"Слово о родном городе»
классный час (4 класс) на тему

Катанаева Ирина Павловна

Разработанное занятие  направлено  на формирование важнейших духовных качеств личности, которое начинается с ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями, а также с изучения родословного древа — история родного города неразрывно связана  с людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования мэрии г. Магадана

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение «СОШ № 28»

                           Конкурс «Педагог года – 2014»

Внеклассное мероприятие

«Слово о родном городе»

(4 класс)

                                                        Автор:  Катанаева И. П , учитель

   начальных классов.

«Всё дорого в тебе,
Кругом родные лица:
Знакомые, соседи и друзья,
За всё, что есть, и что не повторится,
Тебе, мой город, благодарна я».
Э.Герасименко

Внеклассное мероприятие по теме «Слово о родном городе»

Характеристика аудитории: учащиеся 4 - х классов

Время: 40 минут

Актуальность мероприятия: 

Разработанное занятие  направлено  на формирование важнейших духовных качеств личности, которое начинается с ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями, а также с изучения родословного древа — история родного города неразрывно связана  с людьми.

Патриотическое воспитание в наши дни актуально и должно начинаться с привития любви к своему дому, городу. Способы его формирования могут быть разнообразными. Дети очень отзывчивы к мероприятиям, в которых можно путешествовать, играть, соревноваться. Особенно если они проводятся не в учебном заведении, а на природе, в музее, театре. Поэтому перед занятием  дети познакомились с городом на автобусной экскурсии, побывали в Краеведческом  музее и встретились с ветеранами  нашего города в музее «Боевой славы» при школе..

Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Задачи мероприятия:

  1. Образовательные:
  • уметь работать с различными источниками информации;
  • пополнить багаж своих знаний по истории родного края,
  • уметь логически и грамотно выстраивать своё выступление;
    2
    . Развивающие: 
  • развитие речевой, мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков;
    3.
    Воспитательная:
  • воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к малой родине,  к любимому городу, к жителям города – магаданцам;

Применялись следующие методы:

  1. объяснительно-иллюстративный
  2. проблемный
  3. репродуктивный
  4. наглядный

Оборудование: тематическая выставка книг, экран и мультимедийная установка для демонстраций кадров из истории города , презентация, видеофильм.

Подготовительная работа: подготовка информации о городе, памятных местах и достопримечательностях города.

 Ход мероприятия:

 Как человек любимый, Магадан

Я слышу солнце сквозь морозный ветер

Мне дорог вот такой, какой мне дан:

И снег с дождем – а пишется рассветно,

Туман родными делает дома…

Оптимистичен здесь народ весьма. А. Кымытваль

Классный руководитель: слайд 1 Мы сегодня собрались поговорить о нашем родном городе Магадане – вспомним страницы истории, поразмышляем о будущем. Скажите, что означает число 75?  (В этом году исполнится 75 лет со дня присвоения Магадану статуса  города).

Классный руководитель: Магадан - это замечательный город  со своей, пусть и не с самой простой,  историей. 

Ученик: слайд 3  Точкой отсчета его истории стало 4 июля 1928 г., когда японский пароход «Дайбоши-мару» высадил в устье еще никому не известной реки Ола «аргонавтов из Геолкома», так в шутку называли себя члены Первой Колымской геологической экспедиции. В ее составе было 22 геолога, а возглавлял ее Юрий Билибин. Экспедиция доказала наличие в верховьях Колымы громадных запасов промышленного золота. Собственно, с этой экспедиции и началась история и золотой Колымы и города Магадана.

Ученик: слайд 4  Осенью 1929 года на берегу бухты Нагаева началось строительство Нагаевской  культбазы. Тут были построены школа, больница, ветеринарный пункт, баня, столовая.  слайд  5  Первые магаданцы жили в палатках, в землянках. слайд 6   К 1930 году в Нагаевскую бухту прибыли суда с рабочими, красноармейцами, с участниками  Второй Колымской геологоразведочной экспедиции под руководством  В. А. Цареградского. Вырубалась тайга, в долине реки  Магаданки  рос  город.

Ученик:  Слайд 7 Магадан - крупный порт на побережье  Охотского  моря и административный центр Магаданской  области. Это самый северный незамерзающий  порт Дальневосточного региона России. Он расположился на узком перешейке  между двух бухт: бухтой Нагаева  и бухтой  Гертнера.

Ученик: слайд 8  Ученые  до сих пор спорят о происхождении  названия  города «Магадан». Основная языковая версия - два эвенских слова, которые в  сочетании дают название постройки  из сухого дерева, скорее всего - жилища. Есть и другие версии. На берегу реки жил старый эвен, и русские, проезжая в Тауйск из Олы, называли его  то  Магдыгой, то  Магаданом. Заслуживает  внимания и версия о видоизмененном сочетании двух слов  "Мугодан", что означает  "Возьми вода". Речь шла о подношении морю даров накануне рыбалки или охоты. 

Классный руководитель:  

А теперь “пройдемся” по нашему городу. слайд  9,10  По городу старому, по городу новому.  Вот  улица…  Узнали? Да – это улица Ленина. Это одна из первых улиц города. На ней даже сохранились деревья той тайги, сквозь которую прорубалась улица. Про  ул. Ленина  есть  шутка, что она –самая длинная улица в мире. Тянется до Северного Ледовитого океана. На самом деле не так уж она велика: от автовокзала до знаменитой телевышки, установленной в 1966 году. Многие дома на ул. Ленина построены руками военнопленных японских солдат после Второй мировой войны.

слайд 11  Вот так выглядел первый в Магадане Дом Пионеров. Двухэтажное деревянное здание, там занималось не одно поколение юных  магаданцев. Теперь на этом месте сквер и памятный знак “Ветеранам Севера, труда и комсомола города Магадана”.

