конспект урока по мордовскому языку в 4 классе "Тялоня, вай, тялоня!"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конспект  интегрированного урока  по мордовскому языку    и технологии  в 4 классе для русскоязычных школ . Урок проводится по теме "Зима" . Идет закрепление названий птиц, работа над выразительностью речи. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Тялоня, вай, тялоня!

Урок мокшанского языка

в 4 «А» классе

Подготовила: Кручинкина Н.Н.

2013-2014 уч.год

Цель урока:  учить произносить выражения с различной  интонацией, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы; прививать интерес к изучению мокшанского языка;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:                                                                                                                                - Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях, знать их названия на мокшанском языке
- Правильно подбирать корм для птиц;
- развивать умение чтения с пониманием основного содержания, активизирование словарного запаса, совершенствовать слуховое внимание и восприятие;                                                 - развитие умение логически правильно переводить предложения с использованием мокшанско-русского словаря;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки, уметь работать в группе

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Оборудование:    1)  презентация «Тялоня, вай, тялоня»

                               2)  учебник

                               3)  словарь

                               4)  карточка с заданием

                               5)  ножницы

                               6)  бумажные полоски

1.Орг. момент    

-Шумбратада, кельгома инжихть.

-Шумбратада, шабат!

-Озада. Тячи тейнек сась  пяк лама инжида. Синь ёрайхть ваномс, кода    тинь   содасасть  и кода тинь кельгсасть мокшень кяльть. Озада лацкас. Ушедсаськ урокть.

2. Активизация навыков говорения

- Шабат , а кодама тячи шись?    

-  Кодама тячи числась?

-  Азость кизоть  пингонзон?

-Тяни  кодама кизоть пингоц моли?    

- Азость тялонь кофнень?

-Кодама тяни моли ковсь?  

 3.Проверка домашнего задания 

- Куду ульсь максф  тонафнемс   А.  Ежовонь  стихотворениянц « Декабрьсь»      

- Азондсы стихотворениять…..

 Молодецт.     Пяк пара!

4. Сообщение темы и цели урока

-  А тяни  мон  азондан стихотворения. Тя стихотворениять сермадозе   мокшень      

стирнясь Нина Лепаева. Кулхцондость внимательна!      

       Тялоня, вай, тялоня!                      

       Тялоня, вай, тялоня,                      

       Акшеня да кельмоня!                                                                                              

      Ловонь бабат тиентяма,

      Налхксетяма, курькснетяма

Давайте переведем это стихотворение. ( по строчкам)

- О  чём   говорится в этом стихотворении?.

-  Прочитаем  название  этого стихотворения, тему нашего урока  задорно , игриво и радостно!

5.   Работа по теме

-  А сейчас мы с  вами рассмотрим  репродукцию к картине     народного художника Мордовии  Ф. В. Сычкова.   Картина   называется   « С гор»

- Ребята, а  что изображено на этой картине?

- Выполним несколько заданий по этой картине.

-Васенце заданиясь : скажите на мокшанском языке в каком году была написана эта картина.    

Тя  картинась  сёрматфоль  1910 кизоня.

Омбоце заданиясь:  путость инголент  карточкать : нужно составить небольшой   текст по этой картине, дополнив  предложения словами   из справок. Можно пользоваться словарями. Ушедость работать.  

Моли  …     Сембе  модась  вельхтяф   акша …  Шабатне  курькснихть  панда пряста  шуфтонь…   Синь  щёканясна…    Сембонди …. весяла!                                                           Л.В: ловса, пяк, нурдоняса,  тялось, якстерьхть.

- Проверяем  вместе, кто не успел – дописывает, если  ошиблись  -  исправляем.

- Давайте озаглавим  наш текст на мокшанском языке.

 Ребята, я думаю, что каждому из вас нравиться участвовать в зимних забавах: играть в снежки, лепить снеговика, кататься  на ледянке, лыжах, санках или коньках.

 6.Физкультминутка

-   Шабат, азость а мезьса тинь  сяда пяк кельгсасть курькснемантень?

