Работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании
статья
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога и родителей дает хорошие результаты в развитии детей с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании
В нормативно-правовых документах дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Согласно характеристикам такого вида образования, содержащимся в ст. 75 («Дополнительное образование детей и взрослых») гл. 10 («Дополнительное образование») Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», основными параметрами, определяющими особенности психолого-педагогической деятельности в образовательных организациях данного типа, являются:
- а) направленность на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
- б) ориентация на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени;
- в) создание условий, обеспечивающих адаптацию обучающихся к жизни в обществе и их профессиональную ориентацию;
- г) учет при разработке дополнительных образовательных программ возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обозначенные положения обусловливают возможность и необходимость реализации в рамках дополнительного образования достаточно широкого спектра программ, в том числе адаптированных, а также создания специальных условий для получения дополнительного образования детьми с ОВЗ.
Рассмотрим наиболее значимые, на наш взгляд, условия, наличие которых обеспечит эффективность работы педагога с обучающимся, имеющим особые образовательные потребности.
1. Инклюзивный характер дополнительных образовательных программ. Педагогу необходимо предусмотреть возможность освоения программы обучающимся с проблемами в развитии. Для этого содержание, виды и формы предполагаемой деятельности стоит подбирать, ориентируясь на то, чтобы можно было организовать работу как со здоровым ребенком, так и с ребенком, имеющим некоторые ограничения здоровья. Таким образом можно будет обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
2. Следует понимать, что в отличие от организаций, реализующих основные образовательные программы, учреждения дополнительного образования имеют возможность предоставить обучающимся и их родителям право выбора программы, которую они хотят освоить. Это позволяет в полной мере учесть особенности ребенка и подобрать для него сферу деятельности, в рамках которой могут быть созданы наиболее благоприятные условия для его реабилитации и развития. Обозначенное положение обусловливает наличие в содержании диагностического и аналитического этапов сопровождения таких действий педагога дополнительного образования, которые направленны на создание условий для осознанного и обоснованного выбора детьми и родителями дополнительной образовательной программы.
3.Одной из особенностей дополнительных образовательных программ является высокая степень их вариативности. Это значит, что в рамках проектировочного этапа сопровождения педагогу предоставлена большая свобода в выборе содержания, форм, методов, приемов и технологий работы с ребенком в выбранной сфере.
4. Еще одной отличительной чертой дополнительного образования является то, что в его рамках не определяются жесткие требования к результатам деятельности обучающихся. В связи с этим есть возможность в полной мере реализовать принцип относительности в оценке их достижений, что предполагает особое внимание педагога в процессе сопровождения к формам отслеживания и фиксации достижений ребенка, позволяющим увидеть прогресс индивидуально развития и личностного роста сопровождаемого. Таким образом, на этапе контроля и коррекции в процессе сопровождения педагогу целесообразно в первую очередь ориентироваться на индивидуальные достижения ребенка, степень его удовлетворенности собственной образовательной деятельностью, формами ее организации, взаимодействием в детском образовательном объединении и с учетом этой информации разрабатывать меры по совершенствованию образовательной программы.
Поэтому, примите ребенка таким какой он есть и дайте ему возможность развиваться.
При разработке дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы), необходимо, чтобы каждый из трех уровней сложности программы (ознакомительный, базовый, углубленный) предполагал универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при её освоении.
Главные задачи педагогов:
- создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка;
- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамики его развития;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам психолого-педагогического сотрудничества.
Деятельность педагога дополнительного образования по организации работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями в творческом объединении включает:
- знакомство с диагнозом и изучение литературы по данному заболеванию;
- получение информации о родителях, внутрисемейной ситуации и индивидуально-личностных особенностях обучающегося;
- написание программы с участием педагога-психолога.
Психологическое сопровождение ребенка в организации дополнительного образования заключается в следующем:
- развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, понимание ребенком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно;
- формирование активной позиции ребенка, стремление к самостоятельности и независимости;
- формирование стремления и потребности участвовать в устройстве
праздников, культурно-массовых мероприятий.
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение;
- интегрированное обучение детей в специальных группах в учреждениях дополнительного образования;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в группе вместе с обычными детьми.
Инклюзивное (или включенное образование) предполагает принятие детей с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в группе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия: игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Проблемы и трудности инклюзивного образования:
- коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего», многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети занимались с «особенным» ребёнком;
- дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
- педагоги недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в группе;
- не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.
Формы организации обучения.
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов могут применяться две формы организации обучения: коллективная и индивидуальная. Эффективность их зависит от каждого отдельного случая.
Коллективное образование происходит в группах, где созданы особые условия для таких детей. При общении со сверстниками ребенок, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем некоторые абсолютно здоровые дети.
При этом индивидуальная форма обучения необходима для ребенка в следующих ситуациях:
- при наличии множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения;
- при специфических отклонениях в развитии;
- возрастные особенности (индивидуальное обучение в раннем возрасте дает хороший результат);
- при обучении ребенка в домашних условиях.
Однако фактически индивидуальное обучение для детей с ОВЗ крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.
Педагогические принципы работы.
