Проект "Такое не должно повториться"
проект (4 класс)
Проект посвящен Чернобыльской трагедии м последсвиях экологической катастрофы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 176.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная научно-исследовательских конференция
МОУ «Лазурненская СОШ»
Тип проекта: исследовательский
«Такое пусть не повторится…»
(Экологические последствия Чернобыльской аварии)
Автор: Школьникова
Елена Игоревна
МОУ «Лазурненская СОШ»,
4 класс
Научный руководитель:
Калистратова Александра Сергеевна
Учитель начальных классов
МОУ «Лазурненская СОШ»
п. Лазурный, 2025
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………………………….31. История аварии…………..……………………………………………………………………4
2. Последствия аварии …………………………………………………………………………..4
3. Без людей, но с радиацией. Животный мир ………………………………………………...5
4. Цветам и деревьям всё нипочём. Растительный мир …………………………………......6
5. Уникальный природный заповедник………………………………………………………...6
6. Влияние облучения на здоровья человека ………………………………………………..6-7
7. Чернобыль сегодня……………………………………………………………………………7
8. Проведение социологического опроса……………………………………………………....8
Заключение……………………………………………………………………………………….8
Использованные информационные источники………………………………………………...9
Приложение…………………………………………………………………………………10-13
Введение
В 2025 году исполнилось 39 лет со дня самой большой катастрофы в истории атомной энергетики. О взрыве реактора четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции и последствиях разрушения вспоминают ежегодно.
Как и многих людей, меня волнуют проблемы загрязнения окружающей среды. Я бы хотела затронуть тему радиоактивного загрязнения на примере аварии на Чернобыльской АЭС.
В результате аварии многим людям пришлось оставить свои дома, изменилась экология этой местности, животные и растения, облученные радиацией, стали объектами исследования ученых.
Я решила посмотреть на события аварии с точки зрения экологии и обозначила для себя следующую цель: узнать больше об экологических последствиях Чернобыльской катастрофы, о жизни в Чернобыле в наше время.
Объектом исследования является экология Чернобыля.
Предметом исследования стало влияние Чернобыльской катастрофы на экологию.
Задачи работы:
- Собрать материал об аварии на Чернобыльской АЭС, выявить причины катастрофы;
- Познакомиться с различными материалами, статьями на эту тему;
- Рассмотреть судьбу Чернобыля: прошлого, настоящего, будущего;
- Провести опрос среди учащихся 9-х классов;
- Привлечь внимание моих сверстников к проблеме экологических катастроф.
Моя работа имеет практическую значимость, данные моего исследования можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках биологии и экологии в старших классах для тех, кто хочет знать больше.
- История аварии
Взрыв на четвёртом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции стал одним из крупнейших техногенных катастроф XX века, которая сильно ударила по репутации атомной энергетики.
К весне 1986-го четвертый энергоблок ЧАЭС работал уже больше двух лет. Его остановка для текущего ремонта была запланирована на 25 апреля. Весь день АЭС подготавливали к испытанию. Сам же эксперимент начался во втором часу ночи. Реактор увеличивал мощность, ученые ничего не подозревали и не предполагали, что через минуту произойдет страшный взрыв.
В результате взрыва реактор атомной станции был полностью разрушен, и в атмосферу поступило огромное количество радиоактивных веществ, такие как йод-131, плутоний, цезий-134, цезий-137, стронций-90. В воздухе образовалось радиоактивное облако, которое распространилось на близлежащие территории и достигло европейских стран.
Авария превратила уникальные территории Полесья в зону экологической катастрофы. В зоне радиоактивного загрязнения до сих пор запрещено выращивать сельскохозяйственные культуры, собирать ягоды, грибы, охотиться на дичь, ловить рыбу, пить воду.
Всего в Украине в результате радиоактивного загрязнения подверглись более 8 % территории страны, на которых сосредоточены почти 2 000 населенных пунктов 12 областей. Более 3 миллионов человек считаются пострадавшими вследствие этой катастрофы.
- Последствия аварии
В результате аварии пострадали вода, леса, сам город Припять были полностью облучены радиацией. Многие колхозы были закрыты из-за своей непригодности, всё посеянное было непригодно в пищу. В пределах 10 километров от ЧАЭС леса стали рыжеватого оттенка. Грибы, ягоды, березовый сок и другие дары природы стали непригодными в пищу. На поверхности водоёмов произошло выпадение радионуклидов.
В самом городе радиация, конечно же, тоже была. Радиационные вещества были везде: на крышах домов, на фонарях, на дорогах. В связи с этим власти Украины и, в частности, Чернобыля приняли решение срочно эвакуировать людей из города.
- Без людей, но с радиацией. Животный мир.
После взрыва химические вещества попадали в почву. Они произрастали вместе с растениями. Животные ели клевер, таким образом, к ним в организм попадали эти вещества. Новорождённые животные отличались от своих родителей: у них могла быть ещё одна голова, лишние конечности.
Последствия катастрофы до сих пор ощущаются и за пределами зоны поражения. Например, недавнее исследование показало, что коровы в Ровенской области по-прежнему дают молоко, содержание в котором радиоактивного цезия-137 превышает норму в 3,5 раза.
