Урок математики "Действия с величинами"
план-конспект урока (4 класс)

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_uroka_1.docx545.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

Класс: 4

Тема: Действия с величинами

Цель: Закрепление знаний о величинах, усвоение алгоритма действий при выполнении действий с величинами.

Тип урока: Урок формирования новых умений

Технология построения урока: Технология обучения в сотрудничестве

Планируемые результаты (предметные): Применение полученных знаний о величинах, их соотношениях; осуществление выбора действия для решения задач; применение алгоритма выполнения действий с величинами; совершенствование вычислительных навыков.

Личностные результаты: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету, ориентации на содержательные моменты школьной действительности, адекватной мотивации  учебной деятельности.  

Универсальные учебные действия (метапредметные): 

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с изученным материалом, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям,  обобщать, анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; умение читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними, сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами; формирование вычислительных навыков.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание и оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре, в группах.

Основное содержание темы, понятия и термины: Величины, длина, масса, площадь, объем, время, соотношение.

Образовательные ресурсы и оборудование: фон и магнитные значки для рефлексии, шкатулка, презентация урока, схема, конверты, творческие задания, карточки для работы в группах, стихотворения, видеоролик «Физминутка», алгоритм «Действия с величинами», бланки для самооценивания, рабочий лист (образовательный портал Учи.ру) https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/math_eor/4-klass/quarter-548_2-chetvert/lesson-15395_arifmeticheskie-deystviya-s-velichinami-slozhenie-vychitanie/worksheets-53736

Ход урока

I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования

До начала урока ученики, заходя в класс, определяют свое эмоциональное состояние. Они выбирают из шкатулки магнитный значок цветочек или тучка. Цветочек – хорошее настроение, тучка – хмурое или тревожное настроение, которое нельзя назвать хорошим. Значок прикрепляют на фон, находящийся на доске.

G:\фон.jpg 

Ребята готовятся к уроку. На парте должен быть учебник, тетрадь, пенал, дневник, заранее выданные раздаточные материалы.

- Здравствуйте, ребята!

Начинаем точно в срок

Открытый наш урок.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Пожелаем всем удачи

И успешности в придачу!

Вы определили своё настроение перед уроком, и у нас с вами получилась целая цветочная полянка. А чего на ней не хватает? Я тоже хочу обозначить свое настроение. (Прикрепляю солнышко) И с этой полянки мы немного окунемся в мир природы родного края.

Слайд 2

Как называется наш край?

Пусть мне твердят,

Что есть места иные,

Что в мире есть иная красота.

А я люблю свои

Места родные,

Милые места.

(М. Пляцковский)

II. Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся

Слайд 3

Рассмотрите схему на доске и дополните её. Что мы можем измерить при помощи данных инструментов?

Где эти знания могут пригодиться в жизни? Теперь определим, что будем делать с величинами.

У вас на парте есть конверт.

Слайд 4

 

Определите, от кого пришло письмо. А кто такой Сибирячок? Это мальчик, рожденный из шишки, литературный герой детского журнала «Сибирячок».  Занимаясь делами леса, он столкнулся с проблемой, и узнал, что сегодня на уроке мы сможем помочь ему.

Достаньте белую карточку. Внимательно рассмотрите ее. Какой вопрос мы будем изучать сегодня на уроке?

(Как правильно выполнять действия с величинами)

Как поможем?

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

III. Актуализация

1) Вспомним, что вы знаете по данной теме.

Слайд 5

Свою работу вы будете оценивать сами. В бланках напротив вида работы поставите знаки «+» или «–» в зависимости от ваших результатов.

Задание

Самооценка

Работа  парах

Работа в группах

Работа с алгоритмом

Взаимооценка

Работа  тетради

Итог

В одном из конвертов на каждой парте есть пакетик с лепестками очень полезного растения, которое называется лапчатка или водосбор. В народе его называют ещё и курильским чаем. На каждом лепестке единица измерения величины, а серединка – сама величина. Установите соответствие, работая в парах.

Правила работы в паре:

1. Говорим шепотом.

2. Работаем вместе.

3. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

4. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

 Ученики выполняют работу в парах, проверка осуществляется фронтально.

Слайд 6

        

Сравните свой результат с образцом.

Самооценка

2) А сейчас вспомним соотношение единиц измерения.

Слайд 7, 8, 9

Фронтальная работа

3) Сейчас мы будем работать  группах. Повторим правила такой работы.

1. Выберите лидера группы, который будет следить за временем работы, работать с сигнальной карточкой и давать ответ команды.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

4. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

5. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

В своём конверте возьмите зеленую карточку и пройдите  группу своих величин и расположите единицы измерения в порядке возрастания. Готовность группы показываете сигнальной карточкой.

