Материал для занятия на тему Тульский край в древности
учебно-методический материал на тему

Жукова Екатерина Алексеевна

Тема: Тульский край в древности

1.     Древние обитатели Тульского края.

2.     Когда и как возник город Тула

3.     Жизнь и быт населения Тульского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_-_4._tulskiy_kray_v_drevnosti.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тульский край в древности

План:

  1. Древние обитатели Тульского края.
  2. Когда и как возник город Тула
  3. Жизнь и быт населения Тульского края

I. Древние обитатели Тульского края.

     Предками русского народа являются древние славяне. Славянские племена поселились на территории современной европейской части России около полутора тысяч лет назад. Летопись под названием «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором, сообщает: «Те славяне, которые пришли и поселились по Днепру, назывались Полянами, а другие Древлянами, потому что жили в лесах … и так распространился славянский народ, по нему и грамота называлась Славянская … а Вятко с родом своим сел на реке Оке, от него назвались Вятичи».

     Вятко был вождём одного из славянских племён. Река Ока протекает по Тульской и нескольким соседним областям, а значит, предками туляков является славянское племя вятичи.

     Столицей славянского племени вятичей был городок Дедославль на реке Шиворонь (теперь село Дедилово Киреевского района). Основными занятиями у вятичей были охота, рыболовство и земледелие.

Жизнь вятичей была очень сложная. Они жили в небольших посёлках по берегам рек, в селищах, городищах. Подвергаясь многочисленным нападениям кочевых племён.

В 1034 г. земля вятичей перешла во владение князей Черниговских - Олеговичей. В 1246 г. потомки князя Черниговского основали княжения Одоевское, Белевское, Воротынское. С 1396 по 1494 год эти земли были во владении литовских князей. В 1499 г. Иван III впервые разделил государство на наместничества.

     Большая часть территории нынешней Тульской области перешла в ведение Рязанской чети (по Г. Чуднову, 2000).

Когда и как возник город Тула

     Летопись сообщает, что Тула была известна ещё в 1146 году, то есть почти 900 лет назад. Она стояла на речке Тулице, неподалёку от впадения её в реку Упу. Но подробных сведений о том, где именно располагалась Тула того времени, был ли это крупный город или небольшое поселение, в летописях и древних книгах не найдено. Да и археологи пока не обнаружили в Туле следы древнего городища XII века.

     Несколько лет назад тульские археологи проводили раскопки в 30 километрах от Тулы у села Торхова и там обнаружили достаточно большое древнее городище, возникшее примерно в X – XII веках. Вполне вероятно, что ими было найдено месторасположение древней Тулы и Тула была  «кочующим» городом. Сначала он мог быть основан там, где сейчас находится село Торхово, а когда торховское городище было разрушено, Тула могла «перекочевать» на её нынешнее место. Но это ещё предстоит окончательно доказать или опровергнуть нынешним или будущим археологам и историкам.

     18 декабря 1708 г. Петр I издал указ о разделении России на 18 губерний. Тула при этом получила статус провинциального города Московской губернии. С 1708 по 1719 гг. административное деление России несколько раз менялось.

     16-24 декабря 1777 г. по указу Екатерины II произошло открытие Тульского наместничества. В составе наместничества были определены 12 уездов: Тульский, Алексинский, Белевский, Веневский, Одоевский, Каширский, Крапивенский, Епифанский, Чернский, Ефремовский, Ново-сильский, Богородицкий.

     В 1797 г., в царствование Павла I, все наместничества были переименованы в губернии. Вплоть до 1917 г. изменения губернского деления России существенно не касались нашего региона.

     В 1917 г. общая площадь Тульской губернии составляла 30 915 км2, на ее территории проживало 2 027 417 человек.

     Значительные изменения в административном делении губернии были произведены в первые годы после революции. Среди самых крупных изменений следует назвать передачу Каширского уезда в состав Московской губернии (в 1923 г.) и Новосильского уезда в Орловскую губернию (в 1925г.). В 1929 г. Тульская губерния теряет самостоятельность и становится Тульским округом Московской губернии. К этому округу отходят примыкающие уезды Рязанской и Калужской губерний.

