Изменения в программу школы по федеральному общеобразовательному стандарту начальному общему образованию с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации по Челябинской области
материал (1 класс) на тему

В данной работе указаны изменения, которые внесла школа с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации по Челябинской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmeneniya_v_programmu_po_fgos_noo.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы ФГОС

ФГОС НОО

Общие положения:

– принцип реализации программы

Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации (п. 8).

– цели реализации программы

Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России (п. 2).

Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования:

– личностные характеристики («портрет выпускника»)

Любящий свой народ, свой край и свою Родину (п. 3).

Требования к результатам освоения основных образовательных программ:

– личностным

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (п. 4).

– предметным

«Русский язык»

На уроке включают упражнения, которые позволяют формировать знания, умения и навыки, определенные минимумом ФГОС начального образования, и одновременно приобщать ребят к истории, культуре, литературе родного края.

Обучение проводится по следующим учебным пособиям:

1.        Стрекалова М.В. Русский язык: рабочая тетрадь для 1-2 кл, 3-4 кл. –Челябинск: Взгляд.

«Литературное чтение»

На уроке изучаются произведения уральских писателей и поэтов, которые позволяют формировать знания, умения и навыки, определенные минимумом ФГОС начального образования, и одновременно приобщать ребят к истории, культуре, литературе родного края.

Обучение проводится по учебнику:

1.        Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл./ Сост. Горская А.Б. [и др.] .- 5-е изд., стереотип.– Челябинск: Взгляд, 2010.

«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»

     – первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями микро- и мезоуровня: историей, культурой и традициями народов и этнических групп, проживающих на территории региона; этнокультурное многообразие России (п.6) (На уроках изучаются следующие темы: Ильменский заповедник. Наш край на карте. Карта Челябинской области. Формы земной поверхности Челябинской области. Водоемы Челябинской области, их значение. Полезные ископаемые челябинской области их охрана. Виды почв: подзолистые, черноземные и т.д. Охрана почв Челябинской области. Растения и животные лесов Челябинской области. Растения и животные лугов Челябинской области. Растения и животные водоемов Челябинской области. Герои ВОВ (родственники, земляки). Особенности сельского хозяйства края. Символика Челябинской области и т. д.)

Учебные пособия по НРК

1. УМК Е.В. Григорьевой «Природа Южного Урала». – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2001.

2.Алентьев Ю.М.,Гитис М.С., Моисеев А.П. Карталинский район. Тетрадь юного краеведа. Изд. «АБРИС», Челябинск, 2006.

3.Атлас Челябинской области :1-4 класс/Под ред. В.В.Латюшина.-Изд. 2-е, перераб. и доп.- Челябинск: «Край Ра», 2011.

«Основы религиозных культур и светской этики»

– первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями микро- и мезоуровня: историей, культурой и традициями народов и этнических групп, проживающих на территории региона; («Южный Урал – наш родной край», «Пасха», «Курбан – байрам»)

«Изобразительное искусство»

На уроках изучаются произведения уральских художников для детей, художественное творчество народов Урала, красота родного края, особенности построек.

«Музыка»

Учащиеся  должны приобрести в процессе освоения учебного предмета

—        чувство гордости за свою малую Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора Челябинской области, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства малой России;

     Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленные на материалах, отражающих национальные, региональные и этнокультурные  особенности микро- и мезоуровня. (п.4)

Задачи  внеурочной деятельности:

-формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

 – использование форм учебно-воспитательной работы, которые формируют опыт знакомства младших школьников с национальными, региональными и этнокультурными  особенностями микро- и мезоуровня (п.4)

Описание модели внеурочной деятельности

Темы проектов для обучающихся начальной школы с целью реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

(внеурочная, внешкольная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями; типовые задачи по формированию личностных универсальных учебных действий)

  1. Духовно-нравственное направление

«Родина. Отечество. Отчизна»

«Наше прошлое, наша история»

«Родной язык – мудрости родник»

«Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)»

«Мое отношение к заслуженным людям моей малой Родины»

«С чего начинается Родина»

«Край, в котором мы живем»

«Герои моей малой Родины»

«Истинный патриот своей малой Родины»

«Гражданин. Кто это?»

«Мы – граждане многонационального государства»

«Как защитить права ребенка?»

