Конспект урока по ОРКСЭ "Православное учение о человеке"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Мясникова Людмила Дмитриевна

Размышление о человеке с точки зрения православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnoe_uchenie_o_cheloveke.docx677.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока № 9

«Православное учение о человеке»

Цель: формировать у обучающих представление о человеке, его внутреннем мире, образе жизни.

Задачи урока:

1.Ввести понятия: «образ Божий в человеке», «подобие Божье».

2.Развивать знания о духовном, внутреннем мире человека.

3.Воспитывать духовные качества: любовь, веру, свободу выбора, милосердие, уважение, доброту, совесть.

Оборудование: презентация, интерактивная доска,  компьютеры, песня «Калека» С. Копыловой, видеоролик «Притча про воробья».

Основные термины и понятия:  Бог, Творец, человек, тело, душа,  внутренний мир человека, образ Бога и человека,  отличие «болезни» души и тела, «зрелая душа» и «большая душа», притча.

Ход урока.

I. Организация деятельности учащихся. (1-2мин)

-Отгадайте загадку:

Утром на четырёх,

Днём на двух,

Вечером на трёх.  (Ребёнок, мужчина, старик)

Как сказать одним словом, кто это? (Человек.)

- Сформулируйте тему нашего урока. Какое будет ключевое слово?

II. Постановка проблемы урока. (5мин)

-Что мы уже знаем о человеке, как биологическом существе?

(У него есть тело: голова, глаза, нос, рот, зубы, ноги, руки, сердце и т.д.)

-Мы с вами многое могли бы рассказать о каждом органе человеческого тела, его функциях,   если бы это был урок окружающего мира.

-Озвучьте проблему, которая стоит перед нами? ( Чем отличается информация о человеке в учебнике окружающего мира и курса основы православной культуры. Т.е. мы будем размышлять о человеке с точки зрения православной культуры.)

-Но нельзя размышлять о человеке не сказав, о Боге. Существует ли Он? (Ответы ребят)

- Я вам расскажу по этому поводу притчу (у нас на уроке их будет очень много):

Притча «Разговор о Боге»

Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:

- Если Бог существует, то откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Поэтому лично я не верю в Его существование.

        Тогда клиент сказал парикмахеру:

- Знаете, что я Вам скажу? Парикмахеров - не существует.

- Как это не существует?- удивился парикмахер. –Один из них сейчас перед Вами.

- Нет! – воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.

-Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.

- В том-то и дело! - подтвердил клиент. - И я о том же: Бог - есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире столько боли и страданий.

Вывод: Бог есть для тех, кто в него верит.

В Библии написано, что Бог сотворил человека.

«Бог создал весь мир. Он создал естественные законы природы, по которым существует вся Вселенная. И все подчиняется этим законам. Бог сотворил мир совершенным, без всякого зла, греха или чего-то плохого. И это совершенство было результатом того, что весь мир подчинялся Божьим законам, подчинялся Его воле.

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь существенный, земной мир  и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек бессмертною душою. Этим «дуновением Божиим» или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей.»

        Таким образом мы принадлежим двум мирам: телом (по образу Божьему) к миру видимому, вещественному, земному; а душой – к миру невидимому (по подобию Божьему), духовному, небесному.

- Слово «Человек» состоит  из двух корней «ЧЕЛО и  ВЕК», а чело в русском языке раньше означало – лицо или лик. Значит, человек-это лик веков, т.е. на лике человека запечатлены многие века его существования. Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в гармонии.

Вывод: тело - это биологическая субстанция: оно ходит, бегает, ест и т.д., т.е. оно принадлежит нашему земному, физическому миру.

        Какому миру принадлежит душа?

