Конспект урока математики "Умножение величины на число и числа на величину. Деление величины на число", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 4

Тема урока: «Умножение величины на число и числа на величину. Деление величины на число».

Цели урока: научиться выполнять умножение величины на число и числа на величину, научиться выполнять деление величины на число.

Планируемые результаты

  • предметные: понимать, что умножить число на величину означает умножить данную величину на число; овладеть умением производить действия с величинами.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник математики (А.Л.Чекин, 4кл., 2 часть), презентация, карточки с заданиями.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: ответы на вопросы, актуализация знаний, формулировка темы и цели урока.

≈4

- Ребята, чем мы занимались на прошлом уроке? – Чему научились? (складывать и вычитать величины).

- А какие действия с величинами вы уже умеете выполнять? (складывать, вычитать, сравнивать и т.д.)

- А какие действия с величинами вы ещё не умеете выполнять, как вы думаете? (умножать и делить)

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Давайте поставим цель урока.

Актуализировать знания, отвечать на вопросы.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: работа с учебником, работа у доски.

Словесн.: ответы на вопросы учителя.

Практич.: работа с заданием.

Практич.: работа с новым видом заданий, работа у доски и в тетрадях.

Практич.: взаимопроверка.

Практич.: работа у доски и в тетрадях.

Практич.: работа в паре.

Практич.: работа с карточками с заданиями.

≈30

- Откройте учебники на странице 24 и прочитайте тему урока, совпала ли она с темой, которую предположили вы?

- Тема нашего урока «Умножение величины на число и числа на величину».

- Как вы думаете, как нужно умножать величину на число? (так же, как и при обычном умножении).

- А каким действием можно заменить умножение? (заменить сложением одинаковых слагаемых)

- Давайте поупражняемся в умножении величины на число.

- Выполним задание №71. – Нужно записать следующие произведения в виде суммы. В этом задании как раз и нужно будет заменить произведение суммой.

- Давайте первое выражение разберём все вместе.

- 25м*3 это 3 раза по 25м, запишем это произведение в виде суммы.

- 25м+25+25м, а теперь вычислим значение произведения - 25м*3=75м

- Далее вам нужно будет так же по аналогии записать следующие произведения в виде суммы и вычислите значение каждого из этих выражений.

- Кто-то один будет работать у доски, остальные в тетрадях.

- Задание №72. – Во сколько раз увеличится каждая данная величина, если её умножить на 3? (в 3)

- Далее нужно увеличить каждую из величин в 3 раза.

- Что для этого нужно сделать? (умножить величину на 3)

- Как вы уже говорили в начале урока, для того чтобы умножить величину на число, нужно использовать алгоритм обычного умножения.

- Выполните это задание в тетрадях, а кто-то один у доски.

- У кого получилось по-другому?

- А теперь нужно увеличить каждую из данный величин в 5 раз. – Для этого мы будем использовать алгоритм умножения столбиком.

- Решайте в тетрадях, а кто-то один у доски.

- У кого по-другому?

- Ребята, а теперь ответьте на вопрос – во сколько раз увеличится каждая величина, если её сначала увеличить в 3 раза, а затем в 5 раз? (в 15)

- Хорошо, ребята, мы выяснили как умножить величину на число, а как умножить число на величину, как вы думаете? (умножение числа на величину нужно по определению принять равным умножению величины на число).

- Давайте поупражняемся в умножении числа на величину.

- Для этого выполним задание №76. – Нужно записать данные произведения в виде суммы, точно так же, как мы выполняли в задании №71.

- Первый столбик разберём все вместе.

- Как уже было сказано, для того, чтобы умножить число на величину, нужно использовать алгоритм умножения.

- 5*18см, это 5 раз по 18см, запишем в виде суммы – 5*18см=18см+18см+18см+18см+18см

- Теперь второе выражение в этом столбике.

- 4*38дм – это 4 раза по 38дм, запишем в виде суммы – 4*38дм=38дм+38дм+38дм+38дм.

- Кому не понятно, как умножать число на величину?

- 1 вариант выполнит самостоятельно второй столбик, а 2 вариант самостоятельно выполнит 3 столбик.

- Давайте проверим.

- Итак, как умножать величину на число мы с вами научились, а теперь потренируемся в делении величины на число.

