Конспект урока по мордовскому языку ;Тундась сась
план-конспект урока (3 класс) на тему

Манашкина Ольга Михайловна

Копспект урока по мордовскому языку в 3 классе на тему "Тундась сась"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tundas_sas.docx288.23 КБ

Предварительный просмотр:

1. Учитель:  Манашкина Ольга Михайловна.

2. Класс:  3  Дата: ___________________ 2015г.

Предмет -  мокшанский язык  №  урока по расписанию:  5

3. Тема урока: Тундась сась. (Весна пришла.).

Задачи: 1. Повторение слов по теме весна.

2. Воспитание читательских навыков.

3. Эстетическое воспитание: умение видеть красоту родной природы весной. Заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

4. Воспитание интереса и положительного отношения к мокшанскому языку.

Оборудование урока: компьютер, презентация.

                                          Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие.
- Шумбратада, шабат.
- Шумбрат,____________________
- Ушецаск мокшень келень урокть .

2.  Закрепление изученного материала.

- Кода тонь лемце?

- Монь лемозе________________.

 -Коса тон эрят?

- Мон эрян Александровка велеса.

- Коса тон тонафнят?

- Мон тонафнян школаса.

- Кодама клазса тонафнят?

- Мон тонафнян колмоце клазса.

- Кодама тинь клазоньте?

- Минь клазоньке оцю, валда, лямбе.

2(2). Азость тя мезе? (На слайдах времена года)

- А кодама пингт тинь содатада?  (Мон содан тяфтама пингт: тяла, тунда, киза, сексе )
- А мзяра пингта кизоса?  (Кизоса ниле пингт) (Тяла, тунда,киза, сексе)

Кодама пингсь моли?  (Моли тунда)

3.Определение темы урока.

-Дети, какие слова мы использовали в речевой разминке?

-Как бы вы назвали тему нашего сегодняшнего урока?  

Ответы учащихся.

Тема нашего урока  «Тундась сась»
Запишите тему урока.

4.Работа по теме урока.

- Ребята, прошла холодная зима, пришла весна-красна. С ручейками, птицами, цветами.

- Какие слова можете перевести на мокшанский язык? (Шабат, етась, якшама, тяла, тунда, нармоть, панчфт)

5.Вместо точек вставь нужное слово.

Нармоннятне тевс кундасть,

Пизот тиихть: сась …….   .

Пизонязост озайхть, нарвайхть:

Лефксонь лихтема  …. кармайхть.

  • Нарвайхть – высиживают птенцов.

6.Словарная работа:

Шудерькс

ручей

лямбе

тепло

шиня

солнце

валда

светло

нармонь

птица

лопа

лист

менель

небо






6(2)  Названия птиц:

сязьгата

сорока

шякшата

дятел

граць

грач

псьмар

скворец

яксярга

утка

маци

гусь

6(3)Упражнение в изменении слов по числам: 

нармонь

нармоттне,

шудерькс

шудерькст

шудерьксне.


7. Физкультминутка.

           «Кто знает, пусть дальше считает».

Дети передают мяч из рук в руки. Учитель говорит: «Дети, сейчас мы будем играть. Я скажу «один», а тот, кто возьмет мяч, будет считать до 5 на мокшанском языке»Или «Я скажу число «шесть», а тот, кто возьмет  мяч, сосчитает до 10».  

8. Работа по карточкам в паре:

 Беседа о сохранении природы. Составление рассказа о природе:  

http://i63.photobucket.com/albums/h130/La_Perla_Maria/gur06.jpg

 

Сась                                                                  

ведь—веттне

Шудихть

тунда- тундась                                                      

Эжди  

лов-ловсь                                                            

Састь нармоттне                                          

 сенем

Менель

лямбе ширде  

             Проверяем                                    

             Сась тундась.

 Шудихть веттне. Ловсь кармась солама. Шинясь эжди. Менельсь сенем. Лямбе ширде састь нармоттне.

9.Вместо точек напиши нужные слова.

Етась (кодама?)…………….. тялось.

Сась (кодама?) ………………тундась.

Уфай (кодама?)…………….. кожфкя.

(Кодама?)………………… шинясь солафнесы ловть.

Валхт лезксонди: валда, лямбе, якшама, ару.

10.Раздели цепочку на отдельные слова. (работа в паре)

Шилямбеэждипсьмаршакшаталопаграцтунданармонь.

11.Чтение текста № 5 на стр.107.

12.Закрепление изученного. Раскрась рисунок и напиши знакомые слова.

C:\Users\ODUVANCHIK\Desktop\мордовский язык курсы\КПК морд язык 15\Расскраски 2\111.6.jpg

VI. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке? (Мезе од кармаде содама урокста?) Чему научились сегодня?(Мезнди тонадыде течи?) Что вам понравилось? ( Мезе тынь мелезононт тусь?). О чем расскажете дома? (Мезе тинь азонтада куца? ).

Домашнее задание: прочитать стихотворение о весне на стр.106.

http://steshka.ru/wp-content/uploads/2013/12/zimuushieptitsykartochki.jpg





 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Открытый урок на мордовском языке в 1,3 классе малокомплектнык классах

Урок -презентация на мордовском языке (молокомплектные классы).1,3 класс по теме: 1класс-Жш-Ши слокне ; 3класс-Валрисьмось.Урок-презентация.Гайнязевсь вишкста звоноксь,Ушедсь мокшень кялень уроксь.Итт...

конспект урока по мордовскому языку в 4 классе "Тялоня, вай, тялоня!"

Конспект  интегрированного урока  по мордовскому языку    и технологии  в 4 классе для русскоязычных школ . Урок проводится по теме "Зима" . Идет закрепление названий птиц, ра...

урок по мордовскому языку

Урок по мордовскому языку "Кудонь жувататне"...

Урок по мордовскому языку (4 класс)

Урок на тему "Шачем Мастор"...

Конспект урока по мордовскому (эрзянскому) языку "Тиринь ёнкске"

Урок эрзянского языка «  Тиринь ёнкске» разработан для 4 класса школ с русским или смешанным по национальному составу  контингенту учащихся....

урок родного русского языка "Виды санок"

Ознакомление детей со старинными санками, их развитие и видоизменение до наших дней....