Конспект урока русского языка по теме «Освоение способа действия для определения падежей»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Гонебная Валентина Александровна

Ознакомление  учащихся с названием падежей и их вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка 3 класс

Тема «Освоение способа действия для определения падежей»

Цель урока: ознакомить учащихся с названием падежей и их вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.

Задачи урока:

актуализировать знания учеников  о падежах, о частях речи,

закрепить понятие «изменение существительных по падежам»

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Словарная работа

Запишите цепочку из  десяти слов  из словаря. Последняя буква в слове должна являться началом следующего слова. (Можно пользоваться словарём в конце учебника).

Осина, автобус,

На какую орфограмму вы записали слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова).

Определите род имён существительных.

Составьте и запишите предложение с одним из  этих слов.

 Подпишите над каждым словом в предложении известные вам части речи.

Назовите , пожалуйста,  из предложений имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

  1. Проверка домашнего задания.

Упражнение № 436.

Дети читают словосочетания  и указывают  падеж имени существительного. Сравнивают свои ответы с ответами на доске.

  • Кому было трудно выполнять домашнее задание? Как вы думаете почему? (Дети высказывают свои предположения о выполнении домашнего задания).
  • Кто выполнял задание самостоятельно?
  • Все молодцы. Как вы думаете мы уже хорошо научились определять падеж у имен существительных?
  • Скажите, пожалуйста, чем тогда на уроке будем заниматься? (Продолжим работу  с падежами)
  1. Сообщение темы урока
  • Сколько падежей в русском языке вы узнали? (6 падежей)
  • Действительно в русском языке шесть падежей.

«Грамматическая сказка»

        Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать Именительный. Родился- стал Родительным. Пока был малышом, ему всё давали и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и его назвали   Творительным. Он стал предлагать всем свою помощь, и о нем заговорили и назвали Предложным.

Работа в парах постоянного состава и в малых группах.

«Помогите собрать правильно падежи и вопросы»

  • Каждой паре и группе раздаются конверты. В каждом конверте лист с названиями падежей и вопросов  на отдельных карточках.

Задание: карточки с вопросами правильно подобрать и приклеить к названиям падежей.

  1. Проверка. Таблица с правильным ответом выведена на доску.

Дети от групп называют падеж и подобранные к ним вопросы. Остальные ученики в группах сравнивают свои ответы. Если находят ошибки, исправляют их.

  1. Физминутка.
  2. Отгадайте загадку

Серый маленький комочек

Чик – чирик! – замёрз  он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш….       (воробей)

«Воробей». Определите часть речи..

- Что еще мы можем определить у имени существительного. (Род, число, падеж)

Давайте составим предложения со словом «воробей». Но, прежде всего,  давайте узнаем, как правильно, выполнив определенные действия,  узнать падеж имени существительного.

Работа по учебнику.

Прочитаем памятку  на странице 80.

VIII. Закрепление. На ваших карточках записаны слова, подставьте  слово «воробей» в каждую строку. Определите падеж вставленного слова. Вопросы задавать от слова — командира ( главного слова ).

Работа в парах

IХ.  Поверка  работы в парах

Дети  называют  словосочетания, подбирая вопрос и называют падеж, сравнивая ответ с ответами других детей и ответами на доске.(Важно приучать детей  ставить вопрос от слова — командира или главного слова)

Комментированное письмо.

Ж..вёт в л..су  бело..ка. Гн..здо у ннё  (на)  с..сне в дупле.  Настала х..лодная  з..ма. Сн..жком  зам..ло  п..ля.  А белоч..ка  в т..пле  с..дит.

  • Найдите  имена существительные и определите падеж. Над словом -командиром поставьте «х».
  • -У всех ли существительных определили падеж? Что вызвало затруднение?

X.Рефлексия

Я научился....

Я понял...

Мне было трудно...

Итог урока

  • Как правильно определить падеж имени существительного?
  • Повторение Памятки стр.80.

XI. Домашнее задание упр.205


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Освоение способа действия для определения падежей

Слайд 2

Словарная работа Запишите цепочку из десяти слов. (Можно пользоваться словарём в конце учебника) О сина, а втобус,… Определите род имён существительных. Напиши предложение с одним из этих слов.

Слайд 3

Проверка домашнего задания Поплыл (к чему?) к берегу (Д.п), пролетел (над чем?) над городом (Т.п), зашёл (за кем?) за друзьями (Т.п), приехал (к кому?) к товарищу (Д.п), сделал (для кого?) для сестры (Р.п), жили (в чём?) в деревне (П.п), играли (на чём?) на улице (П.п).

Слайд 4

Название падежей Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Помогите собрать правильно падежи и вопросы

Слайд 5

Названия падежей Вопросы падежей Именительный падеж Кто? Что? Родительный падеж Кого? Чего? Дательный падеж Кому? Чему? Винительный падеж Кого? Что? Творительный падеж Кем? Чем? Предложный падеж О ком? О чём? Помогите собрать правильно падежи и вопросы

Слайд 6

Отгадайте загадку Серый маленький комочек Чик – чирик! – замёрз он очень! Солнце, выгляни скорей, Ждёт тебя наш…. воробей

Слайд 7

Как узнать падеж имени существительного Памятка стр.80 1.Найти то слово от которого можно задать вопрос к имени существительному (слово которое командует именем существительным) 2.Задать от слова – командира (главного слова) нужный вопрос 3.Узнать и назвать падеж

Слайд 8

Работа в парах

Слайд 9

Самостоятельная работа Выпишите существительное и связанное с ним слово. У существительных и местоимений определите падеж. Над словом – командиром поставьте крестик .

Слайд 12

молодцы!

Слайд 13

Рефлексия Я научился… Я понял… Мне было трудно Я смог… Теперь я знаю…

Слайд 14

Домашнее задание Упражнения № 439, № 440.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 кл по теме "Определение имени прилагательного"

Предлагаемый педагогическому сообществу урок стоит первым в изучении темы «Имя прилагательное» в 3 классе. Он выстроен в русле проблемного изложения материала и отвечает всем требованиям современного ...

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100) алгоритм определения падежа имени существительного

данная презентация разработана к учебнику под редакцией Р.Н.Бунеева и др.,дети сами составляют алгоритм определения падежа имени существительного...

Конспект урока русского языка "Продолжение освоения алфавита" 1 класс УМК "Гармония"

Третий урок в теме "Буквы русского языка" 1 класс УМК "Гармония"...

урок русского языка в 3 классе "Упражнение в определении падежа имён существительных" с презентацией

урок русского языка в 3 классе  "Упражнение в определении падежа имён существительных" с презентацией...

технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Определение падежей имен существительных

урок русского языка 3 класс Определение падежей имен существительных...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".

В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...

Учебно - методический комплект к уроку русского языка в третьем классе на тему "Определение падежа слов, называющих предметы" Программа Эльконина, Давыдова

Представляю вашему вниманию учебно - методический комплект к уроку русского языка в третьем классе на тему "Определение падежа слов, называющих предметы". Надеюсь, что данный материал будет ...