Нравственно - эстетическое воспитание, как важнейший фактор формирования личности.
материал на тему

Швецова Фаина Александровна

нравственно - эстетическое воспитание в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_esteticheskoe_vospitanie.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности.

Мы живем в сложном мире. Российское общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остается в обществе самый страшный кризис – нравственный.

Сегодня в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу. Поэтому проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех.

Нравственность больше, чем другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в детстве. Воспитание ребенка и в семье, и в школе.  Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе, своему краю.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества были превращены во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Важную роль в формировании нравственности общество возлагает на школу. Поэтому изменения в социальной жизни нашей страны, вызвали перемены и в области просвещения. Становится иной система преподавания.

Сегодня проблема приобретения ребенком эмоционально-нравственного опыта является особенно актуальной. А данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации.

Однако, вопрос о нравственности не нов. Мифология, религия, философия, искусство всех народов мира полны попыток осмысления сложных нравственных коллизий, нравственного становления или деградации человека. По словам Д. И. Дубровского: «сознание человека – довольно «упругий объект», далеко не всегда поддающийся воспитательным воздействиям.

Это каждый знает по себе. Это обстоятельство имеет не только негативное значение, оно и позитивно. Нравственная сфера, по сути своей чрезвычайно консервативна, но она все же нуждается в новациях.

По справедливому замечанию Толстых В. И., мораль предполагает не простое следование общепринятым нормам поведения, а развитую способность человека критически относиться к окружающему и себе. О средствах нравственного воспитания говорили немало во все времена педагоги, психологи и философы. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, все остальное приложится.

Из школы, из жизни они сами будут выбирать и вбирать в себя все доброе и честное. Они будут воспитуемы, как говорил Сухомлинский. Будет основа, и серьезное воспитание во всех его видах и направлениях пойдет им впрок.

Но нельзя строить третий и пятый этажи там, где нет фундамента. Становление нравственного поведения связано с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. Нравственное формирование человека начинается с рождения.

Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: формируются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. В первые годы жизни до школы ребенку особенно свойственна подражательность, он старается вести себя так, как действуют окружающие его люди, требованиям которых он следует накапливая постепенно свой опыт, воспринимая реакцию окружающих на свои желания и действия, ребенок усваивает первые нравственные законы поведения.

Нравственное воспитание в школе принимает другие формы, усложняется воздействие на ребенка, так как к нему теперь предъявляются повышенные требования: необходимо усвоение не только высоких нравственных ценностей, идеалов и принципов, но и организация своей деятельности в соответствии с ними. Став школьником, ребенок углубляет знание этических норм, и ему как разумно мыслящему человеку теперь постоянно приходится рассуждать, что нравственно и безнравственно, опираться в своем поведении на строгие нормы морали.

Заложенное в детстве прочно и устойчиво. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.

Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Организуя учение, труд, игру детей, педагог получает возможность влиять на их нравственное развитие.

Ведущая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит педагогу. Звание «педагог» ко многому обязывает.

Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. К. Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Педагог непрерывно влияет на всех учащихся сразу и на каждого из них в отдельности: словом, жестом, действием, молчанием. Воспитывает каждая мелочь, каждое движение души педагога.

Очень точно подметил эту особенность А. С. Макаренко: «Не думайте, - говорил он, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение». Но педагогу недостаточно знать, что его роль в воспитательном процессе велика. Он должен уметь использовать свои воспитательные возможности в полную меру.

Для этого ему необходимо овладеть действенными методами самооценки личностной и профессиональной готовности к осуществлению воспитания, в том числе и нравственного, уметь распознать характер скрытых личностных влияний на учащихся. Первым вопросом, на который должен получить ответ педагог, поставивший перед собой такую задачу, является вопрос о том, какие личные качества и профессиональные умения особенно важны для нравственного воспитания учащихся. Дети связывают личность учителя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Наилучшего результата, на мой взгляд добиваются педагоги, которые старательно разрабатывают и последовательно применяют проверенные приемы воздействия на личность на протяжении временного отрезка, позволяющего отточить, отшлифовать формируемые качества.