III. Работа над понятием «душа». Видеоролик «Про воробья».  (5 мин)

         На скамейке перед домом сидят два человека: один молодой (читает газету), второй - пожилой, незрячий (тихо сидит, молчит). Перед ними опустилась птичка и зачирикала. Пожилой спросил у молодого: Кто это? Молодой ответил, что это воробей. Так повторилось несколько раз. Наконец молодой человек не выдержал и с раздражением в голосе крикнул по слогам: « ВО-РО-БЕЙ!!!» Пожилой человек встал и ушел.  Когда он вернулся, то в руках у него была записная книжка, в которую он  записывал первые годы жизни своего сына. Он попросил   читать вслух и указал на листе, с какого места. Молодой человек начал читать - «…Я гулял в парке со своим трёхлетним  сыном, он 21 раз задавал мне один и тот же вопрос, на который я ему спокойно 21 раз отвечал, и после каждого ответа я целовал его, потому что я очень его любил…» Молодой человек выронил газету, обнял старика и поцеловал его.

Беседа после просмотра. (1-2мин)

- Какие чувства у вас вызвал этот видеоролик?  (Хотелось плакать, боль души, сострадание…)

-Вам захотелось плакать, но ведь никто вам не причинил физической боли. Почему же слёзы наворачивались на ваших глазах? (Ответы детей.)

-Душа заболела, говорят люди. Именно душа делает человека человеком.

У каждого из вас есть своё тело и своя душа. Слово душа произошло от слова «дышать». Дыхание человека не видно. Но если нет дыхания, то нет и жизни. Душу тоже не видно. Но раз есть у души свои поводы для боли и радости, значит, она существует.

IV. Работа в группах. (Работа с притчами) (3мин на чтение в каждой группе)

- Сейчас, работая в группах, вы должны  составить портрет православного человека. Рассказать, какими духовными качествами он может быть наделён.

 Первая группа (о вере)

1.Однажды один человек сорвался со скалы. Падая вниз, он все же умудрился ухватиться за ветку молодого деревца. Так он и висел между небом и пропастью, осознавая, что долго не протянет. Вдруг его осенила одна идея. «Господи!» - закричал он что есть силы. Тишина! Никто не ответил ему.

«Господи! – закричал он опять. – Если ты есть на небе, спаси меня. Клянусь, я буду верить в Тебя! Я буду стараться передать свою веру другим людям!».

Вновь тишина! Когда его хватка стала слабеть, и он чувствовал, что ветка вот-вот выскользнет из рук, сверху раздался громогласный голос, эхом раздавшийся по долине: «Все так говорят, когда попадают в беду». «Нет, Господи, нет! – взмолился ободренный надеждой бедняга. – Я не такой, как все. Я уже начал верить в Тебя, разве не видишь – я уже слышу твой голос. Только спаси меня, и я буду почитать Твое имя до моих последних дней».

«Очень хорошо, - сказал голос, - Я спасу тебя. А теперь отпусти ветку».

«Отпустить ветку? – завизжал обезумевший от страха человек. - Думаешь, я совсем с ума спятил?»

2. В одной деревне долго-долго не было дождя. Жителям ее уже давно нечего было есть и нечем кормить животных. Солнце палило с самого раннего утра до позднего вечера, и трава на всех лугах и пастбищах была выжжена до самой земли.

Однажды, не в силах больше выносить такое существование, жители деревни решили пойти в храм, чтобы в молитве обратиться к Богу за помощью, с просьбой послать им хоть каплю дождя. В назначенный день и час, они собрались в храме и хотели уже начать молитву, как вдруг дверь храма отворилась, и вошел маленький мальчик. В руках он держал зонтик. Взрослые в недоумении обернулись в его сторону.

О дожде и глубокой вере

– Мальчик, зачем ты пришел в храм с зонтиком? – спросил один из них.
– Я слышал, что вы собрались в храме молиться Богу, чтобы Он послал нам всем дождь – тихо сказал мальчик.
– Да, это так. Но зачем тебе зонтик – дождя не было уже несколько месяцев?
– Но мы же пришли молиться о дожде.

Взрослые, слушая мальчика, лишь недоуменно пожимали плечами.

