Урок кубановедения:"Дикие и домашние животные"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Оксана Рогожина

Урок кубановедения во 2 классе . Тема : " Дикие и домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kubanovedeniya_dikie_i_domashnie_zhivotnye.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения .

Дикие и домашние животные родного края

Цели:- познакомить детей с разнообразием животного мира   Краснодарского края;

        -развивать интерес к изучению своей малой родины;

        -воспитывать бережное отношение к животным;

        -формировать представление о необходимости охраны  животного мира нашего края.  

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы край родной свой знать.

II.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы урок начнем с игры «Доскажи словечко».Для игры я использовала стихи и загадки кубанского поэта Владимира Нестеренко.

Могут в речке

Плавать сутки

Непоседливые (утки)

«Му и му»

Одно лишь слово

Говорит всегда (корова)

Отгадай-ка, кто проворно

Ищет крошки, ищет зерна?

Говори же не робей-

Это храбрый (воробей)

Для желторотых крошек

Весь день носил он мошек,

Заботливый отец!

Зовут его ( скворец )

Он не любит свет

Дневной.                

Проживает        

Под землей,        

Землю роет,        

Роет-роет.                                                

Каждый день

Метро он строит (крот)

В луже место занимает

И ложится на бочок.

Пуговку напоминает

Розоватый пятачок (свинья)

В дом родной они спешат,

Озабоченно жужжат.

Из садов,  с полей приносят

Сладость, воск и аромат (пчелы)

- Перечислите еще раз отгадки ( утки, воробей, скворец, крот, свинья, пчелы, корова)

-Как одним словом можно их назвать? (животные)

-И вот сегодня на уроке мы будем говорить о животном мире Краснодарского края.

III.  Изучение нового материала

1 . Рассказ учителя о диких животных.

    В давние-давние времена, когда почти вся земля была покрыта густыми лесами, жили здесь и огромные буйволы, и важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, сотрясалась земля под могучей поступью южного слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в теплые края.

   Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает в степях, горах , лесах. И все они очень интересны: от маленьких мышей до огромных зубров.

    На территории нашего края живут очень разные животные

    -Посмотрите на карту. В северных районах края распространены степные животные: грызуны: суслики ,хомяки, полевые мыши, а также ласка, тушканчик и заяц. Они приносят большой вред сельскому хозяйству. Возле рек живет огромное количество птиц и мелких(щегол) и крупных ( цапля).Но больше всего птиц живет в лесу. Недаром говорит русская народная пословица «Нет такого дерева, на  котором птица не сидела». В лесу живут дятлы, синички, зяблики, совы. Птицы приносят большую пользу. Они уничтожают огромное количество вредных насекомых. А вот на берегу моря живут чайки и бакланы, в лиманах и плавнях – цапли, пеликаны, дикие гуси, а иногда прилетают лебеди. Очень много в плавнях куликов.

   -Ребята, как называется хутор  в котором мы  живем?

(Железный)

   _Как вы думаете, почему его так назвали? ( предположения детей)

    - Мы сейчас совершили небольшое путешествие в историю ,а теперь вспомните, о каких животных чаще всего сочиняют сказки  и показывают мультики?

- В лесах Кубани тоже водятся медведи, зайцы, лисы, волки и дикие кабаны, а  также самые крупные хищники: барс и рысь.

У нас очень теплый климат и звери часто меняют свои привычки. Медведь, например, не ложится в спячку зимой, а зачем, если ему и зимой достаточно корма, а заяц не меняет своей окраски, потому, что снега так мало и лежит он совсем не долго.

В горной части нашего края встречаются косули, кавказские благородные олени, дикие кабаны.

- Ребята, скажите какие моря омывают наш край? (Черное и Азовское). В них очень много рыбы. Азовское море очень теплое, мелкое, хорошо прогретое солнцем, поэтому здесь много водной растительности, а значит  и рыбы, которая ею питается. Черное и Азовское моря тесно связаны между собой и поэтому многие виды рыб кочуют из моря в море. В Черном море насчитывается около 160 видов рыбы, более 60 видов- промысловые. Это севрюга, камбала, ставрида, тюлька, хамса. В этих морях также водятся дельфины, удивительные млекопитающие, которые часто парами или стайками сопровождают корабли.

2. Домашние животные.

- Мы перечислили огромное количество животных. Как их можно назвать?( Дикие)

- А какие есть еще животные? ( Домашние)

Слайд

-Назовите диких животных Кубани?

