Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бурмистрова Дарья Олеговна

Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_02.03.docx44.3 КБ
Office presentation icon cklonenie_imyon_sushchestvitelnyh.ppt1.18 МБ
Файл listy_k_urok.docx12.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по русскому языку

Тема: Закрепление знаний о падежах имён существительных.

Цель урока

Задачи урока

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритм определения падежа у слова в предложении.

Предметные результаты:

1. Обобщить знания учащихся о падежах; развивать умение правильно употреблять их в речи.

2. Продолжить знакомство с алгоритмом определения падежей имен существительных.

 Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое  падежи имен существительных, их вопросы;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Особенности предложного падежа, окончания и предлоги  имён существительных в предложном падеже. 

1. Распознавать падежи имен существительных по вопросам и предлогам.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

I этап: 3 мин. организационный

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

  1. Приветствие.
  2. Улыбкой дверь отворите в пути,
  3. Улыбку нельзя держать взаперти.
  4. Улыбка цветет, растет на устах.
  5. Улыбка прогонит и злобу, и страх.
  6. – Давайте подарим улыбку друг другу и нашим гостям.

- В некотором государстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе, в большом прекрасном дворце, живет очень важная особа. А кто это – вы легко догадаетесь.

- Эта особа имеет категорию числа.

- Эта же особа имеет категорию рода

- Может обозначать одушевлённость или неодушевлённость.

- Склонение…

- Молодцы, ребята. Давайте запишем число, классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Имя существительное.

Личностные УУД

- мотивация учения

II этап: словарная работа 3 мин.

На мультимедийной доске слова:

На м…розе, о п…льто, к ко…байну,  м…телью, за с…стье, по лес…нице, в ф…врале, с м…дведем, про со…нце, по ш…ссе.

– Какие слова записаны на доске? 

- Какую особенность вы заметили?

– Какую работу с ними можно выполнить?

- На протяжении последних уроков русского языка, вы выполняли подобную работу с именами существительными, подробно знакомясь с изменениями слов этой части речи.

- А чтобы работа была успешной, давайте вспомним алгоритм определения падежа имени существительного.

Дети читают слова

– Словарные слова.

Они все – имена существительные

Дети предлагают определить падеж.

Записываются слова с определением падежа имен существительных.

Регулятивные УУД: оценивание своей работы и других.

Познавательные УУД.

строить логическую цепь размышлений.

III этап:постановка цели и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока.

- А теперь давайте определим тему нашего урока.

- Как вы думаете, какова будет цель  и задачи нашего урока?

-Давайте вспомним, сколько же падежей в русском языке?

Падеж

Вспомога

тельное слово

Падежный вопрос

Предлоги

Пример

--

заяц, дорога

от, до, из, без, у, для, с, около

зайца, дороги

к, по

зайцу, дороге

в, на, за, про, через

зайца, дорогу

над, под, с, между, перед, за

зайцем, дорогой

о (обо), об, на, в (во), при

о зайце, о дороге

Закрепление знаний о падежах имен существительных

Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритм определения падежа у слова в предложении.

6

Регулятивные УУД:

-  Высказывать предположения на основе наблюдений.

- Формулировать тему (проблему) урока и его цель.

- Планировать деятельность

Физминутка

- Но прежде, чем приступить к работе, отвлечёмся на физминутку

Я вам буду называть имена существительные.

- Если существительное  мужского рода – присели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели -  встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.

Класс,  мышь, февраль, окно, рассказ, зима, обед, место, закладка облако,  суббота, молоко, день, помощь,  пустяк, дочь, автомобиль, объявление, яблоко.

IV этап: работа по теме урока в группах

организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающего

ся.

-Разбейтесь на группы по 4 человека.

Правила работы в группе.

1. У вас на карточках (см. Приложение ) записаны пословицы и простые предложения. Нужно определить падеж выделенных имен существительных. Расположите данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке.

4 Я на дереве вижу дятла.

5Славен человек не словом, а делом.

1 Дело словом не заменишь.

2 Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

6 Есть много пословиц о труде.

 3 Мы радуемся победе спортсменов.

3. Игра «Третий лишний»

На карточках прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.  Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?

1.Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, находился в лодке.

2.Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, всадник на лошади.

3.Полз по одежде, жил в городе,  подошёл к ферме.

4. Рисовал карандашом, посмотрел в окно, любовался щенком.

Рассматривают таблицу

Работают в группах

Окончания.

Образуются формы слова.

Учебно-познавательные УУД: высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

Коммуникатив

ные УУД.

- Формирование умения вступать в диалог.

Регулятивные УУД:

- Искать пути решения проблемы.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Оценивание своей работы и работы других.

Познавательные УУД.

-Выделять главное, озаглавливать, составлять план, рассказывать по плану.

- Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

V этап:

Итог урока

 Осознание обучающими-ся своей учебной деятельности

- Пора подвести итоги нашей работы.

-Что такое имя существительное?

-Что такое склонение?

- Сколько падежей в русском языке?

-Что важно для определения падежей?

Дети отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД.

- Соотносить цели и результаты своей деятельности.

VI этап:

рефлексия;

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

– Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

  • внимательно слушал
  • активно работал, рассуждал
  • правильно отвечал
  • проявлял старание
  • красиво писал
  • усвоил тему урока
  • не могу определить падеж имён существительных

Учащиеся заполняют карточки, показывают учителю и объясняют, почему они поставили  знак «+» рядом с тем или иным выражением.

Регулятивные УУД.

- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII этап:

задание на дом

Домашнее задание.  Просклоняйте по группам имена существительные: земля, врач, облако, ночь. Выделите окончания.