В наши дни некоторые районы зоны отчуждения продолжают оставаться небезопасными для людей. Однако это не помешало некоторым животным и растениям выжить в таких условиях. В настоящее время в зоне отчуждения живёт более 60 различных видов млекопитающих, включая диких кабанов, лосей и медведей, а популяция волков в 7 раз больше, чем в соседних заповедниках.
Эти дикие звери сформировали собственную экосистему в зоне катастрофы. Помимо крупных видов, также там обитают некоторые земноводные, рыбы, черви и насекомые. Эта безлюдная территория стала для них родным домом. Фауна пополнилась новыми видами. Здесь есть рыси, лоси, волки, гигантские зубры и другие животные, многие из которых занесены в Красную книгу, например, лошади Пржевальского, чёрные аисты, малый подорлик.
Совсем без аномалий среди животных не обошлось. В зоне отчуждения среди птиц чаще встречаются альбиносы, срок жизни животных несколько уменьшился, грызуны дают меньшее потомство, сомы вырастают до очень больших размеров. Но эксперты считают, что максимальное количество серьёзных мутаций произошло сразу после взрыва. А сейчас чернобыльские животные точно такие же, как и в других регионах.
Идея узнать больше о животном мире в зоне отчуждения принадлежит украинскому учёному Сергею Гащаку. Его основная работа – проведение радиоэкологических исследований. Несколько лет назад Сергей самостоятельно купил и установил десять скрытых камер, смог сделать много фотографий.
Учёный сделал вывод, что за прошедшие годы в леса вернулись бурые медведи, краснокнижные черные аисты, увеличилась популяция лошадей Пржевальского, которых завезли сюда в 1990-х годах. Но животные все равно облучены – радиоактивные вещества включены в их пищевые цепи.
- Цветам и деревьям все нипочём. Растительный мир.
В случае с растениями эффект от радиации проявляется не сразу. Крона дерева эффективно задерживает радиоактивную пыль, и её накопление приводит к отмиранию всего растения или его части.
Наибольшую долю радиации в 1986 году принял на себя сосновый лес, расположенный рядом с электростанцией. Из-за высоких доз радиации большинство деревьев (в основном сосна разного возраста) погибли, остальные окрасились в буро-красный цвет, теперь их называют «рыжим лесом». Взрыв сопровождался гигантскими выбросами заражённой пыли, которую ветер погнал прямо в сторону леса. В начале мая 1986 года военные вертолетчики облетали периметр станции, увидели страшную картину – весь лес погиб и стал ярко-рыжего цвета.
«Рыжий лес» представлял большую опасность, поэтому ликвидаторы срезали вручную бензопилами заражённые деревья. Затем их захоронили в специальных траншеях прямо на месте.
За годы, прошедшие с момента аварии, растительность постепенно восстановилась, но деревья накопили в себе высокие дозы радиации, что делает длительное пребывание там людей небезопасным.
- Уникальный природный заповедник
С 2016 года территории присвоен статус радиационно-экологического биосферного заповедника. Его экосистема сформировалась уже после событий аварии – некоторые виды растений вымерли, но остальные чувствуются себя идеально.
Ряд ученых отмечает, что спустя 30 лет после аварии, в отсутствие человека зона отчуждения стала в некотором роде заповедником, в котором живут редкие виды животных. И в этот заповедник возвращается остальная жизнь: животные, насекомые, птицы и рептилии. Только человеку места нет, что, возможно, и к лучшему.
Несмотря на последствия страшной катастрофы, природа доказала, что может восстановиться даже в таких условиях.
- Влияние облучения на здоровья человека
Также не стоить забывать, что последствия катастрофы отразились и на здоровье людей. Самой распространенной болезнью стал рак щитовидной железы у детей и взрослых. В 30-километровой зоне от общего количества всех людей онкологией заболело 60% из 100. Увеличивалось количество людей, заболевших лейкемией. Очень часто встречались поражения иммунной системы. По статистике, до Чернобыльской аварии на 1000 детей приходилось 500-600 заболеваний, сейчас же в два раза больше. Один ребенок мог иметь даже не одно, а несколько заболеваний!
- Чернобыль сегодня
Жизнь многих людей чернобыльская катастрофа поделила на «до» и «после». То же самое произошло с территорией, которая примыкает к ЧАЭС. До аварии экология Чернобыля была обычной для этих мест. Река Припять, леса, поля вблизи городов и посёлков, расположенных неподалёку от станции, находились в великолепном состоянии. Жители окрестных населённых пунктов собирали в лесах чернику, малину, грибы. Выращивали домашнюю живность, сажали картофель.
Специалисты постоянно замеряли уровень радиации в Чернобыле, он не превышал нормы. Регион считался благополучным с точки зрения экологии. После катастрофы уровень радиации в Чернобыле превысил норму в 15 000 раз.
В настоящий момент на территории Чернобыля проживает свыше 1500 человек. Это сотрудники электростанции, рабочие-вахтовики и учёные. Кроме того, на этой территории живут самосёлы – люди, которые отказались уезжать с заражённой территории. Несмотря на запустение, в центре Чернобыля сохранились многие здания и объекты инфраструктуры.
