ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
статья на тему

Колемаскина Лариса Викторовна

Обобщенный педагогический опыт по теме" ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ   ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ   ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕННЫЙ   ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ОПЫТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МАОУ Тисульской СОШ №1 п. Тисуль Кемеровской области

Колемаскиной Ларисы Викторовны

« ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ   ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ   ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

                                 Cодержание

        

Раздел

I. Информация об опыте

                         

             1.1. Тема опыта                

             1.2. Условия становления опыта

           1.3. Теоретическая база

             1.4. Актуальность опыта

             1.5. Новизна опыта

             1.6. Адресность опыта

             1.7. Трудоемкость опыта

             

                

        II. Технология опыта                                                                            

             

          III. Результативность опыта

        


         IV. Список литературы

        


         

                                                    Информация об опыте.

Тема опыта.

Духовно- нравственное развитие личности.

Цель: формирование духовно- нравственных ориентиров младших школьников средством взаимодействия семьи и школы.

Условия формирования опыта.

В каждом наборе, в каждом классе есть дети из многодетных семей, малообеспеченных, неполных семей, семей, входящих в группу риска. Большинство учащихся живут в семьях, в которых родители имеют полное среднее и среднее специальное образование. Социальный состав учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические возможности, личностную направленность.

Одна из важнейших задач педагогов – способствовать развитию и воспитанию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта основана на идеях Концепции модернизации Российского образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393)

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье.

Теоретическая база опыта основана так же на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию

Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет: характер современного национального

Воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном

конкурентном мире. При этом образовательные учреждения

должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семья

ми обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь

на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих

педагогических требований, соответствие которым обеспечит

эффективное участие образования в решении важнейших общее

национальных задач. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка

становления и развития высоконравственного, ответственно

го, творческого, инициативного, компетентного гражданина

России. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

В Инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 22.07.2002 г. №30-51-547/16 [8, 38-39] говорится: «Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Общеобразовательное учреждение по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие  ребенка, родителей и социума.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально – педагогической системой, стремиться к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования

семейного воспитания».

Актуальность опыта. 

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Сегодня наиболее типичной для России становится однодетная семья, воспитательный потенциал которой, как известно, значительно ниже.

Материальные возможности многодетных семей резко снизились, около 70% из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных семей.

Наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращения времени на общение с детьми.

И все же  семья для многих детей по–прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного  социального становления.

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Создавая этот опыт, я пришла к такому выводу: семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. 
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.
 Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы предложить ребенку качественный образец действия и поведения, создать условия для его собственных действий, помочь перевести оценку окружающих людей в самооценку ребенка, вызвать у него желание повторных аналогичных действий. 

Суть взаимодействия школы  и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.  
        Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.              
        Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.       Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности. 
       Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.       
       Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составление программы его развития.       
      Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.          

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:      

- обеспечение качественного образования учащихся;

- формирование нравственности и культуры поведения  учащихся;

- подготовка школьников к семейной жизни;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Взаимодействие учителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания  детей.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в разработке мероприятий, направленных на духовно – нравственное развитие младших школьников. Определены содержание, формы и методы взаимодействия в развитии нравственно устойчивой цельной личности.

Адресность опыта– система воспитательной работы.

Технологические идеи, разработанные в опыте, охватывают воспитательную систему в начальных классах и имеют продолжение  в средних классах. Материалы  могут быть использованы учителями, родителями.

Трудоемкость опыта.

Над этой темой я начала работать пять лет назад.  Успешность этой работы зависит от того, как будет реализован  принцип организации совместного творчества учителя, учащихся и их родителей.

Технология опыта

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Начиная работу над данной темой, я ставила перед собой следующие задачи:

Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся;

Формировать активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Формировать коммуникативные умения и навыки, способствовать адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

Главная цель моей работы это – воспитание у младших школьников познавательных интересов, творческих способностей, духовно-нравственной личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в коллективе и строить отношения дружбы между одноклассниками и родителями через взаимодействие школы и семьи.

Известно, что в жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является педагог, от него исходят все требования. Для этого я использую различные способы сплочения, включая детей в разнообразные виды деятельности.

Начиная работать с новым классным коллективом, я знакомлюсь с будущими первоклассниками ещё до школы.

Первое, что я делаю- это провожу собеседование с ребенком. В собеседовании использую такие вопросы:

Какие слова говорят люди друг другу по утрам?

Какие слова говорят люди друг другу перед сном?

Каким ласковым словом тебя называют дома?

Есть ли у тебя любимые игрушки?

Как ты помогаешь родителям дома?

Какие праздники в твоем доме для тебя самые любимые?

