Урок-игра по кубановедению Хлеб мой вкусный, хлеб душистый
методическая разработка (4 класс) по теме

Малахова  Асият  Рамазановна

Урок - ирга  по кубановедению, где  учащиеся  знакомятся с  трудом  хлебороба. Учащиеся  делятся  на  группы  и  соревнуются.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                       


 

                                                               

                                                                                   Автор: Малахова  Асият  Рамазановна

                                                                                                Учитель  начальных классов.

Праздник- игра

 «Хлеб  мой  вкусный, хлеб душистый».

 Слайд 1

Цели и задачи:

1. Углубить  и  расширить  знания  детей  о  хлебе;

2. Привитие учащимся бережного и экономного отношения к хлебу;

3.Воспитание уважения к труду хлеборобов;

4.Воспитание любви к своей малой родине.

5.Развивать мышление, интеллект, научить  делать  выводы, анализировать  ситуации.

Оборудование и оформление:

Плакаты: «Хлеб – всему голова!», «Берегите хлеб.  Он очень трудно дается.  Хлеб также дорог, как и сама жизнь», «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил».

Выставка книг о хлебе, фонограммы песен кубанских авторов.

Картины художников: Т. Яблонская «Хлеб», Г.Мельников «На мирных полях»

4. Выставка  детских  рисунков.

5.«Каравай» на  рушнике, выставка хлебных изделий, испеченных родителями.

6. Зал украшается  выставкой связанных   сноп  из  пшеницы, овса, ржи  и кулинарных  изделий из  них.

Игра проводится к празднику Работников сельского хозяйства, уборки  урожая или  праздник осени приглашаются родители, бабушки, дедушки, работники  сельского  хозяйства,  участники Великой Отечественной войны и работники тыла.

Предварительная  работа

Конкурс  рисунков: «Хлеб  - всему  голова».

Сочинение  стихов собственного  сочинения.

Самостоятельное  ознакомление   детей  с  пословицами и поговорками  о  хлебе. 

Ход праздника.

На  мультимедийной  установке  появляются  эпиграфы  к  мероприятию, высказывания  о  хлебе.( Слайд 2. Высказывание)

                   Радо солнцу небушко,

                   Полюшко подсолнушку.

                   Рада  скатерть  хлебушку :

                   Он  на  ней  как  солнышко.

                                                            Григоре Виеру

Ведущий 1 : Уважаемые гости  и  дети  наш  праздник  называется «Хлеб  мой  вкусный, хлеб душистый». Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

Ведущий 2 :   Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим

от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.

Ведущий 1:  Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди   сообразили, что  если  потереть  зерна  между  двумя  камнями, то  получиться  вкусная  мучная  пыль. А  если  прибавить  к  ней  немного  воды, то  это  будет  новая,  неведомая, но  сытная  еда, пока  ещё  не  хлеб, но  мучная  каша. Высушило  однажды  такую  кашицу  жаркое  солнце, и  получилась  лепешка. Её  и  в  дорогу  можно было  взять.

(Слайд 3.Зернотерка)

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать  эти  лепешки. В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.

В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли, есть только члены королевской семьи. Хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества). Хлебные изделия, выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

В  России  выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

(Слайд 4  На  М/М показать  калач, пряники, блины, пирожки)

Ведущий 2 :Игра «Калачики»  

Все  играющие  разбиваются  на  три  примерно равные по  численности  группы. Каждая  группа выбирает  водящего – это «калачик». Дети идут  по  кругу, каждая  группа  вокруг  своего  водящего- «калачика»,приговаривая : «Калачи, калачи !Все  румяны, горячи !» Произнеся эти  слова, игроки  присаживаются  на  корточки  и  закрывают  глаза, а  учитель  говорит : «Налетели  тут  грачи, подхватили  калачи !» В  это  время  дети – «калачики»  меняются- переходят  в  другой  круг. По  сигналу учителя ( «Кто  быстрее  найдет свой  калачик ?») игроки  должны  собраться  вокруг  своего  водящего. Ирга  повторяется.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.

Ведущий 2 : А   знаете   ли  вы, как  хлеб  на  стол  приходит ?

1 ученик Снег растает в поле чисто,

Схлынет талая вода -

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Летчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайна у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое - страда -

Праздник мирного труда.

Убран хлеб - и тихо стало.

Мелят мельницы зерно.

Поле-полюшко устало

И под снегом спит оно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Почему у пирога зарумянились бока?

Потому что поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что днем весенним,

Летним днем, осенним днем

Согреваем землю все мы

И любовью, и трудом!

