"Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья"
материал
"Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.84 КБ | |
| 870.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
(Слайд 2) Вначале своего выступления, хочу напомнить, что формирование личности происходит в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
(Слайд 3) Также, следует вспомнить, что развитие психики детей с ОВЗ протекает, подчиняясь тем же законам, что и нормальное развитие, хотя и возможно формирование специфических черт и особенностей.
(Слайд 4) Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении, в неумении ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, недоступности понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
( Слайд 5) В своем выступлении хотелось бы затронуть некоторые условия успешной социализации детей с ОВЗ:
— повышение профессиональной компетентности педагогов;
— индивидуальный подход в процессе социализации школьников с ОВЗ;
—коррекция функций регуляции и контроля у детей с ОВЗ.
Каждый мотивированный педагог, профессионал, стремится в процессе своей деятельности совершенствовать и повышать свое мастерство, расширять его границы, не стоять на месте, а динамично развиваться вместе с окружающей его действительностью, вместе с учениками и коллегами.
Но поскольку в школе, как правило, один учитель-дефектолог, тьютор, и эти должности появились в школе недавно, то мы часто испытываем определенные трудности в нашей педагогической деятельности: это и нормативно-правовое сопровождение процесса обучения и воспитания, и программно-методическое оснащение, и отношение к себе и своей деятельности (синдром самозванца).
Вы знаете, что в МБОУ «СОШ №12» обучаются дети с ОВЗ (с ЗПР, УО, ТНР, НОДА, РАС, слабослышащие). У нас два года функционирует МО коррекционно-развивающего цикла. Это способствует взаимодействию всех участников коррекционно-образовательного процесса для успешной социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. Но этого недостаточно, поэтому необходимо создание ГМО, взаимодействие с ЦПМПК, курсы повышения квалификации.
Это позволит значительно повысить уровень педагогической компетентности, а значит сделать процесс социализации детей с ОВЗ успешным.
Индивидуальный подход в процессе социализации школьников с ОВЗ.
Несмотря на то, что для детей с ОВЗ разработаны программы, созданы учебники, многим требуется максимальная индивидуализация и учебного процесса, и процесса социализации. Следует отметить, что планируемые результаты деятельности также для каждого должны быть соизмеримы его возможностям.
Очевидно, вам известны семьи, именно семьи, где живет уже взрослый человек с ОВЗ, который в школе не обучался. Например, мужчина 50 лет с глубокой УО, неговорящий, навыки самообслуживания сформированы недостаточно, может самостоятельно есть, подать сигнал, что хочет в туалет, смотрит ТВ, не понимая смысл происходящего. Движения скованы, ходит, но неуверенно, нужна поддержка, избегает общения с людьми, прогулки совершает с родителями только около дома, в общественном транспорте не может ездить
А теперь представим, что он обучался в школе. Каких результатов он бы достиг?
Безусловно, научился бы взаимодействовать с людьми, находиться в обществе, а это и транспорт, и мероприятия, и магазины, и поездки в санатории. Для человека и его семьи – это снятие многих проблем. Занятия физической культурой, ритмикой позволили бы ему лучше владеть своим телом. Он не научился бы читать, писать, считать, но мог бы лепить, рисовать, разглядывать книги, рисунки. И это еще не всё.
Поэтому следует понимать, что социализация ребенка со сложными нарушениями должна учитывать его возможности и планироваться индивидуальные результаты. Т.о, для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития.
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта – сложная социальная и педагогическая задача. Еѐ решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни.
(Слайд 5) В прошлом учебном году работала с ребенком с легкой УО, программный материал он усваивает, умеет общаться, отмечаются нарушения поведения.
Какие цели ставлю? Помимо развития познавательных процессов, учебных навыков, развития навыков общения, есть у меня и еще одна важная цель: профориентация. Вы же знаете, что обучающийся по АООП для УО может получить начальное профессиональное образование.
Кроме того, в учебном плане с каждым годом обучения увеличивается количество часов «Технологии» - «Столярное дело», «Переплетно-картонажное дело», «Швейное дело».
Поэтому уже сейчас через уроки «Ручного труда», «Мир природы и человека» мы знакомимся с различными профессиями. В 20-21 уч году работали над проектом «Времена года». Что позволило не только познакомиться с профессиями «строитель», «Растениевод» и др., но и способствовало развитие навыков работы с различными материалами, аккуратности, творчества, инициативности.
Результат: повысилась доля самостоятельности, овладение разными техниками работы с различными материалами, планирование, т.е. ребенок научился ставить задачи, планировать и самостоятельно реализовывать их.
(Слайд 7) Результаты коррекционно-развивающей работы (2020-2021 уч.г.)
Количество учащихся | Полное освоение | Незначительное освоение | На стадии формирования | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
I пол. | 19чел | 14 | 73,6 | 5 | 26,4 | 0 | 0 |
II пол. | 16 | 84,2 | 3 | 15,8 | 0 | 0 | |
Итог | +10,6 | -10,6 | 0 | ||||
Одним из моментов социального сопровождения и обучения учащихся с ОВЗ является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить развитие учащегося, его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни. Сюда можно отнести: организацию обучения в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями таких учащихся, формирование у них гражданско-правовой культуры, культуры здоровья, общения. Создание условий для личностной реализации учащегося и другие. А также соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода.
Развитие функций регуляции и контроля у детей с ОВЗ
У многих детей с ОВЗ отмечаются нарушения поведения. Под нарушениями здесь подразумевается:
- неусидчивость;
- невнимательность, отвлекаемость;
- агрессивное поведение;
- плаксивость и раздражительность;
- отказ от сотрудничества;
- нежелание признавать авторитеты (своеволие, нарушенные границы);
- лень.
Эти нарушения часто приводят к тому, что ребёнок не принимается коллективом и преподавателями, что в свою очередь приводит к социальной дезадаптации детей. Конечно, многие эти симптомы являются частью психиатрических и неврологических синдромов. Однако и в случае наличия серьёзных заболеваний таким детям необходимо оказывать поддержку, - не только медикаментозную, но и психологическую, и педагогическую.