Что тебя может огорчить?

Есть ли у тебя друзья?

В ходе собеседования я получаю информацию об интересах ребенка, об его увлечениях. Изучаю характеры и интересы детей, а также семей, в которых они растут и воспитываются. Наблюдая за детьми, обращаю  внимание на то, что много общих интересов, а значит, легче будет сплачивать их в коллектив. Дети делают попытки (часто удачные) сообща решать различные проблемы, которые возникают в классе, переживают за своих одноклассников, вместе радуются удачам и огорчаются неудачам. Но все-таки возникают конфликты из-за неуравновешенности и вспыльчивости некоторых детей. Совместно с психологом школы,  устанавливается причина такого поведения детей. В связи с этим  проводятся беседы с родителями, даются рекомендации психолога. Выяснилось, что  у детей плохо воспитана коммуникативная культура, в этом направлении я поставила перед собой цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общежития.

Таким образом, исходя из возникших проблем, и с учётом особенностей класса ставлю перед собой  следующие задачи на ближайшие четыре года:

- изучить индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка   совместно с психологической службой школы;

- работать по развитию и сплочению классного коллектива;

- воспитывать ответственное отношение к учёбе;

- воспитывать культуру поведения;

- воспитывать духовно- нравственные ценности;

Исходя из задач, поставленных мною, провожу следующие мероприятия: классные часы,  экскурсии,   беседы,   встречи с интересными людьми,  конкурсы, концерты.

Тематика классных часов разнообразна:

1 класс: « Что такое «закон»?; «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).

2 класс: «Я и другие люди»; конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).

3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; деловая игра «Культура поведения человека».

4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать; сочинение «Что я думаю о себе»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…

В классе проводится работа  по приобщению детей к духовно-нравственным  ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла.  Ежегодно класс участвует в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах.  Тематика конкурсов разнообразна: « Удивительный мир животных», « Если бы я был волшебником», « Люблю поэзию», «Подарок маме», «Спорт дает силу» и др. Нравятся детям встречи с интересными людьми. Например, с ветеранами войны. С удовольствием посещаем спектакли, игровые программы в Доме творчества. С большим интересом мои воспитанники принимают участие  в различных конкурсах, концертах, соревнованиях. Все  мероприятия направлены на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия.

Проводится работа по   воспитанию любви  к своей  Родине. Прошли классные часы “Я гражданин и патриот своей страны”, “Мои права и обязанности”, “Помним о ветеранах” и др.   Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.  

Большое значение   уделяю  воспитанию у детей бережного  отношения к природе.  Ежегодно учащиеся принимают участие в  различных акциях:  “Птицы - наши друзья”, « Братья наши меньшие» и др.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Мой класс участвует  во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся  в школе. Ребята посещают спортивные кружки и секции поездку. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.

Совместная деятельность с социальными партнерами становится благоприятной средой для развития личности ребенка. Взаимодействие с субъектами социума осуществляется по следующим направлениям: работа на базе школы кружков и спортивных секций от Центра дополнительного образования и детской юношеской спортивной школы;

проведение совместно с Домом  детского творчества,  Центром досуговой деятельности детей и подростков  акций, конкурсов, проектов, соревнований; участие в акциях, операциях и проектах, проводимых УО; совместная внеурочная деятельность с Центром досуга и районной детской  библиотекой; реализация лечебно-оздоровительной работы совместно с центральной районной больницей; сотрудничество со службой профилактики  правонарушений.

Организация учителем взаимодействия ученического сообщества с социальными партнерами                                                                                                              

Форма взаимодействия

Периодичность

Результат взаимодействия

Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования: Дом детского творчества;  Центр досуговой деятельности детей и подростков; Центр искусств; районная детская библиотека


Посещение Центра досуга







Организация экскурсии в Исторический музей





Посещение Детско-юношеской спортивной школы






Совместная работа с учреждением здравоохранения








Сотрудничество со службой профилактики правонарушений и безнадзорности



  1раз в месяц







4 раз в год







1 раз в год






1 раз в четверть






2 раза в год









4 раза в год

Реализация воспитательных программ и программ дополнительного образования, организация досуга





Развитие социально-культурной компетенции обучающихся,

обогащение воспитательной среды школы




Расширение знаний по истории родного края,

гражданско-патриотическое воспитание




Формирование здорового образа жизни, занятость обучающихся в дни каникул, обеспечение благоприятных условий для здорового развития детей




Диспансеризация, формирование навыков здорового образа жизни, обеспечение благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей





Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся, защита прав детей, антинаркотическое образование, социальная адаптация , подготовка к жизненному выбору, социально-педагогическая поддержка «проблемных» обучающихся и семей

Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в классе. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства  личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. А в каждой стране есть органы управления, так и мы в своём классе создаём органы самоуправления. Распределяем поручения, придумываем название стране – классу, определяем органы управления в стране. Обыгрываю следующую ситуацию: «Каким министром я хочу быть?» (Министр здравоохранения, информации, культуры, образования, физкультуры и спорта, охраны законности и порядка, охраны природы, творчества). Самые активные входят в состав органов ученического самоуправления школы. Успехи учащихся поощряются по-разному: грамоты, дипломы, благодарственные письма родителям. На одном из классных часов мы обсудили, что такое « закон» и выработали законы для своего коллектива:

ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.

Закон доброты и любви: Доброта – это сила. Дари людям добро. Люби своих друзей, Родину, свою семью.

Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

Большое значение в жизни класса имеют традиции. Под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Традиционными  в нашем классе стали:

классный час «Как живёшь, дневник?», традиция « Весенний именинник»,  «Тёплых писем», «Праздник любви и дружбы», «Праздник юмора» и т. д. Самое главное – традиции класса способствуют преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывают умение быть человеком.

С целью изучения микроклимата классного коллектива психологической службой нашей школы регулярно проводится социометрические исследования. На рис. 1 изображена динамика микроклимата моего класса за три последние года.

Рис. 1

Динамика микроклимата классного коллектива за период 2010 – 2012 гг.

Примечание: анализ полученных результатов свидетельствует о том, что воспитательная работа, осуществляемая мною, приносит положительные плоды. Ведётся работа по созданию и поддержке благоприятного психологического климата в классе. В классе улучшаются взаимоотношения между ребятами, уменьшается количество отрицательных выборов, повышается толерантность. Отношения все более приобретают характер взаимопомощи и ответственности друг за друга. Вся моя работа направлена на то, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке. 

Очень важным считаю в своей работе сотрудничество с родителями. Семья очень сильно влияет на взгляды ребёнка. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.  Проблема семейного воспитания – это наиболее острая проблема нашего времени.

В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход к решению проблемы духовно-нравственного воспитания в семье. Работая с детьми младшего школьного возраста, считаю работу с семьей одной из главных.

Классный руководитель должен помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка. В том случае, если родители эмоционально готовы получать эти знания и опыт от учителя, только тогда они с большим удовольствием и активно начнут помогать учителю. Они будут рады каждой встрече со своими детьми в стенах школы, с большим интересом будут участвовать в различных тренингах для родителей, соревнованиях и конкурсах, будут всячески поддерживать, и помогать учителю в воспитании наших детей.

Работу с семьей начинаю до первого сентября, когда уже сформирован класс, посещаю семьи на дому, чтобы познакомиться со всеми членами семьи, узнать традиции семьи, условия проживания, наладить контакт с семьей.

Набирая класс, ставлю перед собой цель: создание условий для формирования духовно-нравственного воспитания в семье.

Цель может быть достигнута путем реализации следующих задач:

Расширение представлений о возможностях семьи в воспитании младшего школьника.

Выявление противоречий и проблем в использовании методов воспитания.

Выявление дополнительных возможностей влияния семейных традиций, устоев на формирование понимания ребенком роли семьи в перспективе жизни человека.

Формирование опыта педагогически-обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.

Далее разрабатывается план мероприятий для работы с родителями: родительские собрания на духовно-нравственные темы;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса; 

проведение совместных учебных мероприятий (праздники, конкурсы); 

Использую такие формы работы с родителями по духовно – нравственному воспитанию как:  

1.анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;  

2.индивидуальные консультации специалистов; 

3.наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,  выставки детских работ;

4.экскурсии;  

5.визиты домой; 

С первых дней знакомства с родителями стараюсь донести до них мысль о тот, что источником благополучия ребёнка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Я часто напоминаю родителям, что ребёнок должен быть уверен, что его кто-то любит, и он тоже должен очень кого-то любить. Такая любовь создаёт у ребёнка  чувство защищённости, душевного покоя. При этом он активнее постигает мир, лучше идёт на контакт с родителями, учителем, сверстниками.

Сотрудничество классного руководителя с родителями идёт по трём основным направлениям:

психолого-педагогическое просвещение родителей (конференции, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, тренинги);

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки и мероприятия, помощь и организация внеклассных дел);

участие в управлении школы (управляющий совет, родительский комитет).

                        Организация учителем взаимодействия с родителями            

Форма взаимодействия

Периодичность

Результат взаимодействия

     1. Индивидуальные и тематические консультации

2. Конференции

3. Родительские собрания

4. Дни творчества

5. Посещение на дому

6.Родительский университет ( с привлечением специалистов)

7.Открытые мероприятия и уроки.