2 ученик: Стоит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в хлебном океане

Зеленый парус тополей.

Шумят хлеба…

В стаде горячей

Они земле поклоны бьют

За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд!…

                                    (И. Варавва).

3ученик  Хлеб  в  России  пекли  с куполами,  

                  Чтоб  хватило, как  неба, на  всех

                   За  широкими  в  доме  столами

                   Крошку  бросить  считали  за  грех.

                  И  хлеб-соль – это  русский  обычай,

                 Словно  символ  людской  доброты.

Ведущий 2 : Наступила осень-время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. Но всегда на первом месте называют труд  хлеборобов. Богатый урожай собран в нашем крае............. т пшеницы, ячменя, кукурузы, а в нашем районе... т. Лучшими хлеборобами стали: (ведущий называет Ф.И.О. лучших хлеборобов). Послушайте песню в исполнении Кубанского казачьего хора “Принимай, страна, наш кубанский хлеб”(фонограмма сл. С. Хохлова, муз. В. Захарченко)

Знакомо ли вам слово хлебороб? Раньше на Руси  хлебороба называли хлебопашцем. "Хлебопашец - тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец".

        Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки:

(Слайд 5. Текст из рассказа)

"Работа у крестьянина осенью заметно убывает; но все же он не остается без дела. В начале осени нужно пахать и боронить и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свезши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах".

Ведущий 1 : В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Они ушли из активного употребления в языке в связи с развитием сельского хозяйства, его механизацией, внедрением индустриальных технологий. Но знать значение этих слов - значит знать историю своего народа.

Ведущий 2: Познакомимся с тем, как толкуются некоторые их них в словаре В. Даля.

 ( Если  имеются  картинки  показать  на  слайде)

Овин - строение для сушки хлеба в снопах топкою. Главная часть его - яма, в которой разводится огонь; над ямой сушило или колосники, где на решетинах надсаживаются снопы.

(Слайд 6. Овин)

Рига- молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом.

Цеп - ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикрепленного к ней ремнем короткого деревянного била (дощечка плоская).

Гумно - место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят.

(Слайд 7. Гумно)

1 ученик: В степи, под  этим южным небом,

Мне хлеборобы как родня.

Они Россию кормят хлебом,

А это значит и меня...

                      (К. Обойщиков).

Зерно

2 ученик :  С дедом однажды

                   зерно мы нашли

                   На перекрестке дорог,

                   Дед его поднял с пыльной земли

                   Бережно,

                   как только мог.

                Я удивился поступку его:

               «Так ли находка ценна?

               Ею нельзя удивить никого —

               Много в амбарах зерна».

              Дед улыбнулся:

              «Зерно-то одно,

              Только посей его —

              в год

              Горстью семян обернется оно.

              Каждое семя —

              взойдет.

              Этот обычай — не свыше приказ

             И не привычка раба:

             В маленьком зернышке,

             втоптанном в грязь,—

             Будущих всходов судьба.

                      Киримизе Жанэ

3 ученик  ”Хлеб под столом,

Брошенный прямо в пыль”

Кто ж  это совесть свою на стол

Выбросил как утиль?        

Если б увидел его, никогда б

Не подал ему руки,

Будто не знал он

Сколько труда вложено в эти куски!”

Слайд 8

Полна, красна земля родная

Людьми надежных душ и рук

                              А.Т.Твардовский

Ведущий 1 : Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители почти 120 специальностей. Вчера пахарь - сегодня механизатор. С разделением труда в сельском хозяйстве на смену пахарю (оратаю) пришли новые профессии: тракторист-машинист, комбайнер, инженер по землеустройству, агроном- семеновод, энтомолог, почвовед и другие.

Что  такое  «хороший  сорт  пшеницы»? На  этот  вопрос  в  течении  всей   своей жизни  пытался  ответить  Павел  Пантелеймонович Лукьяненко, создатель всемирно  известных  сортов пшеницы, которого  земляки  -кубанцы  называли «Хлебный  батько»

(Слайд 9)

 

             

Родился  он  в  1901  году  в  станице  Ивановской, где  его  отец, Пантелеймон  Тимофеевич, был  атаманом. Павел  Пантелеймонович  с  детства  был  связан  с  землей  и  после  оканчания  станичного училища   выучился  на  агронома, потому что  всегда  хотел, чтобы  был  богатый  урожай,  и   люди  не  знали  голода. Наука,  которой занимался  Павел Пантелеймонович,  называется  селекция. Лукьяненко  мечтал создать  новые  сорта  пшеницы, которые  будут  давать  высокую  урожайность и  стойкость  к  болезням. Павел  Пантелеймонович Лукьяненко  вывел  сорта  пшеницы,  с  помощью которых    урожайность на  Кубани  повысилась  до  40 центнеров  с  гектара, а  это  250 пудов! Он  был  избран академиком  Академии  наук СССР, дважды  удостоен  звания  Героя  Социалистического  Труда. И сегодня его труд, как золотое  пшеничное  зерно, дает  все  новые  и  новые  всходы, превращается  в  душистый  хлеб  на  нашем  столе.