      Как самостоятельная единица Тульская область существует с 1937 г.

     После дальнейшей реорганизации и упразднения ряда районов в 1967 г. в Тульской области было закреплено 23 района с девятью городами областного подчинения.

     Основной целью изменений административных границ было приведение их в соответствие с реальными историческими и географическими связями.

Жизнь и быт населения Тульского края

Дом

    Представьте себе, что мы с вами перенеслись на 500 лет назад, и вместо современного города с большими домами, автобусами, троллейбусами мы бы увидели совсем другой город за высокими стенами на берегу реки Упы, а вокруг дремучие леса и болота. Город тот назывался Тулой, и весь он размещался внутри прочных стен. Это и был наш город-крепость – кремль. Внутри кремля в те давние времена было много всяких строений: двор воеводы, канцелярия или «приказная изба», «губная изба» или уголовный суд, богодельня для нищих и убогих и более 100 осадных дворов, то есть домов, где при осаде прятались люди, которые жили за стенами кремля.

     Слюдяные окна тускло освещали жилые комнаты домов. Главным украшением комнат были сундуки, которые были окованы ажурными полосками железа. Вдоль стен стояли длинные дубовые лавки. На лавки укладывались отдыхать после обеда. В древней Руси послеобеденный сон считался не только приятным, но и благочестивым делом.

     Дома топились огромными печами «по черному» - без труб. Едкий дым выходил через окна и двери. В натопленную избу можно было войти лишь после того, как дрова прогорят.

     Самым важным и самым главным делом для человека было и остается строительство дома. Наши предки были мудрыми и практичными людьми. Они тщательно выбирали участок для строительства дома, так как жить в нем предстояло нескольким поколениям. Люди издавна верили в злых духов и нечистую силу, поэтому возле дома сажали березу – оберег (предмет, который служил защитой человеку или дому), а вокруг дома рыли глубокий ров, чтобы нечистая сила не проникла в дом.

     Строили жилище на возвышенности, обязательно недалеко от источника воды. Дороги были плохие, самый удобный путь передвижения – по воде. Важнейшая задача – выбрать деревья для сруба. Обычно это были хвойные деревья. Рубили их в очень сильные морозы, так как считали, что в такое время дерево мертво.

     В центре большого участка ставилась изба. Напротив жилища человека строили сарай, тогда его называли чуланом. В нем хранили вещи и продукты питания на каждый день. Подальше от дома – скотный двор.

     Дом строился большой, крепкий и высокий. Состоял дом из четырехугольного сруба с одним окошком возле переднего угла, где размещали иконы. Этот угол назывался красным, или святым. Под иконами ставили большой дубовый стол, у стен вокруг стола – лавки. К столу относились с большим уважением и называли его «божьей ладонью». Ругаться за столом, стучать по нему, а детям залезать с ногами категорически запрещалось. Стол являлся символом единения семьи. За столом всегда собирались все члены семьи, выражая, таким образом, уважение друг к другу, единство и дружбу. Не менее важной частью избы была печь, которая кормила, обогревала и лечила людей. Располагалась она в противоположном от «красного» углу. Клали ее из камня или глины. Трубу могли себе позволить только богатые люди, бедняки топили «по черному», когда весь дым и сажа оседали в доме, от чего становилось внутри черно и грязно.

     Печь служила и постелью. Передняя часть печи, где находилась плита, называлась казенкой. Теперь это место называли бы кухней. В печи пекли хлебы, варили каши, томили молоко. Скоту готовили корм тоже в печи. Рядом с печкой по стенам устраивали полки для посуды. По всей правой стороне ставили лавки. Под лавками хранили лопаты, топоры, корзины для наседок. На лавках отдыхали после тяжелого труда. Лавки были непростые. Обычно они делались в виде сундуков с крышками. В них хранилась одежда. Лавки были простые. Лавки передней стены делали тоже с крышками, в них хранили яйца, горшки с молоком и сметаной. Их называли кониками.

     Важное место в доме – порог. Дверь прорубали низко, чтобы каждый входящий кланялся хозяину и чтобы тепло в доме лучше сохранялось. Открывалась дверь не в дом, а в сени (помещение между частью дома и крыльцом). С порогом связано много обычаев:

  • перед порогом снимали шапки;
  • через порог руки не подавали;
  • через порог не здоровались;
  • гостя встречали за порогом и пропускали в дом впереди себя;
  • входящий в дом должен остановиться у порога и поклониться.

     Поселение, состоящее из нескольких домов, называлось деревней. Облик деревни долго не менялся. Дома были окружены пашнями и выгонами для скота. Для расширения деревни места не хватало. От такой скученности деревня страдала. Когда случался пожар, огонь быстро переходил от дома к дому, так выгорали целые деревни.

Роль одежды в жизни людей в прежние времена

     Во что же одевались предки?

     Давайте попробуем превратить пиджаки, брюки, ботинки в одежду торговых гостей или знатных людей того времени. Итак, мужчина одет в боярский кафтан с откидным меховым воротником, на ногах сапоги из мягкого сафьяна, на голове остроконечная шапка. Волосы до плеч и борода. Появление на улице девицы-красавицы вызвало бы неодобрение, потому что боярышне или купеческой дочке место в тереме, а простолюдинке в сенях или людской. Показаться на людях зазорно. Выходить на улицу можно лишь для того, чтобы дойти до церкви и обратно.

     С тех пор как человек стал человеком, он старался с помощью одежды защититься от жары и холода, зноя и дождя. Сначала одежда делалась из шкур зверей. Позднее одежда для человека стала еще и украшением, символом знатности и богатства, показателем благосостояния. Для простых людей основной одеждой была рубашка. Она, по мнению наших предков, защищала от сглаза. Рубашку шили с длинными рукавами и до колен, якобы так она скрывала от дурного сглаза все уязвимые места тела человека. Застегивалась на шее сбоку, поэтому называли ее косовороткой. В каждом населенном пункте Тульского края рубашка отличалась лишь отделкой и некоторыми элементами узора.

     У каждого человека была одежда повседневная и праздничная. Повседневная рубашка обшивалась красной тесьмой, таким образом, люди надеялись защитить себя от нечистой силы. Праздничная одежда украшалась вышивкой, бисером, бусинками. Одежда, как правило, шили из льняного полотна, еще использовали сукно, шерсть, позднее парчу и бархат. Но такую одежду могли позволить себе люди зажиточные.

Как одевались девушки и женщины.

     Девушки простого сословия носили поневу  (домотканая шерстяная юбка)– из трех полотнищ. Потом она превратилась в юбку. Основной ее узор – красно-кирпичная или черно-зеленая клетка. Поневы были еще полосатыми и однотонными.

     Летняя одежда – это сарафан безрукавный, который пришел к нам из Византии. Под сарафан надевали рубашки с длинными рукавами.

     В женский гардероб входила телогрея. Это совсем не телогрейка, к которой мы привыкли. Телогрея – это кофта. Она подпоясывалась под грудью. Шили ее из крашенины (крашеное домотканое полотно). Телогрею синего цвета носили женщины, красного – девушки. Застегивалась она на близко посаженные пуговицы с частыми петельками. На телогрею надевали шубки из заячьего меха с широким заячьим воротником и длинными рукавами. Без такой шубки в Петров день женщины не могли выходить из дома в церковь или в гости.

     Элементом праздничной одежды был кокошник (славянский женский убор), обтянутый бархатом малинового или зеленого цвета, более богатые обтягивали его парчой. Женщины обязательно покрывали голову платком. Они заплетали две косы и укладывали их вокруг головы под кокошник. Девушки заплетали одну косу, а голову повязывали атласной лентой. Обувью служили лапти, валенки, праздничные сапожки и туфли с тупым носом, которые надевали на чулки.

Как одевались мужчины.

