Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Образ защитника Отечества. 1 класс
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Придава Наталья Стасио

Занятие по программе «Истоки» . Тема:  «Образ защитника Отечества. 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_zashchitnika_otechestva.docx625.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:   «Образ защитника Отечества»

Цели: сформировать у учащихся образ защитника Отечества , воспитывать патриотизм , любовь к Родине.

1.Приветствие.

- Ребята , сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

2.Сообщение темы урока.

-Ребята, прочитайте тему нашего  урока.

Образ защитника  Отечества с давних времён до наших дней.

-Сегодня мы поговорим о защитниках Отечества. Но сначала давайте подумаем ,      вспомним , что означают слова :

Приложение 1.

-Родина, Отечество - святые, дорогие слова для каждого человека. Защищать свою землю – долг народа. Быть защитником всегда считалось на Руси великой честью. Так было и так будет всегда.

- Ребята, давайте подумаем,  людей каких профессий мы называем  защитниками  Отечества?

-Прочитайте названия профессий на карточках и выберите только подходящие:

Приложение 2.

3.Работа в группах.

1) -Скажите, ребята, а любой человек может стать  защитником?

-Какими качествами должен обладать защитник Отечества? ( Необходимо выбрать одну из карточек, характеризующих защитника Родины и объяснить свой выбор.)

2) Диалог. Дети советуются со взрослыми, объясняя свой выбор. Папы, дедушки дают совет, одобряют выбор.

3) Делегирование. Ребята в группе объясняют свой выбор и приходят к единому решению.

4) Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель дает слово одной из групп, спрашивает мнение других или дает правильный ответ (карточки на доску), заслушивая объяснение ребят. Учащиеся и родители отвечают на вопросы:

* Интересно ли было общаться в группе?

* Какие качества можно еще добавить?

- Давайте ещё раз прочитаем , каким должен быть настоящий  защитник Отечества.

Приложение 3.

-Как вы понимаете  слово « милосердный»?

-Должен ли быть  защитник Отечества добрым?

4. Идеальный защитник Александр Невский.

- Ребята, сейчас мы с вами отвечали на вопрос « Какой же он  защитник Отечества?». На этот же вопрос пытались ответить многие писатели, поэты, художники. Вот как представлял себе идеального защитника художник П. Корин. На своей картине он изобразил князя  Александра Невского, который почти 800 лет назад защитил Русь от западных рыцарей и заслужил любовь и уважение русского народа.

- Рассмотрите иллюстрацию, каким вы видите Александра Невского ? ( сильный, смелый, решительный, красивый, стройный, уверенный).

5.Работа с книгой .

-Послушайте , что рассказали авторы учебника нам об Александре Невском. (Учитель читает текст на  с. 82)

- Как на русские люди называют А. Невского?( Святой, солнце Земли русской, защитник Отечества)

- Почему?( Александр Невский защитил Русскую землю в самое тяжёлое время испытаний  от восточных завоевателей и крестоносцев)

-Давайте прочитаем , как представляют себе защитника Отечества авторы нашей Азбуки.

( самостоятельное чтение, чтение вслух по предложениям).

- Что означают выражения:

-сильный духом;

-могучий;

-с ясным мудрым взором?

Подведём итог:

Каким должен быть защитник  Отечества?

6.Ресурсный круг «Слово о защитнике Отечества»

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

Родина, Отечество  святые, дорогие слова для каждого человека.

Защищать свою землю  долг народа. Во имя Отечества воины-защитники несут службу.

Что значит быть защитником Отечества?

2. Основной этап.

1) Диалог.

2) Делегирование. Отвечают дети, затем дополняют взрослые

3. Рефлексия.

* Интересно ли было общаться?

* Умеем ли мы слушать друг друга?

7. Физминутка « За горами, за лесами…» (музыка из мультфильма «Добрыня Никитич и Тугарин Змей»)

8.Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри».

      Не всегда было спокойно на Руси. Около 800 лет назад налетали с востока на русские сёла кочевники - жгли , грабили, уводили людей  в плен . Чтобы уберечь от землю русскую , разбросались по степи богатырские заставы - крепости. У одной из таких застав без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко вглядывались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

-Прочитайте, как звали этих богатырей?

-Как вы думаете, кто из них самый сильный?

Илья Муромец. Он всматривается  вдаль, поднимает руку, а на руке его висит палица. И мы видим , что ему не тяжело, значит он очень сильный.

-А кто из богатырей самый смелый?

Добрыня Никитич. У него в руках меч, а чтобы драться на мечах , нужно очень близко подойти к противнику. Это опасно , но Добрыня Никитич не боится , значит ,он смелый.

- А какое оружие выбрал Алёша Попович? Почему?

Он самый молодой, не очень сильный, но хитрый. Он не может победить врага в ближнем бою и выбирает лук и стрелы. Алёша отличается военной хитростью, умом.

- Почему художник изобразил не одного, а сразу 3-х богатырей и они такие разные?

В. Васнецов хотел сказать , что в бою важны все качества: храбрость , сила, хитрость, ум.

-Прочитайте пословицы на доске. Какая из них лучше подходит к картине «Богатыри» ?