- Для этого откройте учебники на странице 26.

- Как вы думаете, как нужно делить величину на число? (с помощью алгоритма деления столбиком)

- Выполним задание №79.

- Ребята, на какое число нужно разделить данные величины, чтобы уменьшить их в 2 раза? (на 2)

- Вам нужно будет уменьшить каждую данную величину в 2 раза.

- Давайте первую величину уменьшим вместе.

- Чтобы уменьшить 8см в 2 раза, нужно 8см:2=4см

- Далее работайте в тетрадях, а кто-то один будет работать у доски.

- Давайте проверим (24ч:2=12ч; 40кг:2=20кг; 16 кв.м:2=8кв.м; 32куб.дм.:2=16куб.дм)

- А теперь нужно будет уменьшить каждую из данных величин в 4 раза.

- Что для этого нужно сделать? (разделить каждую величину на 4)

- Выполните самостоятельно, а затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- Давайте проверим (8см:4=2см; 24ч:4=6ч; 40кг:4=10кг; 16кв.м:4=4кв.м; 32куб.дм:4=8куб.дм)

- Теперь выполним задание №80.

- Уменьшите вместимость 24л в 2,3,4,6,8,12 раз.

- Что для этого нужно будет сделать? (24л разделить на 2,3,4,6,8,12)

- Кто-то один будет работать у доски, остальные в тетрадях.

- Если уменьшить 24л в 2,3,4,6,8,12 раз, сколько получится? (12л,8л,6л,4л,3л,2л)

- В каком случае полученная вместимость будет составлять половину данной вместимости – 24л? (в случае деления 24л:2)

- А в каком случает полученная вместимость будет составлять четверть данной вместимости. – Вспомним, что четверть – это ¼.

- Если разделить вместимость на 4 части, то сколько будет составлять одна часть? (6л)

- Значит четверть данной вместимости будет составлять случай 24л:4.

- Теперь выполним задание №82.

- Нужно вычислить значения частных, использую деления столбиком.

- Выполните это задание в паре со своим соседом.

- Давайте проверим ответы (99км; 14л; 15кг; 21кв.см)

- Итак, а теперь я раздам вам карточки с заданиями, чтобы проверить как хорошо вы поняли тему урока (8л*2=?; 4*7л=?; 15см:3=?)

Работать с учебником, отвечать на вопросы учителя, работать у доски и в тетрадях.

Формулировать способ умножения числа на величину, работать с учебником, работать у доски.

Учиться делить величину на число, работать с учебником.

Работать у доски и в тетрадях.

Выполнять взаимопроверку.

Работать у доски и в

тетрадях.

Работать в парах.

Выполнять задания на карточках.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов.

≈3

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как умножать величину на число? (алгоритм обычного умножения/умножения столбиком)

- Как умножать число на величину? (принять равным умножению величины на число)

- Как разделить величину на число? (алгоритм простого деления/деления столбиком).

- Кто не понял тему урока и не справился с заданиями?

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике для обучающихся 4 класса по теме "Деление на многозначное число" по программе "Перспектива"

Познакомить    учащихся    с    новым    приемом    внетабличного    деления на ...

Конспект урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9»

Конспект урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9»...

Конспект урока «Деление на однозначное число. Использование деления с остатком для обоснования алгоритма» 3 класс

Цели деятельности учителя: Познакомить детей с алгоритмом деления на однозначное число.Планируемые результаты:Предметные:Ознакомление учащихся с письменным приёмом деления многозначного числа на ...

Конспект урока по математике 4 класс УМК "Школа России" Письменное деление на трехзначное число.

Цели деятельности учителя:формирование представления деления на трехзначные числа;развитие письменного деления на числа;развитие  умения анализировать и обобщатьПланируемые  результаты...

Конспект урока по математике 4 класс УМК "Школа России" Алгоритм деления на однозначное число.

Цели деятельности учителя:формирование представления деления на однозначные числа;развитие письменного деления на однозначные числа;развитие  умения анализировать и обобщать.Планируемые  рез...

Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 4 класс, тема:Деление на двузначное число (цифры частного находятся способом проб)

Тема: «деление на двузначное число (цифры частного находятся способом проб)» Цели деятельности учителя: создание благоприятных условий для продолжения знакомства с письменными приёмами дел...