Главные вкладки

    Урок - КВН по кубановедению
    презентация к уроку по теме

    Косенко Оксана Александровна

    Урок - КВН по кубановедению

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подготовила учитель начальных классов  Косенко О.А.

           Урок  - КВН  по кубановедению                    во 2 классе

           Тема: " Природа родного края"

    Цель урока:

    • обобщить знания детей о живой природе родного края;
    • учить сравнивать и различать объекты живой природы;
    • характеризовать роль животных и растений  в природе;
    • формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает;
    • воспитывать чувство бережного отношения к природе, любви к родному краю

    Оборудование:

    • мультимедийный  проектор
    • презентация "Животные Краснодарского края"
    • конверты с заданиями
    • фото , картинки с изображением растений
    • условные обозначения ,картинки ,приготовленные самими учащимися для конкурса "Юные художники-защитники природы"
    • два ватмана, фломастеры, маркеры,клей
    • диск CD с песнями о Кубани

    Ход  урока.

    1конкурс.  Приветствие команд.        

    Команда первая:

    Мы - ребята непростые,

    Остроумны, веселы.

    Если только захотим,

    То достанем до Луны.

    Но сегодня мы решили

    До Луны не доставать.

    И пришли на КВН мы,

    Чтобы знания показать.

    Жюри, дорогое,

    Мы просим очень Вас:

    - Не судите очень строго,

    Пожалейте, Вы, хоть нас.

    Соперники, соперницы,

    Приветствуем мы вас,

    Хотите будьте первыми,

    Но только после нас.

    Знаем мы, что КВН- игра,

    И играть настала нам пора,

    Будем ей все силы отдавать

    И пятерки в баллах получать.

    Команда вторая:

    О КВНе мы узнали,

    Скорее в класс все прибежали,

    Стали думать и гадать,

    Как команду нам назвать?

    100 названий перебрали-

     Не подходит ни одно.

    Это- сотни раз слыхали,

    Это тоже уж старо.

    И кто-то крикнул:

    "Хватит, братцы, нам гадать.

    Команду в КВНе нужно казачата  назвать

    Соперников наших мы знаем,

    Удачи желаем мы им.

    Но твердо жюри заверяем:

    " В обиду себя не дадим."

    Цель нашей схватки проста

    Дружбу в бою закалить.

    Детство- пора золотая.

    Давайте творить и дружить.

    Мы в КВН играем первый раз.

    Но не робеем, все одолеем.

    Покажем вам высший класс.

    2 конкурс. Разминка для команд. Блиц- вопросы по 30 секунд обсуждение.

    - Назовите главный город Краснодарского края. Сколько лет ему исполнилось. Назвать год основания города.

    - Назовите историческое название города Краснодара.

    - Кому , за что  и кем была дарована земля кубанская?

    - Назовите символы Краснодарского края.

    -Прочитайте наизусть первые  8 строк гимна "Ты, Кубань, ты наша родина!"

    -Что такое курень?

    -Какие моря омывают территорию Краснодарского края?

    -Закончите строки стихотворения Татьяны Голуб:

    На Кубани пахнет лето

    Прилетевшим с моря ветром,

    Сочной, сладкою ...

    Огурцами,...

    Разогретой лебедой,

    ... и резедой,

    Щедрым ... грибным

     И укропом...?

    -На какие две части можно условно разделить территорию нашего Краснодарского края?

    -Назовите высшую точку Краснодарского края.

    - О какой реке идет речь: " Эта река берет начало высоко в горах. Из маленького горного ручейка она превращается в широкую полноводную реку и впадает в Азовское море."

    -Назовите автора  этих строк:

    "Даль степей сквозная,

    гор простор орлиный-

    сторона родная,

    край наш тополиный!"

    - Назовите имя человека, которого благодарные земляки называли "кубанским Третьяковым" ?

    - Назовите имя человека : " Вырос он большой семье, с детства привык к тяжелой работе: пахал. гонял лошадей в ночное, помогал взрослым на уборке урожая. Мечта о небе запала в душу кубанского паренька еще тогда, когда увидел он воздушный бой над станицей : наши истребители отважно бились с фашистскими самолетами...Закончил авиашколу, военное училище летчиков. Зачислен в первый набор отряда космонавтов. Три полета в космос. И каждый раз брал с собой горсть родной земли..."

    - В каком году произошло освобождение города Краснодара от фашистских захватчиков?

    - Назовите имя известной кубанской  летчицы 46-го Таманского авиаполка, в котором  служили только девушки-добровольцы.. Боевые вылеты они совершали ночью: это был полк ночных бомбардировщиков. Наши бойцы называли их " сестренками" и " ласточками ", а фашисты - "ночными ведьмами"

    - Назовите имя руководителя Государственного академического Кубанского казачьего хора.

