потенциал краеведения в становлении личности и социализации школьника.
материал по теме

Богачева Ирина Владимировна

Значение краеведения в становлении личности и социализации школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Потенциал краеведения в социально-личностном развитии школьника. (Программа «Юный краевед», ГБОУ СОШ №138)

В современной системе школьного воспитания и образования. Закон РФ «Об образовании» выделяет национально-региональный компонент содержания образования.

Понятие «социально-личностное развитие школьника» - это процесс, обеспечивающий формирование таких качеств и свойств личности детей как:

- умение осуществлять нравственный выбор;

- уверенность в себе, самостоятельность;

- активность в общении, умение наладить контакт со взрослыми и сверстниками.

Его структура включает мотивационно-эмоциональный, коммуникативно-когнитивный, деятельностно - творческий компоненты.

Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия. Вместе с тем опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются [10]. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения. Региональный компонент образования нашел свое отражение прежде всего в краеведческих учебных объединениях.

Краеведение - это не просто знания, а метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки[20]. Велико воздействие краеведения на разум и душу. Академик Д. С. Лихачев отмечал: «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности. Культурно-историческая среда как средство обучения и воспитания подрастающего поколения использовалась человеком с незапамятных времен. Дореволюционное краеведение и родиноведение» в России было построено в основном на изучении местного края и его достопримечательностей (В. Е. Глуздовский, Е. А. Звягинцев, Д. Д. Семенов, В. Я. Уланов, К. Д. Ушинский и др.). Наиболее часто предметом изучения становились отдельные знаменательные события, сооружения, личности. В начале 20 столетия историк В. О. Ключевский отмечал пользу изучения местной истории в контексте взаимодействия с окружающей средой. Задачу краеведения как комплексного, всестороннего изучения родного города сформулировал в 20-е годы И. М. Гревс. Его комплексный подход предполагал, наряду с экономикой, изучение культуры, духовной жизни, достопримечательностей и бережное отношение к традициям.

Современные ученые прямо связывают формирование знаний о культурном и природном наследии с задачами образования и просвещения. Признается, что активное изучение и освоение историко-культурной и природной среды региона, органически включенное в учебно-воспитательный процесс, является эффективным фактором познания и непосредственного эмоционального переживания окружающего мира на основе ощущения субъективной причастности к прошлому настоящему и будущему[20].

Краеведение рассматривается как синтез различных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной) на основе личностного осмысления истории края. При этом речь идет не только об освоении содержания образования, но и о развивающем значении этого курса. Одним из факторов развития личности выступает содержание краеведческого образования. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я и мой город»).

Именно в начальной школе наблюдается рост познавательно-интеллектуальных сил, становление эмпатийно-рефлексивных качеств личности, закладывается представление о социальных ценностях. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего мира и учится грамотно с ним взаимодействовать. Поэтому краеведческое образование целесообразнее начинать уже в младших классах. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Человек принципиально отличается от животных негенетическим, социокультурным типом наследования и передачи информации. Человек стал духовно-нравственным существом, когда начал соблюдать обряды и передавать мифы из поколения в поколение. Краеведение решает важнейшую задачу сохранения и освоения новыми поколениями исторической памяти человечества, причём памяти родовой, местностной, близкой, непосредственно затрагивающей сердцевину души воспитанного человека [10]. Следовательно, без краеведения по большому счёту невозможен собственно человеческий тип существования. Т.о. первая функция краеведения: культуроформирующая.

Вторая функция: культурообъединяющая. Краеведение обеспечивает объединение жителей края в живой социальный организм. Человек, который занимается краеведением, приемствует труды предков и формирует духовный кругозор потомков. Он включается в общее дело, испытывает огромный эмоциональный подъём от чувства своей неслучайности на земле. Такое чувство возникает, например, когда благодаря предпринятым усилиям удаётся вернуть из забвения имена людей, дела которых живут в нашей жизни. Воздав им должное, мы сами становимся содержательнее, богаче наши человеческие связи. Но, возрождая память, мы связываем себя и с последующими поколениями, формируем духовный кругозор. Следовательно, краеведение это способ активного, неравнодушного отношения человека к жизни, способ общинной самоорганизации людей, живущих в данной местности.

Третья функция: воспитательная. Краеведение создаёт возможность взаимообогащающего диалога представителей различных поколений, различных образов жизни. Оно закладывает традицию уважительного отношения к своим предкам. У нас пока ещё не стало нормой уважительное отношение к опыту предшествующих поколений. На протяжении ХХ века в России произошло два социокультурных разлома (1917, 1991), приведших к разрывам в культурной трансляции[4]. Крайне опасно для отечественной культуры преобладающее нигилистическое отношение к историческому опыту советского периода. Человек с провалами в памяти невменяем. Краеведение даёт каждому поколению возможность осознать своё место в исторической перспективе и стоящие перед ним задачи.