Сегодня агроном - хозяин полей! Как же объясняется название этой профессии? Агроном -специалист по агрономии, науке о законах полеводства, земледелия.

Об этой профессии расскажет  агроном. (Ф.И.О.)

Ведущий  :  Ребята  отгадайте  мою  загадку. Что  это ?

Пашут , сеют, нивы  жнут –

Сами  хлеба  не  жуют .

            ( Сельскохозяйственные  машины).

Ведущий 2: Трудно представить себе сегодня работы на поле без трактора, а значит, без
тракториста - машиниста. Появилась эта профессия довольно давно.

Что должен знать и уметь машинист-тракторист? Об этом расскажет будущий инженер-механик, студент факультета механизации сельскохозяйственного института, выпускник нашей школы________ ( ФИ.О. ).

Ведущий 1: «А  Знаете ли вы?»

Какова старинная мера веса хлеба? (Пуд-16,3 кг.)

Как называется специальное зернохранилище, где хранят собранный урожай? (Элеватор -зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки, отгрузки больших количеств зерна).

Ведущий 1: А  давайте  поиграем .Дети  делятся  на  две  команды- бригады, например

« Зёрнышко» и  «Колосок». Задание – необходимо  вспомнить сельскохозяйственную  технику, используемую хлеборобами в  их  труде : кто  больше  назовет?

Ведущий 2: Трудно представить себе хлеб без рук человеческих.

О труде хлебороба

Все колосья поют

Значит, это особый. Замечательный труд.

 И живут не случайно

Среди наших друзей Капитаны комбайнов, Адмиралы полей.

  Выступления тружеников полей, приглашенные.

Ведущий  1  : Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую черную годину жизни. Есть только одно слово равнозначное слову "хлеб" - это слово "жизнь".

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция семенного фонда страны. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зерен для будущих поколений. У нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. И нередко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда булочки или горбушки хлеба.

Ведущий 2: В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны люди часто говорили. Хлеб был для них спасеньем.

    “Блокадный хлеб, с слезою пополам,

     Кто ел его, о нем не забывает”.

 Ведущий 1: Хлеб войны. Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт- Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба - блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки - вот каким был ленинградский блокадный хлеб.

Ведущий 2 : Послушайте песню в исполнение Кубанского казачьего хора “Баллада о хлебе” (сл. Б. Балачан, муз. В. Захарченко).  

Ведущий 1 : Послушайте стихотворение С. Михалкова “Булка”

1уч-к         Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

2 уч-к         Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

3 уч-к         Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

4 уч-к         Вы кто такой? - спросили дети,

                           Забыв на время про футбол.

1 уч-к        Я-пекарь!-человек ответил

                           И с булкой медленно ушел.

2 уч-к        И это слово пахло хлебом

                            И той особой теплотой,

                            Которой налиты под небом

                            Моря пшеницы золотой

Ведущий 2 :У нас в школе тоже есть случаи, когда булочки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу.

  “Стихи о хлебе” В. Бакалдина .

1 уч-к  Ведь обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки

2 уч-к Даже каша с хлебом краше!

Гусь без хлеба ерунда!

3 уч-к Хлеб, кормилец, -

Пища наша,

Хлеб насущный - сила наша,

“Молодецкая еда”, -

Говорил народ всегда.

4 уч-к На работе и  в походе,

У народа хлеб в почете,

C хлебом русский человек -

Богатырь из века в век!

5 уч-к  И не даром хлеб солдатский

Наши воины  по - братски,

Часто делят меж собой,

Уходя на смертный бой.

6 уч-к  Видишь, друг, - у хлеба свойство,

Замечательное есть -

Проверяют им геройство,

Силу, мужество и честь.

Помни верные слова: “ Хлеб всей жизни голова! ”

Ведущий 1 : Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них

Хлебушко - калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеб да вода - мужицкая еда.

Ведущий 1: Какие вы пословицы знаете? Давайте поиграем в игру « Собери   пословицу»

Учащиеся  делятся  на  две  команды. Задание - детям  необходимо собрать  пословицу по  одной  из  частей. Кто  быстрей?