-Назовите домашних животных?

- Чем они отличаются от диких?

3. Работа в тетради.

Закончите стихотворение Евгения Щеколдина.

Он характер свой покажет:

Тронь птенцов  - шипя, накажет.

Знает вся честная Русь-

Это серый важный (гусь)

     

Он ползет со мною рядом,

На пути берет преграды

И бежит отлично кросс

Мой любимый, верный (пес)

Лай собак издалека.

Ветка треснула слегка

Мимо нас, как будто тень

               Пролетел лесной (олень)

Многие домашние животные живут рядом с человеком несколько тысяч лет. Люди приручили их в глубокой древности и сделали своими надежными помощниками и друзьями.

- Найдите родственников среди диких и домашних животных и соедини стрелками.( Работа в тетради стр.27)

IV.Физминутка

                                                Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря!

(Шагаем)

Пролетел веселый жук,

Ж-Ж-Ж

(Машем крыльями-руками)

Гуси шеи выгибают

Га-га-га!

(Наклоны головы)

Клювом перья расправляют

Га-га-га!

Ветер ветки раскачал

(Качаем поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал

Р-р-р!

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш!

(Подняли руки вверх, потянулись)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш!

(Пальцы к губам)

- О каких животных говорилось в физминутке?

-Какие это животные: дикие или домашние?

V. Продолжение  изучения  нового  материала

1.Игра «Чьи это малыши?» и «Кто так говорит?»

- Мы уже говорили о том, что человек заботится о домашних животных.

  - А какие домашние животные есть у вас дома и как вы о них заботитесь? ( Ответы детей)

- Сейчас мы поиграем в игру. Вы попробуете определить, чьи это малыши и что они говорят? ( Вывешивается таблица)

2. Работа в тетради.

-О жизни  и повадках животных мы можем узнать из научных книг, из энциклопедии, из телепередач. А также можно узнать из произведений художественной литературы. Давайте прочитаем стихотворение Евгения Щеколдина « Жеребенок» и сравним его с жеребенком на картине Надежды Кулагиной.

Бежит жеребенок

В степи по дорожке-

Шелковая шейка,

Точеные ножки.

Боится лягушек,

Пуглив и смешон,

А вырастет-

Будет породистый конь.

Обучат его

Самым лучшим манерам:

Как рысью ходить,

Как стремительно бегать.

И скажет жокей,

В свое дело влюблен:

« Отличная лошадь,

Не конь, а огонь».

-В чем сходство и отличие описанных жеребят?

3.Верный друг казака- вороной конь.

-Мы живем на Кубани, а она всегда славилась своим казачеством.

-Как вы думаете, какое животное казаки любили больше всего?

Правильно, они любили лошадей. Прочитайте пословицу.

-Как называют коня в пословице?

- Как вы думаете почему?

 У кубанцев перед выездом из дома

На войну коня казаку подводила жена. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: « На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Жена кланялась коню в ноги, чтобы уберег всадника, то же повторялось и после возвращения домой казака.

В знак большой преданности этому животному и глубокого уважения к истории казачества

   ( Звучит песня в исполнении Кубанского Казачьего хора)

VI.Обобщение изученного материала.

1.Игра «Узнай животное по контуру»

- А сейчас перед вами контуры животных, определите их.

(Медведь, лиса, собака, лошадь, корова, утка, дельфин, белка)

2.Игра «Продолжи цепочку»

-Первый игрок называет животное, другой - животное, название, которого начинается с последней буквы. Например: волк- кобра-аист-тигр и т. д.

3.Кавказский государственный биосферный заповедник.

- Многие животные находятся на грани исчезновения, мы их встречаем очень редко, поэтому государство создает заповедники. Это такое место, где не только нельзя охотиться или ловить рыбу. Там запрещается жечь костры, собирать ягоды и даже травы. В заповедниках ученные изучают природу, пытаются восстановить число тех животных, которых осталось очень мало. Такой заповедник в 1924 году создали на Кубани.

VII.Домашнее задание

Нарисуйте свое любимое  животное.

VIII. Итог урока.

-Вот и подходит к концу наш урок.

-О каких животных  мы говорили на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедение "дикие домашние животные родного края

Материал используется на уроке кубановедения во 2 классе при изучении темы "Дикие и домашние животные родного края"...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Разработка урока по кубановедению "Дикие и домашние животные"

Разработка урока по кубановедению "Дикие и домашние животные" для 2 класса....