Урок культуры Бпашкортостана. Путешествие в страну предков.
план-конспект урока по теме

Урок обобщения. Путешествие в страну предков.

Цели: Обобщить пройденный материал по теме "История, культура, литература Башкортостана".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kultury.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДА НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Муртазина Зоя Дмитриевна

Конспект

урока культуры Башкортостана в 4 классе.

Урок - обобщение.

Тип  урока – заочное путешествие.

«Путешествие в страну предков»

Тема. Урок обобщения. Путешествие в страну предков.

Цели. Обобщить пройденный материал по теме «История, культура, литература Башкортостана». Развивать умение систематизировать знания, делать самостоятельные выводы. Прививать любовь к народному творчеству, культуре. Развивать навыки краеведческой работы. Воспитывать интерес к культуре, истории башкирского языка. Развивать навыки различных видов речи.

Оборудование: Иллюстрации «Мой край», Акбузат, национальные башкирские блюда, костюмы, экспонаты из краеведческого музея, карта Башкортостана.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и цели урока. (звучит мелодия курая)

На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в историю, культуру и литературу башкирского народа в древние времена.

III        Повторение пройденного материала.

В начале урока мы с вами проведем блиц-опрос и вспомним пройденный материал.

1.        Голос птиц, мелодии рассвета
Все передает тростина эта.

(курай)

2.        Целебный напиток из кобыльего молока?

(кумыс)

3.        Река, которая течет в западном Башкортостане?

(Сармасан)

4.        Старейшины, уважаемые старики рода.

(Акхакалы)

5.        Белая юрта.

(Актима)

6.        Женское нагрудное украшение из серебряных монет.

(шелгеме)

7.        Башкир должен знать свою родословную до ... колена.

(7)

8.        Кубаир - это ... (героическое, эпическое стихотворение, песня)

9.        Как у башкир называли людей, которые слагали песни, и сами же их исполняли,

                                                                                                        (сэсэны)

10.        Назовите  горы Башкортостана.

                                        (Иремель,  Янгантау,  Ямантау,  Ирендек,  Кунчак,  Шиханы)

11.        Когда появились первые письменные сведения о башкирах?

(9-10в)

12.        Что из себя представляли башкиры в 9-10в?

(кочевые племена)

13.        В каких веках произошло становление башкирского народа?

                                                                                   (15-16в)

Наша задача за короткое время пройти путь протяженностью более тысячи лет. Наша фантазия позволяет нам очень многое. А попасть в прошлое поможет замечательный образ древнего башкирского эпоса. Сейчас мы с вами поиграем в знакомую вам игру «Устами младенца», которая поможет нам представить этот образ.

IV        Игра «Устами младенца»

(выступления детей) Говорят, стоял он,

Узды не ведавший никогда Камышинками уши торчат Грива как девичья коса

Грудь соколиная, узки бока

Крут и легок в копытах он Ноздри - как дольки чеснока. Шея тонкая как змея.

Двойная макушка, впалые щеки. Словно вытянутые ноги.

Как у хищного волка глаза.

Веки над ними туг полоса.

А помчится, вспорхнув, как птица,

Только следом пыль заклубится.

-        Кто же поможет нам отправиться в путешествие?

(иллюстрация Акбузата)

Правильно, ребята! Именно с помощью сказочного Акбузата вы очутитесь в 9-10в или пройдете более тысячи лет назад.

-        А в каком произведении вы читали об Акбузате?

(Урал Батыр)

А возвратиться в наше время вам помогут ваши знания, смекалка и дружба.

V        Работа по иллюстрации «Мой край»

Итак, мы попали в местность где ... (закончите мой рассказ)

-        Чем прекрасна наша республика?
Да, ребята, так ведь здесь красиво!

Так богата и плодородна наша земля. Сэсэны и поэты издавна воспевали красоту края в своих кубаирах, стихотворениях, народ сочинял песни.

  • А теперь взгляните на другую иллюстрацию.
  • У кого мы в гостях? (у башкир)

Вам было предложено найти значение этого слова башкир, а по башкирски оно звучит «башкорт».

