Краеведение как средство патриотического воспитания
статья на тему

Юрчак Ирина Геннадьевна
Из опыта работы по программе "Краеведение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Краеведение как средство патриотического воспитания.

                                           « Если вы знаете историю  места, оно                                                                                                                                                                                                      

                                            становится в десять раз интереснее»

                                                                                                                Д.С. Лихачев

           

          Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но мы все-таки остановились на утверждении, что как и всякое социальное явление патриотизм подлежит воспитанию, а значит, встает вопрос в каком направлении нам нужно двигаться? Кажется, чего проще – есть программы российские, региональные. Отработан механизм их воплощения, разработаны схемы деятельности. Но требования времени заставляют искать новые подходы в  развитии патриотического воспитания, совершенствовать собственное методическое творчество. И на наш взгляд, мощным средством воспитания будущего гражданина – патриота является краеведение.

         На сегодняшний день знания детей о родной земле являются неудовлетворительными. У многих учащихся отсутствует интерес к истории своего народа и гордость за традиции, обычаи. И в нашем учреждении эта проблема существует. Состав  наших воспитанников многонационален, здесь и коряки, и ительмены, и  эвены и т.д. И очень огорчает, когда они не могут рассказать о месте, где проживают, о  истории своего народа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

        И поэтому очень важна  краеведческая работа. Возможности данной работы позволяют объяснить воспитанникам важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны беречь  природу, сохранять и приумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что рассказывает о людях живущих рядом. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны. Ведь нельзя жить без знания прошлого и быть « Иванами, не помнящими родства».

         В течение десяти лет наш педагогический  коллектив успешно работает по  «Патриотическому воспитанию». И приоритетными направлениями являются «Историко-патриотическое», «Социально-правовое ориентирование», «Военно-патриотическое»  и «Краеведение».

         Обобщив пятилетнюю деятельность в области краеведения, нами  была разработана программа по курсу «Краеведение» , которая стала составляющей частью  патриотического воспитания. Программа  расчитана  на 1 год, так как особенностью нашего учреждения является его сезонная работа и ежегодно меняющийся состав воспитанников.                                                                                                                       Вся работа строится в системе и комплексе. Главный принцип – от простого  к сложному, от близкого к далекому. Наиболее активным и эффективным методом познания родного края является экскурсионный метод и, поэтому в своей работе мы широко используем местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, памятные места. В Краевой научной библиотеке и ФГБК «Кроноцком  государственном заповеднике»  проходят тематические встречи, где воспитанники узнают много интересного о животном мире Камчатского края. Посещая Объединенный  краеведческий музей, где сконцентрированы многочисленные экспонаты, отражающие многообразие природы, экономики и культуры своего края, воспитанники приобретают опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры. О  героической обороне Петропавловского порта в 1854 году мы узнаем, побывав в «Военно-историческом музее» .

         Более пяти лет назад у нас в интернате был создан военно-исторический музей. Руководитель музея  И.А.Демин провел огромную работу по сбору и систематизации материала военной тематике и по истории родного края. Музей рационально организован для просмотра, любой его экспонат может стать темой занятия или беседы  «Их именами названы улицы», «Первопроходцы», «Память живет» и т.д. Музейный урок стимулирует интерес, так как источником информации является не только рассказ воспитателя, но и подлинные памятники истории и культуры.

          Незабываемо проходят встречи с ветераном ВОВ В.И.Тарчевским. Мы  услышали рассказ о тех грозных годах устами солдата,  увидели редкие фотографии, подержали в руках настоящие ордена. Воспитанники в торжественной обстановке поздравляли ветерана, читали стихи, пели  песни о войне.

          Мы тесно сотрудничаем с сельской библиотекой. Библиотекари старательно собирают и сохраняют уникальные материалы, посвященные родным местам. Совместно проводим поисковую работу (с периодической печатью, фотографиями) ,собранный материал  оформляем  газетой «Неизвестные страницы». Воспитанники приобщаются к исследовательской деятельности, учатся добывать и использовать информацию из разных источников, учатся ставить цели и подводить итог своей деятельности.

           Также в сельской библиотеке проходят тематические вечера, где воспитанники знакомятся с творчеством камчатских писателей и поэтов, таких как Поротов Г.Г, Коптеев Е.А., Коянто В.В., Килпалин К.В. и др. В фольклорных произведениях народов Камчатки заложено понимание истинных ценностей: уважение к людям, вера в добро и справедливость. Понять этот глубинный смысл воспитанникам и помогает знакомство с корякскими, ительменскими сказками , анализ образов героев и  инсценировки их  ( Килпалин К.В. «Почему у дятла праздничная кухлянка» и др.)  Они  с удовольствием участвуют в  подготовке  костюмов и декораций  к сказкам.