(Мон кельгса курькснемазень ……………..)

-Мольхтяма налхксема и курькснема.   Ётафтама  физкультминутка, цёранят стяда, стирнят стяда.

Мы зимой в снежки играем: фкя, кафта, колма, ниле

По сугробам мы шагаем: фкя, кафта, колма, ниле

И на лыжах мы бежим: фкя, кафта, колма, ниле

На коньках по льду скользим: фкя, кафта, колма, ниле

И снегурку лепим мы: фкя, кафта, колма, ниле

Гостью зиму любим мы: фкя, кафта, колма, ниле

7. Работа по теме урока

а) эмоциональный настрой

-Ребята, но зима это не только забавы, это и  зимние заботы:  это холод,    стужа, и    голод.

-А кто больше всего страдает в это время года?

-Звери еще могут найти пропитание, труднее всего  приходится   птицам.  Огромные сугробы снега,  нет насекомых,   закончились семена растений. И в конце зимы  от голода погибает  очень много птиц.

-Ребята,   давайте сейчас прочитаем  тему нашего урока грустно и тревожно,  так как прочитали бы её зимующие  птицы.

Наверное  именно это настроение, эти чувства испытывают  птицы в зимние суровые дни.

б) повторение пройденного и введение новых слов  

 А, сейчас  на мокшанском языке вспомним названия часто встречающихся в наших краях зимующих птиц.  Разгадаем  кроссворд

      Свиристель название этой птицы на  мокшанском языке произошло от слова сюра ( в переводе) рог, т.е  рогатая  хохлатая птица. С приходом весны  свиристель,как и снегирь улетает на север, где в глухих хвойных лесах  выводит птенцов.

в) работа с учебником

-Тяни  работатама учебникть мархта.  Панжесть кафксогемонь колмоце страницать. Мусть кеветиеце упражнениять, омбоце абзацть.

Задание: прочитать, перевести и расставить  предложения так, чтобы получился связный текст.                  Работаем   вместе.Сначала читаю я  -    затем вы    -   переводим вместе.

  -Кроме хлебных крошек и крупы чем еще можно кормить птиц?

г)  выполнение бумажных птиц

Я знаю, что у многих из вас есть кормушки, что вы кормите зимой птиц. И сейчас в классе я предлагаю вам сделать импровизированную столовую для птиц.

Тя  андомка  - Это кормушка.

А птичек,  ребята,  сделаете вы из бумажных полосок. (объяснение по презентации)

Тя кодама нармонь?

д) вывод

Покормите птиц зимой,                    

Чтоб со всех концов                          

К вам слетались, как домой              

Стайки на крыльцо.                          

Не богаты их корма          

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.    

-Положите   на  правую ладошку своих птичек приподнимите  их и  давайте  представим,  с каким удовольствием  птицы подлетают   к вашим кормушкам,  где всегда есть чем утолить голод и о зиме, я думаю, они будут говорить с другой интонацией.    

Давайте вместе с птичками хором произнесем тему нашего урока   с радостной интонацией.

8. Итог урока     

-Заканчивается наш урок. Мне очень понравилось  работать    вместе с вами. Вы были активными и находчивыми учениками.

- А что нового вы  сегодня узнали на уроке?

-Я надеюсь, что с этого урока вы взяли очень много пользы. Большое спасибо за работу на уроке.  .

9) Домашнее задание.

 А домашнее задание ваше будет такое: на русском языке найти  пословицы,  поговорки  или приметы о зиме.    

Уроксь аделавсь. Стяда.  Няемозонк.

