Урок окружающего мира "Путешествие в страну симметрии"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Кухтина Ольга Андреевна

Урок по окружающему миру во 2 классе. УМК "Гармония" О.Т. Поглазова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_.doc51.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Задачи урока:

1)Познакомить с признаками и свойствами предметов, которые обладают осевой симметрией.

2)Ввести понятие «ось симметрии», познакомить с видами осей.

3)Формировать умение строить симметричные предметы относительно оси.

4)Развивать у учащихся логическое и абстрактное мышление, воображение, зрительную и моторную память.

5) Развивать умение выделять главное, обобщать наблюдения, видеть в общем частное.

6)Развивать познавательную активность ребенка и учебную мотивацию.

7)Воспитывать коммуникативные умения.

8) Формировать санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование: фигурки гномов, ученого Кляксича, строителя Мастерка, конверты с симметричными предметами, презентация,карточки с планом работы на компьютере.

Место проведения: кабинет информатики


I. Проверка домашнего задания.

    Игра «Расскажите все о предмете».

Группировка: симметричные и несимметричные предметы.

Итог.

II.Сообщение темы урока.

    Мы отправляемся в путешествие  по стране Симметрии. Там царит красота и порядок. В этой замечательной  стране живет  ученый гном. (Показываю гнома) Он познакомит нас с новым видом симметрии.

-Отгадайте, как она называется? 2 4 3 1 6 5

                                                        с в е о я а

Открываю тему урока: Осевая симметрия.

III. Изучение нового материала.

1)Знакомство с главным признаком осевой симметрии.

А сейчас откройте учебники на с.52 . У ученого гнома есть свои  подданные, т. е о симметричные предметы, которые имеют осевую симметрию.Чем они отличаются от других симметричных предметов, гном рассказал в стихотворении.Прочитаем и найдем отличие.

Итак, чем отличаются фигуры с осевой симметрией от других симметричных фигур? (одинаковые половинки)

Попробуйте увидеть одинаковые половинки у гномика?

Одежда гнома состоит из одинаковых половинок, поэтому и зовут его Половинка.

Гномик Половинка приглашает нас в гости к себе в замок.  Но дорога предстоит необычная. Мы встретим несколько  друзей  гномика Половинки и выполним их задания.

Итак, отправляемся в путь и попадаем на поляну одинаковых половинок.

2)Знакомство с осью симметрии.

По дороге нам встретилась поляна одинаковых половинок.

Достаньте предметы из конверта.

  1. Кто догадается, как проверить, одинаковые ли половинки у этих предметов? (сложить пополам и сравнить)

1.Проверим, симметричен ли треугольник? (да)

-Чем мы разделили симметричные предметы на две половинки? (линией)

2.Проверим, симметричен ли круг? (да)

.-.Чем мы разделили симметричные предметы на одинаковые половинки? (линией)

Работа над правилом

В стране Симметрии линия, которая делит изображение симметричного предмета на одинаковые половинки имеет свое название.

-Прочитаем правило на странице 52 и узнаем, как называется эта линия.

Итак, как называется линия, которая делит изображение симметричного предмета на одинаковые половинки? (ось симметрии)

-Отметьте красным карандашом ось симметрии на предметах

3)Знакомство с видами осей симметрии

Ось симметрии делит предметы на одинаковые половинки. Определим, какими могут быть одинаковые половинки?

 -Возьмите круг. Расположите его  на столе так, как на образце. Сложите пополам слева направо. Разверните. Если мы складывали слева направо, то на какие одинаковые  половинки разделила ось симметрии круг? (на левую  и правую)

Вывод: Если ось симметрии делит предмет на левую и правую симметричные половинки, то она называется вертикальной

Половинки симметричны относительно вертикальной оси.

 Не поворачивая круга, сложите его пополам сверху вниз. Разверните. Отметь красным карандашом ось симметрии. Если мы складывали сверху вниз, то  на какие одинаковые половинки теперь разделила ось симметрии круг? (на верхнюю и нижнюю)

Вывод: Если ось симметрии делит предмет на верхнюю и нижнюю симметричные половинки, то она называется горизонтальной.