8.Тренинги

1раз в неделю


1раз в год

4 раза в год 2раз в год


        2раза в год


        2раза в год

       4 раза в год



1. Родители по-новому взглянули на своего ребенка и на процесс образования в целом.

2. Преодоление авторитаризма.

Отношение к ребенку, как к равному, знание сильных и слабых его сторон и умение  учитывать их.

3. Проявление искренней заинтересованности в жизни ребенка, повышение активности родителей.

Совместная деятельность детей, родителей и педагога может быть успешной, если дети, родители, учитель настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл. На собраниях никогда не говорю о детях плохо, нахожу в каждом ребенке изюминку, чтобы  сделать приятное для родителей. А если были замечания, то о них говорилось в индивидуальной форме, чтобы не принести боль родителям. На собраниях учились, как правильно поступать с детьми в различных ситуациях, как нужно относиться к детям, как помочь и разобраться в новом времени, как не упустить самого главного, чтобы ребенок доверился родителям, учителю, а не улице.  

Шло время, и родители стали приходить в школу просто так, узнавали, как успехи их детей, чем нужно помочь.

Сотрудничество взрослых и детей «на равных», творчество и поиск, отсутствие регламентации и шаблонов, а самое главное забота друг о друге, окружающих людях, об улучшении самого себя вот толчок для сотрудничества родители-ученик-учитель. В конце каждого учебного года на родительском собрании подводим итоги работы за год, анализируем, что удалось, а над чем надо поработать.

Родители видят, как с каждым годом класс становится дружнее, да и родительский коллектив сплоченнее.  Родители получают благодарственные письма за активное участие в жизни класса и школы.  

                               

               

3.Результативность.

Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. И главной задачей для меня было привлечение учащихся к решению вопросов местного значения, повышение их гражданской и политической активности, вовлечение детей в разработку и реализацию социально-значимых проектов. И мне это удалось.

Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.   Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.         

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Мои дети активно участвуют во всех делах, которые предлагает им школа: игры, марафоны, конкурсы, проекты. («Мир без наркотиков», «Здоровый образ жизни», «Мир семьи глазами детей», «Защитим лес Кузбасса от огня», «Милиция и дети» и т. д.)

Итогом моей воспитательной работы можно считать отсутствие учеников, состоящих на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД, отсутствие правонарушений среди моих учеников, т. к. дети все задействованы по интересам, активно принимают участие в жизни класса и школы.

Список литературы

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я- гражданин России!

М. « Вако», 2006г.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания.

М.,Прометей, 1995 г.

Дереклеева Н.И.  Справочник классного руководителя.

М. « Вако», 2007г.

Рожков М.И., Байборода Л.В. Организация воспитательного процесса в

школе.

Ярославль, Академия Развития, 2003 г

Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовнв- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.

« Просвещение», 2009г.

Документы Министерства образования:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393)

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 22.07.2002 г. №30-51-547/16 [8, 38-39]

Методическое письмо «Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей» (письмо МО РФ от 31.01.01 №90/30-16)

Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных                            учреждениях. (Инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от 22.07.2002 г. № 30-51-547/16).

Программа «Духовно-нравственное воспитание и развитие младших             школьников»  разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры

1september.ru «Фестиваль педагогических идей»

uroki.net «Бесплатная методическая помощь для учителей, директоров и завучей…

it-n.ru «Сеть творческих учителей»

4stupeni.ru  «Клуб учителей начальных классов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание как важный фактор становления личности( презентация)

Данная презентация может быть использована педагогами на МО, на родительских собраниях, на педсоветах....

«Духовно – нравственное воспитание обучающихся в условиях становления гражданского общества»

Согласно требованиям ФГОС, духовно – нравственное развитие  и воспитание младших школьников предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (Приказ Мин...

Обобщение опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося"

Материал к научно-практической конференции "Формирование будущего гражданина России и система духовно-нравственнного воспитания школьников"...

Нравственно - эстетическое воспитание, как важнейший фактор формирования личности.

нравственно - эстетическое воспитание в начальной школе....

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Изучение мной данной проблемы показывает, что трудности большинства учеников в освоении предмета, связаны не с его пониманием, а с не умением скоординировать свою деятельность с остальными членами гру...

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Индивидуальный подход важен не только для того, чтобы ученик просто нормально развивался и учился, но и для нормирования таланта, творческой одаренности. Индивидуальность и одаренность – вещи взаимосв...

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.

Огромную роль в воспитании личности играют средства массовой информации....