Мордовский язык
рабочая программа (2 класс) на тему

Булатова Надежда Николаевна

Рабочая программа 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Многоязычное образование в российской школе рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

     Эффективность успешного изучения  мордовских языков ( эрзянского и мокшанского) , в школах с полиэтническим контингентом обучающихся  предполагает формирование уже в начальной школе основ владения русским языком и ознокомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский, эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков. Мордовские (мокшанский или эрзянский) языки наряду с русским должны быть активно включены в структуру сознания и деятельности учащихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности.

           Младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Эрзянский язык».

В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.

Цели и задачи обучения.

Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.

Цель обучения раскрывается в единстве
взаимосвязанных
        компонентов:        воспитательного,

образовательного, развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.

Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно - поисковому творчеству.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно -коммуникативные потребности учащихся.

Коммуникативная компетенция. На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.

Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как аудирование (понимание устной речи), говорение (продуцирование устной речи), чтение (понимание письменной речи), письмо (продуцирование письменной речи).

Аудирование        -        рецептивная        деятельность,

представляющая собой одновременно восприятие и понимание звучащей речи. В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, понимание всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.

        Говорение -  продуктивный вид речевой деятельности. Являясь наиболее активной формой речевого взаимодействия, оно обеспечивает решение познавательных икоммуникативных задач формирования у школьников знаний, ценностных ориентаций, организации их совместной деятельности.

          Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе обучения является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.

 Письмо (письменная речь). На начальном этапе связная письменная речь не является целью обучения. Ее задачи ограничены выработкой таких умений, как

  • списывание с печатного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам; изменение формы слова по образцу и т.д.);
  • выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений;
  • письмо по памяти;
  • письмо под диктовку;
  • самостоятельное письменное высказывание (1-5 предложений).

Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения   высказываний   и   текстов   в   соответствии   с нормами языка в устной и письменной речи. Основными составляющими языковой компетенции являются:

Произносительная сторона речи. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.

        Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования: словосложение и аффиксация, в том числе суффиксы существительных -кс, -ма, -мо,-ця, -ка, -нэ, -не, -ке, суффиксы глаголов -в, -вт, -м, -с, -н. Заимствования из русского и других языков.

Грамматическая        сторона        речи.        Основные

коммуникативные типы простого предложения. Порядок слов в простом предложении. Предложения с простым глагольным, составным глагольным сказуемым. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые распространенные предложения.

Глагол. Образование и употребление глаголов г настоящем, прошедшем, будущем времени.

Имя        существительное.        Существительные        в единственном и

 множественном числе, образованные пс правилу и исключения. Указательная и притяжательная форма имен существительных.

Имя прилагательное. Прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные до 100.

Местоимения:        личные, притяжательные, вопросительные, указательные.

Послелоги места, направления.

Минимальные требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.

В результате изучения эрзянского языка в начальной школе учащиеся должны: В области говорения:

  • уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
  • уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
  • кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
  • воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.

В области аудирования:

•        понимать на слух речь учителя, одноклассников,
основное содержание небольших текстов (длительностью
звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом
языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.

В области чтения:

  • овладеть техникой чтения вслух;
  • читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.

В области письма:

•        писать краткое поздравление и личное письмо (с
опорой на образец).

Характеристика этапов обучения Весь курс начального обучения   эрзянскому языку как государственному условно делится на 3 этапа:

I        этап - 2 класс;

II        этап - 3 класс;

III        этап - 4 класс.

Каждый выделенный этап имеет свои задачи и является очередной ступенькой в процессе овладения учащимися основами коммуникативной компетенции.

На первом этапе ведущими являются воспитательно -образовательно - развивающие задачи, связанные с:

  • формированием у учащихся положительной мотивации в изучении второго языка:
  • развитием творческих способностей детей в различных предметных областях (изобразительная, музыкальная, трудовая и др.) с использованием эрзянского языка;
  • созданием исходной базы для развития речевых способностей учащихся (закладываются основы для развития механизмов мордовской речи, речевой культуры, а также культуры в целом);
  • формированием        доброжелательного        и заинтересованного отношения к мордовской культуре и мордовскому народу.