Причина заключается в то, что ребенок неспособен управлять своим поведением в силу незрелости лобных структур головного мозга, отвечающих за управлящие функции. Таким образом, лет до 11-12 роль этих структур почти полностью принадлежит его ближайшему окружению: родителям, опекунам, педагогам, воспитателям. Необходимо прививать ребёнку навыки произвольности и контроля за собственной деятельностью.
( Слайд 8) Таким образом, получив запрос «плохое поведение», прежде всего следует определить первичный дефект, с которым предстоит работать. Например, если агрессия является защитой от нагрузки, признаком усталости (истощаемости, астении) значит мы имеем дело с первым блоком мозга. Если агрессия возникает на фоне хорошего функционального состояния и об истощаемости речи не идёт, нам предстоит работать непосредственно с третьим блоком мозга, формируя функции регуляции и контроля.
В случае заинтересованности стволовых структур (первый блок мозга) показаны к применению массаж и самомассаж, дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения, развивающие сенсомоторные функции. Занятия в этом случае будут строиться следующим образом:
- Блок дыхательных упражнений.
- Массаж и самомассаж.
- Глазодвигательные упражнения
- Развитие соматогностических функций необходимо для формирования правильного восприятия ребёнком своего тела. Этому способствует как массаж, о котором шла речь выше, так и многочисленные растяжки.
Есть много упражнений, помогающих в осознании ребёнком своего тела. При подборе упражнений для проведения занятия нужно учитывать как физические возможности ребёнка и его возраст, так и то, что дети любят двигаться, играть. И это действительно для всех детей в возрасте от 3-х до 12 лет. Поэтому при составлении плана занятия необходимо включать игры в мяч, разгадывание ребусов, поиск
«спрятанных» рисунков (зашумленные изображения) и другие, повышающие мотивацию ребёнка к занятиям.
Если агрессия возникает на фоне хорошего функционального состояния и об истощаемости речи не идёт, нам предстоит работать непосредственно с лобными структурами, формируя функции регуляции и контроля.
В случае заинтересованности лобных структур кроме вышеприведённых упражнений в работе необходимы упражнения на внимание, коих в нашем арсенале великое множество. Из самых известных, пожалуй, «Найди 10 отличий».
Надо сказать, что при работе с лобными структурами главным является выработка произвольности действий у ребёнка. Например, мы даём упражнение на переключение (4 хлопка).
Прекрасный результат даёт работа с таблицами Шульте.
Очень хорошо дети принимают зашифрованные послания, которые необходимо «перевести» на русский язык. А если это окажется ещё инструкцией для поиска «сокровищ» (небольшого приза), содержащей в себе задание на пространственное ориентирование, мотивация ребёнка будет только расти.
А следующее упражнение может подойти и для детей помладше. Это работа с «Мяу-картами». На карточках изображены домашние и дикие животные (птицы, рыбы, рептилии, млекопитающие). Детям даётся инструкция: «Если я показываю кошку, тигра, льва и других мяукающих, - говорим «мяу». Если показываю лошадь и других с копытами, но без рогов, говорим «цок-цок». Если показываю змею, ужа, ящерицу, говорим «ш-ш-ш». Если показываю птицу, - «кар-кар». Карточка достаётся тому, кто ответил первым. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек!»
Есть множество и других упражнений, которые помогают в «воспитании» регуляции поведения и управляющих функций в целом.
При работе с детьми с ОВЗ важно помнить, что, по меткому выражению Л.С.Выготского, трудности социальной адаптации таких детей непосредственно связаны не с первичным биологическим дефектом, а с «социальным вывихом». Для детей дошкольного и младшего школьного возраста основным мотивом деятельности является игра и общение.
Таким образом, первый метод при работе с детьми, – это игровой метод. Все задания даются в игровой форме с целью заинтересовать ребёнка, мотивировать его на продолжение занятий и выполнение упражнений и заданий дома.
Практика же показывает, что наибольших и наилучших, скорейших результатов достигает с теми детьми, чьи родители активно включены в процесс коррекции. Таким образом, для достижения хороших, стойких результатов коррекции мы приходим к необходимости создания триады: педагог – ребёнок – родитель. И только в этом случае мы получим отдачу, близкую к 100 %.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Процесс социализации
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается: в нарушении его связи с миром; в бедности контактов со сверстниками и взрослыми; в ограниченном общении; в неумении ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения; недоступности понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества.
При обучении детей с ОВЗ рекомендуется приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям
Результаты коррекционно-развивающей работы (2020-2021 уч.г .)
Развитие функций регуляции и контроля у детей с ОВЗ Первый блок мозга (регуляция функции активности) Третий блок мозга ( функции регуляции и контроля) Рекомендовано: массаж и самомассаж , дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения, развивающие сенсомоторные функции. Рекомендовано: упражнения направленные на формирование навыков внимания, программирование, целеполагание ; на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперопека как фактор нарушения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, даются рекомендации для родителей по устранению нарушений воспитания....

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Образовательные технологии как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
проблемы социализации детей с ОВЗ...

Доклад на тему: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры".
В декабре месяце 2017г проходила ежегодная региональная научно-практическая конференция Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Актуальные вопросы общего и профессионального образования ин...

Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения
Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения....

Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Занятия по танцевально-двигательной терапии:Создают благоприятные условия для развития группового взаимодействия, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Э...