Повторить падежи

Дети записывают задание на дом.


Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

  • внимательно слушал
  • активно работал, рассуждал
  • правильно отвечал
  • проявлял старание
  • красиво писал
  • усвоил тему урока
  • не могу определить падеж имен существительных

Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

  • внимательно слушал
  • активно работал, рассуждал
  • правильно отвечал
  • проявлял старание
  • красиво писал
  • усвоил тему урока
  • не могу определить падеж имен существительных

Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

  • внимательно слушал
  • активно работал, рассуждал
  • правильно отвечал
  • проявлял старание
  • красиво писал
  • усвоил тему урока
  • не могу определить падеж имен существительных

Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

  • внимательно слушал
  • активно работал, рассуждал
  • правильно отвечал
  • проявлял старание
  • красиво писал
  • усвоил тему урока
  • не могу определить падеж имен существительных

Упражнение 1.

Я на дереве вижу дятла.

Славен человек не словом, а делом.

 Дело словом не заменишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Есть много пословиц о труде.

Мы радуемся победе спортсменов.

Упражнение 2.

Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, находился в лодке.

Упражнение 1.

Я на дереве вижу дятла.

Славен человек не словом, а делом.

 Дело словом не заменишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Есть много пословиц о труде.

Мы радуемся победе спортсменов.

Упражнение 2.

Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, находился в лодке.

Упражнение 1.

Я на дереве вижу дятла.

Славен человек не словом, а делом.

 Дело словом не заменишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Есть много пословиц о труде.

Мы радуемся победе спортсменов.

Упражнение 2.

Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, всадник на лошади.

Упражнение 1.

Я на дереве вижу дятла.

Славен человек не словом, а делом.

 Дело словом не заменишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Есть много пословиц о труде.

Мы радуемся победе спортсменов.

Упражнение 2.

Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, всадник на лошади.

Упражнение 1.

Я на дереве вижу дятла.

Славен человек не словом, а делом.

 Дело словом не заменишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Есть много пословиц о труде.

Мы радуемся победе спортсменов.

Упражнение 2.

Полз по одежде, жил в городе,  подошёл к ферме.

Упражнение 1.

Я на дереве вижу дятла.

Славен человек не словом, а делом.

 Дело словом не заменишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Есть много пословиц о труде.

Мы радуемся победе спортсменов.

Упражнение 2.

Полз по одежде, жил в городе,  подошёл к ферме.

Упражнение 1.

Я на дереве вижу дятла.

Славен человек не словом, а делом.

 Дело словом не заменишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Есть много пословиц о труде.

Мы радуемся победе спортсменов.

Упражнение 2.

Рисовал карандашом, посмотрел в окно, любовался щенком.

Упражнение 1.

Я на дереве вижу дятла.

Славен человек не словом, а делом.

 Дело словом не заменишь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Есть много пословиц о труде.

Мы радуемся победе спортсменов.

Упражнение 2.

Рисовал карандашом, посмотрел в окно, любовался щенком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

На м…розе, о п…льто, к ко…байну, м…телью, за с…стье, по лес…нице, в ф…врале, с м…дведем, про со…нце, по ш…ссе.

Слайд 3

Словарь: на м о розе, о п а льто, к ко м байну, м е телью, за с ча стье, по лес т нице, в ф е врале, с м е дведем, про со л нце, по ш о ссе.

Слайд 4

Закрепление знаний о падежах имён существительных. Урок русского языка

Слайд 5

Падеж Вспомогательное слово Падежный вопрос Предлоги Пример -- заяц, дорога от, до, из, без, у, для, с, около зайца, дороги к, по зайцу, дороге в, на, за, про, через зайца, дорогу над, под, с, между, перед, за зайцем, дорогой о (обо), об, на, в (во), при о зайце, о дороге

Слайд 6

Падеж Вспомогательное слово Падежный вопрос Предлоги Пример Именительный есть кто? что? -- заяц, дорога Родительный нет кого? чего? от, до, из, без, у, для, с, около зайца, дороги Дательный рад кому? чему? к, по зайцу, дороге Винительный вижу кого? что? в, на, за, про, через зайца, дорогу Творительный любуюсь кем? чем? над, под, с, между, перед, за зайцем, дорогой Предложный говорю о ком? о чём? о (обо), об, на, в (во), при о зайце, о дороге

Слайд 7

1. Дело словом не заменишь. 2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 3. Мы радуемся победе спортсменов. 4. Я на дереве вижу дятла . 5. Славен человек не словом , а делом. 6. Есть много пословиц о труде .

Слайд 8

внимательно слушал активно работал, рассуждал правильно отвечал проявлял старание красиво писал усвоил тему урока не могу определить падеж имен существительных

Слайд 9

Домашнее задание Повторить падежи по таблице .



Предварительный просмотр:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Словарь:  на м…розе,  о п…льто,  к ко…байну,______  м…телью,  за с..…стье,  по  лес…нице,  в ф…врале,  с____ м…дведем,  про  со…нце,  по  шоссе._______________

Падеж

Вспомогательное

 слово

Падежный вопрос

Предлоги

Пример

--

заяц, дорога

от, до, из, без, у, для, с, около

зайца, дороги

к, по

зайцу, дороге

в, на, за, про, через

зайца, дорогу

над, под, с, между, перед, за

зайцем, дорогой

о (обо), об, на, в (во), при

о зайце, о дороге

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

Урок русского языка в 3 классе Падежи имени существительного

алгоритм определения падежа имени существительного...

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс

Данный  урок русского языка  проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...