Занятия 1-8 по истории и традициям Кубанского казачества.
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Конспекты занятий 1-8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatiya_1-6.zip2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1.

Кто такие казаки? (Вводное занятие).

Что вы представляете себе при упоминании слова «казак»? (выслушиваются мнения учеников)

          Отважный воин, мужественный защитник Отечества, неутомимый труженик и заботливый хозяин. А может кто-то вспомнит увиденные дома старинные фотографии из семейного альбома, ясные, уверенные глаза, лица с чувством собственного достоинства… Темное сукно черкески падает свободными складками, отливают серебром газыри с чернью и пояс с набором, рука крепко сжимает причудливо загнутую рукоять сине-серой шашки…

           У одних защемит сердце от воспоминаний рассказов бабушки, как высылали из родной станицы за принадлежность к казачьему званию. У кого-то зазвучат в душе чудные звуки запавшей в сердце казачьей песни. Воспетые в народных песнях защитники Отечества и сгинувшие на чужбине эмигранты с тоской по оставленному где-то в плавнях хутору… Герои стремительной атаки против немецких захватчиков под станицей Кущевской и седые исполнители трогательных песен в станичном фольклорном коллективе… И чеканящие на параде шаг кадеты – надежда и будущее казачества.

Все это органично включено в емкое и глубокое понятие: КАЗАКИ.

В толковом словаре В.И.Даля слово  «казак» предположительно появилось у тюркских народов (татарского, киргизского происхождения). У татар казаками назывались передовые отряды, служившие для разведок неприятеля. В XIV веке на Руси казаками называли вольных людей, они продавали свое воинское умение, а так же работали по найму на различных промыслах. Спустя четыре столетия это слово наконец обретет тот смысл, о котором В.И. Даль напишет: «войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении».

Территория нынешнего Краснодарского края была заселена более 200 лет назад казаками-запорожцами, выходцами из Украины и одновременно – донскими казаками.  Сил для охраны границы от участившихся набегов горцев  в Черноморском войске оказалось недостаточно. В начале 19 века на Линию (границу)  продолжали поселять южнорусских служилых людей, донских и малороссийских казаков.  И в 1832 г отдельные казачьи полки были объединены в Кавказское Линейное казачье войско.

Черноморскими и линейными казаками было основано несколько десятков слободок, впоследствии станиц Кубани.

В 1860 году произошла реформа в жизни кавказских казачьих войск. Черноморское казачье войско объединили с первыми шестью бригадами Кавказского Линейного войска. Новое образование получило название Кубанское казачье войско.

Каждый народ обладает своими традиционными ценностями, имеет представления о добре и зле, о личном и общественном. Среди ценностей Кубанского казачества всегда стояло православие. Православная вера пронизывала все стороны жизни казачьего войска, станицы, семьи. И поэтому , намного дороже, чем материальный достаток казаки ценили волю. Очень ценились коллективизм и братство. Единство и взаимопомощь были важны и жизненно необходимы казакам. Станичники вместе уходили на службу. Правило «сам погибай, а товарища выручай» редко нарушалось в казачьей среде. Если подобное случалось, позор падал не только на провинившегося, но и на его род, потомков. Друг к другу казаки одного возраста нередко обращались  со словами «брат», «братко».

Защиту Отечества казаки рассматривали как одну из основных, святых обязанностей. Тяжело переживали казаки расставание с родным краем. Обязательное несение военной службы предопределило высокое значение среди казачьих ценностей таких качеств, как отвага, физическая сила и ловкость, выносливость. В кулачных и станичных боях, в скачках и джигитовках закалялся характер, казачья молодежь набиралась сил и сноровки. Отважные и заслуженные казаки, Георгиевские кавалеры пользовались всеобщим уважением.

Высоко ценились в казачьей среде трудолюбие, честность, щедрость. Порицались – жадность, жестокость, воровство. Важная роль отводилась твердым нравственным устоям, трезвому образу жизни. В семейной и станичной жизни характерным было уважительное отношение к старшим, особенно к старикам. К родителям обращались на «Вы».

        Физическое воспитание подрастающего поколения, здоровый образ жизни занимали важное место среди казачьих ценностей. Формирование крепких физических качеств   у подростков поощряли звучащие по вечерам в семейном кругу воинские песни. В них рассказывалось о предстоящих трудных испытаниях – их может выдержать только сильный и здоровый человек.

        

            Для сохранения воинского духа и обучения военному делу казаки ежегодно призывались на месячные лагерные сборы. Казаков учили действиям в конном и пешем строю, обязанностям и правам часового и караульного, обучали правильному уходу за лошадьми, скачкам. Участники соперничали, демонстрируя резвость лошадей, рубку, джигитовку. К необходимым условиям успешного освоения кавалерийского искусства относилась крепкая посадка, смелость, ловкое управление конем, умение брать препятствия, ездить по неровной поверхности и преодолевать водные рубежи. Молодой казак должен был уметь остановить лошадь во время движения, уложить её на бок, поднять и продолжать движение. Особенно трудным было выполнение акробатических упражнений: пролезть под брюхом лошади  во время скачки; делать стойки на голове и руках; вращать шашку, стоя на седле. В движении было необходимо уметь расседлывать и седлать лошадь, выполнять прыжки с поворотом в направлении гривы и крупа лошади, соскальзывать         по боку коня, взявшись руками за подпругу и держа одну ногу в стремени.  Групповая джигитовка включала пирамиду, когда двое всадников сидели в седле, а третий стоял у них на плечах; скачку с преодолением препятствий        втроем на двух лошадях. Отдельный момент джигитовки – рубка шашкой лозы и глиняных массивов. Казаки должны были умело разрубать на скаку тряпичные шары, стрелять по мишеням  и в подкидываемые предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование занятий по истории и традициям Кубанского казачества.

Планирование и разработка занятий по истории и традициям Кубанского казачества....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История и традиции кубанского казачества»

Программа составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» 1-4 классы, допущена департаментом образования и науки...