Кроме того, зону отчуждения регулярно посещают до 150 000 туристов в год. Посещение зоны отчуждения возможно только в составе экскурсионной группы и под контролем гида. Некоторые исследователи и туристы проникают на территорию зоны нелегально. Такие вылазки связаны с риском для здоровья и преследуются по закону.
Существуют разные мнения о будущем Чернобыля и прилегающих территорий. Ряд экспертов считает, что через несколько десятилетий уровень радиации спадёт настолько, что земли можно будет использовать более свободно.
Тема Чернобыльской трагедии нашла широкое отражение в литературе, кино и компьютерных играх. Сюжеты многих произведений основаны на реальных событиях в зоне отчуждения. В 2019 году вышел популярный американский телесериал «Чернобыль». В нашей стране в 2021 году вышел фильм «Чернобыль».
- Проведение социологического опроса
Одна из задач моей работы – донести информацию об аварии на ЧАЭС, об экологических последствиях трагедии ученикам школы. Я решила провести опрос среди учеников 9-х классов, выяснить, что им известно о трагедии. Анкета состояла из 6 вопросов.
Результаты опроса показали, что большинство девятиклассников считают Чернобыль экологически грязным районом. Половина опрошенных интересовались данной темой самостоятельно. Большая часть знают, в каком году произошла трагедия. Многие согласны с тем, что в зоне отчуждения есть животные и птицы, но не все знают, в какой цвет окрасились леса после взрыва. Среди главных экологических проблем отметили: радиацию, заражение почвы и водоемов, заболевания, мутации. Большинство опрошенных затрудняются в ответах на данные вопросы или не уверены в точности информации, которой владеют.
Заключение
Использование энергии атома – реальность наших дней. Сейчас ядерные арсеналы достигли таких размеров, что угрожают уничтожить жизнь на Земле. Однако, и мирный атом таит в себе опасности. Об этом говорят последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
Авария на ЧАЭС стала уроком для человечества, огромной экологической бедой, в результате которой окружающая среда претерпела сильное радиоактивное загрязнение.
Она обострила проблему безопасности атомной энергетики. Кроме того, медицинские последствия аварии до конца не изучены. Состояние окружающей среды в значительной мере влияет на здоровье и продолжительность жизни людей.
Уроки Чернобыля продолжаются изучаться и обсуждаться до сих пор.
Чёрным дымом небо затянулось,
Жизнь людей перечеркнулась вдруг.
Целый мир трагедия встряхнула,
Словно всё вдруг вымерло вокруг.
Много лет уже прошло, и всё же
Помнят все о страшном горе том.
Пусть оно отныне не тревожит
Землю – наш большой прекрасный дом.
Список использованных информационных источников
- Сколько живет людей в опасной зоне Чернобыля: правда о современной жизни в заброшенном городе (fb.ru)
- Зона отчуждения в Чернобыле стала домом для редких животных - РИА Новости, 13.06.2017 (ria.ru)
- Животные в Чернобыле. Какие звери живут в Чернобыле (4lapki.com)
- Дикая природа Чернобыля: что стало с флорой и фауной через 30 лет после катастрофы (kulturologia.ru)
- Без людей, но с радиацией: что творится с животными в зоне отчуждения - 18.03.2023, Sputnik Беларусь
- Посмотрите, какие звери живут в зоне отчуждения Чернобыля. Кажется, природа почти залечила раны, которые ей нанес человек / AdMe
- Чернобыль: экология, человек, здоровье (orel.ru)
- Старков В. Д., Мигунов В. И. «Радиационная экология» - Тюмень 2003.
- Григорьев А. А., «Экологические уроки прошлого и современности» - Л., Наука, 1991.
- Лупадин В. М., «Чернобыль: оправдались ли прогнозы?» - природа, 1992 №9.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%F0%ED%EE%E1%FB%EB%FC
Приложение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие «Правила движения - должны знать все без исключения»
Цель. Создать условия для развития у младших школьников умения правильно переходить дорогу.Задачи: -Сформировать у уч-ся представление об организации движения пешеходов и транспортных сред...
Памятка для родителей"Что должны знать первоклассники"
Учитель даёт краткие советы родителям о том, как подготовить ребёнка к школе....
“В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...” К. Ушинский
Главная идея опытамоей работы через использование приёмов технологии интерактивного обучения, способствующих развитию коммуникативных умений, пытаться вместе с учащимися отыскивать общий с...
Конспект урока английского языка в 4 классе.Что мы должны и не должны делать в школе.
Конспект урока английского языка в 4 классе.Что мы должны и не должны делать в школе....
Буклет "Что должны и чего не должны делать родители"
Буклет по ПДД "Что должны и чего не должны делать родители"...

Военно-патриотическое мероприятие "Это не должно повториться..."
Мероприятие предназначено для учащихся младшего школьного возраста....
Родительские собрания: что на них должно, может и не должно быть.
Родительские собрания: что на них должно, может и не должно быть.Типичное описание родительского собрания: «Бы...