слайд  12  Вот так выглядел Магадан в 1930 году. Первая школа на улице Октябрьской.

слайд  13  Вот городской парк  –  кусочек тайги. И беседка сохранилась.

слайд  14  А вот современный  Магадан. Красивый. С новыми  зданиями, парками. Летом тут разбили  фонтаны.

слайд  15 Новые памятники. Собор, построенный в центре города. Памятник-мемориал “Маска Скорби” (автор Э. Неизвестный) жертвам политических репрессий.

“Ты - символ Kолымского края.
Ты - символ прошедших времён.

Как часто тебя проклинали
Все те, кто в столицах рождён”.

Физкультминутка.

Классный руководитель:  Мы очень любим свой город с его размеренным, неторопливым темпом жизни, с его маленькими  улочками, большими  улицами. Все нам близко, знакомо, все такое родное. Предлагаем всем принять участие в небольшой викторине: « Что вы знаете об истории своего города».
Вопросы викторины: слайд  16  

  • В каком году основан город Магадан? (1939 год).
  • На берегу какой бухты началось строительство  нашего города? (бухта Нагаева).
  • Сколько лет нашему городу? (75 лет).
  • Самая длинная улица города? ( улица Ленина).
  • Назовите памятники архитектуры . (Областной  Краеведческий музей,  Музыкальный Драматический театр им. Горького и т.д.).
  • Между какими бухтами  раскинулся город?.

Работа в группах.

В конвертах каждой  группе раздаются разрезанные картинки с изображением достопримечательностей   города Магадана ( Маска скорби, стела  у въезда в город  Магадан, композиция «Время», мемориал  Узел  Памяти», мачта городского телевизионного центра «телевышка»).

Задание: сложить картинку, составить краткий рассказ о памятнике (название, автор, когда поставлен, кому посвящён)

Конечно, жить в Магадане нелегко, но это наш город. Он молод, ему всего 75 лет исполнится будущим летом. Давайте пожелаем юбиляру к юбилею то, что вы хотели бы видеть в нашем городе.

Мы желаем нашему городу… (По очереди каждая группа высказывает свои пожелания). Пожелания  вывешиваются на доске.

И если этим пожеланиям суждено сбыться, то свой вековой юбилей город встретит с еще большим числом своих граждан.

слайд  22 Так давайте же любить и ценить первозданную красоту родного края, преумножать его богатства, ведь это наша Родина и у нас не будет иной. От нас с Вами зависит его будущее.
Просмотр видеоролика «Мой Магадан», подготовленного МТК-Видео (по заказу управления образования мэрии г. Магадана)

Всем спасибо! слайд  23

Приложение 1.

слайд 17  Монумент Маска Скорби. Сопка Крутая. Открыт 12 июня 1996 года. Памятник безвинно пострадавшим и погибшим жертвам политических репрессий 30-50-х годов «Маска Скорби». Авторы - выдающийся скульптор современности Эрнст Неизвестный и магаданский архитектор Камиль Казаев. слайд  18   Мемориал Узел Памяти – памятник  магаданцам - героям фронта и тыла. Проспект Карла Маркса. Авторы - скульптор Владимир Ролдугин и архитектор Николай Лушик (Санкт-Петербург). Открыт 9 мая 1991 года.
слайд 19   Стела у въезда в город Магадан. 6-й километр основной трассы. Установлена в 2007 году. Автор проекта В. М. Вихлянцев; скульпторы Е. П. Крамаренко, А. С. Шейкин; художник Ю. С. Руденко.

слайд  20  Скульптурная композиция «Время» - «связь между прошлым и будущим», автор Юрий Руденко. По замыслу автора  скульптура  символизирует связь времён.  Шкура мамонта напоминает часовой механизм….

слайд  21  21 мая 1957 года газета «Магаданская правда» писала, что  Марчеканский завод приступил к изготовлению мачты городского телевизионного центра.

Но вернёмся чуть раньше, когда в день 40-летия Великого Октября в Магадане вступила в строй любительская студия телевидения.

Монтаж телевышки  был произведен за фантастически короткое время: она была установлена за одну ночь в июне 1957 года.

Магаданцы были приятно удивлены, увидев утром выходного дня, это ажурное сооружение, венчающее на Комсомольской площади проспект Ленина.

инженеры управления связи быстро смонтировали сложную аппаратуру, и горожане стали смотреть телепередачи любительской студии. А с марта 1960 года она официально введена в эксплуатацию как государственная, но это уже совсем другая история :)

Приложение 2.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Родной город" урок-экскурсия по городу Сочи

В своей работе я хочу познакомить всех с красотой моего города, с известными водоемамии их значением для жителей и гостей города-курорта. Приезжайте в наш уникальный город, где сочетаются яркое солнце...

Виртуальная экскурсия по родному городу "Лучший город на земле"

Разработка Клубного часа посвящена юбилею города. Это материал регионального характера. Возможно   не многим коллегам  он будет полезен, но, надеюсь, что пригодится сама идея мероприятия....

Урок к юбилею города "Мой родной город Кемерово"

Материал содержит презентацию к уроку города по теме "Мой родной город Кемерово. (К 95 летию города Кемерова)...

Родной город. Город Сочи.

Цель: помочь детям лучше узнать особенности той местности , где они живут,обратить внимание на неповторимость родной земли и т. д.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5506502","attribute...

Родному городу я слово посвящаю

Родному городу я посвящаю слово...

Конспект по истории города в рамках познания родного города на занятиях в группе продленного дня

Материал содержит в себе конспект занятия и презентацию по истории города ("Английская ферма, серебрянный пруд") в рамках познания родного города в группе продленного дня....