Педагогика дополнительного образования опирается на общие педагогические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью обучающихся: научность, доступность, наглядность, связь с жизнью, принцип сознательности и активности учащихся.
Специфические педагогические принципы при работе с детьми с ОВЗ:
Принцип педагогического оптимизма.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Технологии дополнительного образования.
Технология разно уровневого обучения.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все обучающиеся овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
Технология проблемного обучения.
На современном занятии ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего занятия.
Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося.
Игровые технологии.
Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся. Игровую технологию можно использовать в рамках всего занятия, например, игра – путешествие, и на определённом этапе: дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Информационные технологии.
Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Информационные технологии на занятиях используются в разнообразных. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
В век глобальных перемен, информатизации и модернизации системы образования современному педагогу, в том числе педагогу дополнительного образования, необходимо не только уметь пользоваться возможностями сети Интернет, но и постоянно повышать свою компетентность в сфере владения дистанционными технологиями обучения, сетевым инструментарием и методикой его использования в рамках учебного процесса.
Владение методикой дистанционного обучения, различными инструментами поможет педагогам максимально эффективно вести и очные, и дистанционные, и очно-дистанционные занятия. Это облегчит их взаимодействие с несколькими группами обучающимися, увеличит круг обучающихся, позволит подобрать наиболее оптимальный режим работы.
Но, следует отметить, что невозможно заменить живое общение между педагогом и обучающимся – никакие новые технологии не смогут проявить сочувствие, оценить эмоциональное состояние ребенка, выстроить систему работы так, чтобы обучающийся увлёкся данной темой.
Технология нравственного воспитания способствует развитию и становлению у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям, развивает самовоспитание. На занятиях воспитывается правильное отношение учащихся к сверстникам, осуществляется обучение «мастерству общения».
Здоровье сберегающие технологии
позволяют без каких-либо особых материальных затрат сохранить здоровье детей с ОВЗ, повысить эффективность учебного процесса.
Важная составная часть здоровье сберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Для повышения умственной работоспособности учащихся, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводят физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, проводится работа по соблюдению учащимися правильной осанки.
Методы работы.
Наиболее приемлемые методы в практической работе педагога с обучающимися, имеющими ОВЗ и детьми-инвалидами:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый, коммуникативный;
- информационно-коммуникационный;
- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;
- поисково-исследовательский метод;
- метод проблемного обучения;
- игровые методы.
Реальная деятельность методов обучения состоит из отдельных приемов.
Приёмы активизации деятельности обучающихся:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
4. Активные методы рефлексии (самоанализ деятельности и ее результатов).
Приемы воздействия на эмоциональную и познавательную сферу:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности образовательного процесса в работе педагога.
Из опыта работы с детьми ОВЗ.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Использование таких методических приемов как:
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
Перемена видов деятельности;
Чередование занятий и физминуток;
Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
Оценка переделанных работ.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.
Трудности обучения иностранному языку учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Формирование связной устной и письменной речи у этих детей даже на родном языке затруднено. Поэтому используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание необходимо уделять объему и подаче учебного материала. Повторению в обучении иностранному языку учащихся с ОВЗ принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.
В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:
индивидуальный подход;
предотвращение наступления утомляемости;
активизация познавательной деятельности;
проведение подготовительных занятий;
обогащение знаниями об окружающем мире;
коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
проявление педагогического такта.
Задачи педагогического сопровождения:
выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
расширить рамки общения с социумом;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
любовь к ребенку и принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
готовность оказать содействие при решении затруднений;
умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога и родителей дает хорошие результаты в развитии детей с ОВЗ.
Литература
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Материалы интернет сайтов для педагогов:
- https://depsr.admhmao.ru/upload/iblock/297/Tekhnologii-raboty-s-detmi-s-OVZ-i-detmi_invalidami.pdf
- https://stud.surgpu.ru/media/medialibrary/2018/12/19
- https://www.maam.ru/detskijsad/iz-opyta-raboty-v-dopolnitelnom-obrazovani.html
- http://wiki.stavcdo.ru/images/c/ce/Mikulan.PDF
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования.
Работа с одаренными детьми должна проходить, как в урочное, так и во внеурочное время. Система дополнительного образования - кружки, студии, секции - помогают рсакрыть творческие способности уча...

Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения
Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения....

Доклад из опыта работы на тему: "Работа с одаренными детьми по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании".
Выступила на 7-ой международной педагогической площадки "Развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей" г.Тайшет с докладом на пед чтении....

Программа «Курсы по работе с одаренными детьми» в системе дополнительного образования.
Программа работы с одаренными детьми на создание условий для развития творческих потенций одаренных детей и повышение уровня их интеллектуального развития. Цели программы:· созд...

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (на материале занятий английским языком в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района Саратова).
Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.На материале занятий английском языком...

«Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования»
Доклад на VI Конференцию «Мир особого ребенка» г. Оренбург, 2018г. тема: «Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнитель...
Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)
Статья на тему: Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)...
