технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Определение падежей имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Яковлева Анна Андреевна

урок русского языка 3 класс Определение падежей имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Снежногорская СОШ (УМК Школа России)

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Яковлева Анна Андреевна
Предмет: 
русский  язык
Класс:
 3 класс
Тип урока:
урок изучения новых знаний

Тема

Определение падежей имён существительных.

Цель

  1. Формирование умения определять падежи имён существительных.
  2. Формирование регулятивных УУД, коммуникативных УУД и познавательных.

Задачи

1) формировать умение различать падежи;

2) способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним;

3)организовать деятельность по постановке  учебной задачи, планировании деятельности, осуществлению самоконтроля;

4) организовать групповое взаимодействия, ведение диалога

5)обучать поиску информации в учебнике.

Планируемые результаты

Предметные:

- умение различать падежи по совокупности   их  признаков,

-знание падежей и падежных вопросов

-знать написание  словарного слова рябина

Метапредметные:

-определять учебную задачу при помощи учителя.

-осуществлять самоконтроль с опорой на эталон;

-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблемы, проявлять инициативу и активность в стремлении высказаться.

-осуществлять учебное сотрудничество

-искать информацию в учебнике

Основные понятия

 Падеж, склонение

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

Учебник,,мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (ИД)

Используемые технологии

 Технология проблемного обучения, системно-деятельностный подход, дифференцированный подход

Дидактическая
структура 
урока (этапы урока)

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент

 Ставит задачу- проверить готовность рабочего места,  создаёт эмоциональный настрой на дальнейшую деятельность.

Прозвенел звонок

Начинается урок

Он пойдёт сегодня впрок.

Постарайтесь всё понять,

Что- то новое узнать.

 Проверяют готовность рабочего места ( наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей)

 .

Регулятивные: целеполагание (контроль за состоянием рабочего места),

планирование

2.Актуализация знаний.

-Минутка чистописания

-

Формулирует задание. Организует работу учащихся. Нацеливает на решение проблемной ситуации:

(Начнём наш урок с минутки чистописания, которая поможет нам определить тему урока)

Пишет на доске

И Р Д В Т П  (на доске)

- обратите внимание, мы будем писать только заглавные буквы.

-обменяйтесь тетрадями и обведите самую удачную букву.

- может кто догадался почему именно эти буквы написали?  

Пишет на доске:

Дочь подарила маме  картину.

 Принимают и выполняют учебную задачу.

Пишут в тетради

Обмениваются тетрадями , обводят карандашом самую удачную букву.

 Совершенствование навыка каллиграфического письма

 Познавательные логические: классификация объектов.

Коммуникативные:

построение речевого высказывания,

3.Постановка проблемы и формулировка темы урока

( определение учебной задачи)

 Создаёт проблемную ситуацию.

-Найдите  имена

 существительные.

- определите падеж сущ. маме и картину

А почему у вас возникло затруднение?

Побуждает к высказыванию своего мнения. (-Попробуйте определить тему нашего урока? )

-найдите существительные.

 

Находят имена существительные.определяют

- пытаются определить падеж сущ. маме и картину

Высказывают своё мнение по формулировке темы урока

 

 Регулятивные: целеполагание,.

Познавательные:выдвижение гипотез

Коммуникативные:

построение речевого высказывания

4.Решение проблемы, формулирование вывода по теме урока и составление плана работы

Организует  работу по решению проблемы:

-Подводит  итог

-Организует работу по составлению плана дальнейшей работы.  

(попытайтесь определить план нашей дальнейшей работы по теме урока)

Выставляет на табличках пункты плана урока вразнобой

-Минутка чистописания(учитель)

-Повторение о падежах.

-Упражнения в определении падежей.

-Самостоятельная работа.

Формулируют тему урока

Составляют план дальнейшей работы по теме урока.

  1. Минутка чистописания (учитель)
  2. Повторение о падежах.
  3. Упражнения в определении падежей.
  4. Самостоятельная работа.

.

 

 Регулятивные:составление плана,

Познавательные:формулирование проблемы.

Коммуникативные:сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации. Посторенние речевого высказывания.

6.Физкультминутка

 

7.Работа по теме урока

1.Организует повторение

-Какой этап теперь должны выполнить? ( повторение)

-Сколько падежей в русском языке?

- Кто их назовёт по порядку.

-Что значит изменить существительное по падежам?

-Как называют изменение по падежам по другому?

-Проверим домашнее задание (Просклоняйте слово страна)

(с опорой на слайд презентации

Отвечают на вопросы учителя

Один ученик зачитывает по тетради склонение слова страна, называет окончания

Закрепление знания названия падежей и вопросов к ним. Закрепление понятия «просклонять  существительное».

и умения склонять

Регулятивные:

контроль,оценка, коррекция.

Познавательные общеучебные: поиск и выделение информации

Коммуникативные:контроль и коррекция действий, инициативное сотрудничество в поиске информации

Применение умений и навыков в условияхрешения учебныхзадач.

Применение умений и навыков в условияхрешения учебныхзадач.