В первый год обучения у детей формируют! первичные навыки и умения общения на эрзянском язык составляющие основу коммуникативной компетенции устной речи (говорение и аудирование), при это рецептивное усвоение второго языка превышает объе продуктивного, что означает приоритет формирован! умений понимать иноязычную речь на слух. На первом эта1 осуществляется целенаправленная работа по развити основных механизмов аудирования (оперативной памят слухового внимания, речевого слуха и др.), а также г формированию умений аудирования как компонента устн речевого общения (в условиях диалогического общения 1 элементарном уровне) и как самостоятельного ви; деятельности с разным уровнем проникновения в содержат высказывания.

Дети    должны     уметь    распознавать    в     речи воспроизводить:

*        существительные       в        единственном

множественном числе, в указательной и притяжательно форме, существительные с уменьшительно - ласкательный суффиксами;

*        глаголы   в    1    и   3   лице   единственного

множественного числа, настоящего времени; повелительная побудительная форма глаголов (тонавтнян, сёрмады, стя озадо, панжинк книганк);

*        прилагательные        в        единственном

множественном числе (отвечающие на вопросы: Кодамо Ко дат?);

*        местоимения притяжательные, вопросительны

указательные, личные в единственном и множественнс числе (кие?, кить?, мезе?, мезть?, кода?, косо?, зяро?, 1 петь, мон, тон, сон, минь, тынь, сынь, монь, тонь, сонз минек, тынк, сынст);

*        числительные количественные от 1 до 10;

*        частицы да, нет, не, частица не с глаголами (да,

арась, аволь, а);

*        наречия места (тесэ, тосо);

*        послелоги (марто, лангсо);

*        простое   повествовательное   предложение   со

знаменательным глаголом в 1 и 3 лице единственного числа настоящего времени;

*        простые   предложения,   распространенные   за

счёт однородных членов предложения и / или второстепенных членов предложения;

*        вопросительные        предложения        с

вопросительным словом;

*        побудительные предложения;

*        утвердительные, отрицательные предложения;

*        текст, как речевое произведение. Разные типы

текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные); разные типы текстов в качестве продуктов говорения (монологические: сообщение, описание, рассказ; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.)

                                       Содержание программы.

2 класс.

      Моя школа. 10 часов

Приветствие. Знакомство. Представление друга. Учебные действия школьника. Описание класса. Перечисление предметов в классе и их счёт. Счёт до 10. Школьные принадлежности. Наличие или отсутствие школьной принадлежности. Речевой этикет.

Ответ    на    вопрос     «Сколько?».     Единственное    и множественное число имён существительных.

                               Я и моя семья.     3 часа

 Названия членов семьи. Обращение к членам семьи. Взаимоотношения в семье. Любовь и уважение друг к другу, взаимопомощь, забота членов семьи друг о друге. Мои друзья.     10 часов Рассказ о друге (подруге): как зовут, где учится. Наши совместные занятия: игры, учёба. Названия детских игрушек. Подвижные    игры    мордовского    народа    («В    ворона»). Произведения мордовских писателей о дружбе.

                        Мой дом.    4 часа.

Мой   дом   в   городе   (в   селе).   Помощь   по   дому.

Приготовление пищи. Домашняя посуда, её использование.

                      Я и моё здоровье.    5 часов.

Человек. Части тела человека. Цвет глаз, волос. Правила личной гигиены человека.

        Наши друзья - животные.    7 часов.

Названия диких животных и    их детёнышей. Польза домашних животных. Забота человека о домашних животных. Птицы и польза, приносимая ими.

Мир вокруг меня.    26 часов.