   



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Тялоня, вай, тялоня

Урок мокшанского языка в 4 классе

Цель урока:  учить произносить выражения с различной  интонацией, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы; прививать интерес к изучению мокшанского языка;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:                                                                                                                                - Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях, знать их названия на мокшанском языке
- Правильно подбирать корм для птиц;
- развивать умение чтения с пониманием основного содержания, активизирование словарного запаса, совершенствовать слуховое внимание и восприятие;                                                 - развитие умение логически правильно переводить предложения с использованием мокшанско-русского словаря;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки, уметь работать в группе

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Оборудование:    1)  презентация «Тялоня, вай, тялоня»

                               2)  учебник

                               3)  словарь

                               4)  карточка с заданием

                               5)  ножницы

                               6)  бумажные полоски

1.Орг. момент    

-Шумбратада, кельгома инжихть.

-Шумбратада, шабат!

-Озада. Тячи тейнек сась  пяк лама инжида. Синь ёрайхть ваномс, кода    тинь   содасасть  и кода тинь кельгсасть мокшень кяльть. Озада лацкас. Ушедсаськ урокть.

2. Активизация навыков говорения

- Шабат , а кодама тячи шись?    

-  Кодама тячи числась?

-  Азость кизоть  пингонзон?

-Тяни  кодама кизоть пингоц моли?    

- Азость тялонь кофнень?

-Кодама тяни моли ковсь?  

 3.Проверка домашнего задания 

- Куду ульсь максф  тонафнемс   А.  Ежовонь  стихотворениянц « Декабрьсь»      

- Азондсы стихотворениять…..

 Молодецт.     Пяк пара!

4. Сообщение темы и цели урока

-  А тяни  мон  азондан стихотворения. Тя стихотворениять сермадозе   мокшень    стирнясь Нина Лепаева. Кулхцондость внимательна!      

       Тялоня, вай, тялоня!                      

       Тялоня, вай, тялоня,                      

       Акшеня да кельмоня!                                                                                              

      Ловонь бабат тиентяма,

      Налхксетяма, курькснетяма

- Давайте переведем это стихотворение. ( по строчкам)

- О  чём   говорится в этом стихотворении?

-  Прочитаем  название  этого стихотворения, тему нашего урока  задорно, игриво и радостно!

5.   Работа по теме

-  А сейчас мы с  вами рассмотрим  репродукцию к картине    народного художника Мордовии  Ф. В. Сычкова.   Картина   называется   « С гор»

- Ребята, а  что изображено на этой картине?

- Выполним несколько заданий по этой картине.

-Васенце заданиясь : скажите на мокшанском языке в каком году была написана эта картина.    

Тя  картинась  сёрматфоль  1910 кизоня.

Омбоце заданиясь:  путость инголент  карточкать: нужно составить небольшой   текст по этой картине, дополнив  предложения словами   из справок. Можно пользоваться словарями. Ушедость работать.  

Моли  …     Сембе  модась  вельхтяф   акша …  Шабатне  курькснихть  панда пряста  шуфтонь…   Синь  щёканясна…    Сембонди …. весяла!                                                           Л.В: ловса, пяк, нурдоняса,  тялось, якстерьхть.

- Проверяем  вместе, кто не успел – дописывает, если  ошиблись  -  исправляем.

- Давайте озаглавим  наш текст на мокшанском языке.

 Ребята, я думаю, что каждому из вас нравиться участвовать в зимних забавах: играть в снежки, лепить снеговика, кататься  на ледянке, лыжах, санках или коньках.

 6.Физкультминутка

-   Шабат, азость а мезьса тинь  сяда пяк кельгсасть курькснемантень?

(Мон кельгса курькснемазень ……………..)

-Мольхтяма налхксема и курькснема.   Ётафтама  физкультминутка, цёранят стяда, стирнят стяда.

Мы зимой в снежки играем: фкя, кафта, колма, ниле

По сугробам мы шагаем: фкя, кафта, колма, ниле

И на лыжах мы бежим: фкя, кафта, колма, ниле

На коньках по льду скользим: фкя, кафта, колма, ниле

И снегурку лепим мы: фкя, кафта, колма, ниле

Гостью зиму любим мы: фкя, кафта, колма, ниле

7. Работа по теме урока

а) эмоциональный настрой

-Ребята, но зима это не только забавы, это и  зимние заботы:  это холод,    стужа  и    голод.