Они начали читать молитвы по книжке и совершали при этом какие-то действия, многие из которых мальчик не понимал. А он, закрыв глаза, обращался к Тому, кого искренне любил и Кому верил. Не зная слов молитвы, он неустанно, как умел, просил Бога, чтобы Он одарил всех жителей своей милостью и послал дождь.

Молитва закончилась и все, собравшиеся в этот день в храме, направились к выходу. Мальчик ближе всех стоял к двери, он первым распахнул ее и… на всех повеяло благодатной прохладой и свежестью…На улице шел сильный дождь.

Сейчас они увидели этого мальчика совсем не маленьким. Какая глубокая вера может жить в сердце человека!

Искренняя вера одной чистой души может многое изменить.

Вторая группа (о свободе и свободе  выбора)

1.Скажи, Учитель, у тебя было много учеников? – поинтересовался Шэн, укладываясь спать на полу хижины.
- Желающих было гораздо больше. Позже, многие из них ушли, - ответил старик.
- И ты отпустил их?!! – воскликнул юноша. - Почему ты не уговорил их остаться?!!
- Это только их выбор и никто не вправе влиять на него. Запомни это, потому что можно привести лошадей к реке, но нельзя заставить их пить воду.

2. Много лет странствовал учитель по миру. Много учеников его ценили и уважали. Но вот в одном городе появились двое учеников, которые не возлюбили  учителя. Их раздражало, что учитель такой мудрый, всегда знает ответ на любой вопрос.

Однажды они решили проучить учителя. Ученики словили маленькую птичку. Один зажал её в кулак и спрятал за спиной. Они решили спросить у учителя : "Как ты думаешь, жива ли птичка?". Если учитель ответит, что жива - ученик задушит её. Если учитель ответит, что мертва - то ученик выпустит её на волю. Они считали, что их план идеален. В любом случае учитель окажется неправ.

И вот они с хитрыми улыбками на лицах, подошли к учителю. У одного из них рука была спрятана за спиной.

- Учитель, как ты думаешь, жива ли птичка, которая у нас за спиной? - улыбались они в предвкушении ответа.

Учитель посмотрел на них очень внимательно и не торопясь ответил:

- На самом деле - всё в Ваших руках!

Третья группа  (о доброте и вежливости)

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…
И тогда Учитель взял его в ученики.

Вывод (3 мин): у человека есть вера. Свобода выбора. Он наделён способностью творить добро, уважать других людей.

-Эти качества относятся к телу или душе? (Душе)

-Эти и другие качества составляют целый мир. Он так и называется внутренний мир человека. Разум, любовь, творчество у христиан называется образом Бога в человеке.

        Непросто сознавать, что душа существует. Еще сложнее понять причины и цели её стремлений. Вам ещё предстоит понять, что на самом деле нужно душе, что её ранит.

V.  «Большая душа и зрелая душа». (4мин)

Есть фразеологизмы о душе, которые вам приходилось слышать: душа в пятки ушла, душа на распашку, в чём душа. Как вы их можете объяснить. (Испугался; простой, открытый для людей человек; худой, тощий)

-  Скажите есть разница в словосочетаниях: «зрелая душа» и «большая душа»? (Дети выдвигают свои версии).

Прочитайте текст, который перед вами.

 «БОЛЬШАЯ ДУША».

Однажды ученик спросил своего учителя:

- Учитель, скажи мне, что такое свобода?

- О какой свободе ты спрашиваешь? — спросил его учитель. — Первая свобода – глупость. Она подобна коню, который сбрасывает седока с громким ржанием. Но тем крепче он потом почувствует хватку. Вторая свобода – это раскаяние. Раскаяние подобно штурману, который остается после кораблекрушения на обломках, вместо того, чтобы сесть в спасательную шлюпку. А третья свобода – это понимание. Понимание приходит после раскаяния и после глупости. Оно подобно былинке, которая, тихонько качаясь на ветру, стоит, поскольку она уступает там, где слаба.

Тогда ученик спросил:

- И это все?