           Не обошли мы стороной и фольклорные праздники народов севера. Многочисленные обряды и обычаи коренных народов севера помогают формировать любовь к родной земле и ярким примером этого являются праздники, с которыми мы знакомили воспитанников. Это корякский праздник «Хололо» и эвенский «Нургэнэк». И конечно, ни один  народный праздник не обходится без игр, песен и  танцев. С воспитанниками разучиваем подвижные игры народов Камчатки, К сожалению, на сегодняшний день почти исчезли из детства народные игры. Видимо , надо помнить, что народные игры как жанр устного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием  наших воспитанников. В настоящее время у нас их не так много, более десяти («Ловкий оленевод», «Сбор ягод», « Оседлай оленя» и др.) , но мы надеемся, что в будущем соберем достаточно материала по данной тематике. Многие девочки, приехавшие из Карагинского и Пенжинского районов, танцуют корякские  народные танцы, что вызывает интерес у других воспитанников. Они активно обучаются этим самобытным танцам. Проживание обучающими обрядов во время праздников помогает создать особую атмосферу восприятия народных традиций Камчатки. А ведь это и есть первые ростки патриотизма.

        При проведении цикла занятий  «В гостях у корякских мастериц» обучающиеся познакомились с историей народного костюма – кухлянка (цвет, орнаментика),с оберегов. На занятиях применяли современные технологические средства ,мультимедийную установку. Создание презентаций ярко представляет художественную форму народной культуры

коряков. Воспитанники  не только созерцали творения мастеров , но и сами активно участвовали в процессе изготовления условной модели кухлянки и оберегов., становились и мастерами, и исследователями, учились нетрадиционным техникам изодеятельности.

         На протяжении нескольких лет мы  участвуем в акции «Покормите птиц».Это определенно социальный опыт, в процессе которого обучающиеся выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность, овладевают коммуникативными навыками. Воспитанники пишут рефераты по теме, изготавливают кормушки для птиц. Ежедневно, во время прогулок кормят птиц, проводят наблюдения за ними. Свои впечатления от увиденного отображают в продуктивной деятельности  рисунках.

         В конце учебного года  мы проводим  викторину «Знаете ли вы свой край?». Здесь обобщаем и уточняем знания  по курсу краеведения  и награждаем знатоков своего края.

           Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес воспитанников к краеведению. Краеведение не только воспитывает любовь к родному краю, его природе, истории , к своему народу, но и формирует высокие духовно-нравственные и культурные потребности, приобщая наших воспитанников к системе важнейших ценностей. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству.

         

                                        Литература.

1. Винтер И.В., Новик Ю.О. «Мода от природы» г .Петропавловск-Камчатский: холдинговая компания. «Новая книга», 2004 – 222 с.

2. Камчатский край. Краеведческий сайт. http://www.kamchatsky-krai.ru/history/

3.Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» Издательство  Творческий центр Сфера. Москва. 2003 – 192 с.

4. Пирагис А.П. «Правители Камчатки « 1700 – 2007: краткий библиографический справочник /Александр Пирагис. Петропавловск – Камчатский: холдинговая компания «Новая книга», 2008 – 112 с.

5. Сергеев В.Д. «Страницы истории Камчатки (дореволюционный период) учебное методическое пособие; управление народного образования Камчатского облисполкома, Камчатский государственный педагогический институт – Петропавловск – Камчатский: Дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение. 1992 – 192 с.

                   

                     

                          Воспитатель  КГКОУ «Камчатская  санаторная школа-интернат»      

                           Юрчак Ирина Геннадьевна

       

     

             

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...

Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....

Научные основы словарно - лексической работы как средства патриотического воспитания.

Формирование патриотического воспитания личности в младшем школьном возрасте представляет собой серьёзную научную проблему, требующую практического решения. В своей статье я опиралась на труды известн...

МУЗЫКАЛЬНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов ра...

Литературное краеведение как средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников.

Литературное краеведение Самарского края   - программа курса внеурочной деятельности....

Краеведение – как средство патриотического воспитания младших школьников

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма игражданственности, так как основы жизнеспособности любо...