Не поворачивая круга, сложите круг пополам наклонно. Разверните. Отметьте красным карандашом ось симметрии. Если мы складывали наклонно, то на какие одинаковые половинки разделила ось симметрии круг? (на наклонные)

Вывод: Если ось симметрии делит предмет на наклонные половинки, то она называется наклонной

.-.Какие виды осей вы узнали?

-Посмотрите на наши предметы и ответьте на вопрос: сколько осей симметрии могут иметь предметы?

Выполним в учебнике на с.53  задание №3.

Задание на поляне одинаковых половинок мы выполнили , отправились  дальше и оказались во владениях ученого Кляксича. Он нас может пропустить, если мы выполним его задание.

4)Знакомство со свойствами оси симметрии.

Сейчас вы станете учеными и выявите свойства , которые имеют симметричные предметы. Работать будете парами. При этом одни из вас будут учеными, которые ставят эксперимент. Другие станут учеными- теоретиками. Вы будете записывать выводы.  Распределите роли и приступайте к выполнению задания Кляксича №1.

                                                      ЗАДАНИЕ

  1. Получите две симметричные кляксы. Для этого возьмите листок с кляксой, сложите его пополам, разгладьте, разверните.

Пофантазируйте и постарайтесь «увидеть» в кляксах предметы, животных или растения.

Выполните задание Кляксича №2.    

 2.  Исследуйте симметричные кляксы. Сравните их форму, размер. Сделайте вывод.

У предметов, которые имеют осевую симметрию,

____________________________________форма,

            (одинаковая, разная)

___________________________________ размер.

            (одинаковый, разный)

У симметричных фигур есть еще одно очень важное свойство. Посмотрите на кляксы на доске. Проверим, симметричны ли кляксы? Как это сделать? (согнуть по оси симметрии, если совпадают – симметричные, если не совпадают – не симметричные)

Симметричные ли кляксы? (нет). Почему? (одна ближе к оси симметрии, другая  - далеко от оси симметрии)

Вывод: Кляксы расположены на разном расстоянии от оси симметрии

  1. Что надо сделать, чтобы кляксы совпали и стали симметричными? (расположить на равном, одинаковом расстоянии от оси симметрии.
  2. Проверим сгибанием.
  3. Симметричны ли кляксы?
  4. Итак, на каком расстоянии от оси симметрии должны быть расположены симметричные предметы?

Используя сделанный вами вывод, определите, являются ли данные фигуры симметричными (показ анимации)

Итак, назовем свойства , которые имеют симметричные предметы (симметричные фигуры имеют одинаковый размер, форму, удалены на одинаковое расстояние от оси симметрии)

IV. Построение симметричных фигур.

1.Фронтальная работа по построению симметричных фигур.

Мы отправились дальше. Впереди показался широкий ручей. Чтобы его перейти, нужен мостик. Тут потрудился друг нашего гномика Мастерок. Мастерок выложил левую половинку моста. Вторую половинку должны выложить мы. Она должна быть симметрична первой половинке относительно вертикальной оси.

   Работать будем по очереди.

 - Если ученик у доски ошибается, поднимите руку. (Если ребенок ошибся – посмотри в зеркало и сразу увидишь вторую половинку)

  1. Если выполняет симметрию правильно – поаплодируйте.

Итог: Мы выполнили задание Мастерка, построили симметричный мостик.

  Физкультминутка.

 Теперь встанем и переберемся по мостику через ручей на другой берег.

    Мы по мостику шагаем,

    Выше ноги, топ-топ.

    Руки вверх мы поднимаем,

    Справа – хлоп,  слева – хлоп.

    В стороны и в кулачок

    Разжимай и набочок.

    Правой вверх, левой – вниз.

   Тук-тук-тук!

   Сделаем большущий круг.

2.Самостоятельная работа.

У Мастерка к вам есть еще просьба: подобрать орнамент для украшения моста. И это задание мы должны будем выполнить на компьютере. Работать будем самостоятельно.

