Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Литературию"
рабочая программа (2 класс) на тему

Наркевич Людмила Петровна

В данной программе на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей в процессе читательской деятельности. Активное использование методов стимулирования детского художественного творчества - сочинительство, коллективноек обсуждение сочинений, инсценирование - стало особенностью программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Содержание работы27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. В последние годы в программы обучения младших школьников все увереннее входит литература как предмет эстетического цикла. Но читательская деятельность не исчерпывается только школьным литературным образованием. На формирование читательских умений, навыков, интересов влияет семья, средства массовой информации, межличностное общение. Практика показывает, что возможности школьной библиотеки в этом смысле велики. Уроки в библиотеке способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 2 год обучения.В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе читательской деятельности. Активное использование методов стимулирования детского художественного творчества - сочинительства, коллективного обсуждения сочинений, инсценирования, - стало особенностью программы.

Цель программы:

доказать, что книга – самое удивительное чудо на свете

Задачи:

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;                                                

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- формирование у младших школьников интереса к чтению, желание читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного. 

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

 - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;

 - ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.

Новизна программы внеурочной деятельности «Путешествие в страну Литературию» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к русскому народному фольклору, а именно к сказкам, пословицам, загадкам и т.д. и к тем  произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  Она построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить 2 раза  в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок (в данной программе элементы фольклора)  игровых моментов. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

 Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.

Курс рассчитан на 68 часов.

Прогнозируемый результат реализации программы

  1. Оптимальное повышение техники чтения.
  2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  3. Умение работать с книгой.
  4. Умение работать с текстом.
  5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

На каждом этапе решаются конкретные педагогические задачи.

        На втором году обучения ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через стихи, маленькие рассказы современных детских писателей. Дети читают книги об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Программа 2 года обучения призвана приобщить детей к работе с книгой, помочь им овладеть умением понимать содержание прочитанного. Дети получают представление о художественной литературе, узнают автора и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям; овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение читающего, «проигрывают» произведение, перевоплощаясь в рассказчика или героя.  

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

   Первый  год  обучения

Тема 1. Книги – лучшие друзья. – 4 ч.

Тема 2. Сокровища духовной народной мудрости. – 8ч.

Тема 3.Краски осени. – 6 ч.

Тема 4. Волшебный ларец сказок. – 8ч.

Тема 5. Веселые соседи, счастливые друзья. – 5ч.

Тема 6. Здравствуй, зимушка! – 5ч.

Тема 7. Литературные сказки. – 7ч.

Тема 8. Весна! Весна! – 5ч.

Тема 9. Мои самые близкие и дорогие. – 3ч.

Тема 10. Люблю все живое. – 8ч.

Тема 11. Жизнь дана на добрые дела. – 9ч.


Тематическое планирование

Содержание

 Книги – лучшие друзья.

Рукописные книги.

Что? Где? Почему?

Художники-иллюстраторы.

Веселится  весь народ. ( Песенки, небылицы, потешки,  заклички)

Скороговорки на пригорке.

Эти загадочные загадки.

Считалочки-игралочки.

Сокровища духовной народной мудрости.

                           

Народные промыслы. Странички из энциклопедии.

Проект. Подготовка к празднику «Веселый хоровод»

Веселое , серьезное, поучительное.

Краски осени.

Народные приметы  об осени.

С. Маршак «Круглый год».

Творческая  мастерская «Краски осеннего леса». (Пишем рассказ)

Творческая мастерская «Сочиняем стихи».

Проект.  «Прогулка по осеннему парку» (Стенгазета, фотоальбом, презентации).

Волшебный ларец сказок.

Про мушек и зверюшек.

Доброе братство милее богатства.

Конкурс  «Узнай сказку».

Творческая мастерская  «Сочини сказку».

«Сто фантазий.» ( Сказки в стихах).

Викторина по произведениям устного народного творчества «Веселый хоровод».

Творческая мастерская « Разлетелись, словно птицы, по странице небылицы»

«Веселые соседи, счастливые друзья».

Пословицы и поговорки «Мир и согласие».

Творческая мастерская.  Составление сценария для постановки детских телепередач.

Описание и разыгрывание ситуаций к рассказу Т .Коти «Замок на песке».

Книги на тему «Мы – друзья».

«Здравствуй, зимушка!»

Проект «Готовимся к Новогоднему празднику.»

Проект «Готовимся к Новогоднему празднику.»

Рождественские стихи «Звездочка лучистая».

«Праздник начинается, конкурс предлагается».

Литературные сказки.   «Чудеса случаются».

Мои любимые писатели.  А.С.  Пушкин.

Мои любимые писатели.  Сказки русских писателей.

Сказки К.И. Чуковского.

Сказки зарубежных писателей.

Викторина по сказкам.

Проект «В мире добрых сказок» ( театральное представление.)

Весна! Весна!

Весна в картинах художников, музыкантов.

Творческая мастерская. «Весна! Весна! И все ей радо!»

Проект «Стихи для  мамы».

Встреча Масленицы.

Мои самые близкие и дорогие.

Проект «Моя семья»

Проект. Каталог по теме «Семья».

Люблю все живое.

Проект. «Мой питомец»

Проект  «Красота вокруг меня»

Творческая мастерская. Сравнение художественного и научного текста.

Рассказы и сказки о природе В .Бианки.

В. Бианки «Лесная газета».

Маленькие рассказы Н.И. Сладкова.

Произведения Э. Шима, М. Пришвина, Г. Снегирева… о природе.

Жизнь дана на добрые дела.

«Волшебные»  слова и добрые дела.

Умные договариваются, а глупые ссорятся.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Как следует себя вести, чтоб никого не подвести.

Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести».

Рассказы Н.Н. Носова.

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия в библиотеку.

Литература

  1. Интернет- ресурсы
  2. Хрестоматия для чтения 2 класс: Давыдова Т., Позина Е. Стрекоза, 2007 г.
  3. Т. Коти Литературное чтение. Творческая тетрадь 2 класс. «Просвещение», 2013г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Страна этикета" для обучающихся 2 класса.

Данная рабочая программа "Страна этикета" по внеурочной деятельности составлена по всем требования ФГОС. Она направлена на общекультурное воспитание обучающихся 2 класса. Рабочая программа имеет не то...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Путешествие по Стране этикета»

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Путешестие по Стране этикета" включает в себя описание нормативно правовой базы, цели и задач, ценностных ориентиров, формируе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"...