-А кто больше всего страдает в это время года?

-Звери еще могут найти пропитание, труднее всего  приходится   птицам.  Огромные сугробы снега,  нет насекомых,   закончились семена растений. И в конце зимы  от голода погибает    много птиц.

-Ребята,   давайте сейчас прочитаем  тему нашего урока грустно и тревожно,  так как прочитали бы её зимующие  птицы.

Наверное,  именно это настроение, эти чувства испытывают  птицы в зимние суровые дни.

б) повторение пройденного и введение новых слов  

 А, сейчас  на мокшанском языке вспомним названия часто встречающихся в наших краях зимующих птиц.  Разгадаем  кроссворд

      Свиристель название этой птицы на  мокшанском языке произошло от слова сюра ( в переводе) рог, т.е  рогатая  хохлатая птица. С приходом весны  свиристель, как и снегирь улетает на север, где в глухих хвойных лесах  выводит птенцов.

в) работа с учебником

-Тяни  работатама учебникть мархта.  Панжесть кафксогемонь колмоце страницать. Мусть кеветиеце упражнениять, омбоце абзацть.

Задание: прочитать, перевести и расставить  предложения так, чтобы получился связный текст.                  Работаем   вместе. Сначала читаю я  -    затем вы    -   переводим вместе.

  -Кроме хлебных крошек и крупы чем еще можно кормить птиц?

г)  выполнение бумажных птиц

Я знаю, что у многих из вас есть кормушки, что вы кормите зимой птиц. И сейчас в классе я предлагаю вам сделать импровизированную столовую для птиц.

Тя  андомка  - Это кормушка.

А птичек,  ребята,  сделаете вы из бумажных полосок. (объяснение по презентации)

Тя кодама нармонь?

д) вывод

Покормите птиц зимой,                    

Чтоб со всех концов                          

К вам слетались, как домой              

Стайки на крыльцо.                          

Не богаты их корма          

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.    

-Положите   на  правую ладошку своих птичек. Приподнимите  их и  давайте  представим,  с каким удовольствием  птицы подлетают   к вашим кормушкам,  где всегда есть чем утолить голод. И  о зиме, я думаю, они будут говорить с другой интонацией.    

Давайте вместе с птичками хором произнесем тему нашего урока   с радостной интонацией.

8. Итог урока     

-Заканчивается наш урок. Мне очень понравилось  работать    вместе с вами. Вы были активными и находчивыми учениками.

- А что нового вы  сегодня узнали на уроке?

-Я надеюсь, что с этого урока вы взяли много пользы. Большое спасибо за работу на уроке.  

9) Домашнее задание.

 А домашнее задание ваше будет такое: на русском языке найти  пословицы,  поговорки  или приметы о зиме.    

Уроксь аделавсь. Стяда.  Няемозонк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план урока по мордовскому

план урока по мордовскому...

Открытый урок на мордовском языке в 1,3 классе малокомплектнык классах

Урок -презентация на мордовском языке (молокомплектные классы).1,3 класс по теме: 1класс-Жш-Ши слокне ; 3класс-Валрисьмось.Урок-презентация.Гайнязевсь вишкста звоноксь,Ушедсь мокшень кялень уроксь.Итт...

урок по мордовскому языку

Урок по мордовскому языку "Кудонь жувататне"...

Конспект урока по мордовскому языку ;Тундась сась

Копспект урока по мордовскому языку в 3 классе на тему "Тундась сась"...

Конспект урока по мордовскому (эрзянскому) языку "Тиринь ёнкске"

Урок эрзянского языка «  Тиринь ёнкске» разработан для 4 класса школ с русским или смешанным по национальному составу  контингенту учащихся....

Конспект урока по родному мордовскому (эрзянскому) языку. Тема:"Эрзянь ярсамопелесь – Эрзянская национальная еда"

Конспект урока по родному мордовскому (эрзянскому) языку. Тема:"Эрзянь ярсамопелесь – Эрзянская национальная еда"...