  1. Возьмите карточки зеленого и красного цвета, на них записан порядок выполнения работы.

1.Выбери инструмент работы.

2.Появляется лента с различными уровнями заданий. Вам необходимо выбрать тот уровень, который указан на карточке и нажать клавишу «Пробел»

3.В задании № 1, №3 работу выполняй по строчкам, в задании №2, № 4 – по столбикам. Работать необходимо клавишей «Курсор».

    4. Проверь правильность выполнения работы с помощью клавиши

 « Enter».

   

5. Оцени  выполнение заданий:

Задание №1

Задание №2

Симметрия  выполнена верно

Допущены ошибки

Выбран лишний элемент

Подойдите к компьютерам. Вспомним правила работы за компьютером:

От экрана и до глаз

Расстояние держим. – Раз!

Очень стройная спина.

И сидим спокойно. – Два!

План работы посмотри

К выполненью приступи. Это три!

Итог:

  1. Поднимите руку, кто симметрию выполнил правильно?
  2. Кто допустил ошибки?
  3. Кто поместил лишний элемент?

V.Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу и мы с вами добрались до домика гномика Половинки. Рассмотрите его.

 - Что особенного вы в нем заметили? (одинаковые половинки)

  1. Какая симметрия у домика? Докажите.

VI. Домашнее задание.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

На с.52 выучить правило

Гномик решил разбить около дома парк. Дома вам надо будет каждому вырезать симметричную  елочку для парка гномика. Как ее вырезать, вы научитесь, выполнив №7 на странице 55.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие симметрии в страну

Слайд 2

2 4 3 1 6 5 с в е о я а Осевая симметрия

Слайд 3

Всех подданных моих Узнаешь без заминки: Как близнецы, у них Похожи половинки. Вывод: У фигур с осевой симметрией одинаковые половинки Найдите одинаковые половинки у Гномика.

Слайд 4

Поляна одинаковых половинок ось симмертии

Слайд 5

горизонтальная ось симметрии вертикальная ось симметрии наклонная ось симметрии

Слайд 6

Проверь, правильно ли провёл линии симметрии школьник

Слайд 7

Исследуйте симметричные фигуры и выявите их основные свойства 1.Выберите слева ось симметрии (щелкните по ней левой кнопкой мыши) 2.Выберите справа фигуру (если хотите повернуть фигуру, щелкните левой кнопкой мыши на круглой кнопке со стрелкой рядом с фигурой). 3.Подведите к фигуре курсор, нажмите левую кнопку мыши и , не отпуская ее, перемещайте фигуру на поле задания) 4.Расположите фигуру с любой стороны оси симметрии и отпустите кнопку мыши. 5.С другой стороны оси симметрии появится такая же фигура. Изучите симметрично расположенные фигуры .

Слайд 8

Основные признаки осевой симметрии предметы расположены на одном расстоянии от оси симметрии одинаковая форма одинаковый размер

Слайд 13

Найди симметричные фигуры

Слайд 14

Построй вторую половинку моста

Слайд 15

Домик Гномика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Флипчарт "Симметрия" к уроку окружающего мира по теме "Симметрия" по учебнику О. Поглазовой

Флипчарт к уроку окружающего мира во 2 классе по теме "Симметрия" по учебнику О. Поглазовой...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".

Урок  окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить   с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития  коммуникативных...

урок окружающего мира "Наша страна - Россия"

урок окружающего мира "Наша страна - Россия" 1 класс система занкова...

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Цель: сформировать представление о лесах РоссииЗадачи: ü сформировать у учащихся представление о лесной зоне;ü познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанн...

Урок окружающего мира "Наша страна - Россия"

технологическая карта урока...

Урок Окружающий мир Тема: "Страна, открывшая путь в космос".

Задачи урока:Показать учащимся основные направления развития СССР до 1991 года.Познакомить учащихся с этапами освоения космоса в СССР. Планируемые результаты:Предметные:Иметь представления ...