Учитель на это ответил:

- Иные полагают, что самостоятельно ищут истину своей души. Только это думает и ищет с их помощью большая душа. Она, как природа, может позволить себе большое число ошибок, ибо она меняет без устали оплошавших игроков на новых игроков. Однако тому, кто позволяет ей думать, она иногда предоставляет определенную свободу действий и, прямо как река пловца, который не спорит с течением, выносит всеми силами на берег.

Вывод: большая душа должна пройти через глупость и раскаяние к пониманию.

 Почитайте второй текст.

  «ЗРЕЛАЯ ДУША»  Это индийская притча о душе человека.

Ученики однажды спросили Фарида:

- Говорят, что Иисус на кресте, когда его распинали, не испытывал физической боли. Как это может быть? Еще говорят, когда Мансуру отрубили ноги и руки, он просто улыбался. Когда ему выкололи оба глаза, на лице его даже не отразилось никаких мук боли. Как такое возможно?

Фарид на это сорвал с дерева зеленый орех, затем протянул его ученику и произнес:

- Расколите орех так, чтобы при этом не повредить сердцевины.

Ученик же ответил, что это просто невозможно. Фарид спросил:

- У спелого ореха можно отделить скорлупу, при этом, не повредив ядро?

- Нет никаких проблем со спелым орехом, — ответил ученик.

- Все верно, — сказал Фарид. — Только ведь ты сам дал на свой вопрос ответ. У большинства людей душа с телом полностью срослась. Если наносят раны телу, то тогда ранят и душу. Однако есть и другие люди; их душа настолько свободна, что она имеет тело, как оболочку. Повреждая тело, невозможно нанести урон их сильным душам. Мансур и Иисус были людьми, подобными спелому ореху.

-  О какой боли говорил мальчик? (Физической)

- У каких людей нет ощущения физической боли? (У людей сильных духом.)

Вывод: зрелая душа у людей сильных духом.

- Эти два словосочетания одинаковые по значению или различны? (Дискуссия, рассуждения.) (2мин)

VI. Работа над картиной «Тайная вечерня» (5мин)

 Если человек испытывает  физическую боль, куда он идёт? (Он идет в больницу.)

- А как помочь человеку с душевной болью, что вы ему посоветуете, куда ему следует отправиться? (В Храм…)

C:\Users\evroset\Desktop\3491-tambovskaya-detskaya-klinicheskaya-bolnica_l[1].jpg                                                         C:\Users\evroset\Desktop\640.234_99_52[1].jpg

- Что можно увидеть в Храме, Церкви? (Иконы, фрески…)  Кто изображен на них? (Святые…)  

-Как вы определите, что с человеком происходит? (…по выражению лица, глаз, движению тела…)

-Давайте определим настроение детей по фотографиям. (Работа с интерактивной доской: соединяем слова с изображением.)

1C:\Users\evroset\Desktop\0928004813652a89103a9f3ebd499db2[1].jpg2  C:\Users\evroset\Desktop\detskaya_zhestokost_chto_delat_s_zhestokimi_detmi-250x250[1].jpg  3C:\Users\evroset\Desktop\04_d[1].jpg  4C:\Users\evroset\Desktop\1323553759_1229[1].jpg 5C:\Users\evroset\Desktop\1335708794_1335441222_babies_that_are_pissed_21[1].jpg  6C:\Users\evroset\Desktop\look.com.ua-57720[1].jpg7C:\Users\evroset\Desktop\1323553744_462[1].jpg 8 C:\Users\evroset\Desktop\1323553698_1139[1].jpg  9C:\Users\evroset\Desktop\iCAXCLIDF.jpg10C:\Users\evroset\Desktop\Гнев[1].jpg

(Здесь есть: агрессия, жестокость, гнев, ненависть, презрение, нежная грусть, блаженство)  

  - Так – бросив случайный взгляд на незнакомого человека, вы  прочли  по его лицу многое. Все самое сокровенное выходит на свет Божий, благодаря глазам, мимике, жестам, улыбке человека.

