Занятия 8-18 по истории и традициям Кубанского казачества.
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Занятия 8-18.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatiya_8-18.zip975.24 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие№11.

Дохристианские верования. Языческие духи.

Древние славяне не могли объяснить причин многих природных явлений, поэтому они считали, что всеми этими явлениями (движением солнца и луны, дождем, громом, бурей и т.д.) управляют сверхъестественные силы – боги – и низшие существа – духи. В отличие от богов духи находятся в постоянном взаимодействии с человеком, ежечасно определяя особенности его душевного и психического состояния. В некоторых мифах духи делятся на злых, вредящих человеку (демонов) и добрых, полезных для него (хранителей или помощников). Но считалось, что даже добрые духи могут причинять зло, если их рассердить, поэтому люди старались умилостивить всех духов. Духов было очень  много.

В жизни людей постоянно происходили мелкие и крупные неожиданные вещи: то вдруг горшок упал и разбился, то курицу поленом придавило, то наперсток куда-то запропастился, то печь погасла. Кто же должен быть виновником?

Конечно, кто-то невидимый. Это  дух – Домовой.

 Наиболее  распространенными были духи: покровитель дома – домовой, властелин  леса – леший  и водной стихии – водяной.

Сообщение о домовом

Домовой не злой, а более причудливый проказник. Кого полюбит или чей дом полюбит, тому служит. А уж кого не возлюбит того выживает и, чего доброго со свету сживет. Домовой ходит только в ночи, и особенно перед светом, но, в отличие от прочих не пугается первого крика петуха. Когда хозяева ленивые и нерадивые домовой помогает им запускать хозяйство или мучает людей, сбрасывая их с постели.

        Если люди со своим домовым живут в ладу, то нипочем не следует с ним расставаться: переезжая в новый дом, надо поскрести под порогом, собрать мусор в совок и посыпать его в новой избе: вместе мусором переберется на новое место « хозяин».

          Домовой не любит зеркала…

         Чтобы примириться с рассерженным домовым, следует положить под печку нюхательного табаку, он до него большой охотник.

Домовой – бескрылый. Бестелесный и безрогий дух. Он  живёт в каждом доме. Он не делает зла людям, а только шутит, иногда даже оказывает услуги, если любит хозяев. Перед смертью кого-либо в семействе он воет, стучит, хлопает дверью. По поверью зимой он живёт близ печки, а если у хозяина есть лошади, то на конюшне. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их о несчастье, караулит дом и двор, в противном случае – бьёт и колотит посуду, кричит, топает. Тому,  кого он полюбил,  ночью заплетает волосы в косы, а кого не любит  ночью щиплет до синяков. В народе к домовому относятся с уважением. В разговорах называют дедушкой, хозяином. При переезде непременно просят домового переселиться на новое место.

Сообщение о лешем

     Есть леший в каждом лесу, но особенно любит еловые. Одет он, как человек – обувь у  него перепутана: правый лапоть одет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Бровей и ресниц не видно, он корноухий ( правого уха нет), а волосы зачесаны на лево. Леший отливается, синим цветом, т.к. кровь у него синяя. Леший, когда ходит лесом ростом равняется с самыми высокими деревьями, но в то же время, выходя из леса для прогулок, забав и шуток, он ходит малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Настоящий леший нем, но голосист, умеет петь без слов. Леший умеет хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски – если завел тебя в чащобу леший, надо мысленно и движением сделать вид, что поворачиваешь и идешь  налево, а самому быстро пойти на право – тропинка и отыщется.

        Если хочешь, чтобы леший в лесу, чем-нибудь помог – не дал заблудиться, подвел дичь охотнику, надо написать просьбу на бересте и наколоть на березовый сук.

        У лешего есть помощник  Боли – Башка.

      Дух ягодных мест, живущей в зарослях клюквы да брусники. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий; одёжка – рвань в заплатах. Носик остренький, а глаза не поймешь не то печальные, не то хитрые.

           Прикинется жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную корзинку или еще что-нибудь. Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы не умолял. Уступишь, начнешь о его потери думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать – вскочит Боли - башка на шею, голову петлей стянет, и будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься  - и вовсе пропадешь.

Леший  – лесовик. Власть этого духа ограничивается одними лесами, а жилищем его являются густые камыши и лесные трущобы. Леший как домовой может явиться человеку в разных видах. Но чаще всего он показывается дряхлым стариком. Считается,  что леший любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить и, когда шутка удалась хохотать, хлопать в ладоши. Если кого он заведёт в лес, то чтобы выйти оттуда, надо вывернуть всю одежду наизнанку.

 Рассказ о Лешем.

- В лесу Леший является полноправными неограниченным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, т.е. он даже может проигрывать их в карты соседнему Лешему.

Поет иногда во все горло почти с вечера до полуночи. Он не любит пения петухов и с первым его выкриком немедленно замолкает.

Лешие не столько вредят, сколько проказничают и шумят. Они обводят человека: т.е. всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо “заведут” в такое место, из которого не как не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана,  что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек будет долго кружить по лесу на одном и том же месте. Однако, во всех таких приключениях Леший все-таки не ведет людей на погибель.

От  проказ Лешего можно отделаться, конечно, прежде всего, молитвой. Заблудившемуся  рекомендуется присесть, снять с себя и вывернуть на изнанку одежду и в таком виде надеть ее на себя. Обязательно также правый лапоть надеть на левую ногу, а левый на правую.

Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с Лешим оказываются бессильными. Это день – 4 октября. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.

Однако это добрый дух, если его задобрить жертвой: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб.

- Знаете ли вы какие-нибудь фразеологизмы, связанные с его именем? (“Леший его знает?” - кто его знает; “иди к Лешему” - убирайся; “какого Лешего?” - выражение досады).

И вот, наконец, мы попали в царство вод, где всем владеет водяной. Какой же он? Послушаем  сообщение о водяном.

Сообщение о водяном

  Если с левой полы какого-то человека постоянно капает вода, если место, где он сидел - мокрое, а когда он причесывается, с волос струится вода, то это – водяной.

    На Никиту-гусепролета (16 апр.) водяной просыпается от зимней спячки, и его нужно непременно задобрить. Для этого его угощают, утопляя чужую лошадь и приговаривают: «Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!» Так же бросают ему гуся без головы, которую относят в птичник, чтобы домовой, следящий за поголовьем домашней птицы, не заметил урона.

    Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет, т.е.утопит здесь человека. Женятся водяные на русалках и красивых утопленницах.

        Если по лесу идет грохот и треск падающих деревьев и в то же время далеко раздается во все стороны плеск воды,- это значит, водяные дерутся с лешими.

    Самым опасным для купания считается неделя перед днем Ильи Пророка (2 авг.). В это время водяной ищет себе жертв.

    Если купальщик войдет в реку без креста, да еще в неурочное время, особенно поздней осенью, то можно не сомневаться, его утопит водяной.

       Водяной – дух, обитающий в воде, откуда редко выходит, его любимым местом являются речные омуты близ водяных мельниц.  Народ представлял водяного стариком, покрытым болотной травой. Водяной требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц,  в  разгоне рыб, а иногда он посягает на жизнь человека. Его любимая рыба – сом, на котором он разъезжает, и который доставляет ему утопленников. Он повелевает русалками.

Духов очень много. Это Русалки, Кикиморы, Ведьмы, а так же известные вам по сказкам Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. (На экране появляются картинки с изображением названных духов и мифических существ).

Болотник – злой дух в болоте, старающийся затащить человека в болото.

Болотница – дева-утопленница. Живет на болте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Русалка – дух в облике женщин, живущие в воде. Славяне верили, что это души утопленниц. Иногда они могут выйти из воды на землю и увлечь встречных в воду.

Банник – дух, живущий в бане.  

Испокон веку на Руси баня была и лучшим отдыхом и удовольствием. Баня была в каждом дворе, ставили её поближе к воде. Бани разжигали до красна, раздевались там до наготы, обливались квасом и били себя молодыми прутьями деревьев, а затем обливались водою студёной. В средние века по всей Европе свирепствовали чума и холера. Эти болезни уносили жителей целых городов. И только Русь эти чудовищные болезни обошли стороной. И причиной тому уникальные русские бани. В них  погибала любая  хвороба  и  инфекция. На Руси люди чистоплотные, стремящиеся к здоровому образу жизни. Ходили в баню целыми семьями. Выгоняли болезни и чистоту да красоту! «Баня парит, баня правит» - так говорили на Руси о русской баньке. По народным поверьям, при каждой деревенской бане живёт особый дух – банник. Появляется  он  облике маленького нагого человечка или в виде крохотного, но очень сильного седого старика с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воли приписывают обмороки и несчастные случаи, происходящие в бане. Любимое развлечение банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменки и “стрелять” ими в людей. Может он сделать кое-что и похуже: затащить на горячую печку, содрать клок кожи с живого, но с ним легко поладить: надо оставить баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды и никогда не подгонять друг друга – этого банник не выносит, сердится. Он хранит  баню,  строго следит за соблюдением банного ритуала и сам любит попариться.

Кикимора – злой дух в облике женщины, появляющийся в доме.

Кудияр (чур) – особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады. Теперь только  в детских  играх можно услышать: “Чур, меня!” Это значит, участник игры защищен, и трогать его нельзя. “Чур, меня!” - это старинное заклятье.

Дворовой – покровитель двора мужского пола.

Клетник – дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.

Луговой – дух лугов, помогает косить траву.

Моховой – крошечный  дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.

Овинник – дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время  сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Полевой – дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал  радивым  и  наказывал ленивых.

Ржаница – дух, живший на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.

Хлевник – дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.

Змей – существо, сочетающее в себе свойства пресмыкающегося и человека.  Крылатый  многоголовый  змей,  чудовище  с  3,  6,  9,  а  то  и  с  12  головами,  представитель  злого  начала.

Лихо – дух зла, несчастья.

Оборотень – существо, обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком)

Барабашка. В славянской мифологии это – хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи. Отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того, ни с сего полыхают сапоги. Значит, барабашка вышел на охоту.

Упырь – живой мертвец, существо убивающее людей и сосущее из них кровь и поедающее их.

Итак, мы познакомились с духами, живущими в воображении. Их никто не видел, а только слышал. Но представляли их в образе, близком к человеку. Духи  были, по представлению наших предков, частью их жизни, которую понять и представить себе язычники иначе не могли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование занятий по истории и традициям Кубанского казачества.

Планирование и разработка занятий по истории и традициям Кубанского казачества....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История и традиции кубанского казачества»

Программа составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» 1-4 классы, допущена департаментом образования и науки...