Гроза грозись , а мы друг друга держись.

Тяжело в ученье, легко в бою.

9. Выступление родительницы Т. Е. Арцевой.

- Всё, ребята, говорили мы с вами о боях- сражениях . А может современный человек совершить подвиг? Об одном таком подвиге расскажет нам мама Саши и Ксюши Татьяна Евгеньевна( рассказ о том ,как Ю. Арцев спас зимой утопающего мальчика).

10.Наши защитники.

-Да, вот такие наши родители- люди способные на подвиг. Но и сейчас в нашем классе присутствуют защитники нынешние и будущие. Это, конечно, наши мальчики.

Выходят все мальчики и исполняют песню « Богатырская сила».

Монтаж.Стихотворение С. Михалкова «Наши защитники».

Наша мирная страна
Хорошо защищена.
С автоматом, с пулеметом
Эти смелые бойцы –
Наша славная пехота,
Наши братья и отцы.
А бойцы на мотоцикле
За рулем сидеть привыкли.
Быстро мчит мотоциклетка,
Пролетает по мостам,
Наша зоркая разведка
Утром – здесь, а завтра – там!
Чтобы тронуть нас не смели
И обидеть не могли,
Мы стальной броней одели
Боевые корабли.
Ночью светят маяки,
В море наши моряки,
Это наш Военный Флот
Нашу землю бережёт.

Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Будет нужно – долетим
Мы туда, куда хотим
В небе воздух свеж и чист
Прыгнул вниз парашютист,
А за первым весь отряд –
Друг за другом, все подряд!
Эти пушки
На опушке
Не похожи на игрушки!
Эти пушки на границе,
Этих пушек враг боится!
Оборона – наша честь,
Дело всенародное!
Бомбы атомные есть,
Есть и водородные.
Танк в реке не ищет броду:
Он бесстрашно входит в воду,
Переваливает ямы,
Под себя деревья гнет.
Если надо ехать прямо –
Едет прямо,
Не свернет!
Вот советская граница –
Пограничник на границе,
Рядом – друг его надежный
И товарищ боевой,
Зоркий, чуткий, осторожный,
Верный пес сторожевой!
Наша мирная страна
Хорошо защищена!

11.Заключение.

- Сегодня мы встретились с богатырями - защитниками земли русской, узнали об  Александре  Невском, о современных  защитниках Отечества. Пусть эти образы станут примером верности и храбрости и сохранятся в вашей душе на всю жизнь.

12.Оценка собственной деятельности.

-А, теперь , ребята, оцените наше занятие и своё участие в нём.Если занятие понравилось выберите зелёный флажок, если не очень понравилось,  то жёлтый, а если совсем не понравилось , то красный. Из этих флажков мы составим гирлянду. Пусть она напоминает нам о сегодняшнем занятии. Спасибо за работу.

Используемая литература

1.Давыдов Е. Ю.,Комлева Е. И. ,…Кузьмин И. А.Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для начальной школы -М.: Издательский дом «Истоки; Екатеринбург : Центр «Учебная книга», 2005.

2.Бандяк О. А.Воспитание на социокультурном опыте.1 класс. Методическое пособие   ( Материалы курсов повышения квалификации )

 

Используемый на занятии музыкальный материал:

 песня«Богатырская сила»

Автор текста (слов): Добронравов Н.  

Композитор (музыка): Пахмутова А.

То не грозное небо хмурится,

Не сверкают в степи клинки,

Это батюшки Ильи Муромца

Вышли биться ученики.

За победу их ветры молятся,

Ждут их тернии и венцы,

Разгулялися добры молодцы,

Распотешились молодцы.

Эх, да, надобно жить красиво,

Эх, да, надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

Богатырское наше правило -

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь.

Эх, да, надобно жить красиво,

Эх, да, надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

Эх, да, надобно жить красиво,

Эх, да, надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

Приложение 4            Иллюстративный материал

Истоки (2 класс)

.

Страница книги

РОДНОЙ ОЧАГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по теме: «Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки»

Урок разработан в соответствии с календарно – тематическим планированием для 3 класса, составленным на основе авторской   программы «Музыка» (авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. ...

Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Родной очаг". 2 класс

Занятие по программе «Истоки» . Тема:  «Родной очаг". 2 класс...

Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Семейный праздник. 1 класс

Занятие по программе «Истоки» . Тема:  «Семейный праздник. 1 класс...

Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Путь-дорога. 1 класс

Занятие по программе «Истоки» . Тема:  «Путь-дорога. 1 класс...

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки". Тема "Образ защитника Отечества" 1 класс

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки" Тема занятия: "Образ защитника Отечества" 1 класс....

Конспект занятия по теме "23 февраля - День Защитника Отечества" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за страну и уважительного отношения к праздникам.Планируемые результаты:Предметные:воспитывать чувство любви к Родине;знать ...

Открытое внеурочное занятие по программе «Истоки". Теме: «Образ праздника. Пасха» 2 класс

Занятие проводится с целью развития духовно-нравственных основ личности и коммуникативных способностей ребенка; формирование ресурса успеха при совместнойдеятельности детей и родителей; воспитание ува...