    3 конкурс. "Знаешь ли ты растения Краснодарского края?"

     Раздели растения  на две группы. Дай им характеристику.

    Каждая из команд получает конверт с загадками о растении и фото растений. Надо установить ,где какое растение на фото  и его описание.

    1-я команда:

    1.Ты на порезанный палец

    Влажной заплаткою лег.

    Многим из нас невдомек,

    Что отыскалось лекарство

    Тут же, на тропке у ног. (Подорожник)

    2.Был цветочек золотой,

    За неделю стал седой,

    А денечка через два

    Облысела голова. (Одуванчик)

    3.Лепестки коротенькие, узкие, как реснички, каждый цветок похож на маленькое солнышко.

     ( Мать- и- мачеха)

    4.Шел я лугом по тропинке,

    Видел солнце на травинке,

    Но совсем не горячи

    Солнца белые лучи.( Ромашка)

    5. Только тронь-

    Отдернешь ладонь:

    Обжигает трава,

    Как огонь. ( Крапива)

    2-я команда:

    1.Стоит Алена:

    платок зеленый,

    Тонкий стан,

    Белый сарафан. (Береза)

    2.Весной зеленела,

    Летом загорела,

    Осень надела

    Красный наряд.(Рябина)

    3. Лишь пурга окрест завоет,

    И морозы станут злей,

    Я столовую открою

    Для клестов и глухарей. ( Сосна)

    4.Хоть неплохо я одета,

    Бьет меня озноб всегда.

    И весной, и жарким летом

     вся дрожу, как в холода.(Осина)

    5.С моего цветка берет

    Пчелка самый вкусный мед.

    А меня все обижают,

    Шкуру тонкую сдирают.(Липа)

    4 конкурс " Эти забавные животные"

    Животный мир Краснодарского края очень богат. В северных районах края распространены степные животные. Возле рек огромное количество пернатых, мелких и крупных. Птиц можно встретить и в лесу. В горной части Краснодарского края встречаются косули, кавказские благородные олени.

    Участник  каждой из команд  должен рассказать о  животном , которое будет на слайде.

    Показ презентации "Животные Краснодарского края".

    5. конкурс "Капитанов"

    Каждый капитан должен представить свой мини- проект в виде презентации или сочинения.

    Один капитан обсуждает проблему " Почему без растений жизнь на Земле невозможна?"

    Другой капитан - " Путешествие натуралиста"

    6 конкурс" Юные художники-защитники природы"

    Каждой из команд выдается ватман, в течении 10 минут команда должна представить жюри плакат " Правила друзей природы" или " Красная книга Кубани".( Фото животных, растений, птиц, условные обозначения учащиеся подготовили заранее. Им только необходимо наклеить фото, картинки и красочно представить свой проект-плакат и защитить его.)

    7. Музыкальный конкурс. Домашнее задание.

     Каждая команда должна спеть песню о Кубани.

    1-я команда исполняет песню " Краснодар, Кубань, Россия-это родина моя"

    2-я команда исполняет песню"Кубань- Отчий дом"

    8 .Подведение итогов КВН.

    Жюри подводит итоги каждого конкурса и доводит результаты до сведения команд и присутствующих.



    Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку и  кубановедению  в 4 классе

    Подготовила учитель начальных классов  Косенко О.А.

    Тема: " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. Красная книга Кубани"

    Цели:

    - формировать у учащихся умение писать безударные личные окончания глаголов;

    - развивать умение обосновывать написание окончаний глаголов;

    - обобщить и систематизировать знания учащихся о редких и исчезающих видах растений и животных Кубани;

    - воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование :

    -мультимедиа

    -презентация "Красная книга Кубани"

    -аудиозапись "Звуки леса"

    -индивидуальные карточки с заданием

    - карточки учащихся с указанием спряжения

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

     2. Сообщение темы и целей урока. (Учащиеся записывают число , классная работа в тетрадь.)

    Учитель :

    Все мы являемся жителями Краснодарского края. Отдыхая летом на Черноморском побережье, совершая путешествия по городам Сочи, Анапа , Геленджик, видим, как прекрасен наш край, его природа, сколько богатства таит в себе. Ими бы только восхищаться, если бы не одно тягостное обстоятельство : все это может быть занесено в Красную книгу. Ученые, биологи, охотоведы забили тревогу : природа в опасности! Человек наносит природе большие и малые раны ! И сегодня на уроке русского языка закрепим правописание безударных личных окончаний глаголов и   поговорим о редких и исчезающих видах растений и животных Кубани.

