были правильно определены: задания соответствовали уровню подготовленности учеников, инструктаж – четким и понятным, что способствовало успешному выполнению и закреплению материала дома.
Нельзя оставить без внимания и речь учителя, которая соответствовала всем нормам, была в меру эмоциональной и адаптированной для детского восприятия данной возрастной группы. Дети хорошо усвоили материал, который был предоставлен учителем, и были увлечены работой в течение всего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.
Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

Конспект урока русского языка по теме «Освоение способа действия для определения падежей»
Ознакомление учащихся с названием падежей и их вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении....

Урок русского языка во 2 классе "Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами».
Мастер-класс был показан на городском семинаре по теме " Изучение словесности и формирование учебной культуры лицеистов". Включает в себя конспект урока, технологическую карту урока и презентацию....

Урок Русского языка по теме-Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и в корне слова.
На уроке, по данной теме учащиеся научатся:формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;развива...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".
Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.
Стать грамотным - непростая задача, но по силам любому человеку, она требует проявления качеств сильной личности, таких как целеустремленность, упорство и дисциплиниров...

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове» для учащихся 2-го класса.
Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической гр...