Такие педагоги заботятся о том, чтобы не утратить ни одного достоинства возраста и развить каждый зародыш добра и гуманизма. Педагог должен понимать, что между воспитанием на предыдущих и последующих ступенях существует взаимосвязь. Предшествующее воспитание, сохраняя своеобразие данного периода, ориентируется на особенности будущего, готовит к нему, а последующее воспитание активно опирается на уже накопленный жизненный опыт ребенка. Педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный период еще слабым и неразвернутым.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Педагог свою воспитательную работу по развитию нравственности должен строить как с коллективом в целом, так и с отдельными воспитанниками. Белинский считал, что в воспитании нравственности нужно учитывать: «Что такое нравственность?

В чем она должна состоять? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера – есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий». В нравственном воспитании мне очень помогает использование одного из мощных средств – сказки.

Сказки К. Д.Ушинский называл первыми блестящими попытками народной педагогики. Сказка неотделима от красоты.

Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник любви к Родине, потому что она творение народа.

Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло. Ребята глубоко сочувствуют персонажам сказки. Сказка доступна пониманию ребенка, будит его чувства.

Одно дело сказать: «Не будь злым, будь добрым» и совсем другое, когда ребенок переживает вместе с героем, появляется попытка оценить себя, задуматься над своим поведением. В сказке добро и зло идут рядом, но добро всегда побеждает зло. В жизни, к сожалению, не всегда бывает так.

В ходе бесед выяснилось, что большинство детей (80%) считают, что в мире больше злых людей, чем добрых. И мне надо убедить детей в том, что хороших, добрых людей, для которых важны справедливость, искренность, ответственность, совестливость, тоже немало. И я периодически приглашаю воспитанников в сказочную страну – «Царство человеческих ценностей», где живут все лучшие человеческие качества: доброта, милосердие, преданность, вера, мудрость. Мудрые жители страны не только знакомят своих гостей с человеческими ценностями, но и помогают выйти из трудной ситуации, нужно только попросить у них помощи.

Игра – это такая форма деятельности, которую дети принимают охотно и больше всего любят. В процессе игр обогащается духовный мир детей, расширяется круг их знаний, развивается познавательная активность. Игра делает жизнь детей увлекательной и интересной.

Кроме того, игра – это школа морали в действии (так определил ее известный психолог А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации педагога учат многим добродетелям, терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению.

На занятиях я использую много игровых упражнений. Например, игра «Вежливо-невежливо». Во время неё мы становимся в круг. Я кидаю мяч одному из играющих и одновременно задаю вопрос, например: «Уступить в трамвае место?».  А тот, к кому летит мячик, ловит его, если это вежливо, и отвечает: «Вежливо». Если это невежливо, мяч не надо ловить и сказать: «Невежливо». Теперь тот, у кого мяч сам кидает кому-то из ребят и тоже задает вопрос. Модернизация самой игры в «вежливо-невежливо» помогает детям быстрее осваиваться в ней и включиться в игровой процесс.

Ценностные ориентиры, сформированные у детей, готовят их к жизни в реальных условиях. В целом перед педагогами стоит задача - формировать самостоятельно действующую, нравственно и эстетически гармоничную личность, отвечающую за выбор своего жизненного пути. Детей нужно учить делать правильный нравственный выбор. Нередко сейчас у многих ребят смыслом жизни становится потребительство и отрицание духовных ценностей.

Некоторые дети не могут найти интересное занятие на время досуга, если никто не позаботится об этом, чтобы организовать для них развлечения. Хотя вокруг много интересных дел, было бы желание умение и разум.

Нравственно-эстетическое воспитание является актуальной проблемой и важнейшим фактором при формировании личности. В XІX веке Герцена А. И. обратился к своему сыну: «Кем бы ты не стал, ученым или артистом, политическим человеком или чем хочешь - но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах».