- Выбирите те портреты, которые вам понравились. Объясните, почему?

-Что на лице человека говорит о внутреннем мире самого человека? (Глаза)

-Да, вы правы, именно глаза - зеркало души. Как в зеркале отражается тело человека, как в глазах отражается его душа! Есть ещё такое изречение «по глазам всё видно…». Как вы его понимаете? (То, что человек не хочет говорить о себе, лицо скрыть от наблюдательных глаз не может. Глаза выдают.)

 -Посмотрите на картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

C:\Users\evroset\Desktop\0c0dad461b2c7b19fead2ce0a4b961b7[1].jpg

        Всмотритесь в образы Иисуса Христа (он в центре) и образ Иуды ( с узелком). Что вы можете о них сказать? (Дети описывают выражения лица, жесты…).

        Эта картина не для Храма, это живопись, искусство великого художника.

Существует легенда,  когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерню» он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры.

        Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Им был Пьетро Бандинели. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо да Винчи не удавалось в течении трёх лет. Пока однажды он не натолкнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство.

        Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришёл в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Вывод: грех сделал в жизни и этого человека свое пагубное дело.

- Да, человек сам вправе выбрать дорогу, по которой ему хочется идти. Но при этом  он не должен потерял самого себя, т.е. своё лицо, свою индивидуальность, веру. Он должен жить в ладу со своей совестью.

-Что такое совесть? (Дети объясняют.)

-Совесть заставляет человека задуматься не только о своих поступках, но и о смысле своего существования, о своём предназначении.

«Кто живёт по Совести, тот человек безгрешен. Душа у человека и Совесть с Пращурных лет существует, и по их воле живёт человек».

«Совесть — это высший дар Божий, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь и не заговоришь. За благие деяния она даёт Радость, за негожие она даёт страдания». «Все люди Душу и Совесть почитают и как может праведный человек во имя чего-либо, ибо кого-либо погубить Чистую Душу и Совесть свою»http://rod-vzv-yar.ru/images/stories/publicacii/image019.jpg (Сантьи Веды Перуна, Сантья 8)

Т.е., наши предки придавали совести очень большое значение. И отношение к ней было трепетное, как к чему-то очень важному, что нужно обязательно сберечь.  Человек, который впадал в грех, терял и совесть. Ему не было стыдно за свои поступки и слова. О чем свидетельствовал случай из жизни Пьетро Бандинели.

VII. Работа над песней «Калека», о художнике Г. Журавлёве. (5 мин)

        -Ребята, вы только что узнали о судьбе человека, с которого писались  образы  Иисуса Христа и Иуду.

        Сейчас  послушайте песню  о замечательном художнике, который расписал стены  Храма в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии. Рожденным со страшным недугом, но имевшим глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. (Во время песни демонстрируются полота художника.)

Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,
Он человека был кусок: таким его уж создал Бог.
Но у него была душа - большая, как воздушный шар.
Он всей душой любил Того, Кто сотворил таким его.

Он всё лежал или сидел, казалось, был он не у дел,
Он только песни петь умел да в небо синее смотрел.
Но иногда отца просил, чтоб в церковь тот его сносил,
И в церкви пел он про Того, Кто сотворил таким его.
http://www.miloserdie.ru/pic/Zhur_cbratom.JPG

На жизнь свою он не роптал, глядел в окно, псалмы читал,
А кто калеку обижал - за тех молился и прощал.
Ещё мечтал он рисовать, ведь мог он кисть во рту держать,
И рисовать он стал Того, Кто сотворил таким его.

Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,
Но приукрасил церковь он, взирал Господь с его икон.
Ну, а потом его душа летела, как воздушный шар
Прочь от земли, под кров Того, Кто сотворил таким его.

