Внеурочное занятие " Традиции и обычаи на Дону"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
На внеурочном занятии у ребят появится возможность узнать о традициях казачества, познакомиться с бытом казаков, казачьими праздниками. Помогут в работе разнообразные формы деятельности: собрать пословицы, работа со словарем, казачьи пляски, инсценирование, отгадывание кроссворда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие «Традиции и обычаи на Дону»
Цель занятия:
- знакомство с традициями казаков: в быту, семье, воспитании детей;
- развитие интереса к традициям народа родного края, развитие умения работать с разными источниками информации;
- воспитание патриотических чувств.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, книга «Природа и история родного края», хрестоматия «Край родной»
Ход занятия:
- Оргмомент.
- Доброе утро всем!
Какое утро вы , ребята , можете считать добрым утром?
( Правильно, доброе утро- это, когда все здоровы, все ладится в доме, семье, ярко светит солнце, когда душа поет )
Я хочу пожелать вам, чтобы у вас всегда все ладилось, все получалось ,и душа пела
( песня «Казачья») Песня не только поднимет вам настроение, но и подскажет тему нашего занятия сегодня .
-Вам понравилась песня?
- О чем она? Кто такой казак ? Что вы знаете о казаках?
Тема нашего занятия сегодня « Традиции и обычаи на Дону» . Наше занятие поможет вам больше узнать о жизни казаков , традициях казачества.
- Работа с пословицами.
Чтобы лучше узнать о казаках, обратимся к народной мудрости.
Работа в парах « собери пословицы».
- Земля донская – мать родная.
- Казаку честь за Родину лечь.
- Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.
- Казак без коня – кругом сирота.
- Каков казак , таков и рысак.
- Казак без друзей, что дуб без корней.
- От безделья нет у казака веселья.
- У ленивого курень течет и печь не печет.
Что вы узнали о казаках из пословиц? ( выводы детей)
Не зря с 2002 года казаков считают национальностью ,и язык у казаков свой особый- звенящий, журчащий.
- Работа (в группах) с текстом
Поработайте со словарем ( в уч.пособии «Природа и история родного края»), сделайте «перевод» текстов.
1 группа. (слайд 2)
Супротив нашего куреня расстилается степь. Казаки гутарят, что нет ей ни конца ни краю. Выйдешь за гумно, глянешь на колышущийся ковыль, ажник дух захватывает.
2 группа (слайд3)
У самого Дона займище. Вот пасется маштак, важно бродит по траве кочет, у берега в камышах стоит недвижно чапура.
3 группа ( слайд4)
Богат Дон рыбой. Все знают донского чабака, сулу. А у каждого казака на Дону байда или каюк. Был на Дону – значит ел наваристую щербу.
4 группа ( слайд5)
На майдане собрался весь мир. Ноне собрались все: и сидельцы, и ковал, и чеботарь. Все ждут атамана.
( отчеты групп, чтение исходного и «нового» текстов)
- Физминутка (казачьи пляски под музыку: притопывания, ходьба по кругу)
- Традиции и обычаи на Дону. (информационный блок)
Выступления детей с подготовленными материалами по теме.
- Какие дома строили казаки. (слайд6-7)
Курень – исключительно удобное жилище казака для условий Дона с его жарким летом и недлинной зимой. Курени строились по берегам Дона, который разливался весной. Поэтому курень имел высокий фундамент (каменный). Его называли подклеть или низы. Второй этаж – деревянный из досок, которые красили в зеленый, синий, желтый цвета .
- Кто в доме хозяин? (слайд8)
Главой семьи , конечно , был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами, ухаживал за домашними животными. Кроме того , он принимал участие в общественно- политической жизни станицы: казачьих Кругах, сходах.
- Мать в семье.
На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под ее неусыпным контролем находилось все, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонте одежды.
- Как дочек воспитывали. (слайд 9)
Девочку в доме очень любили. Все девичьи праздники отмечались в узком кругу. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки, платочек в церковь ходить. Девочки начинали работать очень рано. С пяти лет девочка уже могла быть нянькой, а постарше помогала во всем матери.
- Как воспитывали мальчиков.( слайд 10-11)
Мальчиков воспитывали гораздо строже. С пяти лет мальчики уже работали с родителями в поле, пасли скот. С трех лет приучали к верховой езде, рукопашному бою, стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.
- Как отдыхали казаки. (праздники)
Театрализация.
-Здорово кума!
-Да ,на рынке была.
-Никак , ты кума, глуха?
-Купила петуха.
- Прощай, кума!
-Пять рублей отдала.
Любили казаки и отдыхать и праздники почитали. Один из них – «Троица»
(рассказ о празднике сопровождается показом трав, плетением венков)
- Итог занятия. Отгадывание кроссворда.
- Выборный предводитель казаков.
- Маленький казачий городок.
- Этим оружием учат владеть казачат с 10 лет.
- Приземистый донской конь.
- Жилище (дом) казака.
- Место для хранения зерна.
-Все ли любо вам, ребята?
Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы кружка"Традиции и обычаи народов России"
В рамках внедрения ФГОС II поколения мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка "Традиции и обычаи народов России". Презентация отражает деятельность э...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/04/picture-777299-1459794432.jpg)
Внеурочное занятие "Традиции русского гостеприимства"
Сценарий открытого внеурочного занятия духовно-нравственного направления "Традиции русского гостеприимства" 2 класс...
План-конспект внеурочной деятельности на тему "Обычаи и традиции татарского народа" для 1 класса
Татар халкының мең елларга сузылган тормышында тупланган тәҗрибәсе, гадәтләре, кешене шәхес итүче сыйфатлары, бай тарихы, тәрбия зиннәтләре бар. Шуларга мөрәҗәгать итү тәрбия эшенең нәтиҗәлелеге...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-1061943-1537885563.jpg)
Рабочая программа внеурочной занятости «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 1-4 классе.
Рабочая программа внеурочной занятости «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 1-4 классе, составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-1293192-1637648350.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Традиции и обычаи народов России"
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования....
Конспект развивающего занятия для детей с ОВЗ «Основы традиций и обычаев русского народа»
Занятие рассчитано на учащихся 2–3 классов с ОВЗ с целью приобщения к истокам национальной культуры и народному творчеству, формирования чувства патриотизма. Цель: ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-264103-1607003058.jpg)
конспект внеурочного занятия "Традиции общения в русской семье"
Задачами данного мероприятия являются:1. Познакомить детей с понятием «семья».2. Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.3. Во...