Нравственность — это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки, В начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности, которая является фундаментом для правовой культуры.
 В моей работе разработан план  мероприятий  которые позволят сформировать осознанное уважение к закону и умение использовать их в жизненных ситуациях, осуществлять раннюю профилактику правонарушений. Необходимо отметить, что приведённые темы занятий являются примерными и могут быть заменены или дополнены другими.

 В работе выделены 4 тематических блока. Каждый блок рассчитан на один год обучения: 
«Введение в мир общения» ( 1 класс)
Цель: адаптация учащихся к условиям жизни в школьном коллективе.
«Правила вокруг нас»
Зачем нужны правила? Правила в игре. Моделирование и обсуждение игры без правил. Справедливость. Правила, которые важно знать. Конвенция о правах ребёнка – документ, который тебя защищает.
«Наш класс»
Конвенция о правах ребёнка о праве на имя. Права учащихся в нашем классе. Ответственность. Дежурство по классу. Разработка правил поведения в классе и т.д.
«Безопасная дорога»
Безопасность. Право ребёнка на безопасность в образовательном учреждении. Основные правила безопасности пешехода ( ПДД). Мой безопасный маршрут от дома до школы. Встреча с сотрудником ГИБДД и т.д.
«Я и мои друзья»
Дружба. Все мы – разные. Конвенция о правах ребёнка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Встреча со школьным психологом и т.д.
Знания и умения учащихся к концу 1 класса:

  • избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира, различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое;
  • объяснять свои взгляды, выражать свое мнение о том, что для них является важным;
  • управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение;
  • учиться на собственном опыте, оценивать свои поступки и прогнозировать их последствия;
  • ставить перед собой несложные цели.

«Общение с окружающим миром»( 2 класс)

Цель: формирование социоценностных отношений.
Задачи :
-изучение правил для учащихся и правил поведения в общественных местах,
-формирование умений и навыков их выполнения.

«Наша школа»
Конвенция о правах ребёнка о праве на образование.
Знакомство со школой и её внутренним распорядком. Устав школы – основной закон её жизни. Права и обязанности учащихся в школе. Ответственность учащихся. Встреча с администрацией школы.

«Дом, в котором я живу»
Право на выбор места жительства. Конвенция о правах ребёнка о праве на неприкосновенность жилища. Защита прав ребёнка на жилище в российском законодательстве.
Ответственность семьи за создание условий для развития ребёнка. Распределение обязанностей по дому. Домашние праздники.

«Я и моя семья»
Конвенция о правах ребёнка о праве детей на семейную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Семейный кодекс РФ. Защищённость. Право ребёнка на защиту от жестокого обращения. Встреча с работником органов опеки и попечительства .

«В общественном транспорте»
Безопасное поведение на остановках общественного транспорта. Безопасность детей на транспорте – зона ответственности взрослых. Правила поведения в общественном транспорте. Встреча с работником ГИБДД и т.д.

Знания и умения учащихся к концу 2 класса:

  1. участвовать в несложных дискуссиях с одним человеком;
  2. обсуждать несложные актуальные темы;
  3. определять варианты возможного выбора, принимать решения и делать осознанный выбор;
  4. принимать правила своего класса или группы, следовать им и осознавать необходимость и важность их исполнения;
  5. осознавать наличие у людей потребностей и необходимость выполнения определенных обязанностей для их удовлетворения;
  6. осознавать свою принадлежность к различным группам и коллективам (семья, класс, школа);
  7. понимать, что помогает и вредит окружающей среде и каким образом следует заботиться о ее сохранении;
  8. участвовать в жизни своего класса и школы;
  9. иметь представления о различных источниках благосостояния и понимать, что цели использования средств могут быть различными.

«Человековедение» ( 3 класс)

Цель: воспитание человека, который благожелательно относится к окружающим людям.
Задачи:
-формирование представлений о важной роли правил в жизни человек
установка на изучение и выполнение правил поведения

«Наши соседи»
Кто живёт рядом с нами? Разные люди – разные интересы. Разные люди – равные права. Основные правила общежития. Учимся договариваться – проект «Чистый двор»

«Идём в гости»
Конвенция о правах ребёнка о праве на семейные связи. Мои родственники. Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях и т.д.