    3. Беседа по теме урока.

    а) - Что высказать о растительном и животном мире Кубани?

    Ответы учащихся.( Краснодарский край один из сложных природных районов Кавказа. Животный мир края богат и разнообразен. У нас встречаются более 600 видов животных и около 320 видов птиц, млекопитающих 86 видов, рептилий - 21 вид, земноводных 11 видов, класс рыб представлен 163 видами. Есть ряд животных, обитающих исключительно на территории нашего края- тур Северцева, кавказский хомячок, прометеева мышь, горная индейка, кавказский тетерев. на Кубани более 3000 видов растений. Краснодарский край занимает площадь около 76000кв.км. Лес занимает 22% площади края.)

    -Какую роль играет лес в жизни человека?

    Ответы учащихся(Лес- источник древесины. Из нее изготавливают свыше 15000 видов изделий и продуктов. Лес снабжает человека растительными и пищевыми продуктами. техническим и  лекарственным сырьем, пушниной, кленовым и березовым соком, корой и др. В крае более 100 школьных лесничеств, где около 8000 школьников проводят работу по восстановлению леса в Краснодарском крае и его охране.)

    Слайд 1

    б) Ученик  читает стихотворение.

    Опомнись, вздрогни ,человек!

    Перед природой мы в долгу,

    И славен будет весь твой век

    Травой душистой на лугу

    И трелью птиц веселой, звонкой,

    И шумным плеском родника,

    И гроздьями рябины тонкой,

    И синим глазом василька,

    И свежим ароматом трав,

    И рощи шумом, и дубрав.

    - Почему автор, обращаясь к человеку, призывает опомниться?

    (Ответы учащихся)

    4.Минутка чистописания.

    - Сегодня будем писать строчные буквы  н , и

    нн   ии

    н///иии///н///иии

    -Какие элементы букв одинаковы?

     Игра "Узнай растение".

    Учащиеся, которые готовили презентацию, описывают растение , отгадку записывают в тетради  на третьей строке все учащиеся.

    Слайд 2

    Травянистый многолетник, цветки красно- фиолетовые, реже розовые. белые. Цветет в феврале- марте. Декоративное , лекарственное растение. Растет среди зарослей кустарников, предпочитает влажные места. Численность сокращается. Массовое уничтожение на зимние и ранневесенние букеты. (Цикламен)

    Слайд 3

    Травянистое многолетнее  растение, высотой 10-15 см. Цветки тёмно-красные , с 8-10 лепестками. Цветёт в апреле- мае. Декоративное, ядовитое. В Краснодарском крае распространен в степной зоне. Численность сокращается, встречается единичными экземплярами. ( Пион)

    Слайд 4

    Многолетнее  растение разных видов : шаровидный, бледный, болотный, мелкоточечный, мужской, обезьяний, прованский, пурпурный, трёхзубчатый, шлемоносный. Сбор цветущих растений, нарушение естественных мест обитания. необходимо установить контроль за состоянием популяций, организовать микрозаказники,  запретить сбор растений. Места обитания: Западный Кавказ, южная часть  Краснодарского  края. ( Ятрышник)

    Слайд 5

    Травянистое многолетнее  растение. Корневища и корни обладают сильным запахом. Цветки мелкие, душистые. Цветёт в мае- августе. Лекарственное растение. Места обитания: от Прикубанья до субальпийского пояса в кустарниках, на лесных полянах. встречается редко. Естественные запасы сокращаются. Сбор подземных органов в качестве лекарственного сырья. (Валериана)

    - Прочитайте лекарственные растения , которые вы записали в тетради.  (цикламен  пион  ятрышник  валериана)

    -Что их объединяет? ( Они занесены в Красную книгу).

    -Давайте вспомним о создании Красной книги.

    Слайд 6

    (Сообщения учащихся)

    Люди издавна пользовались дарами природы, не  задумывались над тем, к чему это может привести. А привело это к тому, что с лица Земли стёрто около 350 видов животных. В 1948 году во Франции был основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения. Комиссией был составлен список редких видов. Этот список позже был назван Красной книгой.

    В нашей стране в 1974 году была учреждена  Красная книга СССР, а в 1978 году - Красная книга Краснодарского края. Её задача - уточнение и углубление знаний  о редких и исчезающих видах растений и животных Кубани. Книгу регулярно переиздают, т.к. появляются новые виды исчезнувших растений и животных или, наоборот, виды восстановлены. Красная книга Кубани состоит из 2-х частей:

    1. Растения (157 видов)

    2. Животные (102 вида)

    - Какие одинаковые  буквы  есть в этих словах?

