Главные вкладки

    Проект Казачья хата. Кубанское подворье.
    проект по теме

    Косенко Оксана Александровна

    Проект Казачья хата. Кубанское подворье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_kazachya_khata._kubanskoe_podvore.docx15.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект  "Казачья хата. Кубанское подворье"

    Цель: развитие интереса к прошлому Кубани,

              формирование начальных навыков исследовательской работы у младших школьников.

    Задачи: познакомить  с повседневным укладом жизни казаков,

                   правилами при строительстве хаты, устройством кубанского подворья.

    Вступительное слово учителя :

             Всех жителей городов, станиц, поселков Краснодарского края можно назвать одним словом -  "кубанцы". А еще все мы- земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа, так как в них отражается душа народа : уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Это наши корни, наши истоки. Ведь мы земляки - у нас одна родина - наша прекрасная Кубань.

          Какими же были истоки казачьего духа, характера, как складывался этот редкий тип человека- воина- земледельца?  Ребята предоставят вам возможность окунуться в атмосферу повседневной казачьей жизни, увидеть изнутри , как казаки вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты.

    1 ученик :

            Издавна повелось в станице- каждый молодой хозяин строил собственную хату. Одни похожи на украинские мазанки, принадлежали черноморцам другие- высокие, просторные, с коридором во всю длину хаты, как было принято на Дону,- линейцам.

    Турлучные и саманные жилища возводились силами родственников, соседей, друзей. Хорошего мастера - клальщика самана трудно было найти: он был нарасхват.

     Поэтому с ним договаривались заранее об оплате, о сроках начала и конца работы. Когда стены были возведены- неделю- другую давали для " осадки". после этого приглашали плотника, тот вставлял в коробки окна и, навешивал двери. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.

    2 ученик:

           О камыше тоже надо было позаботиться заранее: потому заросли вокруг станицы уже давно были выкошены. В поисках камыша отправлялись верхом на лошади. На крышу хаты шел как крупный, так и мелкий камыш. Когда гребень хаты был уже готов, ставили фигурки коников или хвостатых петушков.  Дальше хата мазали, белили. И вот наступал черед  входин (новоселья)- торжественных, с обязательным приглашением священника, гостей, родственников.

    3 ученик:

          Начинались песни за столом, пляски, звучало неизменное  "Пусть на века стоит хата!" и что удивительно: простояли !

    Добротно ,с любовью и старанием  сделанные, они выдержали  испытание временем. Летом в них всегда было прохладно, а зимой- тепло. Некоторые сохранились и до наших дней.

    4 ученик:

         С годами казаки стали жить богаче. Саманные хаты строили все реже. На смену им пришли деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашенными. Старую постройку не ломали, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой. И часто можно было видеть, как на казачьем дворе стояла старая хата, а  рядом с ней - новые, высокие дома.

    5 ученик:

         Ничто так не отражало характер казака , как его двор. Даже ширина двора имела значение. Если двор был широким- хозяин думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья. Если двор узкий - в семье одни девки. В обустройстве двора казаки придерживались правила : все должно быть под рукой. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своем дворе казаки много скота не держали- для этого хватало простора степи. на одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней хомутовку, где хранили седла, конскую упряжь, щетки. Дальше располагались коровники, помещение для телят, свиней, птицы. На противоположной  стороне- хлебные амбары, колодец,  летняя печь. За хозяйственными постройками начинался огород, тянувшийся до фруктового сада.

    6 ученик:

        Невозможно представить жизнь казака без коня. Даже хаты строили иногда под одной крышей с конюшней. Едва солнце вставало, как хозяин-казак  уже на ногах. Не завтракая, спешил он проведать коня. Вскоре начиналась уборка помещения, лошадей чистили, поили , давали корм, проверяли упряжь.

    Издавна соблюдался обычай ставить в казачьем дворе две конюшни : одну для выездных лошадей( на них ездили в гости, на ярмарку), другую- для лошадей рабочих, на которых пахали, сеяли, ездили в поле за сеном, подсолнухом.

    7 ученик:

        Казаки знали толк в ведении хозяйства. И не было для них большей награды, чем услышать одобрение от соседей, друзей, атамана. Каждое утро казак обходил свой двор, заглядывал в конюшни, коровник, загоны скота. В каждом дворе стоял амбар для зерна. Казаки бережно относились к хлебу, на только за столом- после еды не оставалось крошек, -но и в поле во время уборки урожая. Заранее готовили мажару или шарабан для перевозки снопов. На поле снопы передавали из рук в руки, как живое существо. Чтобы быстрее убрать урожай, работали с раннего утра до поздней ночи.

    8 ученик:

    Мы живем в огромной стране.

    Называется она Россия.

    Но у каждого есть своя малая Родина- место, где он родился.

    9 ученик:

    Есть, наверное, страны далекие

    может с ними еще познакомлюсь я-

    Впереди ждет немало дорог.

    Много ждет впереди неизвестного.

    Но я знаю, что лучше мест нет.

    Чем мой город- любимая родина!

    10 ученик:

    Возвращаясь из школы домой,

    Я любуюсь красивыми зданиями.

    От Старинных домишек твоих замирает дыхание.

    11 ученик:

    Он великий , прекраснейший дар.

    Сколько песен о нем было сложено.

    Я Люблю тебя, мой Краснодар.

    Моя милая малая Родина.

    (Исполняют песню " Краснодар, Кубань, Россия")


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок Кубановедения "Казачья хата"

    Целью урока является закрепление материала, развитие речи, творческих способностей детей, воспитание интереса к прошлому кубанского казачества.Дети садятся группами по 5 человек. Закрепление изученног...

    Урок Кубановедения во 2 классе по теме: "Казачья хата"

    Увлекательный урок кубановедения во 2 классе по теме "Казачья хата" в ходе которого ребята знакомятся с убранством хаты казака. Можно использовать мультимедиа презентацию или предметы старины....

    конспект урока по кубановедению "Казачья хата"

    конспект урока по кубановедению "Казачья хата" 2 класс...

    Конспект урока "Казачья хата" 2 класс

    Конспект урока "Казачья хата" 2 класс...

    Урок кубановедения "Казачья хата"

    Урок кубановедения "Казачья хата"....

    Кубановедение. Казачья хата.

    Кубановедение. Казачья хата....

    Внеурочная деятельность курс по финансовой грамотности "Кубанское подворье"

    Модель внеурочной деятельности курса по финансовой грамотности в сельской школе для учащихся младших классов...