«Мои помощники – дорожные знаки».
Дорожные знаки по дороге в школу. Переходим дорогу без светофора. Правила пользования велосипедом. Встреча с работником ГИБДД.

« На экскурсии»
Конвенция о правах ребёнка о праве на отдых и досуг. Как организовать свой досуг?
Культурно-исторические места нашего города. Встреча с экскурсоводом. Правила поведения на экскурсии.

Знания и умения учащихся к концу 3 класса:

  • оценивать влияние своего поведения на других людей;
  • слушать других, играть, учиться и трудиться сообща;
  • определять сходства и различия между людьми и уважать их;
  • понимать, что члены семьи и друзья должны проявлять заботу друг о друге.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали, это, без сомнения – важнейшая задача школы.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет её нравственное формирование.

Мораль – нормы и правила, которые относятся к её сфере, в отличие от правовых норм, т.е. правил поведения устанавливаемых государством, обязательного характера не имеют и практически от самой личности зависит их соблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже серьёзный характер. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдений. Для этого в этике (от лат. ethica- обычай, характер) – философской науке о морали – существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них, характеризуется как нравственное зло.

Нравственное воспитание направленно также и на ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, понимания их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Актуальной проблемой остаётся отношение к детям как к ценности. Дать жизнь ещё одному человеческому существу, иметь детей, воспитывать их – на это, к сожалению, нет установки у многих молодых людей. В школе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринимали, в результате чего установка на брак, материнство, отцовство, на исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не сформирована. Молодые люди, вступив в брак, или вообще не хотят иметь детей, решив « жить для себя», либо относятся к детям как к досадной помехе, уклоняются от своих родительских обязанностей. Всё чаще молодые мамы отказываются от своих детей в роддоме или бросают их на произвол судьбы.

Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании всё намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без основания утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они не казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приёмы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной. В структуру этических воспитательных дел педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль – форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, определяют поведение и поступки человека. Нравственно убеждённый человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признаёт необходимость их выполнения. Но знание и понимание нравственных норм ещё не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманны, критически переработаны воспитанниками.

В систему этических воспитательных дел органично вплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел – формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности – важная и необходимая часть этических воспитательных дел. Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создаётся основа самой природы морали – возможность свободного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.

Нравственные качества личности не сформируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации, конфликтного столкновения нравственных позиций. Нужно дать воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушения этических норм. Тогда древняя истина: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, - приобретёт понятный и конкретный смысл.

Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не выработав навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умению обращаться, деликатности в словах.

Для воспитания патриотизма, коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т.д.

Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать, и совершенствовать нравственные качества современных школьников. – В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к общественным материальным ценностям и частной собственности граждан и организаций, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

Чтобы выработать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.


Вывод

Таким образом, нравственное воспитание в современной школе имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Педагогам необходимо сформировать нравственно устойчивую, цельную личность. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Высокая нравственная воспитанность учащихся должна проявиться в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии цельности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле слова.

Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть подчёркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае грамотный педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание как важный фактор становления личности( презентация)

Данная презентация может быть использована педагогами на МО, на родительских собраниях, на педсоветах....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Обобщенный педагогический опыт по теме" ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ   ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ   ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»...

Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.

Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Изучение мной данной проблемы показывает, что трудности большинства учеников в освоении предмета, связаны не с его пониманием, а с не умением скоординировать свою деятельность с остальными членами гру...

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Индивидуальный подход важен не только для того, чтобы ученик просто нормально развивался и учился, но и для нормирования таланта, творческой одаренности. Индивидуальность и одаренность – вещи взаимосв...

Нравственно – эстетическое воспитание – важнейшая сторона развития личности школьника

Учитель в школе располагает большими возможностями для разностороннего развития детей в процессе их эстетического и нравственного воспитания.      Нравственное воспитание явля...