Иконы иконописца Григория Журавлёва

Иконы иконописца Григория Журавлёва.  Икона Божией Матери Умиление Иконы иконописца Григория Журавлёва. Спас Нерукотворный Иконы иконописца Григория Журавлёва. Спаситель. Церковь Святой Живоначальной Троицы в селе Утевке. 1910

VIII. Итог урока: (3мин)

        В начале урока мы поставили проблему: «Будем  размышлять о человеке с точки зрения православной культуры».

-Кто  и как сотворил человека? (Рассказ ребят)

- Каким Бог сотворил человека? (Можно этот ответ показать на слайде, после того как дети выскажутся.)

Во-первых, Бог сотворил человека бессмертным.

Человек как личность никогда не исчезает. Его физическое тело умирает, но он как личность продолжает существовать. Наша личность - это душа, это то, кто мы есть на самом деле. Тело - это лишь физическая оболочка, в которой мы существуем. Оно стареет, теряет какие-то свои части (например, волосы; или есть люди, которые лишились руки или ноги). Но человека как личности при этом не становится меньше. (Например: Георгий Журавлёв.)

Во-вторых,  человек был наделен удивительной способностью мыслить и творить.

И хотя ученые говорят, что сейчас человек использует только малую часть возможностей своего мозга (около 3%), даже эта малая часть может очень многое. А какие способности мы бы имели, если бы человек не утратил большую часть того, что изначально вложил в него Творец.

И третье величайшее качество, которым наделил Бог человека - это свобода выбора.

Как мы говорили выше, весь мир Бог создал подчиняющимся Его законам, законам природы, по которым все существует. А человека Бог создал со свободной волей, со способностью выбирать, принимать личное решение. За человеком всегда остается право выбора, как поступить, что сделать. Даже Бог никогда не принимает решения вместо человека. Бог только говорит ему, как нужно правильно жить, но право выбора всегда остается за самим человеком: то ли послушаться Бога, то ли нет. Человек сам делает свой собственный выбор и поэтому он сам ответственен за свои поступки и за их последствия. Это часть Божьего образа, вложенного в него Создателем.

IX. Тест: (через личное пространство «nachalka.seminfo.ru») (3 мин)

1.Её нельзя  увидеть, но она существует?

а) энергия

б) планета

в) душа

2.Что лишнее?

а) любовь

б) сердце

в) разум

3. Что означает выражение «Черствая душа»?

а) твёрдая

б) несвежая

в) безучастная

4. Что является «зеркалом души»?

а) улыбка

б) глаза

в) мимика

5. От чего душа слабеет?

а) от верности

б) от зависти

в) от любви

6. Бог подарил человеку…  Найдите лишнее.

а) свой образ

б) творчество

в) бессмертие

г) силу

7. Какие мысли надо отгонять от себя подальше?

а) хочу, чтобы меня похвалили

б) хочу  такую же игрушку как у товарища

в) хочу порадовать маму

8. Что означает выражение «потерял самого себя»

а) потерял душу

б) потерял свой дом

в) потерял голову

(Можно тестирование заменить итоговыми вопросами)

  1. Из чего Бог сотворил человека?
  2. Что такое Душа?
  3. Назовите афоризмы  со словом Душа. Объясните их значение.
  4. Какая душа у человека сильного духом? С чем её можно сравнить?
  5. Что значит потерять самого себя?
  6. Как вы понимаете выражение: нравственный мир человека?
  7. Что с Пращурных лет ценится в человеке?
  8. Какой грех погубил Пьетро Бандинели?
  9. Чем вам запомнился Георгий Журавлёв?
  10. Какая притча вам больше всего запомнилась и почему?

X. Домашнее задание. (1мин)

 Урок № 9. Прочитать текст на с.32-35,  составить три вопроса.

XI. Итоговое обобщение (2мин)

Притча о благоразумном домостроителе

(от Матфея 7:24-27; от Луки 6:47-49)
Один благоразумный человек построил дом на камне, а безрассудный построил дом на песке. В хорошую погоду оба дома стояли хорошо. Но когда пришла буря и подул сильный ветер, то дом, который был построен на песке упал. Другой же дом, который стоял на камне, на твердом основании, выдержал бурю и ветер и не упал.