2.Организует работу по определению падежей

А)Вернёмся к предложению минутки чистописания
- Найдите слова, с которыми связаны по смыслу существительные .

-Задайте от главного к зависимому падежные вопросы

-Что же нужно сделать, чтобы определить падеж существительного

  1. Найти слово, с которым существительное связано по смыслу
  2. Поставить от него падежный вопрос
  3. .По вопросу определить падеж.(На доске)

Прочитайте правило с. 40

-Что ещё нового вы узнали из этого правила?

-Подчеркните грамматическую основу

В) Организует учебное взаимодействие учеников в группах

-Выполните в группах задание на карточка

Напоминает правила работы в группах.

  • не ссориться ;
  • не говорить  всем сразу;
  • выслушивать каждого члена группы;
  • говорить спокойно и ясно;
  • обращаться друг к другу по имени.

-Выберите руководителя группы.

Организует проверку выполнения задания

-Каждая группа проверяет по одному предложению

-Поднимите руки те, кто испытал затруднения?

Подводит итог.

-Что вы сейчас учились делать.?

Б).Организует работу  по учебнику

-Откройте учебник на с.39, Упр.69

-Выполните сейчас задание 1

(читая, попробуйте отыскать предложение, в котором слово змея является подлежащим)

-выполните 2 задание

(-производит разбор 2 предложения коллективно

-кому не понятно ?

3. Знакомит с написанием слова из словаря

Прежде чем продолжить нашу работу, познакомимся с новым словарным словом.

Отгадайте загадку

В сенокос – горька

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (рябина)

-найдите слово в орфографическом словаре;

-запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму

- Кто знает, почему так рябину назвали?.

Если не знаете попробуйте предположить.

Рассказ о рябине.(Почему рябина названа рябиной? Послушайте. Вишни. Яблони и другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло – зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечиваются сквозь них и ветки , и листья. «Рябые» - говорили в народе. И так по образному выражению наших предков  и назвали это дерево рябиной.

4.Нацеливает на самостоятельную работу и подготавливает к ней

Продолжим работу по нашей главной теме

-Чему мы сегодня учимся?

-.определяют их падеж существительных

- Делают вывод о том, чтобы определить падеж существительного. надо найти слово, с которым оно связано по смыслу и задать от него к существительному падежный вопрос

- Чтение правила с. 40

-Отвечают, что сущ. в И.п. в предложении являются подлежащим

-Подчёркивают грамматическую основу в предложении и убеждаются . что сущ. дочь  - И.п

-Делают вывод о том, что существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим

(Перед  выполнением работы в слабом классе желательно одно предложение разобрать на доске коллективно)

Карточка 1

Укажи  падеж  имен  существительных:

1. Я увидел на  скамейке ( …..)

капли( …...)воды (…..).

2.В окно(….) трамвая(….)влетел жёлтый листик.(….)

.3..Мы шли от колодца(…..) к огороду (…..) по узкой тропе.(…..)

4. Над норой (…..)лисицы (…..) жила белка. (…..)

-Командир в группе рассказывает,

как определяли падежи

 Дети контролируют ответы командиров групп.

Выполняют задание 1 к упр.69 в тетради

Выполняют задание 2 к упр.69 в тетради

-отгадывают загадку. Ищут слово в орфографическом словаре. записывают в тетрадь.    Выделяют орфограмму

.

Закрепление умений выполнять разбор предложения, находить слова связанные по смыслу, Ставить вопрос  к зависимому сову и определять падеж

Закрепление умения определять И.п.

Закрепление умения определять И.п.

Познакомить с написанием нового словарного слова

8.Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу, формулирует задания, контролирует выполнение работы.

-Какой этап остался?

-Упражнение 71

-Организует коллективную проверку.

Один ученик зачитывает ответы. Остальные проверяют.

- Поднимите руку, кто определил правильно все падежи. Поставьте себе «5».

-Поднимите руку, у кого 1 ошибка. Поставьте себе «4».

Подводит итог самостоятельной работы.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют коллективную проверку и самооценку.

  1. Ночью метель (И.п) укрыла рябинку (В.п) пушистым снегом(Т.п)
  2. Утром к рябинке(Д.п) прилетели свиристели(И.п.)
  3. Они стали лакомиться ягодами рябины (Р.п)

 Закрепление умения определять падежи имён существительных.

Совершенствовать  умения грамотно строить предложения.

 Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

9.Итог урока.

Рефлексия.

Организация рефлексии.

Давайте посмотрим, чему же мы учились сегодня на уроке. (обращаются к плану)

Комментирует домашнюю работу.

Возьмите в руки (смайлики) которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием.

           -если вы не очень хорошо

поняли тему и у вас есть

        вопросы
? – если вы совсем не поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

 вы довольны своей работой?

 

вы  не доволен своей работой?

Спасибо за урок!

Самооценка результатов деятельности

Записывают домашнее задание.

Отображают смайликами свою работу

Познавательные:

Рефлексия деятельности.

Коммуникативные: построение речевого высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"

Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....

Урок русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"

Урок русского языка 4 класс по программе УМК " Школа России" Тема " Именительный и винительный падежи имени существительного"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"

Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...