    - Какой частью речи являются эти слова?

    5. Актуализация знаний по изученному  материалу.

    Запись предложения под  диктовку. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

    Разбор предложения по главным членам и по частям речи. Указать падежи им. существительных и прилагательных

     На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта находится Кавказский государственный биосферный заповедник.

    Слайд 7

    - Расскажите , что вы знаете о Кавказском государственном биосферном  заповеднике.

    Ответы учащихся.

    Кавказский государственный биосферный заповедник расположен между городами Сочи и Майкопом, на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта. Общая его площадь = 260000 гектаров. Создан в 1924 году для охраны типичных природных комплексов Северо-западного Кавказа.  Его цель- охрана природы, восстановление численности ценных видов зверей и птиц. Кавказский заповедник охватывает часть территории нашего края. В его территорию входят 5 районов Краснодарского края ( Мостовской, Лазаревский,  Майкопский,  Хостинский, Адлерский)

    На территории заповедника запрещено строительство промышленных и с/х предприятий, домов отдыха, турбаз, рубка леса, сбор растений. рыбная ловля, выпас животных, добыча полезных ископаемых. Огромное значение Кавказский заповедник имеет для науки.

    Слайд 8

    - Что вы можете рассказать о заказниках?

    Ответы учащихся.

    Кроме заповедника важную  природоохранную роль играют заказники. "Заказ"- запрет на что-либо . Заказники могут быть большой площади - для охраны крупного природного комплекса, и малые - для охраны отдельных видов животных. птиц, растений.

     В России есть заказник для лосей на Чукотке; заказник на болоте ( создан для охраны болота вдоль реки Донец) ; "Шмелиная страна" -для шмелей, бабочек; муравьиный заказник и др.На территории нашего края 15 заказников ( Горячеключевской, Псебайский, Новоберезанский, Таманский, Приазовский, Шовгенский, Апшеронский, Лабинский, Первомайский, Усть-Лабинский и др.)

    Под заказники отведено площади- 700 000 га.

    6. Физминутка.

    Предлагаю вам мысленно перенестись  в заповедник и послушать " Звуки леса"

    7. Работа по теме урока " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени"

    а) фронтальная устная работа.

    - Для чего необходимо чётко знать спряжение глагола? (для правильного написания личных окончаний глаголов)

    Определите спряжение глаголов, подняв карточку с указанием спряжения.

     Стрекотать, ловить. слышать, охранять, заносить, оберегать, видеть, изменять, собирать, держать, исчезать, смотреть, обогащать, гнать, изучать, восстанавливать, лечить, загрязнять, вредить, увеличивать.

    б) комментированное письмо с сообщением учащихся о животных, занесенных в Красную книгу Кубани .Записать предложения под диктовку, указать спряжение  и  выделить безударные  окончания  глаголов.

     Выдра кавказская питается  рыбой, лягушками, нападает на птиц и грызунов.

    Слайд 9. Устное сообщение учащегося.

    (Выдра кавказская. крупное животное до 70 см и хвостом до 45 см длины. ноги короткие, с плавательными перепонками между пальцами и маленькими тупыми когтями. Низкая. ровная шерсть, на спине светло- коричнева, на брюхе- светлее. В апреле у самки появляются 2-3 детеныша. Питается рыбой, водными мелкими животными, нападает на птиц, грызунов. Встречается на многих речках Черноморского побережья. В Краснодарском крае обитает около 260 особей.

    Перевязка охотится на сусликов, хомяков.

    Слайд 10. Устное сообщение учащегося.

    Перевязка находится под угрозой исчезновения. Зверек длиной до 35 см, гибким туловищем, похож на хорька. Короткие конечности, округлые уши. хвост длинный, пушистый. Окраска пестрая, снизу темная, на затылке три полосы желтовато- серого цвета. Питается  мышевидными грызунами, активна в сумеречное и ночное время. Место обитания в крае - в степной зоне вдоль северных границ. Общая численность 100 особей, численность сокращается.

    Рысь  подолгу живет в одном месте и не любит менять своих привычек.

    Слайд 11. Устное сообщение учащегося.

     Рысь- животное средних размеров. Длина туловища самцов 110 см,  а самок - 90 см, хвост короткий, мех грубый ,короткий. рыжего цвета с ярким рисунком из чёрных пятен и полос. Охотится в сумерках и ночью. Питается грызунами, зайцами, нападает на косуль. Встречается в горных районах. Обитает на территории Северского, Абинского, Горячеключевского, Апшеронского, Туапсинского, Майкопского, Лабинского  районов и в Кавказском государственном биосферном заповеднике. В крае обитает 600 экз. Численность сокращается.

