Казачьи игры
материал по теме

Цурикова Лариса Викторовна

материал, используемый для занятий кружка "Казачьи забавы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kazachi_igry.zip26.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Детские казачьи игры и забавы»

Повелитель лунки.


В центре площади выкапывают лунку, в которую кладут меч. Считалкой выбирают повелителя лунки. Повелитель садится на расстоянии 3-5 метра в стороне от играющих. Игроки становятся вокруг мяча (в радиусе 2-4 метра) на ровном расстоянии друг от друга и от меча. Когда все готовы повелитель выкрикивает имя любого из игроков. Тот должен быстро схватить меч и осалить одного из убегающих, кидая меч с места (или догоняя игрока). Осаленные выходят из игры. Если названные повелителем игрок промахнулся, то он выходит из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится больше всех. В следующий раз он становится повелителем лунки.

Детские игры и забавы  можно разделить на три вида: а) игры с игрушками; б) игры без игрушек и в) символические игры. В некоторых играх участвуют одни мальчики, в других же девочки и мальчики.

Игры с игрушками.


1. Игра в дучки. (Темижбекская станица Кубанской области), по описанию города Передельекого, в игре в дучки участвуют только мальчики: играют в нее в теплые зимние дни и весной. Для этой игры выкапывают небольшую круглую ямку в пол-аршина глубины и такой же ширины в диаметре; вокруг этой ямки, как около центра в расстоянии приблизительно в одной сажени выкапывают небольшие ямочки по числу играющих, так, чтобы эти ямочки составляли круг. Центральная ямка называется дук, а расположенные по окружности дучки.
Одна из дучек называется старшая (1-я), 2-я-подстаршая, затем-3~я, 4-я и т.д. Играющих должно быть одним больше, нежели дучек. Для этой игры необходимо иметь каждому играющему по одной соразмерной палке, несколько изогнутой на одном конце (кочережки), и на всех один деревянный шар (свинка), величиною приблизительно в трех фунтовую гирю. Вся суть игры состоит в том, что один из играющих должен вогнать свинку в дук, о прочие не дают ему этого исполнить. Для того, чтобы определить, кому в какой дучке стоять и кому первому начинать вгонять, употребляют такой способ. Становясь но одно и тоже место, играющие поочередно бросают назад через голову свои палки. Тот, чья палка окажется дальше всех, становится в старшую дучку, следующий-во 2-ю и т.д.; тот же чья палка окажется ближе всех, должен гнать свинку в дук.
Круг вместе с дукой и дучками называется город. Играющий гонит свинкуиз-за города в город. Стоящий в дучке должен беречь ее; для этого он конец палки держит в дучке. Как только водилыцик подгоняет палкой свинку к городу, стоящие в дучках отбивают ее назад и таким
образом не пускают его в город. Казалось бы, чтот играющему никогда не удается вогнать свинку в дук, так как что может поделать он один против 8-10? Но дело в том, что каждый, стараясь прогнать свинку от дука за город, в то же время должен беречь свою дучку; чуть только зазевался кто, играющий сейчас же своею палкою займет его дучку и тогда тот должен идти загонять. Если же играющему удалось загнать свинку в дук, то он становится в старшую дучку, а тот, что стоял, здесь во 2-ю, 2-й в 3-ю, и т.д.; а кто стоял в последней дучке, идет загонять или, как в насмешку говорят играющему: «свинью стеречь».
Игра эта очень занимательна и увлекательна. Иногда водилыцнк нарочно соблазняет стоящего в старшей дучке: гонит в горд подле самой его дучки, тому и хочется отбить, и боится прозевать свою дучку; чуть он поднял от дучки свою палку, чтобы оттолкнуть свинку, как уже тот занял ее своею палкою. Или напротив, водилыцик уже подогнал свинку к самому дуку; тут столпились все участвующие, стараются воспрепятствовать ему; между тем; он с быстротою молнии бросает свинку и занимает чью-нибудь дучку.
Игра эта несколько опасна; свинку могут ударить так сильно, что она попадает кому-нибудь в голову и т.п. Поэтому в этой игре девочки обыкновенно не участвуют,

Пицва (Новоминская станица Кубанской области).Играющие берут по палке. Один из них кладет свою на землю, а остальные по очереди бросают в лежащую так, чтобы брошенная палка ударила лежащую в конец и обе приняли крестообразное положение. Кто сделает промах, т.е. вовсе не попадет по лежащей палке, тот кладет свою. Для этой игры у всех должны быть кривые палки, чтобы не плотно прилегали к земле.

Игры с шарами (Ардонская станица) Шары делятся на две группы: два ставятся в одну сторону и два в другую. Расставляют их противники друг у друга. Один из шаров каждой пары считается королем. Играющий, переставляя произвольно каток, катит свой шар и старается попасть в короля или в простой шар противника. Если попадает в короля, то имеет пять очков, если в простой шар, то четыре очка. Если же удастся, попав в короля, ударит им в простой шар, то выигрывается 15 очков. За промах вычитается одно очко. Партия кончается, когда кто-либо насчитает 100 очков.
В прошлом в каждой казачьей семье было от 5 до 12 детей. И не последним делом была для них организация своего отдыха, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые распространялись от станице к станицы, укрепляя тем самым здоровье. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись, менялись их названия. Но уж коли игра завладела душами детей, то нередко оставались в станицах на долгие годы. На Кавказе многие игры не знали границ, и посредством казачества и связей народов, проживающих в непосредственной близости переходили от народа к народу.
Народные игры являются неотъемлемой мастью интернационального, художественного и физического развития личности. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, её республик и народов, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни розных народов, Дети разных национальностей, посещая детские сады» повседневно общаются, рассказывают сказки,, рисуют,, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает детям понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональным культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку1, что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (на севере оленеводство, в южных степных районах преобладает коневодство, на юге выращивают хлопок и т.д.). Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движении танца и игры. По содержанию все народные игры классически лаконичны и выразительны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход от детского организма к более высокой ступени развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

казачьи игры

Игра «Перетяжка»Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за эту палку, а за него берется его партия; затем стараются перет...

Победа команды «ОРЛЯТА – КАЗАЧАТА» в районном конкурсе «Казачьи игры»

Команда «ОРЛЯТА – КАЗАЧАТА» стала победительницей в номинации «Визитная карточка» и в викторине «Казак без службы – не  казак». Мероприятие проходило 8 февраля на территории  МБОУ СОШ № 3...

Народные сокровища. Казачьи игры.

Казачьи игры для использования во внеурочной деятельности ....

Кубанские казачьи игры

Данный материал содержит подборку различных кубанских игр, в которые можно играть на переменах,  праздниках, соревнованиях...

Кубанские казачьи игры (подборка игр)

(сборник казачьих игр)Учитель Харечко Е.К.Играем в игру «Хлибчик»Дети делятся на пары и встают врассыпную.Ведущий — хлибчик (хлебец) — становится на некотором расстоянии от детей,...

Методическая разработка тематического мероприятия Военно-спортивного праздника «МАЛЫЕ КАЗАЧЬИ ИГРЫ » для учащихся МБОУ «СОКШ №4».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Современные учащиеся испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома учащиеся...

Кубанские казачьи игры

Кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов...