Конспект занятия по краеведению "Ковровчане - герои Великой Отечественной войны"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Ерофеева Елена Игоревна

Занятие в форме интерактивной игры "Мозаика" знакомит учащихся с именами ковровчан - героев Советского Союза

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_kursu_nash_kray.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

города Коврова Владимирской области

Занятие по курсу "Наш край"

«Ковровчане - герои

Великой Отечественной войны»

        

( 4 класс)

Составила и провела: Ерофеева Елена Игоревна,

учитель начальных классов

Конспект занятия по курсу «Наш край» 4 класс.

Ерофеева Елена Игоревна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11

г.Ковров Владимирской области

Тема: Ковровчане – герои Великой Отечественной войны.

Цели: 1) познакомить учащихся с именами ковровчан – Героев Советского                               Союза, участников Великой Отечественной войны и подвигами, которые они совершили;

          2) воспитывать чувство патриотизма и любви к родному городу;

          3) развивать познавательный интерес к истории нашего края.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

Звучит «Вставай, страна огромная».

На фоне музыки учитель читает стихотворение

Гордись, мой друг, что ты есть сын России,

Сын рек её, лесов, озёр и нив,

Что ты прошёл сквозь ливни грозовые,

Усталой головы не наклонив.

С неколебимой твёрдостью героя

Ты защитил в бою и отстоял

Советское Отечество родное,

Ты совестью, надеждой мира стал.

II. Актуализация знаний.

- О каком историческом событии шла речь на наших  последних занятиях?

- Что вы узнали на предыдущих занятиях, о ком мы говорили?

III. Проверка знаний.

- Предлагаю вам проверить свои знания, ответив на вопросы кроссворда, который поможет определить тему нашего сегодняшнего занятия.

      См. приложение №1.   (Слайд 1)

Вопросы кроссворда:

1. Что находилось в годы Великой Отечественной войны в здании школы №1?

2. Фамилия известного ковровского конструктора-оружейника, создавшего противотанковое ружьё.

3. Осенью 1941г. ковровский машиностроительный завод (позже переименованный в экскаваторный завод) изготовил и отослал в Москву большую партию воздухоочистительных фильтров для бомбоубежищ. Что использовалось в Москве в качестве бомбоубежищ?

4. Что было построено на ковровском машиностроительном заводе в трудные дни битвы за Москву для защиты воинских эшелонов и железнодорожных станций от нападения с воздуха?

5. Чьё имя носил завод имени Дегтярёва в годы Великой Отечественной войны?

IV. Определение темы занятия, целеполагание.

- Какое ключевое слово получилось?

- Кого называют героем?

(Слайд   2)    « Герой – человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности»                          

   

- Как вы думаете, о каких героях пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии?

- Назовите тему нашего занятия.

  (Слайд 3)              (Тема: Ковровчане – герои Великой Отечественной войны.)          

- Какие задачи вы перед собой поставите?

        (Задача: узнать имена героев-ковровчан,  познакомиться с подвигами,   которые они совершили.)

V. Работа по теме занятия.

 1. Заочная экскурсия на площадь Победы.

- Ребята, какие памятные места нашего города  связаны с событиями Великой Отечественной   войны?

 - Давайте совершим заочную экскурсию на Площадь  Победы. Что мы видим на Площади Победы? (Слайд 4)

        (Монумент Славы из 3-х гранитных штыков, устремлённых в небо. Их обвивает венок из дубовых листьев. Вечный огонь. Аллея Славы.)                                  

- Предлагаю пройтись по Аллее Славы.

  Почему она так названа?

- Людям, совершившим героические подвиги во имя Победы,   не жалевшим своих жизней ради Отечества,   присваивали высшее воинское звание Герой Советского   Союза и награждали Золотой Звездой Героя. (Слайд 5)

2. Работа в группах.

- Давайте узнаем, какой вклад внесли ковровчане в дело Победы

   на полях сражений. Предлагаю вам поработать в группах.

   Возьмите конверт №1 и выполните задание.

       См. Приложение 2.    ( Работа с текстом.)

- Проверьте правильность выполнения задания.    (Слайд 6)

     - Почему вы не смогли ответить на 5 вопрос?

- Посмотрите номер своего текста и займите место    в соответствующей группе.         ( Дети пересаживаются.)

- Возьмите конверт №2 и выполните задание.

       См. Приложение 3.     ( Работа с текстом.)

- Вернитесь на свои прежние места, обсудите в группе полученную  информацию и заполните таблицу полностью.

VI. Закрепление знаний.

- Пользуясь своими записями, расскажите об Алексее Васильевиче Лопатине.

( Ребенок рассказывает, на доску вывешивается портрет Лопатина А.В.)

-Кто хочет рассказать о Бурматове Владимире Александровиче?

( Рассказ ученика, портрет на доске.)

- Что вы узнали об Иване Васильевиче Першутове?

- Расскажите о Ранжеве Павле Константиновиче.

- Послушаем информацию о Ястребцове Викторе Ивановиче.

VII. Работа с картой города.

- Как в нашем городе увековечена память о героях войны?

Ребята – пятиклассники нашей школы провели исследовательскую работу и узнали, какие ковровские улицы носят имена героев Великой Отечественной войны. Сегодня двое из этих ребят у нас в гостях.  Послушайте рассказ о  Генералове Алексее Петровиче. ( Рассказ о герое, портрет  вывешивается на доску)

(Слайд 7)- Посмотрите на экран. Вы видите карту города. Вот улица Генералова А.П.

- Возьмите из конверта №3 карту и найдите на ней эту улицу.  Отметьте её цветным карандашом

  См. Приложение 4.

 

- Следующий рассказ о Василии Дмитриевиче Блинове

( Проводится аналогичная работа.)

VIII. Домашнее задание.

- О каких героях – ковровчанах вы узнали?

- Их именами  тоже названы улицы нашего города. Дома найдите эти улицы и отметьте их на карте.

IX. Рефлексия.

- Давайте проверим, что вы узнали на занятии. Возьмите конверт №4. Самостоятельно выполните задание.

  См. Приложение 5.

- Проверяем.     (Слайд 8)

X. Итог занятия.

- Сегодня мы прикоснулись к особым страницам истории нашего народа, узнали о необыкновенных людях. В знак признательности и благодарности за великий подвиг почтим их память минутой молчания.

Все встают. Звучит песня «Поклонимся великим тем годам» (Слайд 9).

- Спасибо за работу. Занятие окончено.

                        Приложение 1.

Приложение 2.

Задание №1.

           Прочитай текст и ответь на вопросы.

           Сразу после начала войны 22 июня 1941 года более 700 ковровчан – добровольцев обратились в военкомат с просьбой зачислить их в Красную армию.

Всего в годы Великой отечественной войны Ковровским военкоматом были отправлены на фронт более 19000 человек, из них 8360 человек погибли.

           Ковровчане воевали «на земле, в небесах и на море».

          16 наших земляков получили высшую воинскую награду – Звезду Героя Советского Союза.

         Вопросы:

  1. Сколько наших земляков воевали на фронтах Великой Отечественной войны? ________________________________________________________
  2. Как называется высшая воинская награда? __________________________

__________________________________________________________________

  1. Сколько ковровчан – участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза? __________________________________
  2. Как вы понимаете выражение: «Ковровчане воевали

на земле ________________________________________________________

в небесах _______________________________________________________

на море» ________________________________________________________

     5. Заполни таблицу:

Ковровчане – Герои Советского Союза.

ФИО героя

Годы жизни

Род войск

Воинское звание

За что получил звание

Героя Советского Союза

1. Лопатин

Алексей Васильевич

2. Бурматов Владимир Александрович

3. Першутов 

Иван Васильевич

4. Ранжев

Павел Константинович

5. Ястребцов

Виктор Иванович

Приложение 3

Задание №2.

Карточка №1

Прочитай текст и заполни соответствующую строку таблицы.

Лопатин Алексей Васильевич родился в 1915 году. Окончил военное пограничное училище. Лейтенант, начальник 13-ой пограничной заставы.

С первого дня войны в течение 11 суток со своими товарищами героически отражал атаки врага. Пограничники стояли насмерть, не пропустив гитлеровцев через свой рубеж. 2 июля 1941 погибли последние бойцы заставы.

Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Карточка №2

Прочитай текст и заполни соответствующую строку таблицы.

Бурматов Владимир Александрович родился в Коврове в 1921 году. Окончил лётную школу. Лётчик-истребитель, старший лейтенант, воевал в Заполярье. Произвёл 191 боевой вылет, лично сбил 12 самолётов противника. За это был удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны жил и работал в Коврове. Умер в 1986 году.

Карточка №3

Прочитай текст и заполни соответствующую строку таблицы.

Першутов Иван Васильевич родился в 1920 году. Лётчик-штурмовик, лейтенант. Совершил 93 боевых вылета, в результате уничтожил 65 танков, 175 автомашин, десятки вражеских орудий, много живой силы противника.

Погиб в 1944 году.

Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Карточка №4

Прочитай текст и заполни соответствующую строку таблицы.

Ранжев Павел Константинович родился в 1918 году в городе Коврове. Окончил танковое училище. Командир самоходной установки, лейтенант.

Отличился в уличных боях в Берлине. Раненый, на подбитой машине продолжил бой. Уничтожил 4 танка и 26 очагов сопротивления противника. За это получил звание Героя Советского Союза.

После войны жил и работал в Коврове. Умер в 1977 году.

Карточка №5

Прочитай текст и заполни соответствующую строку таблицы.

Ястребцов Виктор Иванович родился в 1919 году. На фронте с июня 1941. Сержант, пехотинец.

В 1944г. в тяжёлом бою за украинское село, выполняя боевую задачу, закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

                        Приложение 4.

Приложение 5.

Задание №3.

Соедини имя героя   с описанием  подвига,

который он совершил.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один...

Презентация проекта "Герои Великой Отечественной войны - ковровчане"

В данной презентации учащиеся предоставили материал для защиты  проекта "Герои Великой Отечественной войны - ковровчане", удостоенных почетного звания - Герой Советского Союза.  ...

Урок мужества "Мы родом не из детства-из войны", посвящённый детям-героям Великой Отечественной войны.

Знакомство  учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы....

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...

Конспект внеклассного мероприятия «Юные герои Великой Отечественной Войны»

Цели: знакомство с подвигами детей во время ВОВ; воспитание гордости за своих сверстников, любви к своей Родине, своему народу.Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент «Юные герои...

Квест-игра, посвященная Дню Великой Победы «Память о героях Великой Отечественной войны»

Квест-игра,посвященная Дню Великой Победы«Память о героях Великой Отечественной войны»...