    Кавказский зубр легко лазает по горам, ощипывает траву , забирается в самые глухие места чащи, объедает кору деревьев. За сутки съедает сорок килограммов корма.

    Слайд 12. Устное сообщение учащегося.

    Кавказский зубр - крупное животное с длиной тела до 3 метров и высотой в холке до 2 метров. На шее и груди бурая шерсть. Живет небольшими группами на высоте до 2 км над уровнем моря. Старые самцы держатся отдельно. Питается злаками, травами, ветками кустарников. Вес до 700-900 кг. Общая численность зубров в крае  1100 голов, из них 830 в Кавказском заповеднике.

    Розовый пеликан гнездо сооружает из веток, сучьев, сухой травы и стеблей камыша.

    Слайд 13. Устное сообщение учащегося.

    Розовый пеликан -крупная птица с размахом крыла до 3 метров и массой до 8-11 кг. Оперение бледно-розовое, вокруг глаз желтое кольцо, на голове  хохолок из перьев. Длина клюва до 60 см. Гнездится набольшими колониями в труднодоступных местах среди камыша. Кладка в мае. Птенцы находятся с родителями до 14 месяцев. Места обитания в Краснодарском крае : в дельте р. Кубань

    Кудрявый пеликан на зиму  улетает в северную и Центральную Африку.

    Слайд 14. Устное сообщение учащегося.

    Кудрявый пеликан- птица до 13 кг. Светловато- серая окраска оперения. Лапы, клюв, горловой мешок жёлтого цвета. Питается рыбой. Гнездится в труднодоступных местах. На зиму улетает в Северную и Центральную Африку. Места обитания в Краснодарском крае : в дельтах рек Чёрного и Азовского морей. Необходимо усилить охрану пеликанов и их гнездовий, организовать  заповедник в дельте реки Кубань.

    в)   работа в парах  по карточкам:

          -определить спряжение, вставить безударные личные  окончания глаголов, выделить окончание.

    Прыга..т,   пойма..шь,  залеч..м,  собира..м, обита..т. загрязня..шь, вид..шь, выруба..т. уничтожа..т, обид..шь,  лов..т,   разоря..шь,   лома..т.

    - обменяйтесь карточками и проверьте работу своего товарища.  На доске написаны ответы.

    8.  Итог урока.

    -Что надо знать. чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (Спряжение)

    - Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? ( По неопределенной форме)

    - Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? ( в неопределенной форме - ить + 11 глаголов исключений)

    - Какова  роль Красной книги  ? ( Она информирует, призывает изучать, предупреждает. советует)

    - Какие работы ведутся по охране природы? ( На заводах и фабриках ставят очистительные сооружения. на месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения. охотиться на исчезающих животных, организуют лесничества, заповедники и заказники, с целью изучения и восстановления исчезающих растений и животных)

    Учащиеся посвящают родной Кубани следующие строки:

    Слайд 15

    Родина моя, Кубань!

    В тебе моё счастье.

    Хороша ты в ночь и в день

    И даже в ненастье .

    Родина моя, Кубань!

    Отдаю тебе я дань

    Любима ты мною всегда,

    В моём сердце ты навсегда.

    Родина моя, Кубань!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок-игра по кубановедению для 2 класса

    Эта игра позволяет активизировать познавательную деятельность, расширить объём природоведческих знаний о Краснодарском крае....

    урок-игра по кубановедению для 2 класса

    Эта игра позволяет активизировать познавательную деятельность, расширить объём природоведческих знаний о Краснодарском крае....

    Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок-игра по кубановедению

    Урок -игра "Поле чудес" по теме : "Разнообразие растительного мира Кубани"....

    Урок-игра по кубановедению Хлеб мой вкусный, хлеб душистый

    Урок - ирга  по кубановедению, где  учащиеся  знакомятся с  трудом  хлебороба. Учащиеся  делятся  на  группы  и  соревнуются....

    Разработка интегрированного урока музыки и кубановедения:"Образ Екатерины через века".

    Методическая  разработка интегрированного  урокамузыки  и  кубановедения по теме:«Образ Екатерины  через  века»...

    Урок-презентация по Кубановедению на тему: "Лекарственные растения Краснодарского края", 3 класс

    Презентация выполнена к уроку Кубановедения в 3 классе по теме: "Лекарственные растения Краснодарского края".Цели урока:1. Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях  Краснода...

    открытые уроки по технологии,кубановедению.

    ссылка на материалhttp://files.mail.ru/90A89094126A49899E311AC0C93B2D43...