(Дети называют и показывают собранные  пословицы.)

У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

Без хлеба сыт не будешь.

У кого хлебушко, у того и счастье

Плох обед, коль хлеба нет.

Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.

Поле  словами  не  засевают.

Нет  плохой  земли, есть  плохие  пекари.

Хлеб – всему  голова.

Хлеб- батюшка, водица  - матушка.

Будет хлеб – будет  и  обед.

Уч-ся инсценируют сказку Т. Голуб “Хлеб и Маша”.

Автор: - Каждый день дочурку Машу

Уговаривала мама:

Мама: - Доченька, не будь упряма:

С хлебом ешь и суп и кашу.

Автор: - Маша хныкала  в ответ,

Говорила громко: - “ нет!”

Маше бабушка твердила:

Бабушка:  - В хлебе, внученька, вся сила!

Съешь - ка сладкий пирожок.

                      Или сдобный кренделек.

Автор: -    Маша мякишек щипала

                   И под стол его швыряла.

                    Долго хлеб молчал, крепился,

                    Но однажды рассердился,

                    Быстро с хлебницы скатился,

                    Докатился до двери, крикнул Маше;

Хлеб:   -     Отвори! От тебя я убегу! Больше жить так не  могу!

Маша: -    Убегай!

Автор: -     Сказала Маша и открыла дверь.

Маша:  -     Без тебя жизнь станет краше и спокойней мне, поверь!

Автор:  -     Хлеб ушел, довольна Маша

                     Не вернется он назад.

                     Ест без хлеба Маша кашу,

                     И котлету, и салат.

                     Вместо хлеба на обед,

                     Ей дают теперь конфет,

                     Два денечка Маша ела

                     А на третий присмирела,

                     На четвертый - загрустила,

                     А на пятый попросила;

Маша: -     Ой, бабулечка, дружочек,

                     Дай мне к чаю кренделечек,

                     Или сладкий пирожок,

                     Или хлебушка кусок.

Автор:  -     Машет бабушка рукой;

Бабушка: - Маша, Маша, что с тобой?

                     Неужели ты забыла,

                     Как ты хлебу нагрубила?

                     Не вернется он назад.

                     Съешь-ка лучше шоколад.

Автор:  -     Маша в слезы

Маша:  -     Что мне делать?

                     Я без хлеба похудела

                     Я без хлеба не могу

                     За прощеньем побегу.

Автор:  -     Маша к хлебу прибежала,

                     Умолять и плакать стала

Маша:  -     Хлеб, голубчик, не сердись

                    В дом скорее воротись

                    Без тебя мне больше дня не прожить,

                    прости меня!

Автор:  -    Молвил хлебушко в ответ:

Хлеб:  -      Я простил бы, спору нет,

                   Но пшеничное зерно,

                   Сможет ли простить оно?

Автор:  -   Маша в поле прибежала,

                   К хлебным зернышкам припала:

Маша:  -   Зерна, злобы не держите,

                  Глупую меня простите.

Автор: -    Зерна молвили в ответ:

Колоски: - Мы простили б, спору нет,

        Вот простит ли только поле,-

        Материнское раздолье?

Автор: -     Маша полю поклонилась,

    Перед полем извинилась.

    Но услышала в ответ:

Поле: -        Я б простило, спору нет,

       Но простят ли хлеборобы?

       Урожаев мастера.

I комбайнер:  До зари встали, чтобы

  Стала нивушка щедра.

  Рук и силы не жалели,

  Мало спали  наспех ели,

  Земле бережно пахали,

  Разрыхляли, удобряли,

  Дружно  сеяли зерно.

II комбайнер: А когда взошло оно,

  Как ребенка берегли,

  Выйти в колос помогли.

  А теперь вокруг  пшеница

  Золотая колосится.

III комбайнер: Нет ей ни конца,  ни края,

Будут, будут караваи,

Булки, бублики и плюшки,

И оладьи и ватрушки...

Каждому достанутся,

Да и впрок останутся!

Поле: -         Только ты не забывай, что румяный каравай

Травкой в поле не растет, нужен труд и

Нужен пот, целой армии людей.

Маша, к нам беги скорей!

Автор: -         Прибежала Маша к людям, стала плакать и просить:

Маша: -         Больше я грубить не буду,

                            Буду хлебом дорожить.

                            Глупую меня простите,

                            Хлеб, пожалуйста, верните.                          

I Комбайнер: -         Что ж, если так, то вот попробуй

                            Пышный, белый каравай,

                            Но урок не забывай!

Автор: -         Поклонилась Маша людям.