Варианты ответов.

  1. Баш (голова, главный) корт (волк) - предания, тотем
  2. Баш (голова, главный) корт (пчела) хоз д-ть, тотем
  3. Баш (голова, главный) корт (круг, темя) сообщество людей
  4. Башкорт (волчья голова) - знак отличия который башкиры получили от монголо - татарских ханов.

VI        Пересказ легенды о значении слова башкорт.( Г. Лилия)

В древние времена башкирские племена кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны коней. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали люди за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой». И стали жить на земле, по красоте и богатству которой нет равной. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называться «башкорттар». Башкорт значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт».

(Слова учителя) Долгие годы историки, исследователи изучали историю, культуру, жизнь и быт этой нации. Заметки, публикации, статьи, высказывания, целые книги: все это является' бесценным материалом и, изучая их, можно найти много интересного и полезного о Башкирии и башкирах. А пословицы и поговорки выражают народную мудрость, вместе с тем содержат в себе исторические сведения, рассказы о бытах и нравах.

VII    Работа над пословицей

Приход гостя - дому украшение.

-        Как вы понимаете эту пословицу?
Выступление ученицы «Гостеприимство башкир».

Для башкир гость издавна считался превыше всего. «В гостях воля хозяйская» - говорили в старину. Раньше башкиры столом не пользовались, ели, сидя полукругом, на земле, на полу, или на нарах. Лучший ковер стелили и самое лучшее место было для гостей, как бы соблюдая порядок трапезы в тирмах. А тирму по другому называли круглый дом, и говорили «У круглого дома нет переднего угла». Эту пословицу понимали так: В доме хозяина все, кто является его гостями, равны все почетны.

 Тем не менее на самое почетное место сажали самого старшего, которого уважительно называли акхакалом. Угощение, потчевание, раздача мяса доверялись только тем, кто знал все тонкости этого дела. Каждому от мала до велика обязательно должна была достаться определенная ему доля угощения. Когда гости уходили, хозяйка отправляла с ними гостинцы.

Этот обычай почитался как знак уважения и признания.

-        Вот что обозначала пословица.

Прослушав Зарину вы, наверное, убедились в том, что башкиры гостеприимный и добродушный народ.

-        Вернемся снова к иллюстрации.

Посмотрите, внимательно, а какова же трудовая деятельность башкир? (коневодство, бортничество, рыболовство, охота)

Показ экспонатов из краеведческого музея.

Наиболее древним помощником и верным другом в их нелегкой кочевой жизни стала лошадь особой породы - башкирская лошадь. Башкирская лошадь отличается от других пород своим поведением. Она очень вынослива, легко переносит суровую зиму и знойное лето. Она неприхотлива. Не случайно героем башкирского эпоса стал Акбузат, с помощью которого мы путешествуем.

-        Что такое бортничество?

Пчел у нас разводят во всех районах, а башкирский мед славится далеко за пределами нашей республики. Значит башкиры не только гостеприимный народ, но и очень трудолюбивый. Это отражается не только в трудовой деятельности, но и в танцах и песнях. И сейчас мы с вами вспомним физминутку, движениями которой изображается что? (процесс обработки льна, как в старину женщины обрабатывали льняные полотна).

VIII        Физминутка.

После тяжелой работы башкиры отдыхали. Устраивали праздники, посиделки. Праздник - это радостное событие. В этот день мусульмане готовят традиционные национальные блюда, друзьям и родственникам преподносят подарки, причем они не должны быть дорогими. Одевали национальные костюмы.

(Показ национальных костюмов, башкирских блюд)

Костюмы и украшения были ручной работы. Ребята мы должны знать историю предков и к вещам относиться бережно, передавая их из поколения в поколение.

У башкир были обрядовые, религиозные народные гуляния. И сейчас мы с вами познакомимся с народным праздником «Воронья каша» .(читает Г. Ксюша)

IX        Работа по учебнику.