(На стенах  пяти местах наклеены названия величин. Каждой группе выдается сигнальная карточка.)

Круговая проверка. Каждая группа проверяет правильность выполнения у следующей, а последняя у первой. Результат обозначают сигнальной карточкой.

4) Каждая группа произвольно рассаживается на удобные места, получает 1 задание.

Работа в группах

Запишите неравенства

1) Средняя продолжительность жизни сосны кедровой 500 лет,

а березы – 1800 месяцев. Какое дерево живет дольше?

2) Средняя высота лиственницы 5000 см, а пихты – 30000 мм. Какое дерево выше?

3) Средний вес кабарги 18 кг, а соболя 2000 г. Какое животное легче?

4) Средний объём берлоги бурого медведя (без учета лаза) 900 , а соболя 109760. Чьё логово просторнее?

5) Площадь Иркутской области 746000 , а республики Бурятия 351000 000 000 . Какая территория меньше?

Проверка фронтальная. Каждая группа озвучивает один ответ по порядку.

Слайды 10 -14

Самооценка

IV. Физминутка

А откуда мы можем увидеть большие территории?

Слайд 15, видеоролик.

V. Введение нового материала

Чтобы Сибирячок никогда не ошибался при выполнении действий с величинами, составим для него алгоритм.

Из конверта достаньте карточки со скрепкой. Работаете с алгоритмом индивидуально. Составляете алгоритм из частей и выполняете взаимопроверку с соседом по парте.

Слайд 16 -17

Алгоритм «Действия с величинами»

- убедиться, что величины подобные

- при необходимости перевести величину в одинаковую единицу измерения

- выполнить действие, как с обычными числами

- при необходимости выполнить обратный перевод

Самооценка

VI. Первичное закрепление

Работа с учебником стр. 3 № __

А теперь закрепим наши умения на практике. Откройте учебники на стр. 3. Познакомьтесь с заданием №___. Выполните его  тетради. К доске пойдет работать ___________.

Работа с рабочим листом

 https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/math_eor/4-klass/quarter-548_2-chetvert/lesson-15395_arifmeticheskie-deystviya-s-velichinami-slozhenie-vychitanie/worksheets-53736

Самооценка

VII. Подведение итога урока

Слайд 18

Для подведения итога урока, дополните фразы:

  • Я сегодня научился ….
  • Я сегодня узнал, что …
  • У меня сегодня хорошо получилось …

VIII. Оценивание

Посмотрите на бланк самооценивания. Если у вас все знаки – плюсы, то вы поработали отлично. Если плюсов больше, чем минусов, то поработали хорошо. А если минусов больше, нужно приложить больше стараний  учебе.

А как поработал коллектив? Я считаю, что вы сегодня поработали_________.

IX. Рефлексия

Изменилось ли ваше настроение во время урока? Что вас удивило? Обрадовало?

Подарок

Х. Домашнее задание

Слайд 19

Домой я вам предлагаю разноуровневое задание, выполнять можете его по желанию. Ребята, которые испытывают затруднения, будут выполнять задания полегче, а кому все дается легко – посложнее.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

18м + 57м=

4м 5см +29см

Изучить краеведческий материал и составить небольшие задачи на действия с величинами.

9м9дм-3м3дм=

10м 6см – 8дм 7см

2м 8 см– 1дм 6см=

6т 3кг – 28ц 68кг

3ч 56мин – 2ч 14мин=

4т 68кг + 9ц 52кг

33кг - 16кг=

8км 45м + 3980м

8ц + 44кг=        

30м – 4м 8см

12м 47см – 6 м 35 см=

3ц – 25кг 925г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Сложение величин" УМК "Школа России"

Урок смоделирован в технологии проблемного обучения. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций....

ОТКРЫТЫй УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ "ВЕЛИЧИНЫ. ДЕЛОВАЯ ИГРА"

Тема: Закрепление. Величины. Деловая игра.Цели: 1. Закреплять умение детей решать задачи с вопросами в косвенной форме, действия с величинами.2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать ...

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"...

Обобщающий урок по теме "Величины"

Презентация урока математики  в 4 классе по теме "Величины", построенный в виде игры....

Конспект урока по математике "Величины. Закрепление"

Конспект урока по математике для 4 класса (Школа России) по теме "Величины. Закрепление"Данный урок разработан с целью создания условий для закрепления знаний учащихся по теме "Величины".  Задачи...

Методическая разработка урока математики Тема: Величины. Уравнивание величин.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» (авт. Александрова Э.И., компьютерная презентация, схемы построения и уравнивания величин, раздаточный материал для построения величин ,рабочая...