                         Пышный каравай на блюде,

                         Словно солнце подняла,

                         Наша Маша поняла:

Маша: -         Что пословица права:

                         “Хлеб - всему он голова!”

Ведущий 2 :  А  теперь  ребята  пришла  пора  и  выслушать  и  стихи  вашего  собственного  сочинения . ( Дети  читаю стихи  собственного  сочинения  и  получаю  призы)

 Ведущий 2  : Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом. Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу.Никогда не выбрасывайте черствый хлеб. И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляет черствый хлеб.

Хлеба  к  обеду  в  меру  бери :

Хлеб – драгоценность , им  не  сори.

Дети  демонстрируют   приготовленные  изделия  из  черствого  хлеба. На  руках  рецепты блюд.

А теперь, ребята, скажите, вкусный хлеб?

( Ведущий читает отрывок  из стихотворения С. Хохлова “Здравствуй, наша Кубань”)

    Слайд 10

Здравствуй наша Кубань,

     Тополиный край!

      С солнышком встанем,

      Степи распашем,

      Вырастим урожай.

                     

               Здравствуй наша Кубань,

               Тополиный край!

               Хлебом да солью,

               Светлой любовью

               В гости друзей встречай.

(Звучит фонограмма песни ”Край наш кубанский “ муз Г. Плотниченко, сл. С. Ольгина)

После  праздника  состоялось чаепитие за самоваром с бубликами и печеными изделиями, которые рекламировали дети и родители.

На чаепитии все желающие получили рецепты изделий из черствого хлеба.

( Оформить  в  виде книжки  или  буклета с  иллюстрациями  выполненными  самостоятельно)

Приложение 1  

“Советы хозяйкам”

(изделия из черствого хлеба)

“Хлеб-всему голова!”- издавна говорили на Руси. В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое передается от поколения к поколению.

            Хлебосолами называют у нас радушных, гостеприимных людей. В этом определении особый смысл, потому что хлеб - не просто важнейший продукт питания, а нечто большее. Он - символ труда, благополучия, мира.

Как бы много различных яств ни красовалось на столе, он пуст без хлеба.  Конечно, стало уже привычным, что каждый день мы приносим из булочной в дом свежий, ароматный хлеб. И, может быть, в этой повседневности часто забываем, сколько труда, сил и энергии затрачено теми, кто его выращивает, собирает.

Нередко покупая хлеба больше, чем требуется, немногие хозяйки знают, как использовать оставшиеся куски. Мало кому известно все разнообразие блюд, которое можно приготовить из них. Предлагаемые рецепты будут полезны каждой хозяйке:

                   

                                 Яблочный каравай из черствого хлеба

Способ приготовления:

Черствый белый хлеб натереть на терке, залить кипящим молоком и дать постоять 50-60 минут. Затем размешать, добавить сливочное масло, сахар, яйца и мелко нарезанные яблоки. Перемешать, выложить в форму, обсыпанную сухарями или мукой. Выпекать в духовке 30-40 минут.

                                                   Ингридиенты:

хлеб пшеничный

400

грамм

яйцо куриное

3

штука

яблоки

300

грамм

молоко коровье

1,5

гран. стакан

масло сливочное

50

грамм

сахар

2

стол. ложка

Черно-белая шарлотка

Ингредиенты:
(на 16 порций)
450 г кусков черствого белого хлеба
900 мл молока
100 г сахарного песка
1 ст. л. ванильной эссенции

1/3 ч. л. соли
9 яиц

90 г тертого черного шоколада
90 г тертого белого шоколада
заварной крем из белого шоколада

Способ приготовления: 
Для приготовления заварного крема из шоколада - положите 90 г натертого на мелкой терке шоколада в большую миску. Отставьте в cторонy. В маленькой миске сбейте венчиком 4 яичных желтка и 50 г сахарного песка. Поставьте двухлитровую кастрюлю на большой огонь, доведите в ней до кипения 225 мл молока и 75 мл жирных сливок. Вбейте небольшое количество горячей молочной смеси в яичную смесь. Медленно влейте яичную смесь в горячую молочную смесь в кастрюле. Быстро перемешайте, чтобы не образовалось комков. Уменьшите огонь и варите, постоянно помешивая, минут 5. Смесь должна слегка загустеть. Температура смеси должна быть 67° градусов, не доводите ее до кипения, иначе она свернется.) Вылейте смесь на шоколад в миске, хорошенько перемешайте (белый шоколад растопится не полностью). Перелейте заварной крем в соусник и подавайте на стол теплым. Можно поставить в холодильник и подавать позже. У вас получится примерно 600 мл соуса.
Для приготовления шарлотки нагрейте духовку до 170 градусов. Положите куски хлеба на большой противень, слегка поджарьте их в духовке с двух сторон минут 20-30. Смажьте жиром стеклянную или керамическую форму для микроволновой печи размером 33х20 см.
Разложите хлеб по форме. Куски должны находить один на другой. В очень большой миске венчиком или вилкой смешайте молоко, сахар, ванильную эссенцию, соль и яйца. Хорошенько все перемешайте. Добавьте тертый шоколад. Вылейте молочную смесь на хлеб и дайте постоять 30 минут. Изредка поливайте хлеб жидкостью. Пеките под крышкой 1 час. Снимите крышку. Пеките еще 15 минут. Остудите на решетке в течение 30 минут. При желании можете приготовить соус. Подавайте шарлотку на стол теплой или поставьте в холодильник и подайте позже.