-Понятен ли вам смысл притчи?
        
Вывод: Эта притча говорит о том, что нужно строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия и тогда что бы ни случилось, мы выдержим.

         На уроках православной культуры мы будем собирать из маленьких камушек  жилище нашего дома под названием «Душа».

Душа рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

        Для того чтобы жилище наше получилось большим и крепким, надо много трудиться: и день и ночь, и день и ночь!

Глоссарий

1. Бог открывается нам в Библии как Отец и Творец всего живого, а также уникальной личностью и силой в Святом Духе. В Нем мы видим любовь и доверие, которые Он хочет дать нам.

2.  Иисус Христос - Сын Божий, рожденный посредством Святого Духа и превознесенный по правую руку Отца, является посредником между Богом и людьми.

 3 Притча `Толковый словарь Кузнецова` 

ПРИ́ТЧА -и; ж.

 Краткий иносказательный рассказ назидательного содержания; иносказательное выражение. Евангельские притчи. Притчи Соломона. П. о блудном сыне. Рассказать притчу. Говорить притчами.

4. Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. /Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/

5. Пращуры – это давние предки современных людей.

Источники:

1. . А.В. Кураев  Основы православной культуры 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012г.

2.  В.И. Даль Толковый словарь великорусского языка.  М.: Цитадель, 1998г.

3. Что это? (притча про воробья) (Про родительскую любовь и терпение)

www.youtube.com 

4. КАЛЕКА     Песня Светланы Копыловой "Калека" .

www.youtube.com

5. Притчи (О дожде и глубокой вере)

satyam-sсhivam-sundaram.orgpritchi

Однажды, не в силах больше выносить такое существование, жители деревни решили пойти в храм, чтобы в молитве ... – Мальчик, зачем ты пришёл в храм с зонтиком? – спросил один из них. – Я слышал, что вы собрались молиться Богу, чтобы он послал нам дождь – тихо сказал мальчик.

6. Бог и парикмахер. Притча | Мир Бога - сайт Движения Объединения

mirboga.ruБлоги…bog-i-parikmaher-pritcha

7. Сотворение человека – Из бесед на книгу Бытия. Грехопадение – Человек...

azbyka.ruХристианствоБиблияВетхий завет…_soblaznom_03-all.shtml

8. Отпусти ветку. - Притчи о вере - Притчи - Статьи - Школа радости

happy-school.rupubl/pritchi_o_vere/otpusti…187-1…

9. Притча о свободе выбора (Филун Джарин) / Проза.ру - национальный...

proza.ru2012/05/22/1337

10. Всё в твоих руках. Бабочка - Свобода выбора - Притчи - Статьи - Школа...

happy-school.rupritchi/svoboda_vybora…tvoikh…745

11.Притча о доброте и вежливости — Бизнес-притча — Профессионалы.ru

professionali.ruБизнес-притчаpritcha_o_dobrote_i…

12. Большая душа | Притча неизвестного происхождения | Притчи.ру

pritchi.ruБольшая душа

13. Зрелая душа | Индийская притча | Притчи.ру

pritchi.ruid_644

14. Совесть

rod-vzv-yar.rudela/publicacii/143-sovest

 Наши предки о совести. Мы, русы, (а русы – это не только русские, но и представители других славянских национальностей), являемся потомками славяно-ариев. ... (Сантьи Веды Перуна, Сантья 8).

15. Тайная вечеря Леонардо да Винчи

forum-slovo.ruindex.php?PHPSESSID=…&topic=41087.0

16.Винчи, Леонардо да. Картины, живопись, репродукции.

gallerix.ruАрхивВинчи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс

Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...

Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".

Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100"....

ОПК Урок № 9 "Православное учение о человеке"

Осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности....

Презентация к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека".

Демонстрационный материал к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека". (ОРКСЭ)...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....