  • Когда проводится обрядовый праздник «Воронья каша»?
  • В чем выражаются древние представления башкир о природе? Праздник - это и песни и танцы. Лучше один раз увидеть, чем сто раз

услышать. Давайте мы тоже посмотрим фрагмент башкирского танца т.к. танцы являются неотъемлемой частью праздников, (просмотр видеозаписи) Посмотрите внимательно и приготовтесь ответить на вопрос:

-        Какие черты характера вы увидели в джигитах?

(храбрость, гордость, дружба). Танец - выражение духа и характера народа. В танцах выражается жизнь и быт башкирского народа. В этом танце изображено как джигиты усмиряют коней. В танцах оживает история.

X        Работа по карточкам.

Ребята, чтобы продолжить путь, нам предстоит выполнить следующие работы:

Капитанам прочитать вопросы на карточках и ответить на них.

  1. Какую территорию занимают башкиры?
  2. Какую площадь занимает наша республика?
  3. Как называется господствующая религия башкир и когда она возникла и распространилась? (Проникла в 10в, господствовала - в14в и называется Ислам).

Наше путешествие подходит к концу. Дорога была нелегкая, но ваши знания по истории, культуре и литературе башкирского народа помогли вам с честью выдержать испытание.

Давайте мысленно еще раз охватим наш пройденный путь. Взгляните на доску, что вы здесь видите?

Правильно это цветок курая, а каждый из лепестков цветка - это направления, о которых мы сегодня с вами говорили.

-        О чем же мы сегодня говорили?

(прикрепление карточек)

  1. Первые письменные сведения.
  2. Территория
  3. Хозяйственная деятельность.
  4. Характер.
  5. Религия.
  6. Культура, искусство, литература.
  7. Государство.

  • О каком направлении мы не говорили? (Государство.) Да, седьмое направление мы с вами не затронули.
  • В каком же государстве мы с вами живем в настоящее время?

Каждый человек должен знать и уважать государственную символику.  В символику входят какие три понятия? (герб, флаг, гимн)

-        А что означают цвета и изображение на флаге?
Вот мы и знаем последнее направление нашего урока?

XI     Тестирование

-        А сейчас мы с вами проверим знания, полученные на сегодняшнем уроке и предыдущих уроках.

1.        Башкирский флаг

а)        синий белый зеленый

б)        синий зеленый красный

2.        Общая площадь 5-на

а)        143,6

б)        167,8

3.        Символика государства

а)        гимн, флаг

б)        флаг, гимн, герб

4.        Башкирские национальные блюда.

а)        бишбармак

б)        шашлык

в)        усбосмак

г)        пельмени

5.        Башкирские мусульманские религиозные праздники

а)        курбан - байрам
б)сабантуй

в) кургатуй

6.        Основная трудовая деятельность древних башкир
а)скотоводство

б)        птицеводство

в)        бортничество

XI      Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие, но оно не последнее, еще не раз мы с вами отправимся в мир прекрасного - в мир культуры Башкортостана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Путешествие в страну Морфемики. Состав слова" 3класс

Урок - путешествие по теме "Состав слова". Урок - повторение....

Открытый урок по теме: «Путешествие в страну Правознайку».

 Тема:«Путешествие в страну Правознайку».Цель:ознакомить учащихся с их правами и обязанностями.Задачи:- познакомить учащихся с ООН, показать его роль и значение в мировом сообществе;- познакомить с Вс...

Технологическая карта урока оружающего мира "Путешествие по странам мира. Соединённые Штаты Америки."

К уроку заранее готовятся "перья" из цветной бумаги и бумажные ободки на каждого ребёнка. По ходу урока "перья" раздаются детям по мере их активности, после чего у них образуются индейские ободки....

Урок окружающего мира "Путешествие в страну симметрии"

Урок по окружающему миру во 2 классе. УМК "Гармония" О.Т. Поглазова...

Открытый урок по теме: "Путешествие в страну больших букв" 4 класс.

На этом уроке я закрепила знание детей о написании имён собственных. Воспитывала любовь к Родному краю....

УРОК ПО ПРАВУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ"

МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ...

Презентация к уроку трудового обучения Путешествие в страну Бумагопластики

Презентация к уроку трудового обучения "Путешествие в сртану Бумагопластики"...