                                               СЛОЕНЫЙ ПИРОГ

С черствого пшеничного хлеба срезают корки, нарезают тонкими ломтиками, на 10-15 мин. заливают фруктовым соком. Затем каждый ломтик смазывают джемом или густым вареньем, а сверху заварным кремом, укладывают на блюдо рядами один на другой (не более 4-5 рядов), на верхний пласт ровным слоем наносят заварной крем и

посыпают крошками печенья. Можно украсить ягодами из варенья или

цукатами.

Заварной крем: слив. масло растопить, всыпать муку и прогреть, пока мука пожелтеет. Отдельно варят молоко с сахаром, вливают в него масляную массу, хорошо вымешивают и слегка прогревают. Массу охлаждают, добавляют яичные желтки, растирают до

образования пышной массы. Можно добавить ванильный сахар.


На 500 г хлеба - фруктового сока 1/2-1 стакан, джема 100 г, печенья 2-3 шт.; для крема - слив. масла 250 г, пшеничной муки 4 ст. ложки, сахара 3/4 стакана, молока 1/2 стакана, яичный желток 1 шт., ванильного сахара 1/4 ч. ложки.

СУП ПО-ДЕРЕВЕНСКИ

Черствый ржаной хлеб измельчают на терке, обжаривают на

подсолнечном (сливочном) масле вместе с рубленной зеленью

петрушки или сельдерея и мелко нарезанным репчатым луком.

Обжаренную массу заливают водой и доводят до кипения. Непрерывно

помешивая, вливают взбитое яйцо. Подают со сметаной.

На 1.5 л супа: хлеба 300 г, воды 1.5 л, масла 2 ст. ложки, яиц 3

шт., лука 1 головка, соль по вкусу.

ТВОРОЖНЫЙ КАРАВАЙЧИК


Кусочки черствого пшеничного хлеба на 30-40 мин. заливают горячим

молоком, пропускают через мясорубку, добавляют маргарин, творог,

сахар и яйцо. Перемешивают и выкладывают в смазанную маргарином и

обсыпанную молотыми сухарями форму и выпекают 30-40 мин. Посыпают

сахарной пудрой.


На 4 порции - хлеба 250 г, молока 3/4 стакана, яйцо 1 шт.,

творога 150 г, маргарина 2-3 ст. ложки, молотых сухарей 1 ст.

ложку, сах. пудры 1-2 ч. ложки.

ЯИЧНЫЙ КАРАВАЙ


Черствый пшеничный хлеб измельчают на терке, на 50-60 мин.

заливают горячим молоком, размешивают, добавляют слив. масло, еще

раз хорошо перемешивают, выкладывают в смазанную маргарином и

посыпанную молотыми сухарями форму и 30-40 мин. запекают в

духовке. Можно посыпать сах. пудрой.


На 400 г хлеба берут молока 1,5 стакана, яиц 4 шт., сахара и

маргарина по 2 ст. ложки, сухарей молотых 1 ст. ложку.

Запеканка со свеклой

На 4 порции

Черствый ржаной хлеб-400г., свекла-300г, яйцо - 4шт., сухари-40г, изюм-100  г, маргарин-40г.

Хлеб нарезать ломтиками 0,5 см и слегка смочить водой. Вареную свеклу очистить, натереть на крупной терке, добавить яйца, изюм и перемешать. На сковороду, смазанную маргарином, насыпать сухари, выложить слой хлеба, на него положить свеклу, сверху закрыть другим слоем хлеба, залить яйцами и запекать в духовом шкафу 40 минут.

Подать на стол со сметаной.