     Мужчины всегда были неприхотливы в одежде, они одевались одинаково просто. Длинные широкие штаны, рубаха косоворотка навыпуск красного или синего цвета. Рубашку, так же как и женщины, подпоясывали тонкой тесьмой. Сверху надевали камзол (мужской облегающий длинный пиджак) из шелка или сукна. Подпоясывали его кушаком. Зимой надевали зипун, а сверху – тулуп (долгополая меховая шуба), покрытый сукном. В холодную пору бояре носили шубы из бобра, бедняки – тулупы из овчины.

     Обувь – сапоги с широкими голенищами. На голову надевали круглые шляпы, картузы. Зимой – папахи, шапки из овчины. Бояре носили высокие круглые шапки из меха.

     Все мужское население носило бороды и длинные волосы.

Где любили гулять и отдыхать туляки.

     Улицы города превращались во время праздников в места народных гуляний. В Туле в середине прошлого века любимым местом для гуляний был сквер около кремля, его называли Тульским бульваром. Там росли ветвистые тополя и плакучие душистые акации, которые укрывали гуляющих от жгучих лучей солнца.

     Летом туляки любили купаться в реке. Тон в этом виде отдыха задавали тульские оружейники. На воде они держались легко и использовали все известные способы плавания. Зимой у проруби встречались охотники искупаться в ледяной воде. Считалось, что такое купание 19 января, в день Святого Крещения, смывает все грехи и болезни.

     Сохранился до наших дней обычай бросаться в прорубь или сугроб после бани. Простой народ не имел бань и парился в своих печах. После выпечки хлеба печь долго сохраняла тепло. Вот и забирались в нее попариться люди, считая, что пар облегчает все недуги. Нередко запаривались насмерть, задыхаясь.

Питание.

     В течение столетий славяне традиционно употребляли в пищу ржаной (реже пшеничный) хлеб, каши, овсяный кисель, овощи, репу, редьку, горох. Мясная и рыбная еда была обильна и доступна всем – в лесах было полно дичи, рыбой изобиловали реки и озера. Во время празднеств большим почетом пользовались блины и пироги.

     С давних времен на Руси и до наших дней очень любят блины. Слово «блин» когда-то давно произносились «млин» и имело общий корень со словами «молоть» и «мелкий», означая пищу из размолотого зерна. Возможно, раньше муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками. Однажды эту жидкость пролили на раскаленные камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна, к тому же румяный и круглый блин очень похож на солнышко.

     Что такое каравай? Давным-давно наши предки славяне произносили и писали это слово как «коровай». Почему?

     Очень часто язычники, чтобы задобрить богов, приносили в жертву домашних животных (коров и быков). Однако не всегда жизнь позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из тесте изображение коровы, а позже – хлеб с рожками, «коровай». Пекли и печенье. Оно имело самые разные названия: «мосты», «козули», «кресты», «жаворонки». Такое печенье делают к праздником и сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "Редкие и исчезающие растения Тульского края. Сохраним им жизнь"

Цель проекта:изучение редких и исчезающих растений родного края, занесённых в Красную книгу;воспитание бережного отношения к растениям;воспитание любви к родному краю;формирование умения работать в гр...

"Тульский край" Презентация.

Презентация состоит из фотографий об умельцах и достопримечательностях Тульского края....

Первая мировая война и Тульский край.

Материал можно использовать на внеклассном мероприятии, уроках окружающего мира при изучении истории родного края....

Дидактический материал к занятию по теме: «Правила дорожного движения» для 1 – 4 классов «Особый ребенок»

Дидактический материал в виде сказки может быть полезен при изучении темы "Правила дорожного  движения"  в 1-4 классах "Особый ребенок". В доступной форме знакомит учащихся с видами пешеходн...

Дидактический материал к занятию по теме "Правила дорожного движения" для учащихся 1-4 классов "Особый ребенок"

Дидактический материал в форме сказки может быть полезен на занятиях по теме "Пожарная безопасность" в 1-4 классах "Особый ребенок". Вместе с любимым сказочным героем Чебурашкой дети узнают о причинах...

Материал к занятию по теме "Светлый праздник Рождества"

К слайдам презентации есть подписи с пояснениями. Возраст: 1-2 класс...

Технологическая карта занятия по теме "Наш край"

Данный материал будет полезен учителям начальных классов...