Времена года.  Осень.  Приметы осени:  дождь,  ветер, листопад.    Названия цвета. Дары осени. Названия овощей, фруктов. Продукты питания. Зима. Приход зимы: морозы, и  выпадение снега. Новогодний праздник. Подготовка к Новому году: украшение ёлки. Встреча Деда Мороза и Снегурочки. Весна. Приметы весны. Солнце, тепло, таяние снега, ручьи, сосульки, прилёт птиц, первые цветы.

Ответы на вопрос «Какой?».

Моя малая Родина.   3 часа.

Название населенного пункта, в котором я живу. Его краткое описание (большой, маленький, красивый). Экскурсия по родному городу.




Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Мордовский язык ( эрзянский)

2 класс

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1

День знаний

1

2

Приветствие

1

3

Будем знакомы

1

4

Вежливые  слова

1

5

В школе

1

6

В классе

1

7

Счёт

1

8

Счёт до 10

1

9

Наш класс

1

10

Класс

1

11

Времена года

1

12

Любимое время года

1

13

Сад

1

14

Дары сада

1

15

Овощи

1

16

Уборка овощей

1

17

Продукты

1

18

Полезные продукты

1

19

Осень

1

20

Краски осени

1

21

Дары осени

1

22

В осеннем лесу

1

23

В лесу

1

24

Дикие животные

1

25

Ждём зиму

1

26

Приметы зимы

1

27

В зимнем лесу

1

28

Зимние забавы

1

29

Скоро Новый год

1

30

Новый год

1

31

Новогодний праздник

1

32

Домашние животные

1

33

Уход за домашними животными

1

34

Моё любимое домашнее животное

1

35

Моя семья

1

36

Мои близкие

1

37

Помощь по дому

1

38

Дома

1

39

Взаимоотношения в семье

1

40

Домашние заботы

1

41

День защитника Отечества

1

42

Подготовка к 8 марта

1

43

Мамин праздник

1

44

Весна

1

45

Краски весны

1

46

Природа весной

1

47

Птицы прилетели

1

48

Птицы-наши друзья

1

49

Родная сторонушка

1

50

Части тела

1

51

Наше здоровье

1

52

Чистота-залог здоровья

1

53

Здоровье

1

54

Бережём здоровье

1

55

Дружба

1

56

Друзья

1

57

В свободное время

1

58

Игрушки

1

59

Игры

1

60

Наши игры

1

61

Игры

1

62

Жить в согласии

1

63

Лето пришло

1

64

Лето

1

65

Летние каникулы

1

66

Экскурсия по городу

1

67

Резерв

1

68

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку мордовского языка

Тема урока:"Кудонь ды идем ракшат"...

мордовский язык "дикие животные осенью"

урок-презентация для урока эрзянскогоязыка во 2 классе...

Программа по изучению мордовского языка (эрзя) в начальных классах

Программа направлена  на приобщение младших школьников к новому для них языковому миру за счёт расширения спектра лингвокультурологических знаний о родном крае....

Открытый урок на мордовском языке в 1,3 классе малокомплектнык классах

Урок -презентация на мордовском языке (молокомплектные классы).1,3 класс по теме: 1класс-Жш-Ши слокне ; 3класс-Валрисьмось.Урок-презентация.Гайнязевсь вишкста звоноксь,Ушедсь мокшень кялень уроксь.Итт...

конспект урока по мордовскому языку в 4 классе "Тялоня, вай, тялоня!"

Конспект  интегрированного урока  по мордовскому языку    и технологии  в 4 классе для русскоязычных школ . Урок проводится по теме "Зима" . Идет закрепление названий птиц, ра...

урок по мордовскому языку

Урок по мордовскому языку "Кудонь жувататне"...

рабочая программа по мордовскому языку 2 класс

Данная программа содержит пояснительную запису, содержание учебного материала, тематическое планирование, календарно- тематический план, материально- техническое обеспечение,  учебно-методическое...