Гренки с фруктами

На 4  порции

Черствый пшеничный хлеб - 200 г, яйцо - 1 шт., молоко - 140 г, маргарин или сливочное масло - 40 г., консервированный фруктовый компот - 200 г., сироп фруктовый - 100 г., сахарный песок - 20 г., крахмал - 8 г.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной до 1 см, пропитать смесью из яиц, молока и сахара. Обжарить в масле или маргарине на сковороде. Отделить фрукты от сиропа. Вскипятить сироп с сахаром, влить крахмал, разведенный в 1\4 стакана воды, размешать, чтобы не было комочков, вскипятить еще раз. Полученным сиропом полить гренки.

Перед подачей гренки украсить фруктами из компота.

Запеканка с изюмом

На 4 порции

Черствый пшеничный хлеб – 200 г., молоко 250 г., масло сливочное или маргарин – 80 г., сахарный песок – 60 г., яйца 4 шт., изюм 120 г.

Хлеб нарезать кусочками, залить молоком и поставить на несколько минут для набухания. Затем добавить масло, сахарный песок, растертый с яйцами, изюм. Все перемешать. На смазанную маслом или маргарином сковороду насыпать сухари и выложить подготовленную массу слоем  в 3 см. Запекать в духовочном шкафу 30 минут.

Подать с киселем или молоком.

Бабка с творогом

На 4 порции

Черствый пшеничный хлеб – 300 г, творог – 500 г, изюм – 50 г, молоко – 0,5 л, сухари  - 40 г, сахарный песок – 60 г, яйца – 2 шт, сливочное масло или маргарин – 40 г.

Хлеб без корок нарезать ломтиками толщиной 0,5 см. Творог протереть, добавить сахар, яйца и изюм. Приготовить смесь из яиц, молока и сахара. Смочить в ней с одной стороны ломтики хлеба. На сковороду, смазанную маслом, уложить часть хлеба сухой стороной вверх. На него - творожный фарш. Затем все покрыть ломтиками хлеба, уложив их смоченной стороной вверх и запечь в духовочном шкафу до готовности.

Подать к чаю, кофе или киселю.

Запеканка с морковью

На 4 порции

Черствый пшеничный хлеб – 200 г., молоко – 250 г., сливочное масло или маргарин – 80 г., сахар – 40 г.,  яйца 1 шт, сметана – 100 г.

Хлеб или сухари залить молоком, пропустить через мясорубку, смешать с тертой морковью, растопленным маслом или маргарином и яйцом. Все вылить в форму или большую сковороду, смазанную маслом. Запечь в духовом шкафу до готовности.

Подать на стол со сметаной или сливочным маслом.

Гренки с чесноком

На 4 порции

Черствый ржаной или пшеничный хлеб – 200 г., растительное масло – 40 г, чеснок – 20 г (0,5 головки), соль по вкусу.

Хлеб нарезать тонкими ломтиками или кубиками, обжарить на растительном масле и посыпать чесноком, растертым с солью. Гренки можно приготовить без чеснока.

Подать к борщу.

Торт бутербродный.

На 4 порции

Чёрствый пшеничный хлеб - 500 г, сыр - 100 г, масло сливочное или маргарин - 100 г, ветчина или говядина варёная - 140г. Хлеб нарезать ломтиками вдоль батона толщиной 1 - 1,5 см. Сыр натереть на мелкой тёрке и смешать с половиной размягчённого сливочного масла маргарина до получения однородной массы. Ветчину или отварное мясо провернуть через мясорубку 3 раза, смешать с оставшимся размягчённым сливочным маслом или маргарином до получения однородной массы. Часть ломтиков смазать сырной массой, часть мясной и сложить друг на друга в несколько слоёв. Сверху торт украсить оставшейся ветчиной и сырной массой. Готовый торт поставить в холодильник. Подать к чаю, кофе или как холодную закуску.

Сладкие сухарики.

На 4 порции

Чёрствый пшеничный хлеб - 200 г, яйцо - 1 шт., молоко - 150 г, сливочное масло или маргарин - 40 г.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной 0,5 см, пропитать смесью из яиц и молока и обжарить на сливочном масле или маргарине с обеих сторон. Затем сухарики посыпать сахарным песком.

Подать к чаю или кофе.

Тартинки с помидорами и сыром.

На 4 порции

Чёрствый пшеничный или ржаной хлеб - 300 г, помидоры - 250 г, сыр - 50 г.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной в 1 см и обжарить. Сверху положить помидоры, нарезанные кружками, посыпать тёртым сыром. Запекать в духовом шкафу 5 - 1 минут на небольшом огне. Подать как горячую закуску.

Яичница-глазунья с хлебом.