«Мои права и обязанности»

«Символика моего родного края»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание моего города, моей малой Родины (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»

«Мой дедушка – защитник Родины»

  1. Спортивно-оздоровительное направление

«Олимпийские чемпионы Южного Урала»

«Национальные виды спорта коренных народов Южного Урала»

«Развитие спортивного движения моего города, поселка, села»

«Урал – ты летопись живая» (туристско-краеведческое направление)

  1. Общеинтеллектуальное направление

«Родная природа (флора и фауна родного края)»

«География родного края»

«Редкие растения моего села»

«Озера нашего края»

«Белая береза…»

«Сказки и легенды родного края»

 «Писатели и поэты Южного Урала (моего города, поселка, села)»

«Певцы родного края»

«Достопримечательности моей малой Родины»

«Культурная жизнь моего города, поселка, села»

  1. Общекультурное направление

«Моя малая Родина»

«Достопримечательности Челябинска (моего поселка, села)»

«Народные промыслы»

«Мастер – золотые руки»

«Главная сила Урала в чудесном искусстве труда (династии, традиции, заслуги)»

«В сказочном мире народных промыслов»

«Народный костюм» 

«Произведения устного народного творчества»

«Что мы Родиной зовем?»

 «Край озёр и рудных скал»

«Когда говорят о России – я вижу свой синий Урал»

«Скрытая сила Урала»

 «Дружба народов России в произведениях искусства»

«Кухня моего народа»  

  1. Социальное направление

«Моя семья», «Мои прадедушки», «Моя   бабушка», «История моей семьи»

«Старожилы родного поселка»

«Обычаи и традиции коренных народов Южного Урала»

«Национальный костюм»

«Национальное искусство»

«Страна моей мечты»

«Значение воды для нашего поселка»

 «Уральская изба»

«Музыкальные инструменты на Урале»

«Уральские колядки»

«Секрет каслинской шкатулки»

«Малахитовая шкатулка»

Предполагаемые  результаты внеурочной деятельности

а) когнитивный критерий:

     – первоначальные представления об этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре народов и этнических групп, проживающих на территории региона;

б) ценностно-смысловой критерий:

     – понимание своей национальной и этнической принадлежности; уважительное отношение к истории и культуре других народов и этнических групп, проживающих на территории региона;

в) деятельностный критерий:

     – участие в школьных и внешкольных мероприятиях социально-ориентированного характера, в том числе отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности (п.22)

Программа духовно-нравственного развития 

В области формирования социальной культуры:

-приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

– создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

– формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику

     – использование форм учебно-воспитательной работы, которые формируют опыт знакомства младших школьников с национальными, региональными и этнокультурными  особенностями микро- и мезоуровня (п.9).

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

   Задачи:

  – первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями микро- и мезоуровня: историей, культурой и традициями народов и этнических групп, проживающих на территории региона; этнокультурное многообразие России (п.7)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план МОУ Южно-Степная СОШ

Пояснительная записка.

Пункт  «Содержание национально-регионального компонента (во 2-4 кл.) интегрировано в содержание учебных предметов в объеме не менее 10% от общего количества часов» изменить на «Содержание изучения национальных, региональных и этнокультурных особенностей предусматривают разработку образовательным учреждением (организацией) части образовательной программы соответствующего уровня образования, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 20% от общего объема программы начального общего образования» (п.9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые документы, определяющие основы государственной политики Российской Федерации и Московской области в сфере образования.

Изучение вопросов, изложенных в нормативно-правовых документах в сфере образования, определяющих основы государственной политики РФ и МО....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....

Список «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению Министерством образования и науки РФ

Создание данного перечня было инициировано президентом России Владимиром Путиным, который в 2012 году в программной статье «Россия: национальный вопрос» выступил с предложением "провести опрос наших к...

Рабочая программа по окружающему миру («Школа России») на уровень начального общего образования 1-4 класс

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения учебного курса, содержание учебного предмета и тематическое планирование по курсу "Окружающий мир"...

Рабочая программа по математике («Школа России») на уровень начального общего образования 1 - 4 класс

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения учебного курса, содержание учебного предмета и тематическое планирование по курсу "Математика"...

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)...