Четвёртая функция: просветительская. С.О. Шмидт сформулировал это, сказав: «краеведение - это школа воспитания культурой; оно облегчает выработку форм творческого общения людей разных поколений, разного уровня образования и специальной подготовки (научной или художественной, в области ремесла)»[26,c.6] . Человек, воспитанный в этой школе, становится поистине просвещённым. Он будет знать и развивать собственную культуру и сможет отнестись с заинтересованным уважением к представителю другой культуры, окажется способным к диалогу, никогда не уничтожит чужие культурные памятники.

И пятая функция: нравственная. Чувство нравственного долга - важнейший стимул краеведческой деятельности. Человек чувствует связь с жизнью родной земли и ответственность за сохранение её исторической памяти. Нельзя просто выучиться на краеведа, им можно только стать. (Важной частью такой работы должно быть биографическое краеведение. Дети с удовольствием слушают рассказы о судьбах архитекторов, художников). Краеведение обеспечивает сохранение исторической памяти и воспитывает чувство соотнесённости индивидуальной судьбы с судьбой сообщества людей данной местности и умение понимать культурное наследие, предполагает включение с детского возраста в процесс освоения, преемственности и созидания культуры. Окружающий человека мир - это, прежде всего, его среда обитания. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, позволяет человеку чувствовать себя уверенно, продуктивно взаимодействовать с миром. При этом у человека рождается определенное избирательно-оценочное отношение к различным сторонам окружающей действительности. Важно, чтобы это отношение формировалось не только через призму личностных, но и социальных ценностей. В связи с этим использование краеведческого материала в учебном процессе приобретает особую важность как фактор социализации личности, условие формирования гражданственности, патриотизма. Пространство Санкт-Петербурга – особая социокультурная среда. Чтобы представить объем и насыщенность культурной жизни города, обратимся к цифрам. В Санкт-Петербурге 2000 библиотек, 221 музей, более 80 театров, 100 концертных организаций, 80 клубов, 62 кинотеатра, 45 галерей и выставочных залов.

«Детская жизнь» Петербурга насыщена событиями. На сайте http://peterburg2.ru/ (Детский раздел) ежедневно предлагается большой выбор программ досуга. В Петербурге ежегодно выходит справочник для родителей «Город Детства». В нем представлены образовательные учреждения Петербурга (детские сады, школы), учреждения дополнительного образования и культурно-досуговые учреждения (спортивные школы, школы иностранных языков, дома детского и юношеского творчества), детские оздоровительные лагеря, парки развлечений и многое другое. В справочнике можно найти краткое описание программы, телефоны и сайты учреждений. Информация структурирована по районам, что облегчает поиск и дает возможность увидеть, насколько широко представлена деятельность тех или иных учреждений в каждом районе.

Информация о культурно-образовательной среде Петербурга, адресованная детям младшего школьного возраста и их родителям, размещается на сайтах в системе Интернет. Родителям в большинстве случаев занятых работой, бытом, живущих в условиях дефицита времени, трудно выбрать программу культурного досуга наиболее соответствующим актуальной задаче общего школьного образовательного процесса. В данном случае незаменимым является программа дополнительного образования по краеведению.

Последовательное, в доступной форме с учетом возрастных особенностей детей изучение культурного наследия региона способствует становлению исторического сознания, осознанию такой социальной категории как «Я-петербуржец». Познание и оценивание с личных позиций культурного наследия родного региона происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является младший школьный возраст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание, как условие становления личности, формирования её ценностного и организационно - деятельностного потенциала».

Выступление на педагогическом совете, посвященном проблемам нравственного воспитания школьников.  В коротком обзоре: элементы нравственной свободы:  возрастные и психологические особенности ...

Духовно-нравственное становление личности младших школьников

формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе эле...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Обобщенный педагогический опыт по теме" ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ   ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ   ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»...

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Социализация как фактор успешности становления личности младшего школьника

Одной из задач школы на современном этапе становится создание условий для формирования социально успешной личности ребенка. Процесс социализации - эта та сила,которая заставляет человека развиваться. ...

«Взаимодействие классного руководителя, школы и семьи в формировании и становлении личности младшего школьника»

Аннотация    Наиважнейшей задачей современного воспитания создать пространство общения  для включения  детей  в творчески развивающую жизнь. удовлетворение  л...

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...