На 4 порции

 Чёрствый пшеничный или ржаной хлеб - 150 г, яйцо - 8 шт., сливочное масло или маргарин - 100 г, зелень петрушки, лук зелёный - 20 г, соль по вкусу.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной в 1 см, положить на сковородку с разогретым маслом и обжарить с двух сторон. На ломтики хлеба вылить яйца, посолить. Жарить 4 - 6 минут.

Перед подачей яичницу посыпать мелко нарезанной петрушкой или зелёным луком.

Оладьи

На 4 порции

Черствый пшеничный хлеб – 400г, яйцо – 1 шт., молоко – 140 г, маргарин или сливочное масло – 40 г, консервированный фруктовый компот – 200 г, сироп фруктовый – 100 г, сахарный песок – 20 г, крахмал – 8 г.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной 1 см, пропитать смесью из яиц, молока и сахара. Отделить фрукты от сиропа. Вскипятить сироп с сахаром, влить крахмал, разведенный в 1\4 стакана воды,

размешать, чтобы не было комочков, вскипятить еще раз. Полученным сиропом полить гренки.

Перед подачей гренки украсить фруктами из компота.      

Бабка с яблоками

На 4 порции

Черствый пшеничный хлеб – 250 г, яблоки – 400 г, молоко – 120 г, яйца – 4 шт. сахарный песок – 80 г, маргарин – 120 г.

Хлеб без корок нарезать прямоугольными ломтиками толщиной 0,5 см. Оставшиеся обрезки нарезать мелкими кубиками и подсушить. Очищенные обрезки нарезать мелкими кубиками, пересыхать сахаром, добавить молотую корицу, Приготовить смесь из яиц, молока и сахара. Смочить в ней с одной стороны ломтики хлеба. Уложить часть хлеба на сковороду сухой стороной вверх. На нее положить подготовленные яблоки, смешанные с сухариками. Затем все покрыть ломтиками хлеба, уложив их смоченной стороной вверх, запечь в духовом шкафу.

Подать к чаю или кофе.

Приложение 2

 Песня «Баллада о хлебе»

Муз. В. Захарченко

Сл. В. Балачан

1 куплет:

На весенней заре воздух свежий и синий…

Постаревший отец, седину  шевеля,

Говорил у крыльца тихим голосом сыну,

Провожая его  первый раз на поля:

Припев:

Ты запомни, сынок,

Золотые слова:

«Хлеб – всему голова,

Хлеб – всему голова !»

2 куплет:

Сын пошел-пошагал по отцовскому следу,

Но война началась –вой огня и свинца.

В годы бед и потерь,добывая победу,

Нес боец по земле завещанье отца :

Припев.

3 куплет:

Но случилась беда на земле незнакомой –

Был он ранен в бою по холодной зиме.

Свой солдатский паек  передал он другому,

А домой написал в  треугольном письме.

Припев.

4 куплет:

На весенней заре воздух свежий и синий…

На страде посевной  гул моторов и шум,

У родного крыльца  сын погибшего сына

Говорил не спеша  своему малышу:

Припев.

Край наш кубанский

Муз. Г. Плотниченко,

Ст. С.Ольгина

1 куплет:

Край наш кубанский –

Родная земля,

Словно солдаты,

В степи тополя.

Морем пшеница

Кругом колосится,

Да радостно дышат поля.

2 куплет:

Край наш кубанский –

Родимый простор,

Залитый солнцем

От моря до гор.

Вышки стальные,

Огни заводские,

Садов величавый убор.

3 куплет:

Край наш кубанский –

Прославленный край,

Крылья все шире

В труде расправляй.

С Родинойй вместе

Дорогою чести

Ты к цели победной шагай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по кубановедению для 2 класса

Эта игра позволяет активизировать познавательную деятельность, расширить объём природоведческих знаний о Краснодарском крае....

урок-игра по кубановедению для 2 класса

Эта игра позволяет активизировать познавательную деятельность, расширить объём природоведческих знаний о Краснодарском крае....

Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок-игра по кубановедению

Урок -игра "Поле чудес" по теме : "Разнообразие растительного мира Кубани"....

"Хлеб - наше богатство, хлеб - наша сила"

Тематический классный час о хлебе...

Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!

Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....

Картотека русских народных пословиц и поговорок о хлебе. Стихи про хлеб.

Картотека русских народных пословиц и поговорок о хлебе. Стихи про хлеб....

Внеклассное мероприятие "Хлеб моей России,хлеб моей Отчизны"

Хлеб- это  продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в празднике. Многие дети не знают о труде людей, выращи...